Стратегия принятия решения

Зайцева Наталья Александровна

Методическая разработка для обучающихся 6-9 классов в рамках профилактической работы с целью формирования личностной ответственности в ситуациях, связанных с принятием решений.

Материал был представлен 20 марта 2024 года в форме мастер-класса на открытом мероприятии в рамках проблемного семинара для специалистов Регионального социопсихологического центра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_prinyatiya_resheniya.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

Справка о проведенном открытом мероприятии

педагогом-психологом Зайцевой Н.А.

     20 марта 2024 года педагогом-психологом Зайцевой Натальей Александровной совместно с педагогами-психологами Кондратьевой О.Н., Петровой Н.И. было проведено открытое мероприятие в рамках проблемного семинара для специалистов Регионального социопсихологического центра г.о. Самара.

     Мероприятие проведено в форме мастер-класса по теме «Стратегия принятия решения» в рамках профилактики деструктивного поведения подростков. Методическая разработка используется педагогом-психологом на базе МБОУ Школы № 50 г.о. Самара с 2020 года с обучающимися 6-9 классов в рамках профилактической работы с целью формирования личностной ответственности в ситуациях, связанных с принятием решений.

      В результате поставленная цель данного занятия - осознание личностной ответственности в ситуациях, связанных с принятием решений, реализуется с помощью упражнений  о важности принятия решений самому, изучения этапов принятия решения.

      Занятие состоит из трех частей: вступительное слово, основная часть, заключение.

      Во вступительной части ведущий подводит к мысли  о самостоятельном принятии решения. В основной части представлены упражнения, где обучающиеся знакомится с алгоритмом принятия решения и приходит к выводу, чтобы добиться успеха в жизни важно принимать правильные решения и предугадывать их последствия.

      В заключение занятия рефлексия проделанной работы.

      Присутствовали и принимали участие в открытом мероприятии

специалисты Регионального социопсихологического центра г.о. Самара в

количестве 18 человек.

        Мероприятие проведено на высоком профессиональном уровне с использование новых профессиональных технологий, в частности, игровые технологии, арт–терапевтические (рисунок), компьютерные технологии (презентация, музыка), коммуникативно-диалоговые, рефлексивные технологии.

     Зайцевой Н.А., Кондратьевой О.Н., Петровой Н.И. было рекомендовано в дальнейшем распространять свой психолого-педагогический опыт.

 

Начальник отдела

Психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса

образовательных учреждений г.о. Самара                             Н.В. Порунова

педагог-психолог                                                                      Н.А.Зайцева

Открытое мероприятие

Мастер-класс занятия

«Стратегия принятия решения» для  обучающихся 6-9 классов

в рамках профилактики деструктивного поведения подростков. 

Участники мастер-класса:

специалисты Регионального

 социопсихологического центра г.о. Самара

Ведущие:

педагоги-психологи

Зайцева Н.А.;

 Кондратьева О.Н.,

Петрова Н.И

Дата проведения:

20.03.2024 г.

Зайцева Н.А. педагог-психолог

Регионального социопсихологического центра

Методическая разработка занятия

«Стратегия принятия решений»

Цель: Осознание личностной ответственности в ситуациях, связанных с принятием решений.

Задачи:

1. Сформировать навык принятия правильного решения в опасных ситуациях.

2. Познакомить участников со способами сопротивления давлению и отработки их на практике.

3. Создать условия для формирования у участников чувства ответственности.

Оборудование: стикеры, карандаши, фломастеры, рисунок аквариума - «резервуара» энергии, карточки, листы,  задания.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

Ведущий. Сегодня мы обсудим, как люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам приходится принимать. От этого будет зависеть, будет ли ваша жизнь хорошей или нет. Поэтому важно научиться принимать самостоятельные решения, используя все этапы процесса принятия решений.

2. Основная часть.

2.1. Упражнение «Этапы принятия решения» (слайды принятия решения).

Ведущий:

- Рассмотрите схему принятия решения по этапам.

Этапы принятия решения:

1. Четко определить проблему. О чем требуется принять решение?

2. Собрать и рассмотреть все факты, всю информацию о ситуации.

3. Подобрать возможные варианты решения.

4.Рассмотреть возможные последствия каждого варианта решения (альтернативы).

5. Выбрать наилучший вариант решения (альтернативу), осуществить принятое решение, быть готовым отвечать за него.

     Через несколько упражнений мы вернемся к этой схеме.

2.2. Упражнение «Я говорю…» (звучит музыка)

Ведущий: условия игры: если команда начинается со слов «Я говорю, …», то она выполняется, если без этих слов – не выполняется. Например, Я говорю встать со стула, я говорю, сесть на стулья. Вам понятно? Тогда начнем.

- Я говорю возьми лист бумаги, я говорю скомкай лист, я говорю выброси его в урну;

-  Я говорю, сожми кулак, ударь себя по лбу.

- Почему вы не ударили себя?

- Почему вы делали то, что до этого говорили ведущие?

Ведущий: легко слушать человека и соглашаться со всем, что он говорит. Почему важно принимать решения самому?

Вывод: человек должен принимать решения сам, а не слушать команды других. Только делая правильные решения, человек добьется в жизни успеха.

- Что, по вашему мнению, влияние и как его добиваются?

Влияние – это действие, с помощью которого люди заставляют других слушать и выполнять их требования.

- Сейчас я вам расскажу несколько способов, как можно снизить влияние другого человека на вас (слайды способов):

- Честно говорить о своих мыслях и чувствах. Даже тем людям, которые морально сильнее вас, можно открыто выразить свои чувства и мысли. Важно не позволять чужому влиянию заставить замолчать вас. При этом не потерять самолюбие.

- Быть хорошим слушателем. Внимательно слушать то, что говорит человек, вежливо и настойчиво повторяйте свою просьбу, пока она не будет удовлетворена

- Обращайтесь за помощью к человеку, который может оказать помощь и поддержку (родители, психолог, учителя)

2.3. Упражнение «Черное и белое»

Ведущий:

- Разделитесь на группы по 3 человека по цвету бейджей. Выберете по 1 добровольцу из каждой команды. Сейчас вы должны выйти за дверь, а остальные останутся здесь. Выберите, кто из вас будет черным и белым ангелом. (Разделились)

- Каждый из вас получит задание. Например, белый ангел говорит сесть на стул, а черный говорит встать со стула. Ваша задача заставить любыми способами выполнить это задание 3-го человека, который вышел за дверь, после того как он войдет с закрытыми глазами. (За дверью завязывать глаза всем,  кто вышел)

- Подойдите те, кто исполняет роль белого ангела, заберите задание.

- Подойдите те, кто исполняет роль черного ангела, заберите задание.

- Прочитайте задания. Вам все ясно? Тогда я завожу ваших напарников.

Белые ангелы

Черные ангелы

Подойди к столу

Подойди и сядь на стул.

Подойди к столу, и взять черный фломастер.

Подойди к столу, и взять красный фломастер.

Нарисовать на листке квадрат.

Нарисовать на листке солнце

Сесть на стул и сидеть.

Сделать 5 приседаний

Нарисовать на доске тучу.

Нарисовать на доске дерево.

Взять со стола синий карандаш

Взять со стола зеленый карандаш

Взять со стола ручку.

Взять со стола линейку.

Нарисовать на листке круг.

Нарисовать на листке цветок.

Собрать из палочек ромб.

Собрать из палочек квадрат.

(Ребятам с завязанными глазами надо помочь довести до места, где они будут выполнять задания)

- Ваши напарники будут заходить с интервалом в 1 минуту. Помогаем пройти к своему столу.

- В данном упражнении вы оказались на развилке 2 дорог. Одна дорога вела к успеху и процветанию – это дорога ангела, а другая к беде – это дорога демона.

- Какую дорогу вы выбрали ангела или демона?

- Как это упражнение можно сравнить с жизнью?

Вывод (слайды выбор): В жизни нам встречаются разные люди со злым и добрым умыслом, мы попадаем в разные ситуации. Часто мы стоим на развилке 2 дорог и как важно выбрать правильную дорогу, правильное решение – путь, который приведет к успеху и здоровью.

2.4. Упражнение «Я принимаю решение»

- Вспомните несколько ситуаций, когда вам приходилось принимать важные решения. Например, я решила заняться бальными танцами. Возьмите листы и ручки. Разделите лист на 2 части: в левой запишите ситуацию, а в правой – принимал ли я это решение самостоятельно или кто-то мне помог. Задание ясно? Приступаем.

Обсуждение:

1. Назовите ваше решение. Кто на вас повлиял?

2. Выберете из ваших решений самое важное. Кто вам помог его принять?

3. Как часто вы принимаете решение осознанно, взвешивая все «За» и «Против»?

Вывод (слайд выводы): окружающие оказывают на нас большое влияние. Осознавая значимость этого влияния, мы можем и должны, в важных для нас ситуациях, принимать решения сами. Потому что, принимая самостоятельное решение, мы также принимаем ответственность на себя. С одной стороны, принятие ответственности неудобно, но с другой стороны можно добиться большого успеха в жизни.

2.5. Упражнение  «Алгоритм действия» (слайд алгоритмы действия).

      Рассмотрим алгоритм действия для правильного принятия решения:

1. Концентрация, умение сосредоточиться на проблеме.

2. Широта ассоциаций (креативность, информированность), что позволяет придумать несколько вариантов решения проблемы.

3. Критичность. Из имеющихся вариантов решения проблемы выбрать наиболее ценное, разумное решение, исключить решения, которые приведут к отрицательным последствиям или окажутся непродуктивны.

Упражнение «Счёт от 100 до 1» (слайды упражнений).

     Для развития концентрации внимания и скорости действия подойдёт такое упражнение, как счёт вперед или назад, задание надо выполнять правильно и как можно быстрее.

Упражнение «Перечисли имена…».

     Для тренировки широты ассоциаций, подойдут упражнения, где надо перечислить предметы какой-либо одной категории, например, имена мальчиков или девочек, марки автомобилей, животных и т.д.

Упражнение «Придумать 20 способов использования стула».

     Креативность мышления можно тренировать такими упражнениями, где надо придумать несколько вариантов использования чего-либо.

Самое необходимое и актуальное качество, которое необходимо развивать у подростков, так как большинство из них является пользователями интернета, а в нем куча информации правдивой и неправдивой, которую необходимо различать.

Упражнение на критичность.

      Чтобы отсеивать правдивую информацию от вымышленной необходимо задавать себе вопросы:

- Что это за информация?

- Насколько она правдива?

- Это мнение или факт?

- Этот факт можно проверить или нет?

- Кто выдает информацию, каков его интерес в том, чтобы мы верили в это?

2.6. Упражнение «Щелчок».

     Учитель раскладывает карточки текстом вниз в центре круга. Предлагает обучающемуся:

• взять карточку;

• прочитать вслух проблему;

• в момент, когда учитель щелкнет пальцами, озвучить первое пришедшее ему в голову решение проблемы. Например, если на карточке написано: «Хулиган пристает к тебе», ученик может сказать: «Я его ударю» - или движениями показывает, как он дерется.

     Затем ученик предсказывает возможные последствия этого первого решения.

     Учитель просит других учеников предложить свои варианты решения, а также предсказать возможные последствия с их точки зрения.

     Педагог предлагает первому ученику-добровольцу вернуться к первоначальному решению и посмотреть, следует ли его изменить или оставить прежним? Надо ли учесть другие возможные варианты решения?

Учитель просит этого ученика выбрать другого на ту же роль. Это может быть тот, кто больше других помог в принятии решения.

     Следующий обучающийся берет карточку и т. д.

Карточки к упражнению (слайды карточки).

• Ты с родителями пришел в магазин. Ты пошел в другой отдел, а когда вернулся, их уже нет. Ты потерялся!

• Вы с друзьями играете. Вдруг двое из них начинают драться.

• Твоя собака убежала на прогулке, и ты не можешь ее найти.

• Твоя подруга забыла у тебя дома свою тетрадь с домашним заданием.

• Твой брат (сестра) упал(а) и говорит, что не может пошевелить рукой.

• Ты забыл о том, что наливал в ванну воду, и вдруг видишь, что из-под двери ванной течет вода.

• Тебя наказывают за то, что на самом деле сделал твой друг.

-Совершишь ли ты это действие, зная его последствия?»

Рекомендации. Независимо от ответа ученика учитель благодарит всех за участие в игре, при этом допускается только безоценочное комментирование: «Это твое право, это твой выбор!»

3. Заключение. Рефлексия «Энергия» (звуки спокойной музыки).

      Ребята, сядьте в удобное для вас положение и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха. Представьте, что внутри вас есть некий резервуар, в котором накапливается и храниться энергия.

      Каждый раз, когда вы делаете вдох, в этот «резервуар» устремляется свежий поток энергии. Там эта энергия собирается и накапливается, пока вы делаете короткий перерыв перед следующим вдохом. Делая медленный и полный вдох, представьте, что эта энергия остается в вас надолго.

При каждом вдохе представляйте, что в вас что-то начинает светиться. Может быть, вы увидите луч света в своем «резервуаре». Постарайтесь расслабить при вдохе все те части тела, которые не заняты наполнением «резервуара» энергией.

      Почувствуйте, как в вашем «резервуаре» становится все больше энергии. Если хотите, окрасьте ее в тот цвет, который вам нравится. Теперь я помолчу 1 минуту, чтобы вы могли обеспечить себя энергией.

      Вспоминайте о своем «резервуаре», чтобы черпать из него энергию, когда вы в ней нуждаетесь, особенно в трудных ситуациях. Постарайтесь создать и сохранить запас энергии. Можно начать это делать за несколько дней до важного события, например, соревнование, конкурс, экзамен. Запомните приятное ощущение, вызываемое тем, что вы можете создавать необходимый запас энергии, и подумайте о том, что его надежность зависит и от того, насколько ответственно вы относитесь к необходимости чередовать периоды труда и отдыха.

      Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Возвращайтесь посвежевшими и бодрыми.

- А сейчас я вас попрошу на стикерах написать впечатления от сегодняшнего занятия и прикрепить их на «резервуар с энергией»

- Спасибо! Всем успехов! Не забывайте улыбаться! До новых встреч!

Начальник отдела

Психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса

образовательных учреждений г.о. Самара                             Н.В. Порунова

педагог-психолог                                                                      Н.А.Зайцева