Анализ результатов диагностики школьной адаптации учащихся 5-ого класса

Шевцова Наталья Андреевна

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у учащихся в 5-ом классе в пубертатный период, когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую стрессовую реакцию организма ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_analiz_adaptatsii_pyatiklassnokov_.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»

Анализ результатов диагностики школьной адаптации

учащихся 5-ого класса

за 2020-2021 учебный год

Подготовила: Шевцова Н.А.,

педагог-психолог        

Новочернореченский, 2020 г.

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у учащихся в 5-ом классе в пубертатный период, когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую стрессовую реакцию организма ребенка.

        В процессе школьной адаптации происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т.д.

        К признакам успешной адаптации относятся:

  • удовлетворённость ребёнка процессом обучения;
  • легкость усвоения программы;
  • высокая степень самостоятельности при выполнении ребёнком учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями как с одноклассниками, так и с учителем.

Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации, основными признаками которой являются:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

        

В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после каникул – в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики умственной работоспособности, отмечается неадекватность выполнения заданий.

В связи с этим для выявления особенностей протекания этого процесса ежегодно через 6 недель от начала обучения проводится диагностика школьной адаптации пятиклассников в форме индивидуального обследования каждого учащегося по программе компьютерного тестирования и обработки «Диагностика школьной адаптации», которая предназначена для диагностики психо-эмоционального и функционального состояния школьников и риска развития нарушений адаптации. В 2020-2021 учебном году всего обследовано 25 учащихся. В данном анализе представлены общие результаты обследования по классу и указаны сводные показатели общего состояния каждого параметра в группе пятиклассников. Показатели, находящиеся в пределах нормальных адаптационных характеристик, выделены зелёным цветом. Красным - те, которые мешают нормальному протеканию исследуемого процесса.

№ п/п

Компоненты психики

Уровни и особенности развития

Количественный показатель учащихся, %

1.

Функциональное состояние нервной системы

Ниже нормы Скорость простой зрительно-моторной реакции высокая. Преобладают процессы возбуждения. Функциональные возможности для нормальной адаптации к учебному процессу хорошие, но возможна повышенная чувствительность к стрессу и подверженность развитию тревожных состояний. Время сложной зрительно-моторной реакции замедленно. Когнитивные процессы несколько отстают в развитии от сенсомоторного компонента.

71

Низкий Время простой и сложной зрительно-моторной реакции замедленно. Когнитивные процессы заторможены.

29

2.

Школьная мотивация

Норма Хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

43

Ниже нормы Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Достаточно благополучно чувствует себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Нравится ощущать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы  сформированы в меньшей степени и учебный процесс  мало привлекает.

43

Низкий Низкая школьная мотивация. Посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия. На уроках часто занимается посторонними делами, играми. Испытывает серьезные затруднения в учебной деятельности. Находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

14

3.

Характер школьной тревожности

Выше нормы Эмоциональное состояние, связанное с различными формами включения учащегося в жизнь школы, можно описать как тревожное. Эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются социальные контакты учащегося (прежде всего - со сверстниками) характеризуется повышенной тревожностью. Существует неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

.

14

Норма Оптимальное эмоциональное состояние. Различные формы включения учащегося в жизнь школы не приводят к повышению тревожности. Переживание стресса при установлении и развитии межличностных контактов незначительно. Сфера успеха и достижений не связана с повышенной тревожностью. Необходимость самораскрытия, демонстрации своих возможностей не вызывает тревоги.

86

4.

Самооценка

Адекватная Комфортное состояние, нормальная адаптация, устойчивость социальной позиции, стремление к контактам, оптимизм.

71

Деформированная Завышенная самооценка и установка на лидерство либо заниженная, отсутствие инициативы, неуверенность в себе, впечатлительность и ранимость, вегетативная неустойчивость.

29

5.

Психо-эмоциональное состояние

Повышенный Сниженная нервно-психическая устойчивость. Потенциал целесообразной активности снижен, что побуждает насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно действующий волевой самоконтроль, с одной стороны, и сам регулярно истощается. А с другой – не будучи связанным с непосредственным удовлетворением от процесса и результатов деятельности, дополнительно усиливает психическое переутомление. Интенсивная длительная работа, скорее всего, потребует слишком большого напряжения от нервной системы и психики. При этом   качество  выполнения заданий будет неравноценным в разные периоды времени. Общий эмоциональный тонус: повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность. В стрессовой ситуации вероятно нарушение деятельности.

14

Выше нормы Нервно-психическая устойчивость хорошая. Преобладает установка на активность и действие. Энергоресурсов достаточно для более или менее регулярных «подвигов» в учебе, вспышек активности и напряжения, недоступных большинству других детей. Способен свободно управлять своим вниманием. В условиях мотивированной (интересной) деятельности не испытывает трудностей с оперативным и долговременным запоминанием и последующим воспроизведением. К острым ощущениям, в общем, не стремится. Из стрессовых ситуаций, как правило, выходит с достоинством.

29

Норма Учащийся справляется со своими обязанностями в пределах сложившихся   требований. В привычной для него обстановке, имея достаточно времени для переключения, переходит от работы к отдыху и обратно, от одного вида деятельности к другому без существенных затруднений. В случае необходимости способен преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого работоспособность надолго снижается.

57

6.

Энергетический баланс организма

Выше нормы Перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению 

29

Норма Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

14

Ниже нормы Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Имеется не физиологическое истощение, а суммарный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности.

29

Низкий Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем организма. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (или обострением) хронических заболеваний. Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.

29

7.

Адаптация (вывод)

Норма Нормальная адаптация. Процесс протекает оптимально, без нарушений.

29

Ниже нормы Средняя степень дезадаптации

29

Низкий Серьезная степень дезадаптации

43

        

Итак, у 29% обучающихся 5-ого класса процесс адаптации протекает на оптимальном уровне, имеющиеся особенности личности и состояния нервной системы не мешают комфортно чувствовать себя в роли ученика и достигать успехов в обучении. Однако большинство пятиклассников (71%) находятся в состоянии неустойчивой адаптации ко второй ступени школьного образования, наблюдается средняя и серьёзная степени дезадаптации. Отмечаются следующие индивидуальные факторы, мешающие успешной адаптации:

  • неготовность к обучению в средней школе;
  • леворукость;
  • сложности нарушений интеллектуальной деятельности;
  • недостаточная произвольность нервной системы;
  • низкая мотивация учебной деятельности;
  • родительское отношение;
  • гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность;
  • инертность нервной системы;
  • недостаточный уровень психологической готовности ко второй ступени школьного образования;
  • астенический синдром;
  • инфантилизм.

Таким образом, в 5-ом классе большинство школьников имеют признаки дезадаптации и составляют группу риска по отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям, поэтому нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции.