Методика поликультурного образования детей на разных этапах обучения
В полиэтническом и многонациональном обществе особую актуальность и сложность приобретает проблема поликультурной социализации детей. Это объясняется усилением процессов национально-культурного самоопределения народов, расширением миграции населения при отсутствии элементарных навыков межнационального взаимодействия. Во всех странах образовательные учреждения становятся культурно разнородными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучить методику поликультурного образования детей на различных этапах обучения. | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рейтинговая работа
по дисциплине Поликультурное образование
Тема Методика поликультурного образования детей на разных этапах обучения
Введение
В полиэтническом и многонациональном обществе особую актуальность и сложность приобретает проблема поликультурной социализации детей. Это объясняется усилением процессов национально-культурного самоопределения народов, расширением миграции населения при отсутствии элементарных навыков межнационального взаимодействия. Во всех странах образовательные учреждения становятся культурно разнородными. В школах обучаются дети, которые принадлежат к различным этническим, расовым, конфессиональным группам и социальным слоям, говорят на разных языках, ориентируются на различные культурные ценности и нормы поведения. В культурно разнородной образовательной среде каждый педагог решает важную профессиональную задачу: каким образом следует реагировать на культурные изменения в педагогическом процессе, надо ли учитывать в обучении и воспитании социокультурное многообразие общества и культурные особенности учащихся или оставаться нейтральным по отношению к ним.
Цель исследования: Изучить методику поликультурного образования детей на различных этапах обучения.
Задачи: 1. Определить понятия и сущность поликультурного образования;
2. Изучить особенности поликультурного образования и его роль в развитии детей;
3. Проанализировать педагогические цели, задачи и принципы поликультурного образования;
4. Рассмотреть методы и средства на разных этапах обучения.
В ходе исследования использовались теоретические методы: изучение и анализ научной литературы, синтез.
1. Понятия и сущность поликультурного образования
В самом общем виде поликультурное образование характеризуется зарубежными и отечественными специалистами по этой проблеме как важное направление общего образования, которое нацелено на создание условий по формированию у взрослеющего человека готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурном окружении. В российской педагогике наряду с термином «поликультурное образование» (И. С. Бессарабова, О. В. Гукаленко, З.А.Малькова, Л.Л. Супрунова) используется также определения: многокультурное образование (Г.Д. Дмитриев), мультикультурное образование (И. В. Балицкая), поликультурное воспитание (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, А. Н. Джуринский, В. В. Макаев). Сущность этих понятий тождественна, поскольку первая часть всех названных терминов обозначает одно и то же, но имеет разное лингвистическое происхождение: русское, греческое, латинское.
Зарубежные и отечественные ученые по-разному определяют сущность поликультурного образования: как концептуальную основу содержания обучения и воспитания в культурно разнородном обществе, как направленность образовательного процесса, как процесс и результат подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире, как реформу школы с позиций мультикультурализма. Вместе с тем сравнительный анализ словарно-справочной литературы, публикаций ученых (Дж.Бэнкс, Д.Голлник, К.Грант, С. Ньето, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, О. В. Гукаленко, З.А.Малькова), знакомство с образовательной практикой в школах США и России позволяют выделить ряд сходных положений, характеризующих сущность этого феномена: нацеленность на создание в образовательных учреждениях условий для выбора обучающимися культурной идентичности; стремление обеспечить педагогическими средствами равноценные предпосылки для получения качественного образования всеми учащимися, независимо от их расовой, этнической, религиозной принадлежности, языка, пола, социального статуса, физических и интеллектуальных особенностей; ориентация на утверждение в школе и обществе принципов социальной справедливости, соблюдения прав человека.[2]
В российской справочно-педагогической литературе поликультурное образование трактуется как образование, направленное на приобщение подрастающих поколений к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирования готовности жить в многонациональном мире.
Всловаре Г. М. Коджаспировой дается определение «мультикультурное образование», которое раскрывается как «идея, процесс и инновационное движение в образовании». Мультикультурное образование, подчеркивается в словаре, стремится дать равные образовательные возможности для получения образования всеми учащимися, включая членов разных расовых, этнических и социальных групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала разнообразные культуры и группы, существующие в обществе и структуре класса.
Таким образом, поликультурное образование направленно на равное образование всем обучающимся. Независимо от национальности, социального статуса, физических и умственных способностей.
2. Особенности поликультурного образования и его роль в развитии детей.
Одной из характерных особенностей поликультурного образования в условиях многонациональной страны является усиление взаимозависимости и взаимодействия обучающихся разных национальностей с целью взаимообогащения культур.[6]
Поликультурное образование призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения ценностей этнических культур в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики и школьной политики. Представители этнических меньшинств сталкиваются с множеством образовательно-воспитательных проблем, придя в школу. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной традицией детей из национальных меньшинств часто отрицательно сказывается на их учебной мотивации. Невнимание в школе к культуре меньшинства возникает часто из-за отсутствия педагогических ресурсов (учебные материалы, учебное время), знаний поликультурной педагогики.
Современная педагогика исходит из того, что образование и воспитание не могут не учитывать национальные (этнические) различия. Согласно результатам исследования И. В. Васютенковой, «поликультурное развитие» включает способность обучающихся: осознавать себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде; понимать, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции.[7] В России поликультурное образование своим становлением обязано С. Г. Айвазовой, А. К. Бабуриной, Л. Ю. Бондаренко, Г. Н. Волкову, А. Н. Джуринскому, Г. Д. Дмитриеву, Л. М. Дробининой, И. С. Кону, М. Н. Кузьмину, Д. С. Лихачеву, М. Либаркиной, К. М. Мартыненко, А. Д. Сахарову, Л. Г. Семиной, В. А. Тишкову и многим другим. Многокультурное образование является одним из способов противостоять расизму и этноцентризму; это и есть педагогическая попытка помочь учащимся понять свою культуру, осознать свое «Я». Основными взаимосвязанными ступенями (уровнями) многокультурного становления учителя и ученика являются: толерантность; понимание и принятие другой культуры; уважение культуры и утверждение культурных различий.
Таким образом, поликультурное образование имеет большую роль в развитии детей. Он помогает детям из этнических меньшинств чувствовать себя комфортно, получать полноценное образование, понять и осознать свое «Я». Культурное признание и осведомленность способствуют формированию позитивного образа себя.
3. Педагогические цели, задачи и принципы поликультурного образования
Поликультурное воспитание предполагает формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование гражданина России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных цивилизационных процессах.
При определении цели поликультурного образования российские ученые акцентируют разные аспекты, но едины во мнении, что поликультурное образование призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности.
В.В. Макаев, З.А. Малькова и Л.Л. Супрунова определяют главную цель поликультурного образования как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований .[8]
Таким образом, можно выделить ряд конкретных задач поликультурного образования:
- глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
- формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;
- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
- формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;
- развитие этнотолерантности;
- формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;
- воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;
- использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
- формирование способности учащегося к личностному, культурному самоопределению.
Но первостепенной задачей поликультурного образования в России является воспитание уважительного отношения к культурным различиям и в подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде.
Образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации. В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой современного образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования через развитие межэтнической толерантности, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
Поликультурное образование опирается на следующие принципы:
- Принцип полилингвальности. Он основывается на соотношении языков обучения и конкретной дисциплины. Это дает каждому учащемуся понимания собственного «Я», своей культурной принадлежности, расширяет личное восприятие и понимание мира и помогает отыскать собственную идентичность.
- Принцип преемственности. Он основан на необходимости передачи культурного наследия между поколениями, непрерывного обновления культуры, за счет ее обогощения при активном межкультурном взаимодействии.
- Принцип креативности. Он означает, что образование должно давать учащимся возможности самореализации, раскрытия своего творческого потенциала. Кроме того, человек должен приобщаться к постоянно меняющемуся миру, культурному многообразию, сохраняя свою идентичность и становясь участником современного межкультурного сотрудничества.
- Принцип вариативности. Развитие культупры, освоение многовариантности культурного мира требует использование разных методов и приемов. Учащийся должен научиться воспринимать мир с разных позиций и уметь посмотреть на него и его процессы с точки зрения представителя другой культуры.
- Принцип дифференциации обучения. Он означает, что независимо от усложнения национального и культурного состава социума, система образования продолжает свое устойчивое функционирование.
- Принцип культурной целостности. Чтобы ребенок почувствовал свою принадлежность к многообразию культур и увидел картину многонационального и многокультурного мира, его необходимо погрузить в многонациональную среду. Это означает, что система образования становится многонациональным пространством, поощряющим сохранение культурной идентичности каждым его участником.
- Принцип исторического обучения. Он означает, что учащиеся должны познавать историю своего народа, знакомится с его прошлым и изучать тенденции современного развития. Это дает полную картину культурного мира и помогает в познании своих корней, своей истории, принятии культурного наследия.
Таким образом, можно сделать вывод. Что цели, задачи и принципы поликультурного образования помогают сформировать определенный образ мышления, опирающийся на идею свободы, равенства, добра и справедливости. Такое образование исключает различие людей по национальным признакам и дает каждому учащемуся возможность раскрыть свой потенциал и стать участником многокультурных отношений.
4. Методы и средства на разных этапах обучения
Дошкольный возраст. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка. Дошкольное образование - это первая степень непрерывной системы образования, где закладываются основы развития личности. Именно в дошкольном возрасте формируется отношение к культурному разнообразию и их взаимосвязям, воспитываются культурные различия и развиваются навыки и умения взаимодействия между людьми разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. [3]
Детское поликультурное образование интегрируется в разных видах деятельности и реализуется во многих областях образования. Теперь рассмотрим методы и средства с помощью, которых может осуществляться поликультурное воспитание.
Разнообразные методы и средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста:
- Знакомство с декоративно-прикладным и устным народным творчеством; с художественной литературой разных народов с последующей беседой по их содержанию; их музыкой, живописью, с национальными куклами, игрушками. Организация выставки «Куклы, наряды, игрушки народов мира» где будут представлены работы воспитанников, которые они сделали своими руками
- Ознакомление с подвижными народными играми, которые способствуют приобретению знаний о национальных особенностях разных народов, умению сотрудничать друг с другом, также развитию двигательной активности детей.
- Целесообразно знакомить дошкольников с национальными традициями в форме национального праздника. Необходимо организовать их непосредственное участие в этюдах, например, при создании национального костюма для выступления, исполнении народных песен. Например, концерт «Все танцы в гости к нам пришли», посвященный народному искусству (песни и танцы). Также можно провести конкурс чтецов «Поэзия народов мира». Воспитанникам предлагается выучить понравившийся стих одного из народов и поучаствовать в конкурсе чтецов, который будут оценивать жюри из воспитателей и родителей.
- Можно организовать мероприятие на изучение национальных блюд народов. Например: «День национальной кухни», каждый из воспитанников пробует вместе с родителями приготовить одно на выбор блюдо, которое ему больше всего понравилось, и приносит его в садик. Все ребята презентуют свои блюда, рассказывают о его происхождении, какие ингредиенты использовали и как они его готовили.
- Этнические мини-музеи с предметами быта, привезенными ребятами из разных стран. На выставке ребята представляют свои объекты. А именно, рассказывают об их особенностях, возможностях, функциях, сравнивают с другими предметами и стараются выявить сходства и различия строения, значения.
- Знакомство детей с понятием «планета Земля». Изучение глобуса, определяем с ребятами расположение стран. Читаем книги, в которых описываются особые виды животных, растений разных народов. Просматриваем иллюстрации жилищ людей, предметы их быта в разных местах земного шара. Все это потом провести в виде дидактических игр для закрепления нового материала. Полученные знания будут способствовать расширению кругозора детей.
- Познакомить детей с различиями и сходствами людей, живущих на Земле. Общение с представителями различных национальностей, проживающих в регионе, можно на одно из занятий пригласить гостя (родителей воспитанников) с рассказом о своем народе. Можно организовать просмотр фильмов, где жители этих стран рассказывают о себе, культуре, стране, языке и т.д.
Большое значение в работе по поликультурному воспитанию дошкольников имеет продуманная организация воспитательной деятельности. Так как это поможет воспитателям выбрать оптимальные направления, методы, средства и формы работы, которые действительно будут способствовать развитию воспитательной деятельности в данном направлении.
Младший школьный \ Школьный возраст. Поликультурное образование расширяет горизонты образовательной деятельности, способствует формированию у школьников положительного и толерантного отношения к представителям других этнических групп, к их языкам и культурам.[1]
Поликультурное образование и воспитание предполагает определенные направления учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения: наполнение школьных учебников и учебных программ соответствующим содержанием, направленным на формирование у учащихся нравственных, национальных, гражданских ценностей; формирование представлений о разнообразии культур и воспитание уважительного отношения к культурным проявлениям других народов; развитие умений и навыков взаимодействия с их носителями; воспитание в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения. Для того чтобы система поликультурного образования оказывала влияние на школьника наиболее эффективно и достигала поставленной цели, необходимо прежде всего, чтобы эта система была целостной, интегрирующей все дисциплины, внеклассные мероприятия, коллективную жизнь детей школьного возраста, где каждый предмет, занятие решает свою отчетливую задачу в процессе формирования поликультурного образования и развития личности обучающегося.
Поликультурное образование в общеобразовательном учебном заведении, кроме организованной учебной и внеклассной воспитательной работы, включает совокупность учебных и воспитательных ситуаций межэтнического, межрелигиозного, межрегионального взаимодействия, которые способствуют формированию поликультурной компетентности личности. [5]
- Эффективными средствами формирования поликультурной компетентности личности, которые стоит практиковать в начальных школах, являются работа со сказками, мифами, народными обычаями, традициями, народными играми и игрушками, малыми фольклорными жанрами как элементами этнопедагогической среды, поскольку поликультурное воспитание школьников, являясь органической частью системы образования, связано с приобретением необходимых каждому цивилизованному человеку знаний из истории культуры и традиций своего и других народов.
- Важное место в воспитании современного школьника в поликультурной среде принадлежит средствам внеклассной работы, которая в условиях поликультурной среды предполагает организацию и проведение мероприятий, направленных на межкультурное взаимопонимание и связана прежде всего с разработкой содержания, различных форм, методов и технологий поликультурного воспитания детей и их внедрением во внеурочную работу. Поликультурное направление во внеклассной воспитательной работе реализуется через беседы, диспуты, фестивали, конкурсы, художественную самодеятельность и т. д.
- Не менее важную роль в формировании благоприятной поликультурной среды общеобразовательного учебного заведения играет физическое пространство места: элементы инфраструктуры, исторические памятники, названия улиц, дома культуры, библиотеки, музеи и т. д. Они являются аккумуляторами огромного массива информации, которая носит обычно многокультурный характер. Это формирует у школьников основы осознания общности жизненного пространства, важной роли представителей различных культур в общем социальном развитии.
- Одним из средств внедрения поликультурного образования и воспитания в образовательный процесс является изучение иностранного языка. Чтобы младшие школьники воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо искать пути включения обучающихся в процесс активного диалога культур. Учителю необходимо использовать соответствующие возрасту методики с целью поддержания интереса к своему предмету, добиваясь заинтересованности ребенка, реализуя принцип новизны как при подборе содержания, так и при применении определенных форм преподавания иностранного языка, варьируя упражнения, используя заучивание стихотворений и считалок, смешных рассказов, сценок, диалогов. Важно вызвать у детей желание и интерес к изучению иностранного языка средствами, которые бы не только разнообразили учебный процесс, но и превратили его в интересное и яркое действо, знакомя учеников со спецификой культур, функциональными особенностями языков. Одним из самых эффективных средств решения проблемы обогащения словарного запаса младших школьников является применение игровых технологий. Благодаря играм можно создать ситуации, максимально приближенные к жизненным, в которых младшие школьники вынуждены использовать язык как единственное общения в поликультурной среде. К эффективным средствам мы относим также песни, мультфильмы, мультимедийные технологии. Применение мультимедийных технологий в поликультурной образовательной среде имеет большие преимущества с психологической точки зрения.
Студенческие вузы. В рамках поликультурного образовательного пространства вуза целесообразно использование традиционной системы методов и форм, которые доказали свою эффективность и получили признание в мировой педагогической науке: дискуссия, (ситуативное) моделирование, ролевые игры, рассказ, беседа, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и т. д. В зависимости от целей и задач педагогического процесса, целесообразно использование коллективных, групповых, микрогрупповых и индивидуальных форм обучения, а также интеграции учебной и внеучебной деятельности. Отмеченные традиционные формы и методы обучения применяются в контексте определенного дидактического материала и используются в соответствии с целями, функциями и содержанием поликультурного образования. Так, например, методом убеждения могут выступать диспуты, индивидуальные беседы, круглые столы и пр.; при освоении понятий поликультурного пространства – лекции, эвристические беседы, работа с источниками.[4]
- Важное значение для поликультурного образования приобретает социально значимая и досуговая деятельность обучаемых: участие в многонациональных клубах и временных объединениях (городские, дневные, специализированные, профильные лагеря для подростков), взаимодействие с представителями иноязычных культур, участие в фестивалях, встречах, посвященных писателям, художникам, ученым разных народов и т. п.
- Поскольку субъект-субъектные отношения выступают основным условием формирования поликультурной личности, то одно из центральных мест в методах поликультурного образования занимает диалог. В поликультурном образовании следует различать диалог реальный и диалог виртуальный. Они обладают рядом общих содержательных характеристик: механизм действия, единое информационное поле, воздействие на участников и т. д. Различия их сводятся к тому, что при виртуальном диалоге непосредственный контакт людей и носителей ценностей различных культур заменяется опосредованной беседой субъектов, которые могут действовать в пределах виртуального пространства с помощью современных коммуникационных технологий. (А. Н. Джуринский)
Таким образом, можно сделать выводы, что основными методами и средствами на всех этапах обучения являются системность, комплексность, воспитание в духе толерантности, знакомство с национальными традициями, народными обычаями, изучение иностранных языков. Все это помогают сформировать у учащихся представления о многоликости мира и своей страны; привития положительного отношения к культурным различиям; развития умения и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур.
Заключение
Для достижения поставленной цели в своей работе я изучила: понятия и сущность поликультурного образования; особенности поликультурного образования и его роль в развитии детей; методы и средства поликультурного образования на разных этапах обучения; проанализировала педагогические цели, задачи и принципы поликультурного образования.
Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы. Что поликультурное образования помогают сформировать определенный образ мышления, опирающийся на идею свободы, равенства, добра и справедливости. Такое образование исключает различие людей по национальным признакам и дает каждому учащемуся возможность раскрыть свой потенциал и стать участником многокультурных отношений. Для того чтоб поликультурное образование успешно применялось, на разных этапах его обучения нужно применять различные методики.
Список использованных источников
1. Книга: Воспитание толерантности младших школьников средством поликультурного образования: учеб.–метод. Пособие \ авт. Сост. С.В. Бобинова. Новосибирск: НИП.- КиПРО,2009 г. 99с.
2.Книга: Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Л.Супрунова, Ю.С.Свиридченко; под ред. Л. Л. Супруновой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 c. - (Сер. Бакалавриат). ISBN 978-5-7695-9813-5
3.Книга: Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научное издание, пособие в 34.4.2: педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб. : Изд.- во РГПУ им А.Герцена, 2009.
4. Электронный ресурс: Сиреева Марина Николаевна Методы и формы организации поликультурного образования студенческой молодежи в современном вузе:научная статья, 2008 \\ https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-formy-organizatsii-polikulturnogo-obrazovaniya-studencheskoy-molodezhi-v-sovremennom-vuze/viewer (дата обращения 5.12.24)
5. Электронный ресурс: А.Н.Шевченко Средства поликультурного образования младших школьников. УДК 373.3- 057.874 Науч.спец.: 13.00.01 \\https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-polikulturnogo-obrazovaniya-mladshih-shkolnikov-1/viewer ( дата обращения 6.12.24)
6. Электронный ресурс: М.И.Бекоева Особенности реализации поликультурного образования в современных условиях. УДК 37.013.43 \\https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-polikulturnogo-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (дата обращения 8.12.24)
7. Электронный ресурс: Л.В. Загрекова, Т.А. Краснова Поликультурное воспитание в современной теории и образовательной практике: проблемы и пути их решения. УДЗ 373(07); 378(07) ББК 74.200 \\ https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-vospitanie-v-sovremennoy-teorii-i-obrazovatelnoy-praktike-problemy-i-puti-ih-resheniya/viewer ( дата обращения 10.11.24)
8. Электронный ресурс: И.С.Бессарабова Цели, задачи и принципы поликультурного образования в России и США. Научный журнал: Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 8 – С. 97-99 \\ https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24169 (дата обращения 10.11.24)