План проведения тренинга "Я-высказывание"
План тренингового занятия содержит блок актуализации для вовлечения участников тренинга в работу, теоретический и практические блоки, направленные на освоение структуры "Я-высказывания" обучающимися и тренировку в применении данного высказывания в ситуациях повседневного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_ya-vyskazyvanie.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения тренингового занятия
по теме «Я-высказывание»
Форма проведения: тренинг коммуникативных навыков.
Место: кабинет.
Возраст: 10-14 лет
Количество участников: от 8 человек.
Продолжительность: 45 минут
Тематика: «Я-высказывание».
Цель: формирование навыков эффективной коммуникации.
Задачи:
- расширение знаний обучающихся о коммуникации в образовательной среде и за её пределами;
- формирование и развитие навыков некофликтной коммуникации;
- формирование уверенности в ситуациях обоснования собственной позиции в ситуациях общения;
- развитие навыков поиска ответов логическим путём;
- подкрепление интереса к психологической науке среди обучающихся;
- организация досуга и совместной деятельности обучающихся во внеурочное время.
Оборудование: флипчарт (доска), фломастеры для магнитной доски (мел).
Принадлежности: бейджи по количеству участников, листы бумаги, ручки.
Ход тренинга
Актуализация. Скажите ребята, как вы относитесь к фастфуду или (другой вариант)?
Смотреть по-разному на одни и те же вещи естественно для всех людей. Как считаете, к чему может привести такая разность взглядов? Действительно, как вы заметили в одном из вариантов, разность во взглядах может приводить к конфликтам. Однако, часто причиной конфликта является не то, что люди по-разному смотрят на вещи или ситуацию, а то, как они это выражают.
Давайте составим список того, что вас может раздражать в поведении окружающих. Например, когда вас перебивают или берут ваши вещи без спроса. Предлагаю каждому представить по одному собственному варианту, а я запишу на доске.
Ведущий, записывает до 10 вариантов на доске, затем проводит голосование путём поднятия рук участниками тренинга. Проставляет напротив каждого варианта баллы, соответственно количеству поднятых рук.
Теоретический блок. Суть «Я-высказывания» в том, что человек говорит другому о своих интересах, желаниях, чувствах, переживаниях, мыслях. При этом он сообщает открыто, доброжелательно, спокойно, уверенно. В такой коммуникации собеседники отказываются от обвинений, оскорблений, обидных фраз. В ней нет стремления задеть, унизить, призвать собеседника к вине или стыду или переделать его.
Через «Я-высказывания» мы сообщаем человеку о тех фактах, которые вызвали эмоциональную реакцию. Мы рассказываем о своих чувствах, переживаниях, сообщаем, чего бы хотелось в связи с происходящим.
Структура «Я высказывания»
Факт. Начинаем «Я-высказывание» с обозначения факта, который вызвал эмоциональную реакцию. Рассказываем о ситуации без нападения, обвинений, агрессии. Пример с дочерью - подростком, которая регулярно задерживается на вечеринках и в такие моменты родители не могут ей дозвониться. «Когда я не могу тебе дозвониться…»
Чувство. Здесь также доброжелательно и открыто говорим о том, какие чувства вызывает этот факт. Пример: «Я беспокоюсь в такие моменты»
Объяснения. В этой части можно подробнее рассказать, почему мы на это так реагируем. Пример: «Потому что ты мне очень дорога»
Просьба-пожелание. В этой части говорим о своих желаниях в связи с происходящим. Или озвучиваем просьбу. Пример: «Поэтому прошу тебя, когда задерживаешься, просто позвони мне. Мне очень важно знать, что с тобой все в порядке».
Практический этап:
Вариант 1. Участники тренинга (все или выборочно, в зависимости от соотношения участники/ситуации) с места без подготовки тренируются в построении Я-высказывания по предпочитаемой или указанной ведущим ситуации.
Вариант 2. Ведущий делит участников на пары. В случае нечётного количества участников, ведущий работает в паре. Каждый участник в течение 3-5 минут готовит Я-высказывание для обозначенной им ситуации, затем тренируются у доски в отработке Я-высказывания в формате ролевой игры.
Заключительный этап. Подведение итогов: сегодня мы узнали, как конструктивно выразить своё отношение к их поведению. Каждый из вас рассказал о том, что в поведении окружающих может раздражать вас чаще всего. Потренировались в формулировании Я-высказывания, а также попрактиковались в парах озвучивать Я-высказывание партнёрам по общению.
Теперь хотелось бы получить от вас обратную связь по следующим критериям, оцените от 1 до 10 насколько вам было интересно, насколько это может вам пригодиться в общении с другими, насколько было легко/сложно; что было сложнее всего.