Протокол педагогического обследования для детей с РАС
Для педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.6._dop.material._protokol_pedagogicheskogo_obsledovaniya_detey_s_ras-1.docx | 400.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы опубликованной статьи: Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. – 2014. – №1. – с. 32–50.
Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Хаустов А.В., к.п.н, ЦПМССДиП
Красносельская Е.Л., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП
Хаустова И.М., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП
В современной научной литературе большое внимание уделяется проблеме коррекции расстройств аутистического спектра (РАС). В России актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, развивающейся системой инклюзивного образования и возрастающим количеством детей с РАС.
Успешное обучение и коррекционная работа, направленная на социализацию и адаптацию детей с РАС, возможна только при условии их углубленного обследования. Диагностика имеет большое значение, в первую очередь, потому, что для детей с аутизмом характерна ярко выраженная асинхрония в развитии. Перед началом обучения у каждого ребенка необходимо точно определить зону актуального развития каждой функциональной сферы. В зависимости от результатов обследования составляется индивидуальный образовательный маршрут для каждого аутичного ребенка. Таким образом, точность оценки уровня развития влияет на эффективность обучения детей с РАС.
Анализ научно-исследовательских работ показал, что в зарубежной литературе описано большое количество разнообразных оценочных методик, протоколов обследования для детей с РАС. Использование этих методик в России, чаще всего, требует лицензии и серьезной адаптации. Это делает их недоступными для массового использования в образовании.
В нашей стране разработано много валидных диагностических методик, которые успешно используются в процессе обследования детей с ОВЗ. Большинство из них не предназначено для работы с детьми, имеющими РАС. В результате, их использование в процессе диагностики аутистических расстройств либо не возможно, либо крайне ограничено.
Отечественными исследователями (Никольской О.С., Лаврентьевой Н.Б.) сделаны первые успешные попытки к созданию методик обследования детей с РАС. Вместе с тем, для получения наиболее полной и объективной информации об уровне развития каждого ребенка с аутизмом по различным функциональным сферам существует необходимость создания детально проработанного протокола педагогического обследования.
На основании многолетнего опыта практической и научнометодической работы, коллективом специалистов Центра психолого-медикосоциального сопровождения детей и подростков – А.В. Хаустовым, Е.Л.
Красносельской, С.В. Воротниковой, Ю.И. Ерофеевой, Е.В. Матус, А.И. Станиной, И.М. Хаустовой, Т.В. Шептуновой – был разработан протокол педагогического обследования, который прошел первоначальную апробацию.
Протокол педагогического обследования предназначен для обследования детей с РАС дошкольного возраста. Он также может использоваться при работе с детьми, имеющими тяжелые аутистические расстройства в более старшем возрасте.
Использование предложенного протокола в практической работе позволяет:
- провести качественную и количественную оценку уровня актуального развития детей с РАС по следующим областям развития: поведение, коммуникация, восприятие, познавательная сфера, речь, игра, крупная моторика, мелкая моторика, самообслуживание;
- соотнести уровень развития ребенка с РАС с показателями среднестатистической возрастной нормы, что особенно важно при первичной диагностике;
- представить полученные данные в графическом виде;
- выявить уровень дезадаптивного поведения у детей с РАС;
- определить «зону ближайшего развития», цели психологопедагогической коррекции;
- разработать план коррекционно-педагогической работы;
- отследить динамику путем повторного проведения обследования по окончанию коррекционного курса.
В ходе обследования используется следующие методы исследования:
- беседа с родителями, анкетирование и интервьюирование;
- наблюдение за поведением ребенка (в ходе режимных моментов и на занятиях);
- тестовые задания;
- диагностическое обучение;
- количественный и качественный анализ полученных данных; графическая обработка полученных данных.
Алгоритм обследования условно состоит из четырех основных этапов:
- этап. Первичный сбор информации о личностных и социальных компетенциях, навыках, особенностях поведения ребенка в ходе беседы с родителями. Данные, полученные на этом этапе, дают первоначальные сведения о особенностях и уровне развития ребенка с РАС.
- этап. Обследование личностных и социальных компетенций, навыков, особенностей поведения ребенка в ходе свободной деятельности. На данном этапе уточняются сведения, полученные от родителей. Педагог в ходе свободной деятельности организует ситуации обследования с использованием тех материалов, которые заинтересовали ребенка.
- этап. Обследование ребенка в ходе структурированного занятия с использованием тестовых заданий. Педагог проводит обследование по классической схеме, предлагая ребенку выполнить задания за столом. (При первичном обследовании детей с РАС обследование по традиционному алгоритму может быть неэффективно).
- этап – протоколирование и анализ результатов обследования. Выявляется итоговый уровень ребенка по основным областям развития, уровень дезадаптивного поведения. Осуществляется выбор целей коррекционной работы.
Бланк протокола состоит из 9-ти таблиц возрастных нормативов, таблицы «Дезадаптивное поведение» и таблицы - графика.
Тестовые таблицы возрастных нормативов составлены на основании данных, представленных в различных исследованиях — Мухиной В.С., Обуховой Л.Ф., Лисиной М.И., Стребелевой Е.А., Филичевой Т.Б.,
Соболевой А.В., Эльконина Д.Б., Питерси М., Трилор Р., Beyer Y., Gammeltoft L., Johnson-Martin N.M., Attermeier S.M., Hacker B., Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. и др.).
Способ оценки уровня развития основывается на нормативных критериях, определяющих в каком возрасте у ребенка должны быть сформированны те или иные навыки. Критерием оценок служат возрастные показатели развития основных психических функций у здорового ребенка определенного возраста. Сопоставление данных о развитии психических функций ребенка с РАС с возрастными показателями развития здоровых детей позволяет установить степень отставания или опережения в развитии по сравнению с возрастной нормой.
Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра
Авторы – составители:
Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Воротникова С.В., Ерофеева Ю.И., Матус Е.В., Станина А.И., Хаустова И.М., Шептунова Т.В.
Фамилия, имя ребенка
__________________________________________________________________
Дата рождения ребенка
__________________________________________________________________
Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол
__________________________________________________________________
Ф.И.О. респондента
__________________________________________________________________
Дата обследования: | Возраст ребенка (годы и месяцы) | Общий результат развития (средний балл по Таблицам 1–9): | Дезадаптивное поведение (суммарный балл) |
«___»_________ 20___г.
|
|
|
|
«___»_________ 20___г.
|
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 1. «Социальное поведение» (Дьяченко, Лаврентьева, 1984; Лисина, 1986; Мухина, 2000; Обухова, 1996).
Возр. реб (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
1-ый год | 6 | По-разному реагирует на свое и чужое имя. |
|
|
|
Протягивает руки к близким людям. |
|
|
| ||
12 | По просьбе выполняет ранее заученные действия - «ладушки», «до свидания». |
|
|
| |
Реагирует на слова запреты: «нет» или «нельзя» в виде подчинения или протеста. |
|
|
| ||
2-ой год | 18 | Подражает действиям взрослых - «читает» книги. |
|
|
|
Просит помощи, когда что-нибудь делает, используя слова или жесты. |
|
|
| ||
24 | Помогает при уборке игрушек. |
|
|
| |
Ведет взрослого за собой, чтобы показать что-либо. |
|
|
| ||
3-ий год | 30 | Не плачет, расставаясь с мамой, когда остается со знакомым человеком. |
|
|
|
По просьбе, обычно делиться игрушками или другим вещами с детьми или взрослыми. |
|
|
| ||
36 | На групповых занятиях выполняет синхронные действия с другими детьми. (Например, ходит парами, в общем кругу, топает ногой и одновременно хлопает в ладоши). |
|
|
| |
Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их. |
|
|
| ||
4-й год | 42 | Слушает со вниманием короткие истории. |
|
|
|
Повторяет за взрослым движение в определенной последовательности: хлопает в ладоши, поднимает руки вверх, руки – в стороны, опускает руки. |
|
|
| ||
48 | Не выходит за установленные родителями границы территории, на детской площадке, во дворе. |
|
|
| |
Выполняет поручения, в незнакомой обстановке, вне дома. |
|
|
| ||
5-й год | 54 | По-разному общается с младшими и старшими детьми, детьми и взрослыми. |
|
|
|
Умеет организовывать рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия. |
|
|
| ||
60 | Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки зрения социальной нормы. |
|
|
| |
В случае сомнения в правильности выполнения задания обращается за оценкой своих действий к взрослому. |
|
|
| ||
6-ой год | 66 | Обращается к незнакомым взрослым на «Вы», а педагогам по имени и отчеству. |
|
|
|
Сознательно соблюдает принятые правила поведения, с пониманием их значения. |
|
|
| ||
72 | Подчиняется сигналам светофора и знакам «Идите» и «Стойте». |
|
|
| |
Выполняет задание до конца, самостоятельно контролирует правильность его выполнения по ходу деятельности. |
|
|
| ||
7-ой год | 78 | Соподчиняет мотивы своего поведения, заканчивает начатое дело до конца, прежде чем приступить к новому. |
|
|
|
Воспринимает фронтальную инструкцию, данную на слух или зрительно; удерживает инструкцию до конца задания. |
|
|
| ||
84 | Бережно относится к оборудованию в группе, к окружающим предметам, и напоминает об этом другим детям. |
|
|
| |
Анализирует образец, сличает результат работы с данным образцом, самостоятельно находит и исправляет ошибки. |
|
|
| ||
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 2. «Коммуникация» (Клюев, 1998; Леонтьев, 1969; Лепская, 1997; Лисина, 1986; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984).
Возр. реб. (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развитияжно | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
1-ый год | 6 | Улыбается при взаимодействии с близким человеком. |
|
|
|
Гулит и лепечет в ответ на речь близких людей. |
|
|
| ||
12 | Демонстрирует разделенное внимание: концентрирует |
|
|
|
внимание на том же предмете, что и взрослый; показывает, дает взрослому игрушку, чтобы поделиться интересами и т.д. | |||||
Имитирует слова сразу же после того как услышит их. |
|
|
| ||
2-ой год | 18 | Выражает просьбы/требования, отказ, согласие, привлекает внимание, комментирует при помощи жестов и слов. |
|
|
|
Демонстрирует предпочтения в ситуации выбора. |
|
|
| ||
24 | Использует невербальную коммуникацию, чтобы инициировать взаимодействие с ровесниками. |
|
|
| |
Комментирует и описывает текущие события. |
|
|
| ||
3-ий год | 30 | Отвечает на простые вопросы и задает их. |
|
|
|
Поддерживает простой диалог со взрослыми. |
|
|
| ||
36 | Пересказывает знакомую историю по картинкам. |
|
|
| |
Говорит о своих чувствах. |
|
|
| ||
4-й год | 42 | Периодически вступает в диалог с ровесниками. |
|
|
|
Вступает в простой диалог по телефону. |
|
|
| ||
48 | Поддерживает диалог с ровесниками. |
|
|
| |
Использует социальные слова, фразы (например, «Извините»). |
|
|
| ||
5-й год | 54 | Адекватно реагирует на чувства других людей. |
|
|
|
Начинает понимать язык телодвижений собеседника. |
|
|
| ||
60 | Общается на разнообразные темы. |
|
|
| |
Начинает принимать во внимание точку зрения собеседника. |
|
|
| ||
6-ой год | 66 | Выстраивает диалог, опираясь на интересы собеседника. |
|
|
|
Может договариваться с собеседником и находить компромиссное решение. |
|
|
| ||
72 | Называет по просьбе номер домашнего телефона, номер мобильного телефона одного из родственников. |
|
|
| |
Называет по просьбе полный домашний адрес. |
|
|
| ||
7-ой год | 78 | Разговаривает на темы, касающиеся взаимоотношений между людьми и норм социального поведения. |
|
|
|
Отвечает соответствующим образом, когда его представляют незнакомым. |
|
|
| ||
84 | Внимательно слушает учителя на уроке (занятии) более 15 минут. |
|
|
| |
Вежливо, корректно завершает диалог. |
|
|
| ||
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 3. «Восприятие» (Мухина, 2000; Ньюокиктьен, 2009; Обухова, 1996; Стребелева, 1998).
Возр. реб. (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
1-ый год | 6 | Рассматривает предмет в руке. |
|
|
|
Находит спрятанный на глазах предмет. |
|
|
| ||
12 | Различает предметы по форме. (Например, отличает кирпичик от кубика). |
|
|
| |
Рассматривает фотографии, изображение предметов с четкими контурами. |
|
|
| ||
2-ой год | 18 | Смотрит в сторону называемого человека. |
|
|
|
Различает и показывает изображения круга и квадрата. |
|
|
| ||
24 | Складывает разрезную картинку из 2-х частей. |
|
|
| |
Соотносит реальные предметы с их изображением. |
|
|
| ||
3-ий год | 30 | Выбирает из 9 картинок, ту которую ему назвали. |
|
|
|
Знает свою одежду. |
|
|
| ||
36 | Подбирает парные картинки (две-четыре пары) предметных картинок. |
|
|
| |
Показывает шесть названных частей тела. |
|
|
| ||
4-й год | 42 | Соотносит, показывает и называет основные цвета. |
|
|
|
Соотносит, показывает и называет предметы 3-х разных длин (короткий, длинный, средний). |
|
|
| ||
48 | Составляет предметную разрезную картинку из четырех элементов. |
|
|
| |
Понимает на слух простые правила игры. |
|
|
| ||
5-й год | 54 | Соотносит образ одинаковых букв. |
|
|
|
Узнает перечеркнутые изображения. |
|
|
| ||
60 | Находит 5-6 отличий между двумя рисунками. |
|
|
| |
Правильно называет оттенки цветов - оранжевый, фиолетовый, голубой, серый, розовый, коричневый. |
|
|
| ||
6-ой год | 66 | Узнает фигуры с недостающими деталями. |
|
|
|
Определяет на слух какое слово лишнее. |
|
|
| ||
72 | По силуэту и незначительным деталям определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. |
|
|
| |
Складывает десять полосок разной длины в порядке убывания. |
|
|
| ||
7-ой год | 78 | Правильно указывает основные различия в геометрических формах. |
|
|
|
Последовательно выкладывает серию сюжетных картинок(4-5), логично объясняет. |
|
|
| ||
84 | Складывает сюжетную разрезную картинку из 4-6 частей. |
|
|
| |
Узнает наложенные изображения (фигуры Поппельрейтера). |
|
|
| ||
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 4. «Познавательная сфера» (Кипхард, 2009; Забрамная, Боровик, 2002; Зиннхубер, 2010; Стребелева, 1998; Штрасмайер, 2002).
Возр. реб. (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
1-ый год | 6 | Проявляет желание получить что-либо. |
|
|
|
Самостоятельно играет в игрушки в течение 10 минут. |
|
|
| ||
12 | Складывает игрушки в корзину. |
|
|
| |
Дает или показывает игрушку взрослым. |
|
|
| ||
2-ой год | 18 | Определяет, кому из членов семьи принадлежит данный предмет. |
|
|
|
После наблюдения подражает увиденному действию с игрушкой. |
|
|
|
24 | Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками. |
|
|
| |
Сортирует предметы по форме (кубик/шарик). |
|
|
| ||
3-ий год | 30 | Раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам. |
|
|
|
Собирает матрешку, состоящую из четырех частей. |
|
|
| ||
36 | Соотносит верх и низ (переворачивает и кладет книгу правильно). |
|
|
| |
Собирает по порядку пирамидку из пяти колец. |
|
|
| ||
4-й год | 42 | Сравнивает предметы или животных, находя в них различия и объясняя их. |
|
|
|
Классифицирует предметы по признакам действия: что летает, ездит, плавает. |
|
|
| ||
48 | Находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет. |
|
|
| |
Находит на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объясняет, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. |
|
|
| ||
5-й год | 54 | Сравнивает изображения и находит сходство и различие. |
|
|
|
Сортирует предметы по разным группам, используя обобщающие слова (растения, одежда, мебель, транспорт, овощи, фрукты). |
|
|
| ||
60 | Знает, из какого материала построен дом. |
|
|
| |
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт. |
|
|
| ||
6-ой год | 66 | Исключает предмет по существенным признакам, самостоятельно называет родовое понятие.(4-й лишний). |
|
|
|
Понимает значение понятий: «вчера», «завтра». |
|
|
| ||
72 | Раскладывает и составляет рассказ по картинкам, ориентируясь на временную последовательность. |
|
|
| |
Образовывает последующее число добавлением одного предмета, предыдущее — удалением. |
|
|
| ||
7-ой год | 78 | Знает и называет последовательно дни недели. |
|
|
|
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10. |
|
|
| ||
84 | Определяет и называет последовательность времен года. |
|
|
| |
Решает задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал. |
|
|
| ||
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 5. «Речь» (Архипова, 2005; Власенко, Чиркина, 1992; Волков, 1993; Филичева, Соболева, 1996).
Возр. реб. (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
1-ый год | 6 | Произносит гласные, (вокализирует), гулит. |
|
|
|
Произносит некоторые согласные, лепечет. |
|
|
| ||
12 | Произносит первые слова. Использует речь для комментирования окружающего. |
|
|
| |
Повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами. |
|
|
| ||
2-ой год | 18 | Выражает просьбы и комментирует действия, используя словосочетания из 2-х слов. |
|
|
|
Привлекает внимание с помощью речи. |
|
|
| ||
24 | Пользуется фразой из 3-4 слов. |
|
|
| |
Появляются простые предлоги ( в, на, у, с). |
|
|
| ||
3-ий год | 30 | Произносит слова из трех открытых слогов (машина, сапоги). |
|
|
|
Фонематическое восприятие хорошо развито: не смешивает слова, близкие по звучанию. |
|
|
| ||
36 | Говорит о себе в 1 лице. |
|
|
| |
В речи появляются понятия времени и места. |
|
|
| ||
4-й год | 42 | Пользуется вопросом «Почему?». |
|
|
|
Сообщает о недавно происшедших событиях. |
|
|
| ||
48 | Использует сложное предложение из 5-8 слов, с простыми предлогами и союзами: (и, на, с). |
|
|
| |
Любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, |
|
|
| ||
запоминает и рассказывает их. | |||||
5-й год | 54 | Правильно произносит шипящие и свистящие звуки. |
|
|
|
Выделяет гласный звук в начале, в середине и в конце слова. |
|
|
| ||
60 | Использует в речи грамматически согласованную расширенную фразу. |
|
|
| |
Замечает ошибки в неверно названом слове (фразе) у себя и других. |
|
|
| ||
6-ой год | 66 | Правильно произносит все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. |
|
|
|
В речи нет пропусков и перестановки слогов и звуков. |
|
|
| ||
72 | Выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других. |
|
|
| |
Подбирает обобщающее слово к произнесенным вслух словам (мебель, обувь, одежда, еда, и т.д.). |
|
|
| ||
7-ой год | 78 | Речь максимально приближена к речи взрослых, с учетом норм литературного языка, звуковой стороны. |
|
|
|
Владеет основной системой грамматики: свловоизменением, словообразванием, синтаксической структурой предложения. |
|
|
| ||
84 | Правильно произносит слова со сложной слоговой структурой. |
|
|
| |
Составляет связный устный рассказ (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. |
|
|
| ||
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 6. «Игра» (Лисина, 1986; Эльконин, 1978; Beyer, Gammeltoft, 2000; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984).
Возр. реб. (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии | |||
1-ый год | 6 | Улыбается при взаимодействии с близким человеком. |
|
|
| |||
Манипулирует одним предметом (вертит, крутит, |
|
|
| |||||
облизывает, бросает и т.д.). | ||||||||
12 | Манипулирует двумя и более предметами одновременно, упорядочивает их (например, строит башню из кубиков, складывает формочки друг в друга и т.д.). |
|
|
| ||||
Играет в простые социальные игры с предсказуемыми действиями со взрослым (например, ладушки, по ровненькой дороженьке, «ку-ку» т.д.). |
|
|
| |||||
2-ой год | 18 | Выполняет функциональные действия с различными игрушками и бытовыми предметами. |
|
|
| |||
Играет рядом с другим ребенком с собственным набором игровых материалов (параллельная игра). |
|
|
| |||||
24 | Имитирует игровые действия других детей. |
|
|
| ||||
Появляется символическая игра: ребенок использует предметы-заместители (например, использует палочку вместо ложки). |
|
|
| |||||
3-ий год | 30 | Совершает несколько функциональных и символических действий, не связанных в единый сюжет (например, кормит, возит, моет и т.д.). |
|
|
| |||
Начинает делиться игрушками и играть в игры с переходом ходов (например, строит башню вместе со взрослым, поочередно устанавливая кубики). |
|
|
| |||||
36 | Приписывает кукле собственные желания в символической игре. |
|
|
| ||||
Начинает принимать на себя роли взрослых (например, мамы, папы, воспитательницы), но не называет их словесно. |
|
|
| |||||
4-й год | 42 | Совершает игровые действия, отражающие эпизоды из личной жизни (игры «семья», «детский сад»). |
|
|
| |||
Широко использует предметы-заместители; совершает игровые действия с воображаемыми объектами (например, крутит несуществующий руль). |
|
|
| |||||
48 | Совершает несколько последовательных символических действий, объединенных в единую логическую цепочку (сюжетная игра). |
|
|
| ||||
Называет свою роль и роли партнеров по игре. |
|
|
| |||||
5-й год | 54 | Соблюдает правила в простых играх. |
|
|
| |||
Делится игрушками по собственной инициативе, играет в |
|
|
| |||||
игры с переходом ходов без напоминаний. | ||||||||
60 | Проигрывает прочитанные рассказы, показанные картинки, мультфильмы, события общественной жизни. |
|
|
| ||||
Принимает на себя разнообразные роли: папы, доктора, водителя, повара и т.д.; называет их. |
|
|
| |||||
6-ой год | 66 | Совершает разнообразные социальные игровые действия, соответствующие принятой роли. |
|
|
| |||
Использует специфическую ролевую речь, обращенную к партнерам по игре. |
|
|
| |||||
72 | Берет на себя роль другого ребенка. |
|
|
| ||||
Демонстрирует ярко выраженное ролевое поведение, в т.ч. речь ребенка в игре носит явно ролевой характер. |
|
|
| |||||
7-ой год | 78 | Играет в режиссерские игры. |
|
|
| |||
Четко следует социальным правилам в ролевой игре. |
|
|
| |||||
84 | Свободно играет в игры-драматизации. |
|
|
| ||||
Свободно играет в игры с правилами. |
|
|
| |||||
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 7. «Крупная моторика» (Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009).
Возр. реб. (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
1-ый год | 6 | Переворачивается со спинки на живот. |
|
|
|
Сидит в течение 10 минут. |
|
|
| ||
12 | Самостоятельно ползает. |
|
|
| |
Ходит при поддержке за обе руки. |
|
|
| ||
2-ой год | 18 | Перешагивает через препятствия переставным шагом, нагибается и приседает, чтобы взять предмет. |
|
|
|
Залезает на возвышение, взбирается по лестнице. |
|
|
| ||
24 | Бегает. |
|
|
| |
Спускается и поднимается по ступеням без поддержки. |
|
|
| ||
3-ий год | 30 | Прыгает, отрывая обе ноги от пола. |
|
|
|
Пытается стоять на одной ноге. |
|
|
| ||
36 | Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя равновесие. |
|
|
| |
Ездит на трехколесном велосипеде. |
|
|
| ||
4-й год | 42 | Стоит на одной ноге более двух секунд. |
|
|
|
Бьет мяч в цель. |
|
|
| ||
48 | Спускается по ступенькам попеременным шагом. |
|
|
| |
Кидает мяч в руки. |
|
|
| ||
5-й год | 54 | Прыгает на одной ноге. |
|
|
|
Ловит мяч двумя руками. |
|
|
| ||
60 | Ездит на велосипеде (3 – 4-х колесном), совершая плавные повороты. |
|
|
| |
Стоит на одной ноге более восьми секунд. |
|
|
| ||
6-ой год | 66 | Попадает мячом в цель с расстояния 1,5 метров. |
|
|
|
Прыгает с места через веревку, натянутую на высоте 20 см от пола. |
|
|
| ||
72 | Прыгает с высоты 30 см, приземляясь на корточки. |
|
|
| |
Стоит на каждой ноге попеременно, с закрытыми глазами. |
|
|
| ||
7-ой год | 78 | Проходит по прямой линии с открытыми глазами расстояние 2 м. |
|
|
|
Залезает на стул высотой 45 см без помощи рук |
|
|
| ||
84 | Сидит на корточках с горизонтально вытянутыми руками в течение 10 секунд. |
|
|
| |
Ездит на двухколесном велосипеде (без дополнительных колес). |
|
|
| ||
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 8. «Мелкая моторика» (Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009).
Возр. реб. (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
1-ый год | 6 | Сжимает предмет в руке. |
|
|
|
Сгибает и выпрямляет руки. |
|
|
| ||
12 | Перекладывает предмет из одной руки в другую. |
|
|
| |
Использует пинцетный захват. |
|
|
| ||
2-ой год | 18 | Стучит предметом о предмет. |
|
|
|
Указывает при помощи указательного пальца. |
|
|
| ||
24 | Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями или в бутылку. |
|
|
| |
Строит башню из 3-4 кубиков. |
|
|
| ||
3-ий год | 30 | Нанизывает крупные бусы. |
|
|
|
Переливает воду из сосуда в сосуд. |
|
|
| ||
36 | Переворачивает страницы. |
|
|
| |
Открывает спичечный коробок. |
|
|
| ||
4-й год | 42 | Рисует круги. |
|
|
|
Пьет из чашки, держа ее одной рукой. |
|
|
| ||
48 | Проводит линию, соединяющую две точки. |
|
|
| |
Лепит из пластилина «колобок» и «змейку». |
|
|
| ||
5-й год | 54 | Режет ножницами. |
|
|
|
Застегивает и расстегивает пуговицы. |
|
|
| ||
60 | Продевает нитку в иголку. |
|
|
| |
Вырезает ножницами по контуру. |
|
|
| ||
6-ой год | 66 | Бросает мяч руками на расстояние четырех метров. |
|
|
|
Рисует простые геометрические формы. |
|
|
| ||
72 | Рисует домик, солнце, дерево. |
|
|
| |
Завязывает узел. |
|
|
| ||
7-ой год | 78 | Рисует человека из восьми частей (голова, шея, туловище, 2 руки, 2 ноги, пальцы). |
|
|
|
Отбивает мяч от земли 3 раза подряд. |
|
|
| ||
84 | Пишет ( срисовывает) 10 букв. |
|
|
| |
Строит конструкции из кубиков, выкладывает из счетных палочек фигуры по образцу. |
|
|
| ||
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 9. «Самообслуживание» (Кипхард, 2006; Зиннхубер, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Штрасмайер, 2002).
Возр. реб. (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
1-ый год | 6 | Самостоятельно сосет и глотает. |
|
|
|
Позволяет одевать себя, не сопротивляясь. |
|
|
| ||
12 | Пережевывает пищу. |
|
|
| |
Пьет из чашки или стакана с помощью. |
|
|
| ||
2-ой год | 18 | Имитирует работу по дому. |
|
|
|
В течение дня регулярно остается сухим и контролирует свой стул. |
|
|
| ||
24 | Самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки (не обязательно аккуратно). |
|
|
| |
Самостоятельно снимает не застегнутую одежду. |
|
|
| ||
3-ий год | 30 | Пьет через соломинку. |
|
|
|
Вытирает себе руки (салфеткой или полотенцем). |
|
|
| ||
36 | Самостоятельно моет руки. |
|
|
| |
Дает знать, когда хочет сходить в туалет. |
|
|
| ||
4-й год | 42 | Ест самостоятельно ложкой и вилкой, почти не пачкаясь. |
|
|
|
Надевает на себя куртку, пальто. |
|
|
| ||
48 | Обувает ботинки (шнурки завязывать необязательно). |
|
|
| |
Чистит зубы, умывает лицо, под руководством взрослого выполняет все действия в туалете. |
|
|
| ||
5-й год | 54 | Раздевается самостоятельно, застегивает крупные пуговицы, различает переднюю и заднюю части одежды. |
|
|
|
После игры убирает игрушки без напоминания. |
|
|
| ||
60 | Самостоятельно пользуется туалетом, моет руки и одевается, пытается завязывать шнурки. |
|
|
| |
Ножом намазывает на хлеб масло. |
|
|
| ||
6-ой год | 66 | Выполняет простые поручения по дому. |
|
|
|
Наливает себе напиток из кувшина. |
|
|
| ||
72 | Полностью самостоятельно одевается на прогулку. |
|
|
| |
Может самостоятельно принять душ. |
|
|
| ||
7-ой год | 78 | Правильно пользуется столовыми приборами во время приемов пищи. |
|
|
|
Соблюдает правила дорожного движения для пешеходов (смотрит в обе стороны при переходе через дорогу, подчиняется сигналам светофора). |
|
|
| ||
84 | Завязывает шнурки «на бантик». |
|
|
| |
Самостоятельно застилает постель. |
|
|
| ||
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Таблица 10. «Дезадаптивное поведение».
Формы дезадаптивного поведения | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
Аутоагрессивное поведение | |||
Кусает свою руку. |
|
|
|
Бьет, стучит себя по голове. |
|
|
|
Бьется головой о стену. |
|
|
|
Бьется головой о стол. |
|
|
|
Агрессивное поведение | |||
Плюет на других людей. |
|
|
|
Бьет других людей по лицу. |
|
|
|
Кусает других людей. |
|
|
|
Щипает окружающих. |
|
|
|
Тянет, дергает за волосы окружающих. |
|
|
|
Стереотипное поведение | |||
Выполняет однообразные действия: раскачивается, потряхивает и взмахивает руками, вращается. |
|
|
|
Выполняет в особом порядке ритуалы не функционального характера - располагает объекты определенным образом. |
|
|
|
Проявляет чрезмерный интерес к необычным неигровым предметам. |
|
|
|
Ритмично повторяет звуки или слова. |
|
|
|
Стереотипно повторяет слова или фразы. |
|
|
|
Проявляет чрезмерный интерес к датам, маршрутам или расписаниям. |
|
|
|
Прерывание деятельности | |||
Сбрасывает предметы. |
|
|
|
Кричит и плачет при малейших требованиях. |
|
|
|
Вскакивает из-за стола в процессе выполнения какой-либо деятельности. |
|
|
|
Дурачится, проявляет нежелание начинать или продолжать деятельность. |
|
|
|
Кричит, издает громкие звуки, выражающие протест. |
|
|
|
Другие формы дезадаптивного поведения | |||
Демонстрирует избирательную активность: манипулирует только любимой игрушкой, новые предметы не обследует. |
|
|
|
С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. |
|
|
|
Концентрирует внимание только в течение короткого промежутка времени. |
|
|
|
Проявляет выраженную импульсивность: вскакивает, опережая указания, хватает предметы. |
|
|
|
Проявляет пассивность, неспособность к действию, для начала деятельности ждет указаний взрослого. |
|
|
|
Не допускает изменений установленного порядка, сопротивляется переменам (например: перестановки мебели, смены одежды). |
|
|
|
Не испытывает удовольствие или проявляет протест при физическом контакте. |
|
|
|
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Инструкция по заполнению протокола.
При заполнении протокола, сбор первичной информации о развитии ребенка, проводится в беседе с родителями, и оцениваются учителемдефектологом со слов родителей, оценочный балл ставится в подходящую клетку таблицы протокола обследования.
При первичном обследовании оценочные баллы заносятся в протокол карандашом. Заполнение протокола специалистом продолжается в течение диагностического периода (1 месяц) 2 раза в год, в сентябре и мае учебного года.
Для правильного заполнения протокола педагогического обследования необходимо последовательно проделать ряд операций.
В титульном листе протокола заполните строки «Фамилия, имя ребенка», «Дата рождения ребенка», «Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол», «Ф.И.О. респондента», «Дата обследования».
Последовательно заполните Таблицы возрастных нормативов с 1-ой по 9-ую. В столбце «Балл (начало года)», напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от сформированности навыка:
«0» – навык не сформирован. Ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие.
«1» – навык сформирован частично. Ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.).
«2» – навык сформирован полностью. Ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми.
Когда все баллы по Таблицам возрастных нормативов с 1-ой по 9-ую будут проставлены, подсчитайте сумму и запишите в строке «сумма баллов».
В столбце «комментарии», по мере необходимости, отмечайте особенности формирования навыков: например, ребенок использует навык только с мамой, или только с помощью взрослого, или только в знакомой обстановке, или выполняет только на знакомых пособиях.
Подсчитайте общий результат развития (средний балл по Таблицам возрастных нормативов 1–9). Для этого сложите суммы баллов по Таблицам возрастных нормативов 1–9 и разделите эту сумму на количество Таблиц возрастных нормативов (на 9). Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Общий результат развития (средний балл по Таблицам 1–9)» напротив соответствующей даты обследования.
Заполните Таблицу 10 «Дезадаптивное поведение». В столбце «Балл (начало года)», напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от степени выраженности дезадаптивного поведения:
«0» - данная форма дезадаптивного поведения у ребенка отсутствует полностью.
«1» - данная форма дезадаптивного поведения у ребенка недостаточно выражена и/или наблюдается редко, только в определенных ситуациях.
«2» - данная форма дезадаптивного поведения у ребенка ярко выражена и/или наблюдается постоянно в различных ситуациях.
Когда все баллы по Таблице 10 («Дезадаптивное поведение») будут проставлены, подсчитайте их сумму и запишите в строке «сумма баллов». Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Дезадаптивное поведение (суммарный балл)» напротив соответствующей даты обследования.
В столбце «комментарии», по мере необходимости, отмечайте особенности, связанные с данным поведением: например, ребенок использует данную форму дезадаптивного поведения только при взаимодействии с родителями или только в учебной ситуации и т.д.
Построение психолого-педагогического профиля развития ребенка.
Для наглядного представления результатов обследования используется таблица «Профиль развития ребенка».
Сначала в таблице отметьте календарный возраст ребенка – нарисуйте линию вдоль всей таблицы на уровне, соответствующем его календарному возрасту. Затем, в столбцах «начало года» при помощи линии отметьте количество набранных ребенком баллов по каждой Таблице возрастных нормативов. Все ячейки, находящиеся под чертой, заштрихуйте. В результате, получается диаграмма, отражающая уровень развития ребенка по каждой области развития. Высота столбцов в диаграмме указывает на то, какому возрасту (в сравнении со среднестатистической нормой) соответствует уровень развития ребенка.
Сравнение на графике данных о календарном возрасте ребенка с данными о его реальном развитии позволяет наглядно увидеть, насколько сформированы у него навыки по каждой области развития относительно среднестатистической возрастной нормы.
В зависимости от результатов обследования по предложенной методике разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком. В качестве целей обучения из «таблиц возрастных нормативов» выбираются те умения и навыки, которые у ребенка либо сформированы частично (1 балл), либо не сформированы совсем (0 баллов). При этом нужно соблюдать последовательность, указанную в таблице, постепенно усложняя поставленные задачи.
Если в результате обследования у ребенка были выявлены различные формы дезадаптивного поведения, то целью коррекционной работы становится их уменьшение и устранение.
Для выявления результативности коррекционной работы и обучения в конце года проводится повторное обследование по предложенной методике. Результаты итогового обследования заносятся в столбцы «конец года». Динамика по количественным показателям осуществляется путем сравнения итогов первичного и заключительного обследования.
Разработанный Протокол обследования детей с РАС прошел апробацию в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими РАС, в условиях ЦПМССДиП.
Список литературы и методик обследования:
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.АСТ, Астрель 2005
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. –М., Роспедагенство, 1994.- 68 с.
- Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет. Методическое пособие. – СПб. 1992 – С. 1415.
- Власенко И.Т., Г.В, Чиркина Методы обследования речи у детей М. 1992.
- Волков Г.А. Методика обследования речи у детей. СПБ 1993 г
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 62 – 76.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам // Программа и программные требования. М., Владос, 1999. –С. 73 – 135.
- Дьяченко О. М. Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. - М., 1984. – 44 c.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психологопедагогического обследования детей. - М., 2002.
- Зиннхубер Х. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 4 до 7,5 лет. М.Теревинф, 2010. -111 с.
- Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 0 до 4 лет. М. Теревинф,2009. - 111 с
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Приор, 1998. – 224 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение. 1969. – 214 с.
- Лепская Н.И. Язык ребенка: Онтогенез речевой коммуникации. – М., 1997. – 151 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 148 с.
- Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.-
Петрозаводск. 1992.- С 99-139.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. 6-ое изд., стереотип.М..Издательский центр «Академия», 2000.
- Мюнхенская функциональная диагностика развития. Т. Хелльбрюгге,
Ф. Лайоси, Д. Линара и др. Мн., 1997.
- Ньюокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. Том первый. М. Тенериф 2009 — 288 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.-М.: Российское педагогическое агенство. 1996.
- Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М. Ассоциация Даун Синдром, 2001. Книги 3-8.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов/ Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001. – 136 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Метод. Пособие. Е.А Стребелева, Ю.А. Разенкова, А.Н. Орлова, Н.Д. Шматко; Под редакцией Е.А. Стребелевой; Мин-во общ. и проф. образования РФ, Ин-т коррекц. педагогики РАО. М.: Полиграф сервис, 1998. – 225с.
- Развитие общения у дошкольников. Под ред. А.В.Запорожца, М.И. Лисиной - М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
- Cемаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –
СПб.: Речь, 2005. – 384с.
- Филичева Т.В. Соболева А.В. Развитие речи дошкольников. Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург, 1996.
- Хаустов А.В. Оценка коммуникативных навыков, определение целей обучения // Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. – М: ЦПМССДиП, 2010. – C. 73 – 78.
- Штрасмайер В. Обучение развитие ребенка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 22 — 69.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
- Штрасмайер В. Обучение развитие ребенка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. - М. Издательский центр «Академия», 2002.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
- Эрнст Й.Кипхард Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития от рождения до 4-х лет. Теревинф, М., 2009. 16 -21 c., 29 -34с., 42 – 48с., 56 – 62с.
- Beyer J., Gammeltoft L. Questionnaire for play observation // Autism and play. – London: Jessica Kingsley, 2000. – pp. 103 – 106.
- Johnson-Martin N.M., Attermeier S.M., Hacker B. The Carolina curriculum for preschoolers with special needs. - Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 1990.
- Lewis V., Boucher J. The test of pretend play. – The psychological corporation, 1998.
- Lowe M., Costello A.J. Symbolic play test. – Windsor: NFER-Nelson, 1989.
- Kleiman L. Functional Communication Profile – East Moline, IL: LinguiSystems, 1994.
- Mesibov G., Schopler E., Schaffer B., Landrus R. Adolescent and adult psychoeducational profile (AAPEP). – Austin, TX: PRO-ED, 1988.
- Phelps-Terasaki D., Phelps-Gunn T. Test of Pragmatic Language. – Austin, TX: PRO-ED, 1992.
- Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. Assessment of social and communication skills // DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. – Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. – pp. 53 – 70.
- Rossetti L. The Rossetti Infant-Toddler Language Scale. – East Moline, IL: LinguiSystems., 1990.
- Sherratt D., Peter M. Assessing play of children with autism // Developing play and drama in children with autistic spectrum disorders. – London: David Fulton publishers, 2002. – pp. 48 – 53.
- Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle pines, M.N.: American Guidance Service, 1984.
- Watson L.R., Lord C., Schaffer B., Schopler E. Communication assessment: The basis for programming // Teaching spontaneous communication to autistic and developmentally handicapped children. – Austin, TX: PRO-ED, 1989. – pp. 21 – 26.