Я - первоклассник

Шевцова Наталья Андреевна

Рабочая программа по адаптаии первокласскиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-pervoklassnik.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»

ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Ответственный за реализацию:

Педагог-психолог: Шевцова Н.А.

2021-2022 учебный год.

Пояснительная записка

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Цель настоящей программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
  2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
  4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
  5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
  6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
  7. Профилактика школьной дезадаптации.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек.

Пространственно-временная организация

Продолжительность занятий: 40 минут.

Периодичность встреч: 2 раза в неделю, в течение 4 месяцев.

Календарно-тематический план «Адаптация первоклассников»

Тема

Цель

Дата

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

Занятие 1. «Вводное. С днем рождения, группа!»

создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрыть правила общения в группе.

Занятие 2. «Я и мое имя».

формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности, создать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость.

Занятие 3. «Школьные правила».

содействовать осознанию позиции школьника, познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, способствовать формированию познавательных и личностных УУД.

Занятие 4. «Собираем портфель».

помощь обучающимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении, развитие познавательных и личностных УУД.

Занятие 5. «Школьные оценки».

помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации.

Занятие 6. «Подсказки и списывание».

содействовать осознанию школьных норм и правил, развитие познавательных и личностных УУД.

Занятие 7. «Что такое хорошо?»

формирование личностных УУД, раскрыть перед обучающимися понятия «плохо» и «хорошо»; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; совершенствование коммуникативных умений и навыков; развивать умение понимать правила и нормы поведения.

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Занятие 8. «Мои эмоции».

знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга.

Занятие 9. "Мое настроение"

«Конверты "Радости" и "Огорчений"».

познакомить с понятием настроение; развивать умение управлять своим настроением; формирование коммуникативных УУД, снятие психо-эмоционального напряжения.

Занятие 10. «Радость – одна на всех».

знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, формирование коммуникативных УУД.

Занятие 11. «Чудо-дерево».

знакомство с эмоцией удивления; закрепление мимических навыков.

Занятие 12. «Наши страхи».

познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения.

Занятие 13. «Грусть и печаль».

рассмотреть особенности содержательного наполнения грусти и печали; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; формировать чувство товарищества, взаимопомощи, формирование коммуникативных и познавательных УУД;

Занятие 14. «Я контролирую себя».

формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

Занятие 15. «Дерево дружбы»

формирование коммуникативных и личностных УУД, создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности, сплочение классного коллектива, создание благоприятного психологического климата в классе.