Анализ работы психологической службы

Лень Татьяна Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_deyatelnosti_psihologa_2024_god.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы психологической службы

 в МБДОУ «Детский сад №18»

Целью психологической службы МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Детский сад №18» является сохранение психологического здоровья воспитанников, создание благоприятного социально-психологического климата в дошкольном учреждении и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.

Работа педагога-психолога ведется на основании годового плана работы и строится в соответствии со следующими задачами:

        - повышение психологической компетентности родителей и педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения ребёнка на всех этапах его развития;

- создание благоприятных условий в период адаптации детей при поступлении в детский сад;

- развитие нравственных качеств, коммуникативных навыков, умений распознавать и корректировать свои эмоциональные переживания;

- развитие мелкой моторики, познавательной сферы дошкольников.

- сохранение психологического здоровья детей.

        Психологическая деятельность осуществляется по следующим видам:

- организационно-методическая работа

- диагностическая работа

- консультационная работа

- коррекционно-восстановительная и развивающая работа

- психологическое просвещение и профилактика

Работа проводится по трем направлениям:

- Работа с детьми

- Работа с родителями

- Работа с педагогами

Педагог-психолог Лень Т.С. в течение ученого года охватывет работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями, взаимодействует с другими службами и организациями (психолого-медико-педагогической комиссией, методистом отдела образования, педагогами-психологами Доу города).

Главным принципом работы педагога - психолога является оказание помощи педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношения к своим возможностям, формирование уверенности в себе. Количество охваченных групп -  10 групп. Количество охваченных педагогов – 24 человек.

Работа с детьми  направлена на социальную адаптацию детей, подготовку детей к школьному обучению, развитие эмоциональной сферы, познавательных и творческих способностей, и проводится в форме индивидуальных и групповых занятий.

В течении учебного года заполняется рабочая документация, пополняется база диагностического инструментария, осуществляется подготовка к индивидуально–групповой работе, проводится анализ психолого–педагогической литературы, пополняется библиотека кабинета, подготавливаются рекомендации для родителей и педагогов на различные тематики.

Для получения качественной информации применяются такие методы работы: наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни, беседы с педагогами и родителями, анкетирование и тестирование детей и взрослых. В большинстве случаев выполняется индивидуальное диагностирование, а не групповое.

С целью психологического просвещения и профилактики организована работа информационного характера. В течение года подготавливается различная информация. Рекомендации и консультации размещаются на сайте МБДОУ (официальная страница детского сада), также в раздевалках групповых комнат, который периодически обновляется содержательным материалом. В работе, как с педагогами, так и с родителями, наиболее эффективными являются индивидуальные консультации. Для педагогов и родителей проводятся консультации, основанные на вопросах взаимодействия с детьми и развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.

Одним из направлений деятельности педагога-психолога МБДОУ, является работа с детьми первой младшей группы. Осуществляется помощь в адаптации детей к детскому саду, в налаживании взаимоотношений со сверстниками. В начале учебного года идет наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей первой младшей группы к условиям детского сада. Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещают дошкольное учреждение, в результате чего адаптационный период затягивается. Психолог проводит консультации для воспитателей и родителей.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе, является актуальной проблемой в наше время. Важными показателями готовности к обучению в школе является психологическая готовность. В подготовительной к школе группе в течение учебного года изучается уровень готовности детей к школьному обучению. По результатам обследования на начало учебного года  видна необходимость коррекционно - развивающей работы с детьми с низким уровнем готовности к школьному обучению. Поэтому в течение учебного года с детьми проводится  коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, занятия по подготовке к школе. Даются рекомендации воспитателям и родителям, по формированию интеллектуальной, личностной и мотивационной готовности к школе.

Психокоррекционная и развивающая работа

Коррекционная и развивающая работа с детьми (индивидуальная) ведется по результатам диагностики, по запросам родителей и по запросам педагогов. В работе психологом используются различные  программы (упражнения), направленные  на развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, поведенческих аспектов.                                                

Коррекционно-развивающие программы : А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми  2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», С.В. Лесина; Т.Н. Снисаренко «Коррекционно-развивающие занятия» (комплекс мероприятий по развитию воображения и снижению детской агрессии), Н.Л. Калашникова «Картотека эмоционально-развивающих игр» (серия «Хочу в школу»), Г.Е. Овсянникова «Тропинка к школе» (программа развивающих занятий).

В результате проведённой  работы и по результатам  диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошло устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья детей. В целом выстроенная система работы позволила оказать помощь и поддержку всем участникам образовательного процесса.

Психологическое консультирование и просвещение

Важным направлением в работе педагога-психолога дошкольного учреждения является консультативная и просветительская работа, как с педагогами, так и с родителями. В рамках данного направления проводится консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики, по индивидуальным запросам, по возникающим  проблемам.

 Работа данного направления планируется и проводится в форме консультаций. В работе с родителями большое внимание уделяется формированию доброжелательных, доверительных отношений в семье и с ребёнком. Используются следующие формы работы: родительские собрания, индивидуальные консультации, размещение информации в папках-передвижках групповых комнат.

В течение учебного года психолог проводит консультационную работу с родителями и педагогами по следующим темам::

«Адаптация ребенка к условиям детского сада»

Родительское собрание (дистанционно)

Родители

сентябрь

«Особенности современных детей»

Родительское собрание (дистанционно)

Родители

сентябрь

«Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе»

Родительское собрание (дистанционно)

Родители

сентябрь

«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание (дистанционно)

Родители

сентябрь

 «Адаптация - что это такое?»

«Рекомендации родителям по вопросам подготовки ребенка к посещению детсада»

Консультация

Родители

сентябрь

«Если у Вашего ребенка высокие способности»

«Воображаемые друзья»

Консультация

Родители

Воспитатели

октябрь

«Кризис пяти лет»

«Почему дети обманывают»

Консультация

Родители

ноябрь

«Кризис семи лет»

«Роль искусства в развитии ребенка»

Консультация

Родители

декабрь

«Зачем нужен психологв детском саду»

«Искусство быть родителем»

Консультация

Родители

январь

«Мотивационная готовность детей к школе»

«Как уберечь ребенка от плохих слов»

Консультация

Воспитатели

Родители

февраль

«10 «НЕЛЬЗЯ» для родителей»

«Детские страхи: причины и последствия»

Консультация

Родители

Март (дистанционно)

«Как справиться с детскими эмоциями»

«Дружная семья-здоровый ребенок»

Консультация

Родители

апрель (дистанционно)

«Песочные игры»

 «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу».

Консультация

Родители

Май (дистанционно)

Выводы: в результате консультационной работы возросла психолого-педагогическая компетентность педагогов и родителей, в вопросах воспитания детей; было достигнуто взаимопонимание о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.

Организационно-методическая работа

Работа педагога-психолога ведется по следующим направлениям: планирование работы на следующий учебный год, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, развивающей и консультативной работы; составление дидактического и раздаточного материала к занятиям, оформление стендовой информации и работа по самообразованию.

В течение учебного года проводится:

- обработка и анализ полученных результатов;

- подготовка к индивидуально-групповой работе;

- подготовка и заполнение отчетной документации;

- подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами (в т.ч. к родительским собраниям);

- подбор методического и игрового материала;

- подготовка «Республиканской недели психологии»;

- подготовка семинара для педагогов-психологов района;

- составление годового отчета;

- участие в МО района (дистанционно);

- участие в профессиональных конкурсах;

- опубликование своих работ на сайтах;

- оформление кабинета педагога-психолога.

В соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.

Тенденции:

Положительные: созданная система психологического сопровождения в МБДОУ помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. В результате проведения коррекционно- развивающей работы повысились показатели познавательной сферы у дошкольников. Отрицательные: работа, запланированная в соответствии с циклограммой на учебный год выполнена не полном объеме.