Анализ работы психологической службы
Предварительный просмотр:
Анализ работы психологической службы
в МБДОУ «Детский сад №18»
Целью психологической службы МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Детский сад №18» является сохранение психологического здоровья воспитанников, создание благоприятного социально-психологического климата в дошкольном учреждении и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
Работа педагога-психолога ведется на основании годового плана работы и строится в соответствии со следующими задачами:
- повышение психологической компетентности родителей и педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения ребёнка на всех этапах его развития;
- создание благоприятных условий в период адаптации детей при поступлении в детский сад;
- развитие нравственных качеств, коммуникативных навыков, умений распознавать и корректировать свои эмоциональные переживания;
- развитие мелкой моторики, познавательной сферы дошкольников.
- сохранение психологического здоровья детей.
Психологическая деятельность осуществляется по следующим видам:
- организационно-методическая работа
- диагностическая работа
- консультационная работа
- коррекционно-восстановительная и развивающая работа
- психологическое просвещение и профилактика
Работа проводится по трем направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
Педагог-психолог Лень Т.С. в течение ученого года охватывет работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями, взаимодействует с другими службами и организациями (психолого-медико-педагогической комиссией, методистом отдела образования, педагогами-психологами Доу города).
Главным принципом работы педагога - психолога является оказание помощи педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношения к своим возможностям, формирование уверенности в себе. Количество охваченных групп - 10 групп. Количество охваченных педагогов – 24 человек.
Работа с детьми направлена на социальную адаптацию детей, подготовку детей к школьному обучению, развитие эмоциональной сферы, познавательных и творческих способностей, и проводится в форме индивидуальных и групповых занятий.
В течении учебного года заполняется рабочая документация, пополняется база диагностического инструментария, осуществляется подготовка к индивидуально–групповой работе, проводится анализ психолого–педагогической литературы, пополняется библиотека кабинета, подготавливаются рекомендации для родителей и педагогов на различные тематики.
Для получения качественной информации применяются такие методы работы: наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни, беседы с педагогами и родителями, анкетирование и тестирование детей и взрослых. В большинстве случаев выполняется индивидуальное диагностирование, а не групповое.
С целью психологического просвещения и профилактики организована работа информационного характера. В течение года подготавливается различная информация. Рекомендации и консультации размещаются на сайте МБДОУ (официальная страница детского сада), также в раздевалках групповых комнат, который периодически обновляется содержательным материалом. В работе, как с педагогами, так и с родителями, наиболее эффективными являются индивидуальные консультации. Для педагогов и родителей проводятся консультации, основанные на вопросах взаимодействия с детьми и развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.
Одним из направлений деятельности педагога-психолога МБДОУ, является работа с детьми первой младшей группы. Осуществляется помощь в адаптации детей к детскому саду, в налаживании взаимоотношений со сверстниками. В начале учебного года идет наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей первой младшей группы к условиям детского сада. Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещают дошкольное учреждение, в результате чего адаптационный период затягивается. Психолог проводит консультации для воспитателей и родителей.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе, является актуальной проблемой в наше время. Важными показателями готовности к обучению в школе является психологическая готовность. В подготовительной к школе группе в течение учебного года изучается уровень готовности детей к школьному обучению. По результатам обследования на начало учебного года видна необходимость коррекционно - развивающей работы с детьми с низким уровнем готовности к школьному обучению. Поэтому в течение учебного года с детьми проводится коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, занятия по подготовке к школе. Даются рекомендации воспитателям и родителям, по формированию интеллектуальной, личностной и мотивационной готовности к школе.
Психокоррекционная и развивающая работа
Коррекционная и развивающая работа с детьми (индивидуальная) ведется по результатам диагностики, по запросам родителей и по запросам педагогов. В работе психологом используются различные программы (упражнения), направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, поведенческих аспектов.
Коррекционно-развивающие программы : А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», С.В. Лесина; Т.Н. Снисаренко «Коррекционно-развивающие занятия» (комплекс мероприятий по развитию воображения и снижению детской агрессии), Н.Л. Калашникова «Картотека эмоционально-развивающих игр» (серия «Хочу в школу»), Г.Е. Овсянникова «Тропинка к школе» (программа развивающих занятий).
В результате проведённой работы и по результатам диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошло устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья детей. В целом выстроенная система работы позволила оказать помощь и поддержку всем участникам образовательного процесса.
Психологическое консультирование и просвещение
Важным направлением в работе педагога-психолога дошкольного учреждения является консультативная и просветительская работа, как с педагогами, так и с родителями. В рамках данного направления проводится консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики, по индивидуальным запросам, по возникающим проблемам.
Работа данного направления планируется и проводится в форме консультаций. В работе с родителями большое внимание уделяется формированию доброжелательных, доверительных отношений в семье и с ребёнком. Используются следующие формы работы: родительские собрания, индивидуальные консультации, размещение информации в папках-передвижках групповых комнат.
В течение учебного года психолог проводит консультационную работу с родителями и педагогами по следующим темам::
«Адаптация ребенка к условиям детского сада» | Родительское собрание (дистанционно) | Родители | сентябрь |
«Особенности современных детей» | Родительское собрание (дистанционно) | Родители | сентябрь |
«Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе» | Родительское собрание (дистанционно) | Родители | сентябрь |
«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» | Родительское собрание (дистанционно) | Родители | сентябрь |
«Адаптация - что это такое?» «Рекомендации родителям по вопросам подготовки ребенка к посещению детсада» | Консультация | Родители | сентябрь |
«Если у Вашего ребенка высокие способности» «Воображаемые друзья» | Консультация | Родители Воспитатели | октябрь |
«Кризис пяти лет» «Почему дети обманывают» | Консультация | Родители | ноябрь |
«Кризис семи лет» «Роль искусства в развитии ребенка» | Консультация | Родители | декабрь |
«Зачем нужен психологв детском саду» «Искусство быть родителем» | Консультация | Родители | январь |
«Мотивационная готовность детей к школе» «Как уберечь ребенка от плохих слов» | Консультация | Воспитатели Родители | февраль |
«10 «НЕЛЬЗЯ» для родителей» «Детские страхи: причины и последствия» | Консультация | Родители | Март (дистанционно) |
«Как справиться с детскими эмоциями» «Дружная семья-здоровый ребенок» | Консультация | Родители | апрель (дистанционно) |
«Песочные игры» «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу». | Консультация | Родители | Май (дистанционно) |
Выводы: в результате консультационной работы возросла психолого-педагогическая компетентность педагогов и родителей, в вопросах воспитания детей; было достигнуто взаимопонимание о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.
Организационно-методическая работа
Работа педагога-психолога ведется по следующим направлениям: планирование работы на следующий учебный год, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, развивающей и консультативной работы; составление дидактического и раздаточного материала к занятиям, оформление стендовой информации и работа по самообразованию.
В течение учебного года проводится:
- обработка и анализ полученных результатов;
- подготовка к индивидуально-групповой работе;
- подготовка и заполнение отчетной документации;
- подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами (в т.ч. к родительским собраниям);
- подбор методического и игрового материала;
- подготовка «Республиканской недели психологии»;
- подготовка семинара для педагогов-психологов района;
- составление годового отчета;
- участие в МО района (дистанционно);
- участие в профессиональных конкурсах;
- опубликование своих работ на сайтах;
- оформление кабинета педагога-психолога.
В соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.
Тенденции:
Положительные: созданная система психологического сопровождения в МБДОУ помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. В результате проведения коррекционно- развивающей работы повысились показатели познавательной сферы у дошкольников. Отрицательные: работа, запланированная в соответствии с циклограммой на учебный год выполнена не полном объеме.