Гаджетозависимость у детей
Презентация "Гаджетозависимость у детей" в рамках реализации программы Родительский Университет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gadzhetozavisimost_u_detey.ppt | 990.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
04.12.24 ЗАВИСИМОСТЬ Предрасположенность к зависимостям (любым) запрограммирована в мозге. У кого-то она сильнее, у кого-то слабее. И если знать физиологические особенности ребенка, можно помочь ему обойти опасные соблазны и не залипнуть. Поведением человека управляют два дирижера: окситоцин, гормон близости, благодаря которому мы чувствуем себя нужными, и дофамин, гормон удовольствия, удовлетворения собой и своей жизнью. Так вот через гаджеты нами управляют сразу оба дирижера, предоставляя доступный и бесконечный источник радостей.
Все игры строятся по принципу дофаминового вознаграждения: что-то сделал – тут же увидел результат, порадовался, какой я молодец. Все соцсети держатся на окситоциновой стимуляции: кто-то поставил лайк под твоим фото или оставил комментарий – и на душе потеплело. Социальное поглаживание такое же приятное, как и физическое. 04.12.24
04.12.24 Но если мозг поощрять слишком часто, он избалуется и начнет требовать все большей и большей дозы. Так возникает зависимость. Изменения происходят не только в поведении, но и на физиологическом уровне, что подтверждают МРТ-исследования мозга. Если посмотреть на ЭЭГ мозга (электроэнцефалограмму) человека с зависимостью, с высокой вероятностью там отыщутся признаки неоптимальной работы некоторых структур.
04.12.24 Лимбическая система головного мозга отвечает за эмоционально-волевую сферу, мотивацию и коммуникацию. Отличительная черта лимбиков– вязкость, залипание на чем-то одном, что хорошо получается.
04.12.24 У такого ребенка нет особого желания пробовать что-то новое: а зачем? Он предпочитает сидеть дома, ему сложно выражать свои эмоции и считывать чужие, поэтому общаться со сверстниками лучше получается через гаджет, а не вживую. В интернет он уходит с головой. Что делать? Неоптимальная работа лимбической системы – это физиологическая особенность, которую можно превратить в плюс. Из лимбиков, например, получаются гениальные айтишники и аналитики. Так что вникайте в то, чем занимается в гаджете ребенок, направляйте, подсказывайте, вовремя усложняйте задачи, чтобы развивался, а не «залипал».
04.12.24 Диэнцефальные структуры мозга (там находится гипоталамус) – главные по зависимостям. У людей, которые пристрастились к алкоголю, курению, наркотикам, обычно есть нарушения в работе именно этой части мозга. «Поломки» провоцируют вегето-сосудистую дистонию (ВСД), стрессы, тревожность… Если дома скандал, такой ребенок «прячется» в телефоне, потому что там спокойно. Со временем такие «шалости» мозга могут привести к паническим атакам, навязчивым мыслям (обсессивно-компульсивному расстройству), биполярному расстройству, расстройству пищевого поведения и прочим тяжелым проблемам.
04.12.24 «С момента рождения человек включен в определенные отношения с внешним миром. У ребенка возникает потребность взаимодействия с предметами окружающего мира ». Когда ребенок осуществляет свое взаимодействие с телефоном чаще, чем с родителем, искажается традиционное развитие. Поэтому, у него нарушается формирование здоровой личности. Несмотря на то, что о проблеме зависимости дошкольников от гаджетов пишут и современные специалисты, эта тема не воспринимается родителями достаточно серьёзно.
04.12.24 Дети в силу своего возраста еще не способны осознавать, что телефон и планшет предназначены для связи, учёбы или работы. Они воспринимают его, как интересную игрушку, которая даёт очень сильные ощущения и поднимает настроение. В результате возникновения гаджет-зависимости у дошкольников может наблюдаться задержка психического развития, снижение способности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, превалирует низкий уровень словарного запаса, неумение интересоваться реальными предметами, с которыми можно играть, трудности при групповой работе в детском саду.
04.12.24 Выделяют следующие признаки зависимости от гаджетов у детей дошкольного возраста: ребенок плохо засыпает, чувствует усталость и ничего не хочет делать; резкие перемены настроения; если родители не дают телефон, ребёнок устраивает сильную истерику, долго не успокаивается и требует желаемый объект; как только дошкольник просыпается, сразу просит включить ему мультик или игру на гаджете; нежелание прерывать взаимодействие с устройством; просьба дать телефон или планшет без необходимости; слабая концентрация внимания; узкий кругозор и отсутствие заинтересованности в играх со сверстниками, книжках, рисовании и другой характерной для детского возраста деятельности.
04.12.24 При сильно сформированной зависимости от гаджета ребёнок раннего возраста уже способен воспринимать родителя, как объект, который является препятствием к желаемому предмету. Конечно, такая ситуация наблюдается в тех семьях, где телефон или планшет очень часто заменяют прогулки, чтение книг, совместные игры с ребенком, а также простое общение в течение дня. Замена живых игр «телевизионными» приводит к понижению интеллектуальной активности и креативного потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду. Дети дошкольного возраста при нормальном развитии концентрируют своё внимание на интересующем их занятии, поэтому в силу своей привлекательности, зависимость формируется очень быстро и надолго.
Что делать, чтобы подстелить соломки ? 04.12.24 С детства закладывать основы здорового образа жизни: режим, в том числе режим сна, спорт, правильное питание, прогулки. Установите правила Например, мамин телефон – табу. А чтобы не было соблазна, в нем не должно быть ни одной игры или доступа к мультикам. Тогда и прятать не придется. На кухне, за столом, в гостях телефон никто не включает – ни дети, ни взрослые.
04.12.24 Увлеките чем-то другим Когда у ребенка есть хобби или увлечение, где он видит свою выгоду, чувствует себя успешным, ему будет не до телефона. Задача родителей – помочь найти такое хобби. Ходите на разные секции и кружки, пробуйте, выбирайте. Поощряйте живое общение. Чем его больше у ребенка, тем больше он им дорожит. Позитивный ритуал выключения телефона На уровне подсознания хорошо работает. Когда просите ребенка выключить телефон после мультика или игры, добавьте позитива: подурачьтесь вместе, сделайте гимнастику для глаз, потанцуйте, пообнимайтесь. Еще такой прием: хочет поиграть – пожалуйста, вот тебе полчаса. А через полчаса предлагаете что-то мегаинтересное: поход, пикник, велопрогулка, встреча с друзьями.
04.12.24 Вникайте в интересы ребенка Создавайте ситуации успеха Дофамин вырабатывается, когда человек видит результаты своих усилий. Пусть будут успехи реальные, а не виртуальные – в подвижных играх, спорте, домашних делах, увлечениях. Интересуйтесь, какие любит игры. Посидите рядом, когда ребенок в планшете или телефоне. Возможно, вас осенит, как развить его интересы в полезном направлении или перенаправить.
04.12.24 Ключевая задача современных родителей – не пытаться определить: гаджеты – это хорошо или плохо, а формировать культуру пользования ими, подавать личный пример, вводить правила, рассказывать об интересных приложениях, играх, образовательных платформах, электронных учебниках.