Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Психологическая готовность детей к обучению в школе».
Выступление.
Практический блок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление педагога-психолога на родительском собрании
«Психологическая готовность детей к обучению в школе».
Составила:
педагог-психолог Бояркина А.В.
Цель выступления на родительском собрании: знакомство родителей с видами психологической готовности детей к школе;
Задачи:
обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;
дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе;
Участники: родители (законные представители) будущих первоклассников, педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед.
Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые родители!
Нам приятно, что вы нашли возможность прийти на наше собрание. Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу.
Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу.
Готовите ли вы своих детей к школьному обучению? Как вы готовите детей к обучению? (ответы родителей)
По мнению детского психолога Венгера Л. А. – «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность.
Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты (на доске по центру крепится: психологическая готовность детей к обучению в школе):
Вокруг надписи «психологическая готовность» пишу все компоненты включающие психологическую готовность.
1. интеллектуальная готовность, включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, т. е развитие познавательных процессов.
2. социально-личностная готовность. Настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.
3. мотивационная готовность, предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
- игровой, основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть.
- познавательный, ребенок хочет узнать что-то новое и интересное.
– социальный - ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться, стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности.
Подготовить ребенка к школе можно при помощи выполнения ряда заданий, способствующих, повышению общего умственного развития.
Эти занятия подразделяются на три вида:
1) тренировка умения слушать и выполнять указания взрослого;
2) тренировка памяти;
3)подготовка руки к овладению письмом.
Умение слушать и выполнять указания взрослого зависит от развитости произвольного внимания, которое хорошо поддаётся тренировки с помощью дидактических игр с чётко выраженными правилами. Целесообразно регулярно включать ребёнка в выполнение задания по предварительно разработанному плану действий: можно выполнить постройки из кубиков, рисунки, орнаменты, аппликации, различные поделки из бумаги, форму которую задаёт словесно или с помощью схемы взрослый.
Нужно тренировать ребёнка к пересказу сказок по плану, составленному родителями.
Важно научить ребёнка анализировать образец и результаты собственной или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Если у ребенка обнаруживаются затруднения с запоминанием текстов (плохая механическая память), нужно, прежде всего, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.
Подготовка руки к овладению письмом помогают действия с предметами. Способствующие развитию и укреплению мелких мышц руки (лепка из пластилина, глины, нанизывание бусинок на проволоку, изготовление украшений из бисера, ручной труд, вышивание, мозаика, конструирование и т. п.).
И «рисовальные» упражнения: по точкам и по штрихованным линиям узоров, рисование по образцу с опорой на значимые точки; дорисовывание недостающих элементов по образцу; раскрашивание рисунков при помощи различной штриховки.
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
- расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
- на доступных примерах покажите важность уроков, уроков, школьного
распорядка;
- воспитывайте интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний;
- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
- никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил.
- организуйте экскурсии в школу, знакомьте с атрибутами школьной жизни;
- подбирайте развивающие игры и упражнения.
А сейчас попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе. На столах лежат цветные жетоны
(желтый-ребенок полностью готов к школе; зеленый- средний уровень готовности; сини -ребенок совсем не готов к обучению в школе). Почему вы так решили?
Практический блок.
А сейчас давайте с вами поиграем в некоторые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома, вместе с ребенком, для развития мотивационной готовности к школе.
1. Упражнение «Ассоциация на слово «первоклассник».
Инструкция. Упражнение выполняется по кругу. Ведущий предлагает назвать ассоциации, возникающие на слово «первоклассник». Начинает тот, кому ведущий передает мяч. Затем, первый играющий называет свою ассоциацию и перебрасывает мяч любому следующему игроку и т.д.
4. Упражнение «Я хочу в школу, потому что…».
Инструкция. Вы можете рассказать детям историю о первоклассниках, которые делятся друг с другом о том, почему они ходят в школу и поиграть в эту игру с ребенком дома.
4. Упражнение «Собираем портфель».
Инструкция. Родители сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я возьму с собой в портфель…» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий повторяет название предмета, который назвал предыдущий человек и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.
5. Упражнение «Громко – тихо».
Инструкция. Ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь…», «На уроке физкультуры ты говоришь…», «У доски отвечаешь…», «Повторяешь правило…» и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!», или прошептать: «Тихо!».
Уважаемые родители, каким бы интеллектуально развитым ребенок не был, как бы хорошо не умел читать и писать, без желания учиться и получать новые знания, он не будет успешным в школе, так как школьная обстановка будет ему в тягость.
Нам взрослым нужно помнить, что отношение ребенка к школе формируется еще до того как он в нее пойдет и формируем его мы – родители и педагоги.
Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
- Алферов А. Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 384 с.
- Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.- практ. конф. 23 октября 2010 г. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.
Я вам желаю удачи уважаемые родители!
спасибо за внимание!