Убеждение и внушение массовых коммуникациях

В современном мире массовая коммуникация является тем видом управляющей деятельности, который осуществляет формирующее воздействие на систему ценностей, как отдельного индивида, так и общества в целом посредством внедрения в массовое сознание оценок актуальных событий, признанных таковыми с точки зрения действующих субъектов социальных интересов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_massovyh_kommunikatsiy.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинговая работа

По дисциплине    Психология массовых коммуникаций

Тема  Убеждение и внушение массовых коммуникациях

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Понятия, сущность и функции массовой коммуникации……………………4

2. Особенности массовой коммуникации……………………………………….7

3. Методы убеждения и внушения с помощью массовых коммуникаций…..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………17

Введение

В современном мире массовая коммуникация является тем видом управляющей деятельности, который осуществляет формирующее воздействие на систему ценностей, как отдельного индивида, так и общества в целом посредством внедрения в массовое сознание оценок актуальных событий, признанных таковыми с точки зрения действующих субъектов социальных интересов. 

Актуальность темы заключается в том, что массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения.

Целью исследования  является выяснение функций массовой коммуникации, ее влияние на убеждение и внушение.

Задачи: 1. Определить понятия, сущность и функции массовой коммуникации;

2. Изучить особенности массовых коммуникаций;

3. Рассмотреть методы убеждения и внушения с помощью массовых коммуникаций.

В ходе исследования использовались теоретические методы: изучение и анализ научной литературы, синтез.

1. Понятия, сущность и функции массовой коммуникации

Коммуникация представляет собой одну из базовых составляющих общества современности.  Под коммуникацией в широком смысле понимаются: система, в которой осуществляется взаимодействие; процесс взаимодействия; способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. В 1969 г. Ж. Д'Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимость признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации. Коммуникация (лат. communicatio от communicare - делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественно-научных дисциплин. В современной научной литературе выделяют различные типы коммуникаций: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, межкультурная и  массовая коммуникации.

Массовая коммуникация - это система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии). Под массовыми коммуникациями можно подразумевать и одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющем осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.

Массовая коммуникация - это систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей. «Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации» (Томпсон). Она носит открытый, публичный характер и выполняет функцию «массовизации», то есть сплочения аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления.

В советской теории масс-медиа в конце 70-х годов ХХ века оформился методологический подход, в соответствии с которым массовая коммуникация интерпретируется как процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории. До сих пор этот подход сохраняет свою актуальность.

Основная функция массовой коммуникации в соответствии с указанным подходом заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами) и самими общностями с целью поддержания динамического равновесия и целостности данного социального образования. Массовая коммуникация выполняет и иные важные социальные функции:

а) распространяет информацию о действительности;

б) передает от поколения к поколению ценности культуры;

в) предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

Таким образом, основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементом общности (индивидуумами, соц. группами) и самими общностями с целью поддержания динамического равновесия и целостности данного социального обращения. У массовой коммуникации может быть информационная, социальная, идеологическая, политическая, развлекательная, коммерческая функция.

2. Особенности массовой коммуникации

При помощи средств массовой коммуникации фактически общаются не отдельные люди, не отдельные личности, а большие социальные группы. Иначе говоря, массовая коммуникация - это, прежде всего, коммуникация больших социальных групп со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими потребностями.

Особенности массовой коммуникации:

  •  ярко выраженная социальная направленность. Если межличностное общение в зависимости от ситуации может иметь либо социальную, либо индивидуально-личностную направленность, то в массовой коммуникации общение всегда социально-ориентированное, в какой бы персонифицированной форме оно ни выступало, так как это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших социальных групп, для массы людей;
  • организованный характер. Технические средства дают людям возможность передавать колоссальные объемы информации. Осуществление этого процесса немыслимо без должной организации и управления. Иначе говоря, спонтанно, стихийно невозможно ни собирать информацию, ни обрабатывать ее, ни обеспечивать ее распространение. В противоположность межличностной коммуникации, где, в зависимости от обстоятельств, присутствуют и стихийные, и организованные формы, массовая коммуникация не может существовать вне организованных форм, как бы разнообразны они ни были;
  • институциональный характер. Деятельность средств массовой коммуникации организуется и управляется специальными учреждениями - редакциями газет, радио, телевидения, иначе говоря, социальными институтами, которые имеют свои цели и в конечном итоге реализуют интересы той или иной социальной группы;
  •  отсутствие непосредственной обратной связи. Из-за опосредованности техническими средствами в ходе массовой коммуникации отсутствует прямой, непосредственный контакт коммуникатора и аудитории;
  • повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения по сравнению с межличностной коммуникацией;
  •  коллективный характер коммуникатора. Это объясняется, во-первых, тем, что в информационном взаимодействии больших социальных групп, чем, по сути, является массовая коммуникация, каждый коммуникатор, сознает он это или нет, объективно выступает не только и не столько от своего имени, сколько от имени группы, которую он представляет. Во-вторых, в подготовке и передаче сообщения участвует значительное число людей (работники редакций, технический персонал);
  • массовость аудитории. Масса - бессистемное, беспорядочное объединение индивидов, лишенное отбора по социальным, профессиональным, образовательным, возрастным или иным существенным критериям. В первую очередь следует отметить такие важные характеристики массовой аудитории, как ее огромные размеры и неорганизованный, стихийный характер. Отсюда следует неопределенность ее границ и огромное разнообразие социального состава. Коммуникатор во время подготовки и передачи сообщения никогда не может точно знать, каков размер его аудитории и из кого она состоит. Это делает аудиторию анонимной, что создает для него немало сложностей.

Другая особенность аудитории – в момент восприятия сообщения она чаще всего разобщена на небольшие группы. Сообщения массовой коммуникации «без стука» входят в любой дом, и их воспринимают, как правило, в семейном кругу или в кругу друзей, знакомых и т. д., причем эти группы могут находиться как рядом, в одном городе, так и за десятки тысяч километров друг от друга:

  • универсальность (включение самой разнообразной информации), социальная актуальность (актуальность содержания для больших социальных групп) сообщений массовой коммуникации, а также периодичность информации;
  • однонаправленный характер, т.е. роли коммуникатора и аудитории в процессе коммуникации остаются в принципе неизменными (в отличие от межличностного общения лицом к лицу, где обычно во время разговора происходит поочередная смена этих ролей);
  • двухступенчатый характер восприятия сообщений: окончательное мнение отдельных читателей, слушателей и зрителей по тем или иным вопросам, освещаемым в массовой коммуникации, формируется, как правило, лишь после обсуждения соответствующих сообщений с другими людьми, прежде всего со значимыми для них лицами, которых принято называть «лидеры мнений». Это обычно компетентные, хорошо информированные (за счет широкого использования ими различных средств массовой информации) люди. Исследователям на конкретных фактах удалось показать, что массовая публика – это не аморфное множество потребителей информации («атомов» аудитории), а система, состоящая из групп («молекул»), которые имеют своих лидеров, способных через межличностные («межатомные») связи формировать то или иное мнение о сообщениях средств массовой информации и самих средствах.

При этом для каждого отдельного читателя, слушателя и зрителя имеет значение не только мнение значимых групп и лиц, но и массовая реакция аудитории. Именно этим объясняется тот факт, что средствами массовой информации во время трансляции выступления коммуникатора перед большой аудиторией передается не только само выступление коммуникатора, но и непосредственная реакция аудитории на это выступление.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что  характерными особенностями массовой коммуникации являются: однонаправленность информации, опосредственность общения техничискими средствами.

3. Методы убеждения и внушения с помощью массовых коммуникаций

В современном мире возрастает значение убеждения в правильности или неправильности тех или иных действий государственных органов, общественных организаций и отдельных личностей. Это связано, прежде всего, с развитием средств массовых коммуникаций, непосредственно формирующих убеждения, а также с все более активным использованием опосредованных средств формирования убеждения (искусство, индустрия развлечений, образование и т. д.). В процессе коммуникации мы стремимся оказать воздействие на тех, с кем общаемся, и сами, безусловно, подвергаемся внешнему влиянию.

Убеждение, внушение – основной инструмент воздействия средств массовой информации на аудиторию в современном мире. Это противоречит принципу свободы выбора, личной ответственности за принятие или непринятие информации, снимает потребность и желание подвергаться воздействию массовых информационных потоков.

Убеждение и внушение – два главных (взаимодополняющих) способа доведения информации до массовой аудитории.

Результатом убеждения является осознанное действие. По мнению Майерса, существует два способа убеждения: прямой и косвенный.

Прямой способ убеждения – это убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает всё внимание на благоприятных аргументах.

Косвенный способ убеждения – это убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, например: привлекательность автора.

Прямой способ убеждения имеет место, когда люди от природы склонны анализировать происходящее или заинтересованы в предлагаемой теме. Если тема не привлекает устойчивого внимания аудитории, убеждение может осуществляться посредством косвенного способа, когда люди используют случайные признаки или эвристику для поспешных выводов. Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение.

Убеждаемость - готовность людей принять (или отвергнуть) информационное воздействие.

Различают следующие виды:

  • Общую убеждаемость как готовность к восприятию логически обоснованных суждений и умозаключений;
  • Специфическую убеждаемость как предрасположенность аудитории к усвоению информации, ориентированной относительно аргументов конкретного типа, апеллирующей к определенным интересам и чувствам, особым образом стилистически оформленной и т.д.

Убедить кого-либо в чем-либо - значит добиться  с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия от индивида или некой социальной группы (коллектива) с определенной точкой зрения.

Средствами формирования убеждения и мнения являются практическое обоснование, аргументация, а также психологические, риторические и другие приемы.

Важнейшее средство аргумента, имеющего убеждающую силу, для определенной аудитории - его субъективная значимость (основана на бесспорных истинах, на общем опыте социальной группы, на личном опыте тех, к кому обращена коммуникация).

Основные категории аргументов убеждения:

  • «основательные» неопровержимые факты;
  • содержащие «позитивную» апелляцию к психическому удовлетворению, которое дает принятие предлагаемой информации;
  • содержащие «негативную» апелляцию к неприятным последствиям отказа от принятия информации;
  • «психологические» аргументы – главное средство убеждения массовой аудитории (запрещены в логике научного исследования).
  • способ косвенного доказательства – преодоление в ходе убеждения критического отношения к предлагаемым доводам и выводам (например, из-за мотивов внутри группового конформизма);
  • апелляция к чувствам аудитории – для возбуждения ее эмоций (например, к чувствам зависти или страха).

Убеждение предполагает многократное воздействие на публику, но не механически воспроизводимое.

В практике массовой коммуникации убеждение дополняется внушением, которое отличается от первого не столько содержанием информации, сколько ее внешней формой, эмоциональной выразительностью, ударением на смысловой значимости сообщения, а также престижем коммуникатора в качестве источника информации.

Внушение – некритическое принятие любого внешнего (в том числе и социального) воздействия как истины или руководства к действию.

В массовых информационных процессах внушение - это вид психического воздействия, смыслового (логического) или образного, вызывающего некритическое восприятие и усвоение какой-либо подаваемой информации; единственно возможный способ передачи идей, недоказуемых с помощью логических доводов. Внушение является психологическим инструментом в современном массовом информационном воздействии.

Имеются различные приемы внушения в массовой коммуникации (в виде пропаганды и рекламы):

  • внушение воспринимается сознанием, когда внушаемое совпадает с психическими нуждами, запросами и побуждениями, испытываемыми реципиентами информации;
  • принятие сознанием внушающего воздействия более вероятно, если его содержание согласуется с коллективными нормами и ценностями группы, которой транслируется сообщение;
  • вероятность внушающего воздействия повышается, если источник информации ассоциируется в коллективном сознании аудитории как носитель высокого авторитета, престижа, высокого социального статуса и большого личного обаяния (способность внушать симпатию);
  • эффект внушающего воздействия возрастает, если представление информации подкрепляется логизированным доводом в его пользу (смешанный тип внушающего и убеждающего воздействия в одном коммуникационном акте).

Внушаемость предполагает интенсивную эмоциональную деятельность, которая подавляет идеи и образы, противоречащие внушаемому. Внушаемость присуща всем людям, хотя степень ее колеблется значительно. Более внушаемы дети, чем взрослые, а женщины, чем мужчины. Внушаемость ограничивается накоплением жизненного опыта в соответствующей сфере.

Резюмируя все выше сказанное можно сделать выводы, что в процессе коммуникации мы стремимся оказать воздействия на тех, с кем общаемся, и сами, безусловно, подвергаемся внешнему влиянию. Для этого используются различные методы убеждения и внушения. Такие как: аргументация, психологические приемы, прямые и косвенные способы убеждения, СМИ и т.д. Все эти методы по-разному воздействуют на людей исходя из индивидуальных аспектов (пол, возраст, уровень развития психики образовательный уровень, характер ситуации).

Действуя совокупно, факторы внушения и убеждения приводят к социальной установке, т.е. побуждает к разделению предлагаемого мнения вместо имевшегося ранее, а следовательно, к изменениям в процессах деятельности людей и в их поведении сообразно внушаемым установкам.

Заключение

В ходе своей работы я изучила, что такое массовая коммуникация, сущность  функции и особенности массовой коммуникации. Рассмотрела методы убеждения и внушения с помощью массовых коммуникаций. Тем самым достигла поставленной цели «выяснение функций массовой коммуникации, ее влияние на убеждение и внушение»

 Массовая коммуникация является  важным явлением общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения. Основной функцией массовой коммуникации является обеспечение взаимосвязи между элементом общности (индивидуумами, соц. группами) и самими общностями с целью поддержания динамического равновесия и целостности данного социального обращения. Убеждение и внушение – два главных (взаимодополняющих) способа доведения информации до массовой аудитории.

Подводя итог вышесказанному можно отметить что, внушения и убеждения приводят к социальной установке, т.е. побуждают к разделению предлагаемого мнения вместо имевшегося ранее, а следовательно, к изменениям в процессах деятельности людей и в их поведении сообразно внушаемым установкам.