Протокол педагогического обследования для детей с РАС

Кузнецова Вероника Аркадьевна

Для педагогов-психологов,  учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы опубликованной статьи: Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. – 2014. – №1. – с. 32–50.

 

Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

 

Хаустов А.В., к.п.н, ЦПМССДиП

Красносельская Е.Л., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП

Хаустова И.М., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП

               В современной научной литературе большое внимание уделяется проблеме коррекции расстройств аутистического спектра (РАС). В России актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, развивающейся системой инклюзивного образования и возрастающим количеством детей с РАС.

Успешное обучение и коррекционная работа, направленная на социализацию и адаптацию детей с РАС, возможна только при условии их углубленного обследования.  Диагностика имеет большое значение, в первую очередь, потому, что для детей с аутизмом характерна ярко выраженная асинхрония в развитии. Перед началом обучения у каждого ребенка необходимо точно определить зону актуального развития каждой функциональной сферы. В зависимости от результатов обследования составляется индивидуальный образовательный маршрут для каждого аутичного ребенка. Таким образом, точность оценки уровня развития влияет на эффективность обучения детей с РАС.

Анализ научно-исследовательских работ показал, что в зарубежной литературе описано большое количество разнообразных оценочных методик, протоколов обследования для детей с РАС. Использование этих методик в России, чаще всего, требует лицензии и серьезной адаптации. Это делает их недоступными для массового использования в образовании.

В нашей стране разработано много валидных диагностических методик, которые успешно используются в процессе обследования детей с ОВЗ. Большинство из них не предназначено для работы с детьми, имеющими РАС. В результате, их использование в процессе диагностики аутистических расстройств либо не возможно, либо крайне ограничено.

Отечественными исследователями (Никольской О.С., Лаврентьевой Н.Б.) сделаны первые успешные попытки к созданию методик обследования детей с РАС. Вместе с тем, для получения наиболее полной и объективной информации об уровне развития каждого ребенка с аутизмом по различным функциональным сферам существует необходимость создания детально проработанного протокола педагогического обследования.

На основании многолетнего опыта практической и научнометодической работы, коллективом специалистов Центра психолого-медикосоциального сопровождения детей и подростков – А.В. Хаустовым, Е.Л.

Красносельской, С.В. Воротниковой, Ю.И. Ерофеевой, Е.В. Матус, А.И. Станиной, И.М. Хаустовой, Т.В. Шептуновой – был разработан протокол педагогического обследования, который прошел первоначальную апробацию.

 Протокол педагогического обследования предназначен для обследования детей с РАС дошкольного возраста. Он также может использоваться при работе с детьми, имеющими тяжелые аутистические расстройства в более старшем возрасте.

Использование предложенного протокола в практической работе позволяет:

  • провести качественную и количественную оценку уровня актуального развития детей с РАС по следующим областям развития: поведение, коммуникация, восприятие, познавательная сфера, речь, игра, крупная моторика, мелкая моторика, самообслуживание;
  • соотнести уровень развития ребенка с РАС с показателями среднестатистической возрастной нормы, что особенно важно при первичной диагностике;
  • представить полученные данные в графическом виде;
  • выявить уровень дезадаптивного поведения у детей с РАС;
  • определить «зону ближайшего развития», цели психологопедагогической коррекции;
  • разработать план коррекционно-педагогической работы;
  • отследить динамику путем повторного проведения обследования по окончанию коррекционного курса.

В ходе обследования используется следующие методы исследования:

  • беседа с родителями, анкетирование и интервьюирование;
  • наблюдение за поведением ребенка (в ходе режимных моментов и на занятиях);
  • тестовые задания;
  • диагностическое обучение;
  • количественный и качественный анализ полученных данных;  графическая обработка полученных данных.

Алгоритм обследования условно состоит из четырех основных этапов:

  1. этап. Первичный сбор информации о личностных и социальных компетенциях, навыках, особенностях поведения ребенка в ходе беседы с родителями. Данные, полученные на этом этапе, дают первоначальные сведения о особенностях и уровне развития ребенка с РАС.
  2. этап. Обследование личностных и социальных компетенций, навыков, особенностей поведения ребенка в ходе свободной деятельности. На данном этапе уточняются сведения, полученные от родителей. Педагог в ходе свободной деятельности организует ситуации обследования с использованием тех материалов, которые заинтересовали ребенка.
  3. этап. Обследование ребенка в ходе структурированного занятия с использованием тестовых заданий. Педагог проводит обследование по классической схеме, предлагая ребенку выполнить задания за столом. (При первичном обследовании детей с РАС обследование по традиционному алгоритму может быть неэффективно).
  4. этап – протоколирование и анализ результатов обследования. Выявляется итоговый уровень ребенка по основным областям развития, уровень дезадаптивного поведения. Осуществляется выбор целей коррекционной работы.

Бланк протокола состоит из 9-ти таблиц возрастных нормативов, таблицы «Дезадаптивное поведение» и таблицы - графика.

Тестовые таблицы возрастных нормативов составлены на основании данных, представленных в различных исследованиях — Мухиной В.С.,  Обуховой Л.Ф., Лисиной М.И., Стребелевой Е.А., Филичевой Т.Б.,

Соболевой А.В., Эльконина Д.Б., Питерси М., Трилор Р., Beyer Y., Gammeltoft L., Johnson-Martin N.M., Attermeier S.M., Hacker B., Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. и др.).

Способ оценки уровня развития основывается на нормативных критериях, определяющих в каком возрасте у ребенка должны быть сформированны те или иные навыки. Критерием оценок служат возрастные показатели развития основных психических функций у здорового ребенка определенного возраста. Сопоставление данных о развитии психических функций ребенка с РАС с возрастными показателями развития здоровых детей позволяет установить степень отставания или опережения в развитии по сравнению с возрастной нормой.

 

 

 

 

 

 

Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра

 

Авторы – составители:

 

Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Воротникова С.В., Ерофеева Ю.И., Матус Е.В., Станина А.И., Хаустова И.М., Шептунова Т.В.

 

   

Фамилия, имя ребенка

__________________________________________________________________

 

Дата рождения ребенка

__________________________________________________________________

 

Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол

__________________________________________________________________

 

Ф.И.О. респондента

__________________________________________________________________

   

 

Дата обследования:

Возраст ребенка (годы и месяцы)

Общий результат развития

(средний балл по Таблицам 1–9):

Дезадаптивное поведение

(суммарный балл)

 

«___»_________ 20___г.

 

 

 

 

 

«___»_________ 20___г.

 

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 1. «Социальное поведение» (Дьяченко, Лаврентьева, 1984; Лисина, 1986; Мухина, 2000; Обухова, 1996).

Возр. реб (годы)

Возр. реб. (мес.)

Показатели развития

Балл (нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

1-ый год

6

По-разному реагирует на свое и чужое имя.

 

 

 

Протягивает руки к близким людям.

 

 

 

12

По просьбе выполняет ранее заученные действия - «ладушки», «до свидания».

 

 

 

Реагирует на слова запреты: «нет» или «нельзя» в виде подчинения или протеста.

 

 

 

2-ой год

18

Подражает действиям взрослых - «читает» книги.

 

 

 

Просит помощи, когда что-нибудь делает, используя слова или жесты.

 

 

 

24

Помогает при уборке игрушек.

 

 

 

Ведет взрослого за собой, чтобы показать что-либо.

 

 

 

3-ий год

30

Не плачет, расставаясь с мамой, когда остается со знакомым человеком.

 

 

 

По просьбе, обычно делиться игрушками или другим вещами с детьми или взрослыми.

 

 

 

36

На групповых занятиях выполняет синхронные действия с другими детьми. (Например, ходит парами, в общем кругу, топает ногой и одновременно хлопает в ладоши).

 

 

 

Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их.

 

 

 

4-й год

42

Слушает со вниманием короткие истории.

 

 

 

Повторяет за взрослым движение в определенной последовательности: хлопает в ладоши, поднимает руки вверх, руки – в стороны, опускает руки.

 

 

 

48

Не выходит за установленные родителями границы территории, на детской площадке, во дворе.

 

 

 

Выполняет поручения, в незнакомой обстановке, вне дома.

 

 

 

5-й год

54

По-разному общается с младшими и старшими детьми, детьми и взрослыми.

 

 

 

Умеет организовывать рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия.

 

 

 

60

Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки зрения социальной нормы.

 

 

 

В случае сомнения в правильности выполнения задания обращается за оценкой своих действий к взрослому.

 

 

 

6-ой год

66

Обращается к незнакомым взрослым на «Вы», а педагогам по имени и отчеству.

 

 

 

Сознательно соблюдает принятые правила поведения, с пониманием их значения.

 

 

 

72

Подчиняется сигналам светофора и знакам «Идите» и «Стойте».

 

 

 

Выполняет задание до конца, самостоятельно контролирует правильность его выполнения по ходу деятельности.

 

 

 

7-ой год

78

Соподчиняет мотивы своего поведения, заканчивает начатое дело до конца, прежде чем приступить к новому.

 

 

 

Воспринимает фронтальную инструкцию, данную на слух или зрительно; удерживает инструкцию до конца задания.

 

 

 

84

Бережно относится к оборудованию в группе, к окружающим предметам, и напоминает об этом другим детям.

 

 

 

Анализирует образец, сличает результат работы с данным образцом, самостоятельно находит и исправляет ошибки.

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 2. «Коммуникация» (Клюев, 1998; Леонтьев, 1969; Лепская, 1997; Лисина, 1986; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984).

Возр. реб. (годы)

Возр. реб. (мес.)

Показатели развитияжно  

Балл (нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

1-ый год

6

Улыбается при взаимодействии с близким человеком.

 

 

 

Гулит и лепечет в ответ на речь близких людей.

 

 

 

12

Демонстрирует разделенное внимание: концентрирует

 

 

 

внимание на том же предмете, что и взрослый; показывает, дает взрослому игрушку, чтобы поделиться интересами и т.д.

Имитирует слова сразу же после того как услышит их.

 

 

 

2-ой год

18

Выражает просьбы/требования, отказ, согласие, привлекает внимание, комментирует при помощи жестов и слов.

 

 

 

Демонстрирует предпочтения в ситуации выбора.

 

 

 

24

Использует невербальную коммуникацию, чтобы инициировать взаимодействие с ровесниками.

 

 

 

Комментирует и описывает текущие события.

 

 

 

3-ий год

30

Отвечает на простые вопросы и задает их.

 

 

 

Поддерживает простой диалог со взрослыми.

 

 

 

36

Пересказывает знакомую историю по картинкам.

 

 

 

Говорит о своих чувствах.

 

 

 

4-й год

42

Периодически вступает в диалог с ровесниками.

 

 

 

Вступает в простой диалог по телефону.

 

 

 

48

Поддерживает диалог с ровесниками.

 

 

 

Использует социальные слова, фразы (например, «Извините»).

 

 

 

5-й год

54

Адекватно реагирует на чувства других людей.

 

 

 

Начинает понимать язык телодвижений собеседника.

 

 

 

60

Общается на разнообразные темы.

 

 

 

Начинает принимать во внимание точку зрения собеседника.

 

 

 

6-ой год

66

Выстраивает диалог, опираясь на интересы собеседника.

 

 

 

Может договариваться с собеседником и находить компромиссное решение.

 

 

 

72

Называет по просьбе номер домашнего телефона, номер мобильного телефона одного из родственников.

 

 

 

Называет по просьбе полный домашний адрес.

 

 

 

7-ой год

78

Разговаривает на темы, касающиеся взаимоотношений между людьми и норм социального поведения.

 

 

 

Отвечает соответствующим образом, когда его представляют незнакомым.

 

 

 

84

Внимательно слушает учителя на уроке (занятии) более 15 минут.

 

 

 

Вежливо, корректно завершает диалог.

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 3. «Восприятие» (Мухина, 2000; Ньюокиктьен, 2009; Обухова, 1996; Стребелева, 1998).

Возр. реб. (годы)

Возр. реб. (мес.)

Показатели развития

Балл (нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

1-ый год

6

Рассматривает предмет в руке.

 

 

 

Находит спрятанный на глазах предмет.

 

 

 

12

Различает предметы по форме. (Например, отличает кирпичик от кубика).

 

 

 

Рассматривает фотографии, изображение предметов с четкими контурами.

 

 

 

2-ой год

18

Смотрит в сторону называемого человека.

 

 

 

Различает и показывает изображения круга и квадрата.

 

 

 

24

Складывает разрезную картинку из 2-х частей.

 

 

 

Соотносит реальные предметы с их изображением.

 

 

 

3-ий год

30

Выбирает из 9 картинок, ту которую ему назвали.

 

 

 

Знает свою одежду.

 

 

 

36

Подбирает парные картинки (две-четыре пары) предметных картинок.

 

 

 

Показывает шесть названных частей тела.

 

 

 

4-й год

42

Соотносит, показывает и называет основные цвета.  

 

 

 

Соотносит, показывает и называет предметы 3-х разных длин (короткий, длинный, средний).

 

 

 

48

Составляет предметную разрезную картинку из четырех элементов.

 

 

 

Понимает на слух простые правила игры.

 

 

 

5-й год

54

Соотносит образ одинаковых букв.

 

 

 

Узнает перечеркнутые изображения.

 

 

 

60

Находит 5-6 отличий между двумя рисунками.

 

 

 

Правильно называет оттенки цветов - оранжевый, фиолетовый, голубой, серый, розовый, коричневый.

 

 

 

6-ой год

66

Узнает фигуры с недостающими деталями.

 

 

 

Определяет на слух какое слово лишнее.

 

 

 

72

По силуэту и незначительным деталям определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр.

 

 

 

Складывает десять полосок разной длины в порядке убывания.

 

 

 

7-ой год

78

Правильно указывает основные различия в геометрических формах.

 

 

 

Последовательно выкладывает серию сюжетных картинок(4-5), логично объясняет.

 

 

 

84

Складывает сюжетную разрезную картинку из 4-6 частей.

 

 

 

Узнает наложенные изображения (фигуры Поппельрейтера).

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 4. «Познавательная сфера» (Кипхард, 2009; Забрамная, Боровик, 2002; Зиннхубер, 2010; Стребелева, 1998; Штрасмайер, 2002).

Возр. реб. (годы)

Возр. реб. (мес.)

Показатели развития

Балл (нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

1-ый год

6

Проявляет желание получить что-либо.

 

 

 

Самостоятельно играет в игрушки в течение 10 минут.

 

 

 

12

Складывает игрушки в корзину.

 

 

 

Дает или показывает игрушку взрослым.

 

 

 

2-ой год

18

Определяет, кому из членов семьи принадлежит данный предмет.

 

 

 

После наблюдения подражает увиденному действию с игрушкой.

 

 

 

24

Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками.  

 

 

 

Сортирует предметы по форме (кубик/шарик).

 

 

 

3-ий год

30

Раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам.

 

 

 

Собирает матрешку, состоящую из четырех частей.

 

 

 

36

Соотносит верх и низ (переворачивает и кладет книгу правильно).

 

 

 

Собирает по порядку пирамидку из пяти колец.

 

 

 

4-й год

42

Сравнивает предметы или животных, находя в них различия и объясняя их.

 

 

 

Классифицирует предметы по признакам действия: что летает, ездит, плавает.

 

 

 

48

Находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет.

 

 

 

Находит на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объясняет, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

 

 

 

5-й год

54

Сравнивает изображения и находит сходство и различие.

 

 

 

Сортирует предметы по разным группам, используя обобщающие слова (растения, одежда, мебель, транспорт, овощи, фрукты).

 

 

 

60

Знает, из какого материала построен дом.

 

 

 

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт.

 

 

 

6-ой год

66

Исключает предмет по существенным признакам, самостоятельно называет родовое понятие.(4-й лишний).

 

 

 

Понимает значение понятий: «вчера», «завтра».

 

 

 

72

Раскладывает и составляет рассказ по картинкам, ориентируясь на временную последовательность.

 

 

 

Образовывает последующее число добавлением одного предмета, предыдущее — удалением.

 

 

 

7-ой год

78

Знает и называет последовательно дни недели.

 

 

 

Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10.

 

 

 

84

Определяет и называет последовательность времен года.

 

 

 

Решает задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал.

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 5. «Речь» (Архипова, 2005; Власенко, Чиркина, 1992; Волков, 1993; Филичева, Соболева, 1996).

Возр. реб. (годы)

Возр. реб. (мес.)

Показатели развития

Балл (нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

1-ый год

6

Произносит гласные, (вокализирует), гулит.  

 

 

 

Произносит некоторые согласные, лепечет.

 

 

 

12

Произносит первые слова. Использует речь для комментирования окружающего.

 

 

 

Повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами.

 

 

 

2-ой год

18

Выражает просьбы и комментирует действия, используя словосочетания из 2-х слов.

 

 

 

Привлекает внимание с помощью речи.

 

 

 

24

Пользуется фразой из 3-4 слов.

 

 

 

Появляются простые предлоги ( в, на, у, с).

 

 

 

3-ий год

30

Произносит слова из трех открытых слогов (машина, сапоги).

 

 

 

Фонематическое восприятие хорошо развито: не смешивает слова, близкие по звучанию.

 

 

 

36

Говорит о себе в 1 лице.

 

 

 

В речи появляются понятия времени и места.

 

 

 

4-й год

42

Пользуется вопросом «Почему?».

 

 

 

Сообщает о недавно происшедших событиях.

 

 

 

48

Использует сложное предложение из 5-8 слов, с простыми предлогами и союзами: (и, на, с).

 

 

 

Любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки,

 

 

 

запоминает и рассказывает их.

5-й год

54

Правильно произносит шипящие и свистящие звуки.

 

 

 

Выделяет гласный звук в начале, в середине и в конце слова.

 

 

 

60

Использует в речи грамматически согласованную расширенную фразу.

 

 

 

Замечает ошибки в неверно названом слове (фразе) у себя и других.

 

 

 

6-ой год

66

Правильно произносит все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.

 

 

 

В речи нет пропусков и перестановки слогов и звуков.  

 

 

 

72

Выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других.

 

 

 

Подбирает обобщающее слово к произнесенным вслух словам (мебель, обувь, одежда, еда, и т.д.).

 

 

 

7-ой год

78

Речь максимально приближена к речи взрослых, с учетом норм литературного языка, звуковой стороны.

 

 

 

Владеет основной системой грамматики:

свловоизменением, словообразванием, синтаксической структурой предложения.

 

 

 

84

Правильно произносит слова со сложной слоговой структурой.

 

 

 

Составляет связный устный рассказ (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него.

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 6. «Игра» (Лисина, 1986; Эльконин, 1978; Beyer, Gammeltoft, 2000; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984).

Возр. реб. (годы)

Возр. реб. (мес.)

Показатели развития

Балл (нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

1-ый год

6

Улыбается при взаимодействии с близким человеком.

 

 

 

Манипулирует одним предметом (вертит, крутит,

 

 

 

облизывает, бросает и т.д.).

12

Манипулирует двумя и более предметами одновременно, упорядочивает их (например, строит башню из кубиков, складывает формочки друг в друга и т.д.).

 

 

 

Играет в простые социальные игры с предсказуемыми действиями со взрослым (например, ладушки, по ровненькой дороженьке, «ку-ку» т.д.).

 

 

 

2-ой год

18

Выполняет функциональные действия с различными игрушками и бытовыми предметами.

 

 

 

Играет рядом с другим ребенком с собственным набором игровых материалов (параллельная игра).

 

 

 

24

Имитирует игровые действия других детей.

 

 

 

Появляется символическая игра: ребенок использует предметы-заместители (например, использует палочку вместо ложки).

 

 

 

3-ий год

30

Совершает несколько функциональных и символических действий, не связанных в единый сюжет (например, кормит, возит, моет и т.д.).

 

 

 

Начинает делиться игрушками и играть в игры с переходом ходов (например, строит башню вместе со взрослым, поочередно устанавливая кубики).

 

 

 

36

Приписывает кукле собственные желания в символической игре.

 

 

 

Начинает принимать на себя роли взрослых (например, мамы, папы, воспитательницы), но не называет их словесно.

 

 

 

4-й год

42

Совершает игровые действия, отражающие эпизоды из личной жизни (игры «семья», «детский сад»).

 

 

 

Широко использует предметы-заместители; совершает игровые действия с воображаемыми объектами (например, крутит несуществующий руль).

 

 

 

48

Совершает несколько последовательных символических действий, объединенных в единую логическую цепочку (сюжетная игра).

 

 

 

Называет свою роль и роли партнеров по игре.

 

 

 

5-й год

54

Соблюдает правила в простых играх.

 

 

 

Делится игрушками по собственной инициативе, играет в

 

 

 

игры с переходом ходов без напоминаний.

60

Проигрывает прочитанные рассказы, показанные картинки, мультфильмы, события общественной жизни.

 

 

 

Принимает на себя разнообразные роли: папы, доктора, водителя, повара и т.д.; называет их.

 

 

 

6-ой год

66

Совершает разнообразные социальные игровые действия, соответствующие принятой роли.

 

 

 

Использует специфическую ролевую речь, обращенную к партнерам по игре.

 

 

 

72

Берет на себя роль другого ребенка.

 

 

 

Демонстрирует ярко выраженное ролевое поведение, в т.ч. речь ребенка в игре носит явно ролевой характер.

 

 

 

7-ой год

78

Играет в режиссерские игры.

 

 

 

Четко следует социальным правилам в ролевой игре.

 

 

 

84

Свободно играет в игры-драматизации.

 

 

 

Свободно играет в игры с правилами.

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 7. «Крупная моторика» (Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001;  Зиннхубер, 2010; Кипхард,  2009).

Возр. реб.  (годы)

Возр. реб. (мес.)

Показатели развития

Балл (нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

1-ый год

6

Переворачивается со спинки на живот.

 

 

 

Сидит в течение 10 минут.

 

 

 

12

Самостоятельно ползает.

 

 

 

Ходит при поддержке за обе руки.

 

 

 

2-ой год

18

Перешагивает через препятствия переставным шагом, нагибается и приседает, чтобы взять предмет.

 

 

 

Залезает на возвышение, взбирается по лестнице.

 

 

 

24

Бегает.

 

 

 

Спускается и поднимается по ступеням без поддержки.

 

 

 

3-ий год

30

Прыгает, отрывая обе ноги от пола.

 

 

 

Пытается стоять на одной ноге.

 

 

 

36

Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя равновесие.

 

 

 

Ездит на трехколесном велосипеде.

 

 

 

4-й год

42

Стоит на одной ноге более двух секунд.

 

 

 

Бьет мяч в цель.

 

 

 

48

Спускается по ступенькам попеременным шагом.

 

 

 

Кидает мяч в руки.

 

 

 

5-й год

54

Прыгает на одной ноге.

 

 

 

Ловит мяч двумя руками.

 

 

 

60

Ездит на велосипеде (3 – 4-х колесном), совершая плавные повороты.

 

 

 

Стоит на одной ноге более восьми секунд.

 

 

 

6-ой год

66

Попадает мячом в цель с расстояния 1,5 метров.

 

 

 

Прыгает с места через веревку, натянутую на высоте 20 см от пола.

 

 

 

72

Прыгает с высоты 30 см, приземляясь на корточки.

 

 

 

Стоит на каждой ноге попеременно, с закрытыми глазами.

 

 

 

7-ой год

78

Проходит по прямой линии с открытыми глазами расстояние 2 м.

 

 

 

Залезает на стул высотой 45 см без помощи рук

 

 

 

84

Сидит на корточках с горизонтально вытянутыми руками в течение 10 секунд.

 

 

 

Ездит на двухколесном велосипеде  (без дополнительных колес).

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

 

 Таблица возрастных нормативов 8. «Мелкая моторика» (Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001;  Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009).

Возр. реб. (годы)

Возр. реб. (мес.)

Показатели развития

Балл (нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

1-ый год

6

Сжимает предмет в руке.

 

 

 

Сгибает и выпрямляет руки.

 

 

 

12

Перекладывает предмет из одной руки в другую.

 

 

 

Использует пинцетный захват.

 

 

 

2-ой год

18

Стучит предметом о предмет.

 

 

 

Указывает при помощи указательного пальца.

 

 

 

24

Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями или в бутылку.

 

 

 

Строит башню из 3-4 кубиков.

 

 

 

3-ий год

30

Нанизывает крупные бусы.

 

 

 

Переливает воду из сосуда в сосуд.

 

 

 

36

Переворачивает страницы.

 

 

 

Открывает спичечный коробок.

 

 

 

4-й год

42

Рисует круги.

 

 

 

Пьет из чашки, держа ее одной рукой.

 

 

 

48

Проводит линию, соединяющую две точки.

 

 

 

Лепит из пластилина «колобок»  и «змейку».

 

 

 

5-й год

54

Режет ножницами.

 

 

 

Застегивает и расстегивает пуговицы.

 

 

 

60

Продевает нитку в иголку.

 

 

 

Вырезает ножницами по контуру.

 

 

 

6-ой год

66

Бросает мяч руками на расстояние четырех метров.

 

 

 

Рисует простые геометрические формы.

 

 

 

72

Рисует домик, солнце, дерево.

 

 

 

Завязывает узел.

 

 

 

7-ой год

78

Рисует человека из восьми частей (голова, шея, туловище, 2 руки, 2 ноги, пальцы).

 

 

 

Отбивает мяч от земли 3 раза подряд.

 

 

 

84

Пишет ( срисовывает) 10 букв.

 

 

 

Строит конструкции из кубиков, выкладывает из счетных палочек фигуры по образцу.

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 9. «Самообслуживание» (Кипхард, 2006; Зиннхубер, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Штрасмайер, 2002).

Возр. реб. (годы)

Возр. реб. (мес.)

Показатели развития

Балл (нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

1-ый год

6

Самостоятельно сосет и глотает.

 

 

 

Позволяет одевать себя, не сопротивляясь.

 

 

 

12

Пережевывает пищу.

 

 

 

Пьет из чашки или стакана с помощью.

 

 

 

2-ой год

18

Имитирует работу по дому.

 

 

 

В течение дня регулярно остается сухим и контролирует свой стул.

 

 

 

24

Самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки (не обязательно аккуратно).

 

 

 

Самостоятельно снимает не застегнутую одежду.

 

 

 

3-ий год

30

Пьет через соломинку.

 

 

 

Вытирает себе руки (салфеткой или полотенцем).

 

 

 

36

Самостоятельно моет руки.

 

 

 

Дает знать, когда хочет сходить в туалет.

 

 

 

4-й год

42

Ест самостоятельно ложкой и вилкой, почти не пачкаясь.

 

 

 

Надевает на себя куртку, пальто.

 

 

 

48

Обувает ботинки (шнурки завязывать необязательно).

 

 

 

Чистит зубы, умывает лицо, под руководством взрослого выполняет все действия в туалете.

 

 

 

5-й год

54

Раздевается самостоятельно, застегивает крупные пуговицы, различает переднюю и заднюю части одежды.

 

 

 

После игры убирает игрушки без напоминания.

 

 

 

60

Самостоятельно пользуется туалетом, моет руки и одевается, пытается завязывать шнурки.

 

 

 

Ножом намазывает на хлеб масло.

 

 

 

6-ой год

66

Выполняет простые поручения по дому.

 

 

 

Наливает себе напиток из кувшина.

 

 

 

72

Полностью самостоятельно одевается на прогулку.

 

 

 

Может самостоятельно принять душ.

 

 

 

7-ой год

78

Правильно пользуется столовыми приборами во время приемов пищи.

 

 

 

Соблюдает правила дорожного движения для пешеходов (смотрит в обе стороны при переходе через дорогу, подчиняется сигналам светофора).

 

 

 

84

Завязывает шнурки «на бантик».

 

 

 

Самостоятельно застилает постель.

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

Таблица 10. «Дезадаптивное поведение».

Формы дезадаптивного поведения

Балл

(нач. года)

Балл (кон. года)

Комментарии

Аутоагрессивное поведение

Кусает свою руку.

 

 

 

Бьет, стучит себя  по голове.

 

 

 

Бьется головой о стену.

 

 

 

Бьется головой о стол.

 

 

 

Агрессивное поведение

Плюет на других людей.

 

 

 

Бьет других людей по лицу.

 

 

 

Кусает других людей.

 

 

 

Щипает окружающих.

 

 

 

Тянет, дергает за волосы окружающих.

 

 

 

Стереотипное поведение

Выполняет однообразные действия: раскачивается,  потряхивает и взмахивает руками, вращается.

 

 

 

Выполняет в особом порядке ритуалы не функционального характера - располагает объекты  определенным образом.

 

 

 

Проявляет чрезмерный интерес к необычным неигровым предметам.

 

 

 

Ритмично повторяет звуки  или слова.

 

 

 

Стереотипно повторяет слова или фразы.

 

 

 

Проявляет чрезмерный интерес к датам,  маршрутам или расписаниям.

 

 

 

Прерывание деятельности

Сбрасывает предметы.

 

 

 

Кричит и плачет при малейших требованиях.

 

 

 

Вскакивает из-за стола  в процессе  выполнения какой-либо деятельности.

 

 

 

Дурачится, проявляет нежелание начинать  или продолжать деятельность.

 

 

 

Кричит, издает громкие звуки, выражающие протест.

 

 

 

Другие формы дезадаптивного поведения

Демонстрирует избирательную активность: манипулирует только любимой игрушкой, новые предметы не обследует.

 

 

 

С трудом переключается с одного вида деятельности  на другой.

 

 

 

Концентрирует внимание только в течение  короткого промежутка времени.

 

 

 

Проявляет выраженную импульсивность: вскакивает,  опережая указания, хватает предметы.  

 

 

 

Проявляет пассивность, неспособность к действию,  для начала деятельности ждет указаний взрослого.

 

 

 

Не допускает изменений установленного  порядка, сопротивляется переменам  

(например: перестановки мебели, смены одежды).  

 

 

 

Не испытывает удовольствие или  проявляет протест при физическом контакте.

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция по заполнению протокола.

При заполнении протокола, сбор первичной информации о развитии ребенка, проводится в беседе с родителями, и оцениваются учителемдефектологом со слов родителей, оценочный балл ставится в подходящую клетку таблицы протокола обследования.

При первичном обследовании оценочные баллы заносятся в протокол карандашом. Заполнение протокола специалистом продолжается в течение диагностического периода (1 месяц) 2 раза в год, в сентябре и мае учебного года.

Для правильного заполнения протокола педагогического обследования необходимо последовательно проделать ряд операций.

В титульном листе протокола заполните строки «Фамилия, имя ребенка», «Дата рождения ребенка», «Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол», «Ф.И.О. респондента», «Дата обследования».  

Последовательно заполните Таблицы возрастных нормативов с 1-ой по 9-ую. В столбце «Балл (начало года)», напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от сформированности навыка:

«0» – навык не сформирован. Ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие.  

«1» – навык сформирован частично. Ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.).

«2» – навык сформирован полностью. Ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми.  

Когда все баллы по Таблицам возрастных нормативов с 1-ой по 9-ую будут проставлены, подсчитайте сумму и запишите в строке «сумма баллов».  

В столбце «комментарии», по мере необходимости, отмечайте особенности формирования навыков: например, ребенок использует навык только с мамой, или только с помощью взрослого, или только в знакомой обстановке, или выполняет только на знакомых пособиях.

Подсчитайте общий результат развития (средний балл по Таблицам возрастных нормативов 1–9). Для этого сложите суммы баллов по Таблицам возрастных нормативов 1–9 и разделите эту сумму на количество Таблиц возрастных нормативов (на 9). Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Общий результат развития (средний балл по Таблицам 1–9)» напротив соответствующей даты обследования.

Заполните Таблицу 10 «Дезадаптивное поведение». В столбце «Балл (начало года)», напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от степени выраженности дезадаптивного поведения:

«0» - данная форма дезадаптивного поведения у ребенка отсутствует полностью.

«1» - данная форма дезадаптивного поведения у ребенка недостаточно выражена и/или наблюдается редко, только в определенных ситуациях.

«2» - данная форма дезадаптивного поведения у ребенка ярко выражена и/или наблюдается постоянно в различных ситуациях.

Когда все баллы по Таблице 10 («Дезадаптивное поведение») будут проставлены, подсчитайте их сумму и запишите в строке «сумма баллов». Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Дезадаптивное поведение (суммарный балл)» напротив соответствующей даты обследования.  

В столбце «комментарии», по мере необходимости, отмечайте  особенности, связанные с данным поведением: например, ребенок использует данную форму дезадаптивного поведения только при взаимодействии с родителями или только в учебной ситуации и т.д.

 

Построение психолого-педагогического профиля развития ребенка.  

Для наглядного представления результатов обследования используется таблица «Профиль развития ребенка».

Сначала в таблице отметьте календарный возраст ребенка – нарисуйте линию вдоль всей таблицы на уровне, соответствующем его календарному возрасту. Затем, в столбцах «начало года» при помощи линии отметьте количество набранных ребенком баллов по каждой Таблице возрастных нормативов. Все ячейки, находящиеся под чертой, заштрихуйте. В результате, получается диаграмма, отражающая уровень развития ребенка по каждой области развития. Высота столбцов в диаграмме указывает на то, какому возрасту (в сравнении со среднестатистической нормой) соответствует уровень развития ребенка.

Сравнение на графике данных о календарном возрасте ребенка с данными о его реальном развитии позволяет наглядно увидеть, насколько сформированы у него навыки по каждой области развития относительно среднестатистической возрастной нормы.

 

В зависимости от результатов обследования по предложенной методике разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком. В качестве целей обучения из «таблиц возрастных нормативов» выбираются те умения и навыки, которые у ребенка либо сформированы частично (1 балл), либо не сформированы совсем (0 баллов). При этом нужно соблюдать последовательность, указанную в таблице, постепенно усложняя поставленные задачи.

Если в результате обследования у ребенка были выявлены различные формы дезадаптивного поведения, то целью коррекционной работы становится их уменьшение и устранение.

Для выявления результативности коррекционной работы и обучения в конце года проводится повторное обследование по предложенной методике. Результаты итогового обследования заносятся в столбцы «конец года». Динамика по количественным показателям осуществляется путем сравнения итогов первичного и заключительного обследования.

Разработанный Протокол обследования детей с РАС прошел апробацию в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими РАС, в условиях ЦПМССДиП.  

 

 

Список литературы и методик обследования:

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.АСТ, Астрель 2005
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. –М., Роспедагенство, 1994.- 68 с.
  3. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет. Методическое пособие. – СПб. 1992 – С. 1415.
  4. Власенко И.Т., Г.В, Чиркина Методы обследования речи у детей М. 1992.
  5. Волков Г.А. Методика обследования речи у детей. СПБ 1993 г
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 62 – 76.
  7. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам // Программа и программные требования. М., Владос, 1999. –С. 73 – 135.
  8. Дьяченко О. М. Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. - М., 1984. – 44 c.  
  9. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психологопедагогического обследования детей. - М., 2002.
  10. Зиннхубер Х. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 4 до 7,5 лет. М.Теревинф, 2010. -111 с.
  11. Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 0 до 4 лет. М. Теревинф,2009. - 111 с
  12. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Приор, 1998. – 224 с.
  13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение. 1969. – 214 с.
  14. Лепская Н.И. Язык ребенка: Онтогенез речевой коммуникации. – М., 1997. – 151 с.
  15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 148 с.
  16. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.-

Петрозаводск. 1992.- С 99-139.

  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. 6-ое изд., стереотип.М..Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Т. Хелльбрюгге,

Ф. Лайоси, Д. Линара и др. Мн., 1997.

  1. Ньюокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. Том первый. М. Тенериф 2009 — 288 с.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.-М.: Российское педагогическое агенство. 1996.
  3. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М. Ассоциация Даун Синдром, 2001. Книги 3-8.
  4. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов/ Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001. – 136 с.
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Метод. Пособие. Е.А Стребелева, Ю.А. Разенкова, А.Н. Орлова, Н.Д. Шматко; Под редакцией Е.А. Стребелевой; Мин-во общ. и проф. образования  РФ, Ин-т коррекц. педагогики РАО. М.: Полиграф сервис, 1998. – 225с.
  6. Развитие общения у дошкольников. Под ред. А.В.Запорожца, М.И. Лисиной - М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
  7. Cемаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –

СПб.: Речь, 2005. – 384с.  

  1. Филичева Т.В. Соболева А.В. Развитие речи дошкольников. Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург, 1996.
  2. Хаустов А.В. Оценка коммуникативных навыков, определение целей обучения // Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. – М: ЦПМССДиП, 2010. – C. 73 – 78.
  3. Штрасмайер В. Обучение развитие ребенка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 22 — 69.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
  5. Штрасмайер В. Обучение развитие ребенка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. - М. Издательский центр «Академия», 2002.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
  7. Эрнст Й.Кипхард Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития от рождения до 4-х лет. Теревинф, М., 2009. 16 -21 c., 29 -34с., 42 – 48с., 56 – 62с.
  8. Beyer J., Gammeltoft L. Questionnaire for play observation // Autism and play. – London: Jessica Kingsley, 2000. – pp. 103 – 106.
  9. Johnson-Martin N.M., Attermeier S.M., Hacker B. The Carolina curriculum for preschoolers with special needs. - Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 1990.  
  10. Lewis V., Boucher J. The test of pretend play. – The psychological corporation, 1998.
  11. Lowe M., Costello A.J. Symbolic play test. – Windsor: NFER-Nelson, 1989.
  12. Kleiman L. Functional Communication Profile – East Moline, IL: LinguiSystems, 1994.
  13. Mesibov G., Schopler E., Schaffer B., Landrus R. Adolescent and adult psychoeducational profile (AAPEP). – Austin, TX: PRO-ED, 1988.
  14. Phelps-Terasaki D., Phelps-Gunn T. Test of Pragmatic Language. – Austin, TX: PRO-ED, 1992.
  15. Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. Assessment of social and communication skills // DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. – Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. – pp. 53 – 70.
  16. Rossetti L. The Rossetti Infant-Toddler Language Scale. – East Moline, IL: LinguiSystems., 1990.
  17. Sherratt D., Peter M. Assessing play of children with autism // Developing play and drama in children with autistic spectrum disorders. – London: David Fulton publishers, 2002. – pp. 48 – 53.
  18. Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle pines, M.N.: American Guidance Service, 1984.
  19. Watson L.R., Lord C., Schaffer B., Schopler E. Communication assessment: The basis for programming // Teaching spontaneous communication to autistic and developmentally handicapped children. – Austin, TX: PRO-ED, 1989. – pp. 21 – 26.