Я - первоклассник
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»
ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Ответственный за реализацию:
Педагог-психолог: Шевцова Н.А.
2021-2022 учебный год.
Пояснительная записка
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Цель настоящей программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
- Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
- Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
- Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
- Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
- Профилактика школьной дезадаптации.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек.
Пространственно-временная организация
Продолжительность занятий: 40 минут.
Периодичность встреч: 2 раза в неделю, в течение 4 месяцев.
Календарно-тематический план «Адаптация первоклассников»
№ | Тема | Цель | Дата |
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни | |||
Занятие 1. «Вводное. С днем рождения, группа!» | создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрыть правила общения в группе. | ||
Занятие 2. «Я и мое имя». | формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности, создать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость. | ||
Занятие 3. «Школьные правила». | содействовать осознанию позиции школьника, познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, способствовать формированию познавательных и личностных УУД. | ||
Занятие 4. «Собираем портфель». | помощь обучающимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении, развитие познавательных и личностных УУД. | ||
Занятие 5. «Школьные оценки». | помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации. | ||
Занятие 6. «Подсказки и списывание». | содействовать осознанию школьных норм и правил, развитие познавательных и личностных УУД. | ||
Занятие 7. «Что такое хорошо?» | формирование личностных УУД, раскрыть перед обучающимися понятия «плохо» и «хорошо»; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; совершенствование коммуникативных умений и навыков; развивать умение понимать правила и нормы поведения. | ||
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы | |||
Занятие 8. «Мои эмоции». | знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга. | ||
Занятие 9. "Мое настроение" «Конверты "Радости" и "Огорчений"». | познакомить с понятием настроение; развивать умение управлять своим настроением; формирование коммуникативных УУД, снятие психо-эмоционального напряжения. | ||
Занятие 10. «Радость – одна на всех». | знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, формирование коммуникативных УУД. | ||
Занятие 11. «Чудо-дерево». | знакомство с эмоцией удивления; закрепление мимических навыков. | ||
Занятие 12. «Наши страхи». | познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения. | ||
Занятие 13. «Грусть и печаль». | рассмотреть особенности содержательного наполнения грусти и печали; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; формировать чувство товарищества, взаимопомощи, формирование коммуникативных и познавательных УУД; | ||
Занятие 14. «Я контролирую себя». | формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. | ||
Занятие 15. «Дерево дружбы» | формирование коммуникативных и личностных УУД, создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности, сплочение классного коллектива, создание благоприятного психологического климата в классе. |