Консультация для педагогов и родителей: Ребенок левша. Что рекомендовать родителям и воспитателям.
Чтобы снизить риск невротических реакций из-за ярлыка «левша», научите леворуких детей преодолевать трудности, а взрослым не занижать их самооценку. Скрывать леворукость вредно. Давайте разберемся как помочь ребенку подготовить руки к письму.
В чем же причинах и следствиях леворукости? В основе левшества лежит скорость созревания мозга. Чем быстрее этот процесс, тем больше вероятность праворукости, чем медленнее – тем более вероятна леворукость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 286.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей:
Ребенок левша. Что рекомендовать родителям и воспитателям.
Подготовила: педагог-психолог
Назаренко А.Г.
Чтобы снизить риск невротических реакций из-за ярлыка «левша», научите леворуких детей преодолевать трудности, а взрослым не занижать их самооценку. Скрывать леворукость вредно. Давайте разберемся как помочь ребенку подготовить руки к письму.
В чем же причинах и следствиях леворукости? В основе левшества лежит скорость созревания мозга. Чем быстрее этот процесс, тем больше вероятность праворукости, чем медленнее – тем более вероятна леворукость.
Как леворукость влияет на обучение
Леворукие дети с большим трудом, чем их сверстники, определяют правую и левую стороны. Это влияет на их обучение. Ребенку с ведущей левой рукой в подготовительной группе нужно учиться правильно сидеть при письме, правильно держать ручку, карандаш, ориентироваться в пространстве. Обучаться труднее детям, которые одинаково владеют обеими руками, так как основная структура, которая связывает оба полушария мозга, – мозолистое тело – начинает созревать в семь лет. Если этот процесс замедляется, нарастают признаки леворукости. Таким детям труднее осваивать сложные действия, например письмо. Так, если у детей ведущие правое ухо и левый глаз, в восприятии и обработке информации участвует еще не созревшая структура мозга.
Как леворукость влияет на здоровье ребенка
Левшество часто сопровождается повышенной эмоциональностью. В этом случае жесткие требования взрослых в сочетании с эмоциональным стрессом могут привести к тому, что ребенок начнет заикаться или у него появятся аллергические реакции.
Надо следить, чтобы у ребенка-левши не возник эмоциональный срыв. У части левшей центр речи дублируется в левом полушарии, и срыв может привести к конкуренции двух речевых центров. Это реализуется в поведении как заикание.
Так бывает, например, когда родители насильно водят ребенка в кружки и секции и не оставляют времени на занятия, которые ребенок сам считает нужными. Либо обязывают заниматься дополнительно и полагают, что он недостаточно умен. Ребенок освобождается от части нагрузок, когда заикается. Поэтому он усиливает эту реакцию.
Переживания леворукого ребенка могут подавить его и без того слабую иммунную систему. Если это происходит долго, то снятие стресса вызовет повышенную реакцию на нейтральный стимул, а это и есть аллергия.
Как леворукость влияет на развитие
И из-за повышенной эмоциональности у леворуких детей есть вероятность развития особых творческих способностей. Это происходит, если нет стрессовых условий, сформировано положительное самовосприятие в процессе творчества. Ведь творчество – это возможность комбинировать разные элементы воспринимаемой реальности, что зависит от активности правого полушария. Негативное отношение близких к необычному в ребенке может подавить этот процесс.
Запутанные и противоречивые требования взрослых порождают низкую самооценку даже в тех случаях, когда причин для этого нет. Из-за этого от леворукого ребенка нередко можно услышать: «Я неловкий, неуклюжий», «У меня все плохо получается». Неудовлетворенность собой, неверие в свои силы быстро приводят к апатии, нежеланию учиться.
Как заниматься с леворукими детьми
Образец опросника для родителей
Леворукие дети затрудняются писать не из-за элементов букв, а из-за неготовности ведущей руки к письму. Поэтому, когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, пытается писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой. Чтобы выявить леворукость, рекомендуем использовать тесты М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского. Предлогаем заполнить анкету.
Сколько работать над подготовкой руки к письму
С леворукими детьми старшего дошкольного возраста достаточно заниматься четыре месяца один раз в неделю по 20 минут.
Какие приемы использовать
Советуем включать в занятие ритуал приветствия, который создаст положительный настрой. Рекомендуем менять виды деятельности, проводить рефлексию в конце занятия. Помогите оптимизировать количество заданий и операций, которые нужно освоить, учитывать индивидуальный темп работы детей, возрастные особенности с опорой на зону ближайшего развития.
Что объяснить детям
Объясните детям с ведущей левой рукой правила посадки при письме. Они должны сидеть прямо, не касаться грудью стола, ноги всей ступней ставить на пол, голову немного наклонять направо.
Выработайте на первом занятии правила работы группы. Правила помогут контролировать поведение детей и внесут в занятие элемент игры.
Какие задания подобрать
Подбирайте задания для леворуких детей с учетом особенностей их темперамента, образного мышления. У них повышенная эмоциональность, которая часто сочетается с ослаблением тормозных процессов и излишней активностью, ослаблена способность регуляции, планирования и самоконтроля. Поэтому чаще проводите с такими детьми сюжетно-ролевые игры, учите их соблюдать правила. Вовлекайте в подвижные игры, давайте поручения, чтобы переключить внимание.
Отрабатывайте с леворукими детьми умение различать правые и левые части тела, ориентироваться в окружающем пространстве. Чтобы ребенок различал правую и левую части тела, подойдут и общие упражнения: показать правую руку, потом левую и др.