Анализ результатов диагностики школьной адаптации учащихся 5-ого класса
В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у учащихся в 5-ом классе в пубертатный период, когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую стрессовую реакцию организма ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»
Анализ результатов диагностики школьной адаптации
учащихся 5-ого класса
за 2020-2021 учебный год
Подготовила: Шевцова Н.А.,
педагог-психолог
Новочернореченский, 2020 г.
В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у учащихся в 5-ом классе в пубертатный период, когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую стрессовую реакцию организма ребенка.
В процессе школьной адаптации происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т.д.
К признакам успешной адаптации относятся:
- удовлетворённость ребёнка процессом обучения;
- легкость усвоения программы;
- высокая степень самостоятельности при выполнении ребёнком учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями как с одноклассниками, так и с учителем.
Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации, основными признаками которой являются:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после каникул – в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики умственной работоспособности, отмечается неадекватность выполнения заданий.
В связи с этим для выявления особенностей протекания этого процесса ежегодно через 6 недель от начала обучения проводится диагностика школьной адаптации пятиклассников в форме индивидуального обследования каждого учащегося по программе компьютерного тестирования и обработки «Диагностика школьной адаптации», которая предназначена для диагностики психо-эмоционального и функционального состояния школьников и риска развития нарушений адаптации. В 2020-2021 учебном году всего обследовано 25 учащихся. В данном анализе представлены общие результаты обследования по классу и указаны сводные показатели общего состояния каждого параметра в группе пятиклассников. Показатели, находящиеся в пределах нормальных адаптационных характеристик, выделены зелёным цветом. Красным - те, которые мешают нормальному протеканию исследуемого процесса.
№ п/п | Компоненты психики | Уровни и особенности развития | Количественный показатель учащихся, % |
1. | Функциональное состояние нервной системы | Ниже нормы Скорость простой зрительно-моторной реакции высокая. Преобладают процессы возбуждения. Функциональные возможности для нормальной адаптации к учебному процессу хорошие, но возможна повышенная чувствительность к стрессу и подверженность развитию тревожных состояний. Время сложной зрительно-моторной реакции замедленно. Когнитивные процессы несколько отстают в развитии от сенсомоторного компонента. | 71 |
Низкий Время простой и сложной зрительно-моторной реакции замедленно. Когнитивные процессы заторможены. | 29 | ||
2. | Школьная мотивация | Норма Хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой. | 43 |
Ниже нормы Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Достаточно благополучно чувствует себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Нравится ощущать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс мало привлекает. | 43 | ||
Низкий Низкая школьная мотивация. Посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия. На уроках часто занимается посторонними делами, играми. Испытывает серьезные затруднения в учебной деятельности. Находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. | 14 | ||
3. | Характер школьной тревожности | Выше нормы Эмоциональное состояние, связанное с различными формами включения учащегося в жизнь школы, можно описать как тревожное. Эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются социальные контакты учащегося (прежде всего - со сверстниками) характеризуется повышенной тревожностью. Существует неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. | . 14 |
Норма Оптимальное эмоциональное состояние. Различные формы включения учащегося в жизнь школы не приводят к повышению тревожности. Переживание стресса при установлении и развитии межличностных контактов незначительно. Сфера успеха и достижений не связана с повышенной тревожностью. Необходимость самораскрытия, демонстрации своих возможностей не вызывает тревоги. | 86 | ||
4. | Самооценка | Адекватная Комфортное состояние, нормальная адаптация, устойчивость социальной позиции, стремление к контактам, оптимизм. | 71 |
Деформированная Завышенная самооценка и установка на лидерство либо заниженная, отсутствие инициативы, неуверенность в себе, впечатлительность и ранимость, вегетативная неустойчивость. | 29 | ||
5. | Психо-эмоциональное состояние | Повышенный Сниженная нервно-психическая устойчивость. Потенциал целесообразной активности снижен, что побуждает насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно действующий волевой самоконтроль, с одной стороны, и сам регулярно истощается. А с другой – не будучи связанным с непосредственным удовлетворением от процесса и результатов деятельности, дополнительно усиливает психическое переутомление. Интенсивная длительная работа, скорее всего, потребует слишком большого напряжения от нервной системы и психики. При этом качество выполнения заданий будет неравноценным в разные периоды времени. Общий эмоциональный тонус: повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность. В стрессовой ситуации вероятно нарушение деятельности. | 14 |
Выше нормы Нервно-психическая устойчивость хорошая. Преобладает установка на активность и действие. Энергоресурсов достаточно для более или менее регулярных «подвигов» в учебе, вспышек активности и напряжения, недоступных большинству других детей. Способен свободно управлять своим вниманием. В условиях мотивированной (интересной) деятельности не испытывает трудностей с оперативным и долговременным запоминанием и последующим воспроизведением. К острым ощущениям, в общем, не стремится. Из стрессовых ситуаций, как правило, выходит с достоинством. | 29 | ||
Норма Учащийся справляется со своими обязанностями в пределах сложившихся требований. В привычной для него обстановке, имея достаточно времени для переключения, переходит от работы к отдыху и обратно, от одного вида деятельности к другому без существенных затруднений. В случае необходимости способен преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого работоспособность надолго снижается. | 57 | ||
6. | Энергетический баланс организма | Выше нормы Перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению | 29 |
Норма Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. | 14 | ||
Ниже нормы Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Имеется не физиологическое истощение, а суммарный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности. | 29 | ||
Низкий Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем организма. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (или обострением) хронических заболеваний. Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям. | 29 | ||
7. | Адаптация (вывод) | Норма Нормальная адаптация. Процесс протекает оптимально, без нарушений. | 29 |
Ниже нормы Средняя степень дезадаптации | 29 | ||
Низкий Серьезная степень дезадаптации | 43 |
Итак, у 29% обучающихся 5-ого класса процесс адаптации протекает на оптимальном уровне, имеющиеся особенности личности и состояния нервной системы не мешают комфортно чувствовать себя в роли ученика и достигать успехов в обучении. Однако большинство пятиклассников (71%) находятся в состоянии неустойчивой адаптации ко второй ступени школьного образования, наблюдается средняя и серьёзная степени дезадаптации. Отмечаются следующие индивидуальные факторы, мешающие успешной адаптации:
- неготовность к обучению в средней школе;
- леворукость;
- сложности нарушений интеллектуальной деятельности;
- недостаточная произвольность нервной системы;
- низкая мотивация учебной деятельности;
- родительское отношение;
- гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность;
- инертность нервной системы;
- недостаточный уровень психологической готовности ко второй ступени школьного образования;
- астенический синдром;
- инфантилизм.
Таким образом, в 5-ом классе большинство школьников имеют признаки дезадаптации и составляют группу риска по отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям, поэтому нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции.