Совместная работа педагога-психолога и инструктора по физической культуре в развитии и укреплении психофизического здоровья детей (из опыта работы).
Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся малоподвижными, импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Процесс психического и физического воспитания в ДОУ требует от педагогов постоянного поиска новых форм и методов работы с детьми, совершенствования разнообразных технологий и методик физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashe_vystuplenie_s_fizruk.doc | 52 КБ |
prezentatsiya_vystupleniya4.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Совместная работа педагога-психолога и инструктора по физической культуре в развитии и укреплении психофизического здоровья детей (из опыта работы).
Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся малоподвижными, импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Процесс психического и физического воспитания в ДОУ требует от педагогов постоянного поиска новых форм и методов работы с детьми, совершенствования разнообразных технологий и методик физического воспитания. При этом необходимо грамотно распределять физические нагрузки на растущий организм ребенка в соответствии с развитостью психических характеристик дошкольника.
Взаимосвязь психологического и физического здоровья наиболее выражена в дошкольном возрасте. Поэтому наряду с формированием физического, развитие психологического здоровья- также важнейшая задача специалистов дошкольных учреждений.
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким и умным.
Такие же стремления есть и у нас, как специалистов. Соответственно на своих традиционных занятиях каждый из нас ставит свою цель и выполняет свои задачи. После продолжительных наблюдений, анализа и мониторинга наших воспитанников, мы с инструктором по физ.культуре отметили, что многие дети, нашего дошкольного учреждения, наряду с нарушениями познавательного и речевого развития, имеют проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, многие не могут осознать и выполнить усложнённую инструкцию педагога. Стали явными скрытые проблемы, такие как: неумение ребят договориться с другими детьми, наблюдалось неадекватное поведение, зачастую многие не слышат и не понимают педагогов. Для решения этих проблем, гармонизации психофизического здоровья детей и воспитания здорового образа жизни в условиях нашего дошкольного учреждения, нами было принято решение объединить наши усилия.
Наше сотрудничество началось с организации туристических походов. Мы совместно стали разрабатывать сценарии таким образом, чтобы каждый из нас, как специалист смог поставить и реализовать свои определенные функции и задачи: (на экране)
Задачи инструктора по физической культуре:
- осуществлять показ физических упражнений, здоровьесберегающих техник и приёмов;
-помогать выполнять детям физические упражнения;
-давать указания и объяснять детям.
Задачи педагога-психолога: (на экране)
-вести непосредственное наблюдение за поведением детей;
-проводить здоровье сберегающие, познавательные игры и упражнения;
- своевременно предотвращать конфликтные ситуации и помогать их разрешать;
- помогать находить оптимальные способы детской коммуникации.
По нашим наблюдениям, благодаря такой организации в процессе двигательно-игровой деятельности повышается эффективность поставленных нами задач. По истечении некоторого времени наши тур.походы переросли в более значимый формат – городские Квест-игры, которые проводим и по сей день. Мы приглашаем на свои игры наряду с детьми нашего дет.сада, детей из других дет.садов города Обнинска.
Но.. мы стараемся не стоять на месте, изучив много соответствующей литературы, продолжили искать новые современные формы, методы и приемы совершенствования своей работы. Один из таких приёмов для себя мы нашли- это включили в свои традиционные занятия элементы нейрогимнастики- или подвижные и малоподвижные нейроигры. Нейрогимнастика, нейроигры, нейродинамические упражнения, кинезиологические упражнения и тд-всё это не только гимнастика для тела и его частей, но и одновременно- гимнастика для мозга.
Нейрогимнастика, или гимнастика для мозга- система упражнений для развития нейропластичности т.е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Её цель- развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи. Упражнения нейрогимнастики помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребёнка.
Главный принцип нейрогимнастики- постоянно изменять простые шаблонные действия, т.е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.
Цели нейрогимнастичеких упражнений: (на экране)
• синхронизация развития полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие координации, ловкости;
• развитие памяти, внимания;
• развитие речи и мышления.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики: (на экране)
— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
— нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
— следует менять привычные маршруты выполнения движения;
— необходимо выполнять упражнения регулярно.
Немаловажное достоинство нейрогимнастики — отсутствие противопоказаний.
После введения и апробации таких упражнений и игр на своих традиционных занятиях, мы задались целью разработать совместный проект «Двигайся, играй и развивайся!» для детей старшего дошкольного возраста, который успешно реализовали в прошлом году.
Нами было проведено ряд открытых внутри садовских и открытых городских мероприятий для всех участников образовательного процесса:
- Открытые интегрированные занятия для родителей и педагогов города.
Они представляют собой игры, упражнения по заранее составленному сюжету. В процессе таких занятий мы используем сюжетные игры, игровые ситуации, этюды, стихи, загадки, проблемные вопросы, психогимнастику, направленную на овладение детьми навыками расслабления. Все это облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Форма проведения таких занятий нестандартна, интересна, т.к. используются различные виды деятельности в течение всего занятия. Это поддерживает на высоком уровне внимание дошкольников, что позволяет говорить об их достаточной эффективности. Важно отметить, что на подобных занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы не только развиваем их физически, но и побуждаем их к активному познанию окружающей жизни, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Опыт работы показывает, что чем активнее мы вовлекаем каждого ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие.
Процесс подготовки таких занятий сложный и длительный. Необходимо логически выстроить все части занятий; четко сформулировать цели и задачи; определить информативную емкость образовательного материала, используемого на занятии; осуществить подбор двигательного материала; продумать физическую нагрузку, виды деятельности, смену динамических поз; психологическую выносливость, основанную на конкретных характеристиках темперамента и психики каждого ребенка.
На эти занятия были приглашены и родители наших воспитанников. Трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей.
Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми таких занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье.
Гармонизация отношений между детьми и родителями на совместных занятиях достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики.
Также в рамках этого проекта проведено ряд мероприятий, такие как:
- Городской мастер-класс для учеников 10-х классов 10 школы (профильного направления);
-Городской семинар-практикум для инструкторов по физ.ре города;
- Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов нашего дет.сада был проведен семинар и мастер-класс;
-Организовали целевой контроль и срез знаний для оценки уровня обученности воспитанников на Интеллектуальном конкурсе «УМНИКИ и УМНИЦЫ». Результаты показали улучшение памяти, концентрации внимания и хороший уровень усвоения новых знаний.
-Для родителей на сайте нашего д/сада каждую неделю выставляется, соответствующая теме, информация о нейроупражнениях и играх, которые мы проводили на данной неделе, чтобы родители могли просмотреть и отработать с детьми дома.
В результате наше совместной проектной деятельности нами были сформулированы следующие выводы: целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс его развития и укрепления психофизического здоровья, а также создает потенциал для дальнейшей стабильной и успешной гармонизации его личности.
Будьте здоровы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Туристические походы
Городские Квест-игры Городские Квест-игры
ПРОЕКТ «ДВИГАЙСЯ, ИГРАЙ И РАЗВИВАЙСЯ!» Интегрированное занятие для родителей групп «Мы дружные ребята»
ПРОЕКТ «ДВИГАЙСЯ, ИГРАЙ И РАЗВИВАЙСЯ!» Интегрированное занятие для родителей групп «По дороге в Царство Маршмэлоу
ПРОЕКТ «ДВИГАЙСЯ, ИГРАЙ И РАЗВИВАЙСЯ!» Интегрированное занятие для родителей групп «Сокровища старого пирата» с элементами нейроигр и упражнений.
Мастер-класс для учеников 10 класса школы № 10 «Нейроигры и игры-минутки как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей у старших дошкольников»
Семинар-практикум для инструкторов по ФИЗО города «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста, как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации» (открытое интегрированное занятие + практикум)
Семинар и мастер-класс для педагогов дет.сада «Нейроигры и игры-минутки как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей у старших дошкольников»