Технологическая карта занятия "Секреты общения"

Бобович Дарья Вадимовна

Класс: 3

Тема занятия: Секреты общения

Педагог: Бобович Дарья Вадимовна, педагог-психолог

Тип: Игровая деятельность

Цель занятия: формирование навыков общения, профилактика буллинга и социально-эмоциональных проблем у учащихся.

Задачи занятия:

  1. Воспитание у учащихся уважения к окружающим людям и к себе самому, умение понимать себя и других путём вербальной и невербальной коммуникации.
  2. Развитие навыка самостоятельного снижения стресса у младших школьников.
  3. Знакомство обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами, тактильным общением.
  4. Развитие навыков взаимопонимания и культуры жестов у младших школьников.
  5. Знакомство детей с личными границами, умением отстаивать их и не нарушать чужие границы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 219_bobovich_konspekt.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 219

Красносельского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта занятия

Класс: 3

Тема занятия: Секреты общения

Педагог: Бобович Дарья Вадимовна, педагог-психолог

Тип: Игровая деятельность

Цель занятия: формирование навыков общения, профилактика буллинга и социально-эмоциональных проблем у учащихся.

Задачи занятия:

Воспитание у учащихся уважения к окружающим людям и к себе самому, умение понимать себя и других путём вербальной и невербальной коммуникации.

Развитие навыка самостоятельного снижения стресса у младших школьников.

Знакомство обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами, тактильным общением.

Развитие навыков взаимопонимания и культуры жестов у младших школьников.

Знакомство детей с личными границами, умением отстаивать их и не нарушать чужие границы.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- воспитание нравственных качеств: доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

- формирование уважительного отношения друг к другу;

- формирование знаний о своих чувствах, эмоциях и способах их выражения.

Познавательные УУД:

- умение презентовать полученную информацию;

- моделировать различные ситуации взаимодействия между людьми;

- умение делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- формирование навыков работы в команде;

- умение слушать товарищей;

- учиться договариваться и приходить к общему решению;

- учиться понимать эмоции и поступки других людей;

- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать учебную задачу в диалоге с учителем;

- умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- соотносить результат с целью и оценивать его.

Оборудование: класс, компьютер, проектор, презентация, таблички с названиями эмоций, воздушный шар, декоративные камни

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствие

Мне очень приятно видеть всех Вас! Добрый день!

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Как мы можем это сделать?

Какие способы приветствия вам известны?

Давайте поприветствуем друг друга.

Учащиеся называют варианты приветствия: сказать друг другу приветственные слова, пожать руки, использовать жесты (поднять шляпу, помахать рукой, поклониться), обнять друг друга и так далее.

Дети выполняют.

Мотивационно-целевой этап

Цитата на экране: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент Экзюпери

Как вы понимаете эту цитату? В чем заключается эта роскошь?

Вы согласны с этим?

Скажите, а какие эмоции вы испытываете, когда вам предстоит общение с новыми людьми?

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие в страну общения. А полетим мы туда на… воздушном шаре! А сейчас мы с вами надуем этот волшебный шар. Для этого мы выполним дыхательные упражнения.

Итак, наш шар готов к полету!

Учащиеся предлагают свои варианты:

- Нет ничего дороже общения.

- Друзей не купить за деньги.

- Даже если у тебя нет ничего, но есть близкие или друзья – они помогут.

Дети рассказывают о том, какие эмоции испытывают при общении:

- волнение

- тревога

- радость

- предвкушение и тд

Дети повторяют дыхательный упражнения за учителем.

3. Этап игровой деятельности

Мимика

Мы летим и видим бескрайний океан. И называется он общение. И вот мы видим острова в этом океане. Эти острова обозначают средства общения, которые мы используем, чтобы общаться с другими людьми.

И вот мы прибыли на первый остров. На этом острове оказалось огромное количество водопадов, и нам совсем не слышно, что говорят другие люди. Но зато мы можем определить по лицу их эмоции. Как называется выражение разных эмоций с помощью мышц лица?

А вы умеете определять эмоции людей по их мимике? Сейчас проверим!

Вы молодцы! Справились прекрасно. А значит, мы можем отправляться на другой остров!

Дети озвучивают свои версии. Сходятся на том, что правильный ответ – это мимика.

Дети стоят в две линии лицом друг к другу, учитель показывает слова, обозначающие эмоции каждой команде по очереди. Первая команда изображает эту эмоцию. Вторая команда должна определить, о чем идет речь. Потом наоборот.

Жесты

Есть еще один способ общения, вообще без участия лица! Может кто-то из вас угадает, как называется остров, на который мы прилетели?

Верно, это называется жесты. Или язык тела.

Учитель рассказывает про приветственные жесты в разных странах.

Обучающиеся угадывают слово

«жесты»

Дети слушают педагога.

Этап «Физминутка»

На острове «Жесты», как оказалось нас ждали препятствия. И сейчас нам с вами предстоит их преодолеть.

Когда я говорю:

Бревно – вы перепрыгиваете его

Камень слева – уворачиваетесь направо

Камень справа – уворачиваетесь налево

Камень сверху – приседаете

Собака – оборачиваетесь и лаете

Увеличиваем скорость

Обучающиеся под музыку выполняют задания, которые дает учитель на этапе «физминутка»

Этап игровой деятельности

Речь

Наконец мы добрались до третьего острова! Уже догадались на каком?

А как называется форма общения, где главную роль выполняет наш язык?

Да, вы правы: третий остров, который мы с вами посетим, называется «Речь».

А как вы думаете, как называются самые приятные слова, которые люди говорят друг другу?

Все верно! Приятные слова – это комплименты. А чему можно сказать комплимент?

Правильно! Вы любите, когда вам говорят приятные слова?

А говорить их любите? На самом деле, иногда говорить добрые слова бывает неловко, правда? Но сегодня я хочу, чтобы мы с вами потренировались и поняли, что комплименты приятно не только слушать, но и говорить! Ведь хорошее есть абсолютно в каждом, главное – научиться это замечать. Я начну первой.

На самом деле, речь, также, как и мимика не всегда нужна только чтобы говорить добрые слова.

Иногда уметь говорить нужно и для того, чтобы сказать кому-то: «Нет». Как вы думаете, когда нужно уметь отказывать?

Вы совершенно правы! А как нужно отказать? Давайте попробуем?

Подвести детей к тому, что достаточно сказать: «Нет, спасибо»

Дети отвечают:

- Слова

- Речь

Предположения обучающихся:

- Добрые слова

- Пожелания

- Комплименты

Ответы детей:

- Красоте

- Внешности

- Уму

- Поступкам

Дети говорят комплимент учащемуся, который стоит слева от него.

Предполагаемые ответы:

- Если предлагают что-то плохое

- Если это опасно

Рефлексия

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Пришло время прощаться. Я хочу поблагодарить всех вас за занятие. И предлагаю вернуть обратно в школу на нашем воздушном шаре.

Пока мы с вами общались, мы испытали разные эмоции, переживания, осознания. Это похоже на то, как наш воздушный шар наполнился камнями, что уже не может взлететь. Чтобы вернуться домой, нам нужно рассказать о своих впечатлениях, поделиться ими друг с другом.

Вынимайте по одному камню и продолжите фразы:

- Сегодня я узнал…

- Мне сегодня понравилось…

- Я был недоволен…

- Я бы хотел…

Смотрите! Наш шар снова стал легким и полетел в небо. Также и люди, когда делятся своими переживаниями, страхами, как положительными, так и отрицательными эмоциями, становятся как будто легче…

Ребята, на память о нашем путешествии, я хочу подарить вам воздушные шарики (значки), чтобы вы могли самостоятельно отправляться в страну общения в любой момент!

Дети рассказывают о своих впечатлениях, эмоциях, о новых знаниях.

Список используемой литературы:

Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие / Н.Н. Амбросьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Планета, 2018. - 271 с

Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт. – сост:. – М.Глобус, 2009 г.- 332с.

Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Шпаргалка для родителей. – СПб: Речь, 2007. – 224 с.

Образцова Т.Н. Психологические игры для детей, М.: Т8 RUGRAM, 2020 г. - 228с.

Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М. АРКТИ, 2005 г.- 72 с.

Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей. – М: АРКТИ, 2010 г. – 80 с.

Филоненко, Е. Свой среди своих. Как научить ребенка дружить / Елизавета Филоненко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2023 г. — 144 с.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе. – 5-е изд., испр. и доп.- М.: Генезис, 2012 г. – 312 с.