Аналитический отчет о работе педагога-психолога
содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет о работе педагога-психолога
МБОУ «Чернореченская СОШ №1» Н.А. Шевцова
за 2022-2023 учебный год
Цель работы на год - содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи, способствующие достижению цели:
- осуществление своевременной диагностики и выявление психо-физических отклонений, требующих коррекции;
- проведение коррекционно-развивающей работы по результатам диагностики;
- осуществление психопрофилактической деятельности;
- организация и проведение просветительской и консультативной деятельности.
Приоритеты в работе:
- оказание психологической помощи всем участникам воспитательно-образовательного процесса в формировании полноценной социализированной личности ребенка с ОВЗ;
- участие в создании благоприятного психологического климата в школе.
Достижению поставленной цели, решению перечисленных задач и следованию приоритетов в работе способствовали несколько направлений: диагностика, консультирование и просвещение, коррекция и развитие, профилактика и учебно-методическая деятельность.
Так, одним из видов работы по направлению «Коррекция и развитие» стали индивидуальные и групповые занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся коррекционно-развивающее обучение. Эта сфера деятельности и была выбрана мною для исследования.
- Цель – выявление уровня развития познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка, контроль адаптации, отбор учащихся, нуждающихся в коррекции и развитии данных процессов.
Объект исследования – учащиеся КРО классов.
Предмет исследования – особенности познавательной деятельности и личностной сферы ученика.
Гипотеза – благодаря проведенному исследованию можно выявить индивидуально-психологические особенности и личностный потенциал каждого ученика, повысить эффективность коррекционно-развивающей программы, достичь положительной динамики в развитии психомоторики и сенсорных процессов учащихся, что является базовым условием для успешной деятельности учеников в усвоении учебной программы.
- Выбор психодиагностических методик, разработчик, диагност.
Для проведения исследования мною была выбрана программа компьютерной обработки и тестирования блока психологических тестов «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников» Программа включает следующие блоки психологических методик:
- Особенности познавательной деятельности
- Цветные прогрессивные матрицы Равена
- Методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» (методика Л.И.Переслени, В.Л.Подобеда)
- Корректурная проба (буквенный вариант)
- Тест «Телевизор» (авторы М.В.Луткина, Е.К.Лютова)
- Методика исследования словесно-логического мышления Замбацявичене Э.Ф.
- Особенности личностной сферы
- Тест тревожности А.М.Прихожан
- Методика «Домики» О.А.Ореховой
- Методика изучения мотивации М.Р.Гинзбурга
Диагност – педагог-психолог Шевцова Н.А.
- Представление результатов исследования.
№п/п | Параметры исследования | Уровни развития, % | |||||
высокий | средний | низкий | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1. | Познавательная деятельность | _ | _ | 50% | 70% | _ | _ |
2. | Прогностическая деятельность | 66% | 100% | 11% | _ | 22% | _ |
3. | Внимание (продуктивность, точность, устойчивость) | _ | 11% | 55% | 33% | 44% | 55% |
4. | Словесно-логическое мышление | 11% | 22% | 33% | 55% | 55% | 22% |
5. | Память | _ | _ | 77% | 100% | 22% | _ |
6. | Тревожность | 11% | 22% | 88% | 77% | _ | _ |
7. | Эмоциональная сфера | _ | _ | 77% | 44% | 22% | 55% |
8. | Учебная мотивация | 44% | 11% | 44% | 77% | 11% | 11% |
- Анализ полученных данных.
Согласно результатам рассмотрим анализ полученных данных по каждому параметру.
- Познавательная деятельность.
Общий уровень развития на начало и конец учебного года соответствует средним показателям, что находится в пределах возрастной нормы учащихся начального звена.
- Прогностическая деятельность.
Наблюдается положительная динамика общего уровня развития: к концу учебного года все дети, посещающие занятия по психомоторике, достигли высоких показателей (использование рациональных стратегий, наличие высокой скорости прогнозирования и наименьшего количества ошибочных предсказаний по тесту).
- Внимание.
На начало учебного года общий уровень развития соответствовал низким и средним показателям. Согласно методике ошибки при выполнении связаны как с утомляемостью, так и с отвлекаемостью.
На конец учебного года общий уровень развития у некоторых учащихся достиг средних и у одного ученика – высоких показателей. Это свидетельствует об улучшении способности длительное время концентрироваться на задании и выполнять его с высокой точностью. Однако у 50% учеников показатели остались на низком уровне либо ухудшились, что может свидетельствовать о компенсируемом состоянии усталости и утомляемости к концу учебного года.
- Словесно-логическое мышление.
Наблюдается положительная динамика общего уровня развития данного познавательного процесса по всем показателям: низкие показатели снизились на 30%, средние улучшились на 20%, высокие – на 10% соответственно.
- Память.
Общий уровень развития на начало и конец учебного года имеет положительную динамику: все дети, посещающие занятия по психомоторике, достигли средних показателей. Это соответствует возрастной норме развития памяти.
- Тревожность.
На начало учебного года общий уровень тревожности у большинства детей имел средние и один ребенок – высокие показатели. К концу года результаты ухудшились в среднем на 10%. Что может свидетельствовать о сильных переживаниях случаев неуспешности в учебной деятельности.
- Эмоциональная сфера.
Динамика общего уровня развития этого показателя также носит отрицательный характер: количество средних значений уменьшилось на 30%, низких – увеличилось на 30% соответственно. Это свидетельствует о преобладании у детей повышенного уровня непродуктивной напряженности, сниженной нервно-психической устойчивости. В эмоциональной сфере имеет место: незначительное отклонение от нормы, непродуктивная напряженность, зажатость, нестабильность, утомляемость, преобладание негативных и астенических переживаний, компенсируемое состояние усталости.
- Учебная мотивация.
Общий уровень учебной мотивации в начале и конце учебного года в большинстве своем находился в пределах возрастной нормы. Однако наблюдается снижение высоких показателей на 30%.
- Выводы и рекомендации.
Проведенное исследование способствовало выявлению индивидуально-психологических особенностей и личностного потенциала каждого ученика, повысило эффективность коррекционно-развивающей программы, что помогло достичь положительной динамики в развитии психомоторики и сенсорных процессов учащихся начального звена.
Однако сделать вывод о том, что этого достаточно для обеспечения психологических условий охраны здоровья личности учащихся, нельзя. Несмотря на положительную динамику в развитии познавательной сферы, личностные характеристики (тревожность, эмоциональная и мотивационная сферы) имеют регрессивные показатели. Наблюдается снижение потенциала целесообразной активности, что побуждает учащихся насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно действующий волевой самоконтроль, с одной стороны, и сам регулярно истощается. А с другой – не будучи связанным с непосредственным удовлетворением от процесса и результатов деятельности, дополнительно усиливает психическое переутомление. Интенсивная длительная работа, скорее всего, требует от учеников слишком большого напряжения от нервной системы и психики. При этом качество выполнения заданий становится неравноценным в разные периоды времени. Общий эмоциональный тонус характеризуется повышенной возбудимостью, тревожностью, неуверенностью. В стрессовой ситуации наблюдается нарушение деятельности.
Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Имеется не физиологическое истощение, а суммарный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности. Эти показатели к концу года ухудшаются, что приводит к истощению организма, снижению учебной мотивации.
Это свидетельствует о появлении к концу года нежелания принимать статус ученика, возможно возвращение к преобладанию позиционных и игровых мотивов. В такой ситуации ребенок ходит в школу, чтобы получать отметки, за которые хвалят родители и учитель, собственного желания ходить в школу не проявляет, часто выполняет задания только по принуждению, чтобы поддержать свой статус в глазах детей и взрослых. В будущем такая ситуация будет мешать успешной деятельности учеников в усвоении учебной программы, способствовать появлению негативного поведения.
Таким образом, существует необходимость уделять внимание не только развитию познавательных процессов, но и сохранению психологического здоровья и развитию личности ученика.
Рекомендации.
1. Для развития продуктивности, точности, устойчивости, концентрации внимания необходимо:
- тренировка внимания;
- поддержание спокойной обстановки для работы, не допускать перегрузок и утомления;
- для лучшей мобилизации, настроя на работу важно регулярное соблюдение режима, начинать приготовление уроков в одно и то же время;
- подготовка всего необходимого для выполнения уроков заранее;
- обязательное использование приемов расслабления или двигательной разрядки в перерывах между сложными видами работы;
- развитие навыков самоконтроля, самопроверки выполненной работы.
2. Для оптимизации эмоционального состояния и работоспособности ребенка необходимо:
- диагностика причин ухудшения состояния и изменение окружающей среды, негативно влияющей на ребенка и способствующей его невротизации;
- нормализация отношения к нему со стороны взрослых (коррекция стиля воспитания);
- нормализация общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок;
- регулярное посещение комнаты психологической разгрузки.
3. Для снижения тревожности и повышению учебной мотивации необходимо:
- использование методов и приемов индивидуальной и групповой коррекции тревожности;
- создание и поддержание ситуаций успеха учащихся;
- использование методов и приемов на сплочение коллектива.
Педагог-психолог_______ Шевцова Н.А.