Аналитический отчет о работе педагога-психолога

Шевцова Наталья Андреевна

содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчет о работе педагога-психолога

МБОУ «Чернореченская СОШ №1» Н.А. Шевцова

за 2022-2023 учебный год

Цель работы на год - содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.                        

          Задачи, способствующие достижению цели:                                                                                                                                                                                              

  • осуществление своевременной диагностики и выявление психо-физических отклонений, требующих коррекции;                          
  • проведение коррекционно-развивающей работы по результатам диагностики;                                                                                        
  • осуществление психопрофилактической деятельности;                                                                                                                                                
  • организация и проведение просветительской и консультативной деятельности.

Приоритеты в работе:

  • оказание психологической помощи всем участникам воспитательно-образовательного процесса в формировании полноценной социализированной личности ребенка с ОВЗ;
  • участие в создании благоприятного психологического климата в школе.

Достижению поставленной цели, решению перечисленных задач и следованию приоритетов в работе способствовали несколько направлений: диагностика, консультирование и просвещение, коррекция и развитие, профилактика и учебно-методическая деятельность.

Так, одним из видов работы по направлению «Коррекция и развитие» стали индивидуальные и групповые занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для  учащихся  коррекционно-развивающее обучение. Эта сфера деятельности и была выбрана мною для исследования.

  1. Цель – выявление уровня развития познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка, контроль адаптации, отбор учащихся, нуждающихся в коррекции и развитии данных процессов.

Объект исследования – учащиеся КРО классов.

Предмет исследования – особенности познавательной деятельности и личностной сферы ученика.

Гипотеза – благодаря проведенному исследованию можно выявить индивидуально-психологические особенности и личностный потенциал каждого ученика, повысить эффективность коррекционно-развивающей программы, достичь положительной динамики в развитии психомоторики и сенсорных процессов учащихся, что является базовым условием для успешной деятельности учеников в усвоении учебной программы.

  1. Выбор психодиагностических методик,  разработчик, диагност.

Для проведения исследования мною была выбрана программа компьютерной обработки и тестирования блока психологических тестов «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников» Программа включает следующие блоки психологических методик:

  • Особенности познавательной деятельности
  1. Цветные прогрессивные матрицы Равена
  2. Методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» (методика Л.И.Переслени, В.Л.Подобеда)
  3. Корректурная проба (буквенный вариант)
  4. Тест «Телевизор» (авторы М.В.Луткина, Е.К.Лютова)
  5. Методика исследования словесно-логического мышления Замбацявичене Э.Ф.
  • Особенности личностной сферы
  1. Тест тревожности А.М.Прихожан
  2. Методика «Домики» О.А.Ореховой
  3. Методика изучения мотивации М.Р.Гинзбурга

Диагност – педагог-психолог Шевцова Н.А.

  1. Представление результатов исследования.

№п/п

Параметры исследования

Уровни развития, %

высокий

средний

низкий

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

1.

Познавательная деятельность

_

_

50%

70%

_

_

2.

Прогностическая деятельность

66%

100%

11%

_

22%

_

3.

Внимание (продуктивность, точность, устойчивость)

_

11%

55%

33%

44%

55%

4.

Словесно-логическое мышление

11%

22%

33%

55%

55%

22%

5.

Память

_

_

77%

100%

22%

_

6.

Тревожность

11%

22%

88%

77%

_

_

7.

Эмоциональная сфера

_

_

77%

44%

22%

55%

8.

Учебная мотивация

44%

11%

44%

77%

11%

11%

  1. Анализ полученных данных.

Согласно результатам рассмотрим анализ полученных данных по каждому параметру.

  • Познавательная деятельность.

Общий уровень развития на начало и конец учебного года соответствует средним показателям, что находится в пределах возрастной нормы учащихся начального звена.

  • Прогностическая деятельность.

Наблюдается положительная динамика общего уровня развития: к концу учебного года все дети, посещающие занятия по психомоторике, достигли высоких показателей (использование рациональных стратегий, наличие высокой скорости прогнозирования и наименьшего количества ошибочных предсказаний по тесту).

  • Внимание.

На начало учебного года общий уровень развития соответствовал низким и средним показателям. Согласно методике ошибки при выполнении связаны как с утомляемостью, так и с отвлекаемостью.

На конец учебного года общий уровень развития у некоторых учащихся достиг средних и у одного ученика – высоких показателей. Это свидетельствует об улучшении способности длительное время концентрироваться на задании и выполнять его с высокой точностью. Однако у 50% учеников показатели остались на низком уровне либо ухудшились, что может свидетельствовать о компенсируемом состоянии усталости и утомляемости к концу учебного года.

  • Словесно-логическое мышление.

Наблюдается положительная динамика общего уровня развития данного познавательного процесса по всем показателям: низкие показатели снизились на 30%, средние улучшились на 20%, высокие – на 10% соответственно.

  • Память.

Общий уровень развития на начало и конец учебного года имеет положительную динамику: все дети, посещающие занятия по психомоторике, достигли средних показателей. Это соответствует возрастной норме развития памяти.

  • Тревожность.

На начало учебного года общий уровень тревожности у большинства детей имел средние и один ребенок – высокие показатели. К концу года результаты ухудшились в среднем на 10%.  Что может свидетельствовать о сильных переживаниях случаев неуспешности в учебной деятельности.

  • Эмоциональная сфера.

Динамика общего уровня развития этого показателя также носит отрицательный характер: количество средних значений уменьшилось на 30%, низких – увеличилось на 30% соответственно. Это свидетельствует о преобладании у детей повышенного уровня непродуктивной напряженности, сниженной нервно-психической устойчивости. В эмоциональной сфере имеет место: незначительное отклонение от нормы, непродуктивная напряженность, зажатость, нестабильность, утомляемость, преобладание негативных и астенических переживаний, компенсируемое состояние усталости.

  • Учебная мотивация.

Общий уровень учебной мотивации в начале и конце учебного года в большинстве своем находился в пределах возрастной нормы. Однако наблюдается снижение высоких показателей на 30%.

  1. Выводы и рекомендации.

Проведенное исследование способствовало выявлению индивидуально-психологических особенностей и личностного потенциала каждого ученика, повысило эффективность коррекционно-развивающей программы, что помогло достичь положительной динамики в развитии психомоторики и сенсорных процессов учащихся начального звена.

Однако сделать вывод о том, что этого достаточно для обеспечения психологических условий охраны здоровья личности учащихся, нельзя. Несмотря на положительную динамику в развитии познавательной сферы, личностные характеристики (тревожность, эмоциональная и мотивационная сферы) имеют регрессивные показатели. Наблюдается снижение потенциала целесообразной активности, что побуждает учащихся насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно действующий волевой самоконтроль, с одной стороны, и сам регулярно истощается. А с другой – не будучи связанным с непосредственным удовлетворением от процесса и результатов деятельности, дополнительно усиливает психическое переутомление. Интенсивная длительная работа, скорее всего, требует от учеников слишком большого напряжения от нервной системы и психики. При этом   качество  выполнения заданий становится неравноценным в разные периоды времени. Общий эмоциональный тонус характеризуется повышенной возбудимостью, тревожностью, неуверенностью. В стрессовой ситуации наблюдается нарушение деятельности.

        Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Имеется не физиологическое истощение, а суммарный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности. Эти показатели к концу года ухудшаются, что приводит к истощению организма, снижению учебной мотивации.

Это свидетельствует о появлении к концу года нежелания принимать статус ученика, возможно возвращение к преобладанию позиционных и игровых мотивов. В такой ситуации ребенок ходит в школу, чтобы получать отметки, за которые хвалят родители и учитель, собственного желания ходить в школу не проявляет, часто выполняет задания только по принуждению, чтобы поддержать свой статус в глазах детей и взрослых. В будущем такая ситуация будет мешать успешной деятельности учеников в усвоении учебной программы, способствовать появлению негативного поведения.

        Таким образом, существует необходимость уделять внимание не только развитию познавательных процессов, но и сохранению психологического здоровья и развитию личности ученика.

Рекомендации.

1. Для развития продуктивности, точности, устойчивости, концентрации внимания необходимо:

- тренировка внимания;

- поддержание спокойной обстановки для работы, не допускать перегрузок и утомления;

 - для лучшей мобилизации, настроя на работу важно регулярное соблюдение режима, начинать приготовление уроков в одно и то же время;

 - подготовка всего необходимого для выполнения уроков заранее;

 - обязательное использование приемов расслабления или двигательной разрядки в перерывах между сложными видами работы;

 - развитие навыков самоконтроля, самопроверки выполненной работы.

        2. Для оптимизации эмоционального состояния и работоспособности ребенка  необходимо:

- диагностика причин ухудшения состояния и изменение окружающей среды, негативно влияющей на ребенка и способствующей его невротизации;

- нормализация отношения к нему со стороны взрослых (коррекция стиля воспитания);

- нормализация общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок;

- регулярное посещение комнаты психологической разгрузки.

        3. Для снижения тревожности и повышению учебной мотивации необходимо:

- использование методов и приемов индивидуальной и групповой коррекции тревожности;

- создание и поддержание ситуаций успеха учащихся;

- использование методов и приемов на сплочение коллектива.

Педагог-психолог_______                                                                                Шевцова Н.А.