Групповая сплоченность коллектива

Зайцева Наталья Александровна

Тренинг "Групповая сплоченность коллектива" разработан с целью профилактики эмоционального напряжения для обучающихся 9-11 классов и педагогов.

Цель тренинга формирование психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, способствующее снятию напряжения.

В материале представлена справка о проведенном открытом мероприятии и конспект данного мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_splochennost_kollektiva.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

Справка о проведенном открытом мероприятии

педагогом-психологом Зайцевой Н.А.

     21 марта 2023 года педагогом-психологом Зайцевой Натальей Александровной совместно с педагогом-психологом Солдатовой О.А. было проведено открытое мероприятие для педагогов на базе МБОУ Школы №162 г.о. Самара в рамках городского семинара МБУ ДО «Центра «Психологическое здоровье и образование» г.о. Самара в целях обеспечения методического сопровождения образовательного процесса, повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях.

     Мероприятие проведено в форме мастер-класса для педагогов по теме «Групповая сплоченность коллектива» в рамках профилактики эмоционального напряжения. Методическая разработка используется педагогом-психологом на базе МБОУ Школы № 50 г.о. Самара с 2020 года с обучающимися 9-11 классов.

     Основой для создания занятия послужила программа «Тренинг уверенного поведения» А. Грецов. В результате поставленная цель данного занятия – снятие напряжения реализуется посредством формирования психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

      Занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключение и  

проходит в группах. Разминка направлена на создание позитивной атмосферы.  

Основная часть направлена на изучение своей индивидуальности и осознание

своей роли в группе путем создания совместного рисунка «Наша картина». В

заключение занятия участники делятся «воображаемыми» подарками с целью

положительного завершения тренинга и рефлексия проделанной работы.

      Мероприятие проведено на высоком профессиональном уровне с    

использование новых профессиональных технологий, в частности, игровые

технологии, арт–терапевтические (рисунок), компьютерные технологии

(презентация, музыка), коммуникативно-диалоговые, рефлексивные технологии.

     Зайцевой Н.А., Солдатовой О.А. было рекомендовано в дальнейшем распространять свой психолого-педагогический опыт.

 

 

Начальник отдела

Психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса

образовательных учреждений г.о. Самара                             Н.В. Порунова

педагог-психолог                                                                  Н.А. Зайцева

Открытое мероприятие

Мастер-класс занятия

«Групповая сплоченность коллектива» для  педагогов

в рамках профилактики эмоционального напряжения. 

Участники мастер-класса:

участники городского семинар

Ведущие:

педагоги-психологи

Зайцева Н.А.;

Солдатова О.А.

Дата проведения:

21.03.2023 г.

Используемые образовательные технологии: игровые технологии;

арт-терапевтические технологии (рисунок); компьютерные технологии (презентация, музыка); коммуникативно-диалоговые, рефлексивные технологии.

Цель: формирование психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, способствующее снятию напряжению.

  Задачи:

  1. Создать в группе обстановку доверия друг к другу, атмосферы эмоциональной свободы, открытости, сотрудничества, дружелюбия.
  2. Способствовать развитию позитивного мышления.
  3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Оборудованне: стулья и столы для групповой работы.

Материалы: листы А3 (5 штук), листы А4 (5 штук), фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы, листочки для записи, ручки, вырезанные цветные сердечки по количеству человек.

Ход занятия.

Вступительное слово. Групповая сплоченность - это шаг к успеху организации, в которой мы работаем. В силу повышенного уровня стресса, в котором находятся педагоги (обучающиеся), возникают различного рода конфликты в коллективе, что способствует увеличение напряженности как в отношениях между сотрудниками, так и напряжения каждой личности в отдельности. В свою очередь, напряжение снижает работоспособность, повышает утомляемость. Поэтому наша сегодня цель – это формирование психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, способствующее снятию напряжению (слайды групповой сплоченности).

     Занятие будет проходить по группам.  Деление на группы по цвету сердечка, которое вы выбрали при входе в кабинет (звучит музыка).

Разминка.

1. Игра «Кто Я?»

Цель:  создание позитивной атмосферы, игра «ледокол».

Инструкция: вспомните и запишите трех любимых сказочных героев (звучит музыка из мультфильмов и слайды сказочных героев).

Интерпретация результатов: 

- первый герой – что вы думаете о себе;

- второй герой – что другие думают о вас;

- третий герой – кто вы на самом деле.

     Каждый участник по кругу рассказывает, что у него получилось:

«Я думаю, что я….»;

«Другие думают, что я…»;

«На самом деле я –  ….»

Вопрос для обсуждения: интерпретация результата понравилась Вам?

Основная часть.

     Слово психолога. Каждый из нас индивидуален со своими положительными и отрицательными качествами, но нас объединяет всех то, что мы часть целого – работаем в одной организации, делаем одно дело и цель, соответственно, у нас одна. Сегодня будем изучать свою индивидуальность, и осознавать свою роль в группе (слайды индивид и группа).

2. Упражнение «Узнай себя со стороны». 

Цель: изучение своей индивидуальности (в процессе упражнения звучит музыка).

Инструкция: упражнение будет проходить в группах. Придумайте себе псевдоним и напишите на сердечке. Это может быть любое слово, которое вы можете отнести к себе, ваша ассоциация по отношению к себе. Затем каждый участник по кругу называет свою ассоциацию с выбранным каждым псевдонимом.

Далее фломастерами на альбомном листе, лежащем в центре стола,  каждый участник записывает свой псевдоним по краю листа.  В центре листа надо написать совместно придуманное предложение, начинающееся с местоимения мы, опираясь на псевдонимы участников, состоящее из трех прилагательных.

Например, мы сильные, смелые, активные и готовы всегда прийти на помощь.  Затем представитель группы зачитывает полученный результат, а остальные соотносят псевдонимы с участниками группы.

Вопрос для обсуждения: были ли трудности при выполнении задания?

3. Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Работа в группах по 15 минут – распределение ролей (слайды наши роли).

Инструкция: каждая команда должна стать полноценным домом. Все участники группы выбирают, кем они будут в этом доме и комментируют свой выбор. Полученный результат записать по следующему примеру. Например, дверь в нашем доме - это…(указать имя), потому, что…(обосновать, почему именно этот человек будет играть эту роль).

Вопросы для обсуждения: что понравилось, запомнилось, удивило?

4. Рисунок «Наша картина».

Цель: сплочение коллектива. 

Инструкция: подумайте, с каким направлением в живописи вы ассоциируете свою группу. Придумайте название своей картины и запишите на листе, который лежит в центре стола. Далее, не договариваясь, надо создать единую картину по выбранной тематике. Важное условие: рисуют все и одновременно (звучит музыка). В заключении презентация картины с ответом на вопрос – почему именно это направление выбрано вами? Какой эмоциональный настрой вашей группы вы хотели отразить в этой картине?

Вопросы для обсуждения: было ли вам легко создать картину? Были ли трудности, какие и как преодолевали их?

Заключение.

5. Упражнение «Подарок» (слайды подарки, звучит музыка).

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Инструкция: давайте подумаем, что вы могли подарить вашему коллективу от вашей группы, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношение более сплоченными? Например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.

Рефлексия: что понравилось? Что запомнилось? Что полезного вынесли для себя? Каждый участник по очереди делится своими впечатлениями.

Начальник отдела

Психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса

образовательных учреждений г.о. Самара                             Н.В. Порунова

педагог-психолог                                                                   Н.А. Зайцева