Арт-упражнение «Дерево силы» как средство профилактики рисков аутоагрессивного поведения подростков.

Светлана Сергеевна Секисова

В данной статье рассматривается опыт применения арт-упражнения "Дерево силы" при работе с подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт-упражнение «Дерево силы»

как средство профилактики рисков аутоагрессивного поведения подростков.

Автор статьи педагог-психолог МБОУ «Большееланская СОШ» Секисова С.С.

Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом и психологическом уровне, по-иному строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Подростковый возраст сложен не только для родителей и учителей, которые каждый день сталкиваются с новыми открытиями в поведении и внешнем облике своих детей и подопечных. Подростковый возраст, прежде всего, сложен для самого подростка, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления.

Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «черно-белым»: он не видит «полутонов» — подросток категоричен, а проблемы и трудности кажутся ему неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональной перестройки организма снижена сопротивляемость стрессу. Все эти особенности закономерны и естественны в подростковом возрасте, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств они могут явиться или быть специально использованы кем-то, что усиливает риски и угрозы жизни.

Рисками могут быть:

- жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подростком как невыносимо трудные, непреодолимые;

- пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие;

- стрессогенные для старшеклассника ситуации, связанные с учебой, в частности в период подготовки к подготовки к итоговой аттестации.

Зачастую в жизни подростков встречаются ситуации, которые предстают для них как непреодолимые, например: переживание обиды, одиночества, собственной ненужности; неразделенное чувство влюбленности; переживания, связанные со сложной обстановкой в семье; чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия; нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе и др.

Чтобы помочь подростку найти выход в трудной для него ситуации и создать условия, чтобы он поверил в себя и увидел перспективные пути выхода из сложной ситуации, можно в своей педагогической деятельности использовать упражнение «Дерево силы».

Человек всегда ощущал свое родство с растениями и деревьями. В культуре самых разных стран человек сравнивается с деревом. Символ дерева широко используется в арт-терапии. В своем сокровенном смысле образ дерева олицетворяет процесс развития, роста личности (взросления, в том числе психологического), отражает связь прошлого, будущего и настоящего и т.д.

Упражнение «Дерево силы» поможет подростку идентифицировать свои личные сильные стороны и защитные навыки. Поможет понять, что он может преодолеть трудности, используя свои внутренние таланты и сильные стороны.

Для выполнения упражнения необходим белый лист формата А4, цветные карандаши или фломастеры.

Подростку предлагаетеся обвести кисть и пальцы руки, оставляя открытое пространство на пальцах. Получается, что рука подростка – это ствол дерева, а пальцы – это место где начинаются ветки. Подростку даётся инструкция в открытых частях пальцев дорисовать еще ветки и на конце каждой ветки нарисовать листы настолько крупные, чтобы можно было написать на каждом слово. В каждом листике нужно написать одну вещь, которая поможет подростку преодолеть трудное время. Это могут быть личные сильные стороны, стратегии преодоления, приятные действия или поддерживающие его люди. Далее необходимо раскрасить и разрисовать дерево.

Четкие и простые шаги этого упражнения помогают подростку чувствовать себя успешнее в творческой работе, не вызывают чувства неуверенности в конечном рисунке. Сам образ сильного дерева дает уверенность в своих силах по преодолению трудностей.

По итогу выполнения арт-упражнения «Дерево жизни» обязательно нужно зафиксировать подростка на позитивных аспектах его дерева, воодушевить подростка на позитивный исход проблемной ситуации.

Подросток, находящийся в сложной ситуации, часто имеет суженное поле зрения, «туннельное» сознание, концентрируясь только на своей «безвыходной» проблеме. Если вдруг, эмоциональное состояние подростка не меняется, он проявляет суицидальные мысли или присутствуют признаки самоповреждающего поведения, то нужно незамедлительно сообщить об этом родителям подростка и обратиться за помощью к специалистам.