Технологическая карта занятия "Секреты общения"
Класс: 3
Тема занятия: Секреты общения
Педагог: Бобович Дарья Вадимовна, педагог-психолог
Тип: Игровая деятельность
Цель занятия: формирование навыков общения, профилактика буллинга и социально-эмоциональных проблем у учащихся.
Задачи занятия:
- Воспитание у учащихся уважения к окружающим людям и к себе самому, умение понимать себя и других путём вербальной и невербальной коммуникации.
- Развитие навыка самостоятельного снижения стресса у младших школьников.
- Знакомство обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами, тактильным общением.
- Развитие навыков взаимопонимания и культуры жестов у младших школьников.
- Знакомство детей с личными границами, умением отстаивать их и не нарушать чужие границы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
219_bobovich_konspekt.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта занятия
Класс: 3
Тема занятия: Секреты общения
Педагог: Бобович Дарья Вадимовна, педагог-психолог
Тип: Игровая деятельность
Цель занятия: формирование навыков общения, профилактика буллинга и социально-эмоциональных проблем у учащихся.
Задачи занятия:
Воспитание у учащихся уважения к окружающим людям и к себе самому, умение понимать себя и других путём вербальной и невербальной коммуникации.
Развитие навыка самостоятельного снижения стресса у младших школьников.
Знакомство обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами, тактильным общением.
Развитие навыков взаимопонимания и культуры жестов у младших школьников.
Знакомство детей с личными границами, умением отстаивать их и не нарушать чужие границы.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- воспитание нравственных качеств: доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
- формирование уважительного отношения друг к другу;
- формирование знаний о своих чувствах, эмоциях и способах их выражения.
Познавательные УУД:
- умение презентовать полученную информацию;
- моделировать различные ситуации взаимодействия между людьми;
- умение делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- формирование навыков работы в команде;
- умение слушать товарищей;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- учиться понимать эмоции и поступки других людей;
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать учебную задачу в диалоге с учителем;
- умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Оборудование: класс, компьютер, проектор, презентация, таблички с названиями эмоций, воздушный шар, декоративные камни
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап Приветствие | Мне очень приятно видеть всех Вас! Добрый день! Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Как мы можем это сделать? Какие способы приветствия вам известны? Давайте поприветствуем друг друга. | Учащиеся называют варианты приветствия: сказать друг другу приветственные слова, пожать руки, использовать жесты (поднять шляпу, помахать рукой, поклониться), обнять друг друга и так далее. Дети выполняют. |
Мотивационно-целевой этап | Цитата на экране: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент Экзюпери Как вы понимаете эту цитату? В чем заключается эта роскошь? Вы согласны с этим? Скажите, а какие эмоции вы испытываете, когда вам предстоит общение с новыми людьми? Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие в страну общения. А полетим мы туда на… воздушном шаре! А сейчас мы с вами надуем этот волшебный шар. Для этого мы выполним дыхательные упражнения. Итак, наш шар готов к полету! | Учащиеся предлагают свои варианты: - Нет ничего дороже общения. - Друзей не купить за деньги. - Даже если у тебя нет ничего, но есть близкие или друзья – они помогут. Дети рассказывают о том, какие эмоции испытывают при общении: - волнение - тревога - радость - предвкушение и тд Дети повторяют дыхательный упражнения за учителем. |
3. Этап игровой деятельности | Мимика Мы летим и видим бескрайний океан. И называется он общение. И вот мы видим острова в этом океане. Эти острова обозначают средства общения, которые мы используем, чтобы общаться с другими людьми. И вот мы прибыли на первый остров. На этом острове оказалось огромное количество водопадов, и нам совсем не слышно, что говорят другие люди. Но зато мы можем определить по лицу их эмоции. Как называется выражение разных эмоций с помощью мышц лица? А вы умеете определять эмоции людей по их мимике? Сейчас проверим! Вы молодцы! Справились прекрасно. А значит, мы можем отправляться на другой остров! | Дети озвучивают свои версии. Сходятся на том, что правильный ответ – это мимика. Дети стоят в две линии лицом друг к другу, учитель показывает слова, обозначающие эмоции каждой команде по очереди. Первая команда изображает эту эмоцию. Вторая команда должна определить, о чем идет речь. Потом наоборот. |
Жесты Есть еще один способ общения, вообще без участия лица! Может кто-то из вас угадает, как называется остров, на который мы прилетели? Верно, это называется жесты. Или язык тела. Учитель рассказывает про приветственные жесты в разных странах. | Обучающиеся угадывают слово «жесты» Дети слушают педагога. | |
Этап «Физминутка» | На острове «Жесты», как оказалось нас ждали препятствия. И сейчас нам с вами предстоит их преодолеть. Когда я говорю: Бревно – вы перепрыгиваете его Камень слева – уворачиваетесь направо Камень справа – уворачиваетесь налево Камень сверху – приседаете Собака – оборачиваетесь и лаете Увеличиваем скорость | Обучающиеся под музыку выполняют задания, которые дает учитель на этапе «физминутка» |
Этап игровой деятельности | Речь Наконец мы добрались до третьего острова! Уже догадались на каком? А как называется форма общения, где главную роль выполняет наш язык? Да, вы правы: третий остров, который мы с вами посетим, называется «Речь». А как вы думаете, как называются самые приятные слова, которые люди говорят друг другу? Все верно! Приятные слова – это комплименты. А чему можно сказать комплимент? Правильно! Вы любите, когда вам говорят приятные слова? А говорить их любите? На самом деле, иногда говорить добрые слова бывает неловко, правда? Но сегодня я хочу, чтобы мы с вами потренировались и поняли, что комплименты приятно не только слушать, но и говорить! Ведь хорошее есть абсолютно в каждом, главное – научиться это замечать. Я начну первой. На самом деле, речь, также, как и мимика не всегда нужна только чтобы говорить добрые слова. Иногда уметь говорить нужно и для того, чтобы сказать кому-то: «Нет». Как вы думаете, когда нужно уметь отказывать? Вы совершенно правы! А как нужно отказать? Давайте попробуем? Подвести детей к тому, что достаточно сказать: «Нет, спасибо» | Дети отвечают: - Слова - Речь Предположения обучающихся: - Добрые слова - Пожелания - Комплименты Ответы детей: - Красоте - Внешности - Уму - Поступкам Дети говорят комплимент учащемуся, который стоит слева от него. Предполагаемые ответы: - Если предлагают что-то плохое - Если это опасно |
Рефлексия | Ребята, наше путешествие подошло к концу. Пришло время прощаться. Я хочу поблагодарить всех вас за занятие. И предлагаю вернуть обратно в школу на нашем воздушном шаре. Пока мы с вами общались, мы испытали разные эмоции, переживания, осознания. Это похоже на то, как наш воздушный шар наполнился камнями, что уже не может взлететь. Чтобы вернуться домой, нам нужно рассказать о своих впечатлениях, поделиться ими друг с другом. Вынимайте по одному камню и продолжите фразы: - Сегодня я узнал… - Мне сегодня понравилось… - Я был недоволен… - Я бы хотел… Смотрите! Наш шар снова стал легким и полетел в небо. Также и люди, когда делятся своими переживаниями, страхами, как положительными, так и отрицательными эмоциями, становятся как будто легче… Ребята, на память о нашем путешествии, я хочу подарить вам воздушные шарики (значки), чтобы вы могли самостоятельно отправляться в страну общения в любой момент! | Дети рассказывают о своих впечатлениях, эмоциях, о новых знаниях. |
Список используемой литературы:
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие / Н.Н. Амбросьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Планета, 2018. - 271 с
Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт. – сост:. – М.Глобус, 2009 г.- 332с.
Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Шпаргалка для родителей. – СПб: Речь, 2007. – 224 с.
Образцова Т.Н. Психологические игры для детей, М.: Т8 RUGRAM, 2020 г. - 228с.
Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М. АРКТИ, 2005 г.- 72 с.
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей. – М: АРКТИ, 2010 г. – 80 с.
Филоненко, Е. Свой среди своих. Как научить ребенка дружить / Елизавета Филоненко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2023 г. — 144 с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе. – 5-е изд., испр. и доп.- М.: Генезис, 2012 г. – 312 с.