Программа по профилактике употребления ПАВ
Программа по профилактике употребления ПАВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pro_prof.pav_.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) с детьми 10-18 лет
Санкт-Петербург
2024
Оглавление
4. План реализации программы 10
5. Механизм реализации программы 15
Список используемой литературы. 18
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) с детьми 10-18 лет в СПбГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №10» |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2018 года N 1-рп «Об утверждении Плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге на 2018-2020 годы |
Цель Программы | Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками; обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья. |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы | Октябрь 2023 – Май 2024 |
Объемы и источники финансирования Программы | Бюджетные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Повышение уровня сформированности эмоционально-социальной сферы воспитанников.
|
Пояснительная записка
Современная ситуация в стране, в частности в Санкт-Петербурге, характеризуется крайней степенью социально-психологической нестабильности. В таких ситуациях часто появляются основания для социально-негативных явлений. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что социум оказался неспособным противостоять этой проблеме. Динамика показывает, что в стране увеличивается употребление наркотических и других психоактивных (ПАВ) веществ детьми и подростками. Средний возраст приобщения к наркотикам 12-15 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже. Можно констатировать факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании неэффективны. Одна из наиболее основных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Основное давление на социум специалистами (медики, юристы, политики) сосредоточено на внешних воздействиях (по отношению к человеку) - запреты, которые плохо защищают человека. Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Все это требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ. Профилактика употребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения детей – потенциальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ. Работа должна, проводится с детьми всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста. Педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ детьми. Таким образом, необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности педагогических работников и детей о ПАВ и мерах противодействия их распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми. Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, выражать правильно свои чувства. Дети подражают поведению друг друга. Многие считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и табака. Одна из задач программы – помощь детям в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками. Другая задача – сформировать у детей положительное отношение и привычку к здоровому образу жизни, дать понятие о вредном и полезном, опасном и безопасном. Многочисленные исследования показывают, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети должны приобрести необходимые знания для того, чтобы в будущем самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение. При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов. Усвоение материала происходит в игровой деятельности.
На реализацию программы планируется затратить 72 часа.
Цели и задачи программы
Цель профилактикой работы: создание системы работы с воспитанниками, педагогами по формированию необходимых социальных навыков и здорового образа жизни.
Задачи работы по профилактике употребления ПАВ:
- Развитие социальной и личностной компетентности воспитанников:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей и моральных норм;
- повысить самооценку воспитанников;
- обучить воспитанников навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения;
- сформировать навыки регуляции эмоций.
- Сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
- Повысить компетентность работников по вопросам профилактики ПАВ, социально-личностного развития воспитанников.
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня сформированности эмоционально-социальной сферы детей старшего дошкольного возраста.
- Повышение и закрепление адекватной самооценки каждого ребенка, позитивных эмоциональных черт характера, способствующих взаимопониманию в процессе общения с окружающими.
- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
- Повышение уровня социальной адаптации.
- Повышение компетентности работников по вопросам профилактики ПАВ, здорового образа жизни, проблем социально-личностного развития воспитанников.
Содержание программы
Основные направления работы:
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.
1. Блок информационно-просветительский: проводится в учреждении и включает в себя работу с педагогами. В рамках развития социального партнерства, привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др.
Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера:
- выпуск информационных листков, плакатов и т.п. о здоровом образе жизни;
- использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий;
- ведение информационных стендов «Права ребенка», «Уголок психолога».
2. Блок Практический: включает в себя несколько этапов.
I этап. Диагностический.
Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, выявление воспитанников «группы риска» – с проявлениями агрессивного, тревожного поведения, воспитанников с неблагоприятными условиями воспитания в прошлом (алкогольной, наркотической зависимостью родителей).
II этап. Работа с воспитателями.
Эффективность данной программы во многом зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с детьми. Между педагогом и ребенком должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в образовательном учреждении и в детском доме, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.
Формы работы:
- тренинги, практические семинары;
- собрания;
- диспуты и дискуссии;
- индивидуальные консультации для педагогов.
III этап: Работа с воспитанниками:
- организация непосредственной образовательной деятельности, совместной с педагогом;
- индивидуальная работа с воспитанниками по коррекции эмоционально-личностной сферы;
- спортивные праздники;
- музыкальные развлечения;
- вовлечение в кружковую деятельность воспитанников, в том числе воспитанников «группы риска», из числа семей «группы риска»;
- беседы, пятиминутки, лекции, тренинги.
Социальное партнерство программы.
Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для реализации программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций:
- УВД г. Санкт-Петербурга;
- 13 отдел полиции управления МВД Красногвардейского района;
- СПб ГБУЗ ДГП № 68;
- СПб ГБУ «ГЦСП «Контакт»;
- Дом молодежи «Квадрат».
Залогом успеха профилактической программы является участие воспитателей в ее осуществлении. Привлечение педагогов к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров и круглых столов.
План реализации программы
Работа с педагогами
Название мероприятия | Срок | Ответственный |
Педагогические советы | ||
«Современные образовательные технологии по формированию ОБЖ и ЗОЖ» | По плану работы, 1 раз в течение года | Заместитель директора по УВР |
Семинары-практикумы | ||
«Развитие эмоционального мира детей» | Январь | Педагог-психолог |
Педагогические часы | ||
«Сохранение и укрепление здоровья детей в учреждении» | Ежегодно, 1 раз в месяц | Социальный педагог, педагог ДО |
Круглые столы | ||
«Пути активизации двигательной активности детей с учетом индивидуальных особенностей состояния их здоровья» | Ежегодно, 1 раз в месяц | Заместитель директора по УВР, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагог ДО |
Обмен опытом | ||
Консультации: | ||
«Сохранение психологического здоровья воспитанников» | Ежегодно, 3 раза в течение года | Педагог-психолог |
«Профилактика заболеваний» | Ежегодно, 1 раз в течение года | Медицинские работники |
Инструктаж по охране жизни и здоровья детей (2 раза в год) | ||
Производственные совещания (согласно плану) | ||
Повышение квалификации педагогических кадров | ||
Посещение курсов, семинаров, конференций | Ежегодно по плану | Социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог, педагог ДО |
Повышение квалификации через аттестацию | Ежегодно по плану | Социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог, педагог ДО |
Работа с педагогами
№ | Мероприятия | Срок выполнения | Ответственный |
1. | Проведение педагогических часов по теме социально-эмоционального развития подросткового возраста | 1 раз в год | Педагог ДО |
2. | Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам эмоционального развития детей | Ежегодно, 1 раз в месяц | Педагог-психолог |
3. | Создание и поддержка постоянно действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с детьми, имеющими трудности в обучении, развитии, воспитании:
| Ежегодно, в течение всего года | Заместитель директора по УВР |
4. | Мониторинг эмоционального климата в группах, профессионального роста педагогов, эмоционального выгорания | Май Ежегодно | Педагог-психолог |
5. | Организация и проведение педагогических консилиумов в целях формирования единого подхода к обучению, развитию и воспитанию воспитанников. | Октябрь, май Ежегодно | Социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог, педагог ДО |
Всего на работу с педагогами- 36 часов в год.
Работа с воспитанниками
№ | Мероприятия | Формы проведения | Срок выполнения | Количество часов | Ответственный | |
1. | Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании | Анкетирование | Группа I (10-14 лет) | Группа II (15-18 лет) | Педагог-психолог | |
Сентябрь-октябрь, 1 раз в месяц | Сентябрь-октябрь, 1 раз в месяц | 1 час | ||||
2. | Возрастные поведенческие реакции подростков как фактор риска. Психологические факторы риска. Стресс как фактор риска | Практическое занятие | Октябрь, 2 раза в месяц | Октябрь, 2 раза в месяц | 4 часа | Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО |
3. | «Влияние табака на молодой организм» | Тренинговое занятие | Ноябрь, 2 раза в месяц | Ноябрь, 2 раза в месяц | 4 часа | Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО |
4. | «Скажи: нет ПАВ!» | Тренинговое занятие | Декабрь, 2 раза в месяц | Декабрь, 2 раза в месяц | 6 часов | Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО |
5. | Мини – лекция о вреде алкоголизма и наркотической зависимости | Лекция | Январь, 2 раза в месяц | Январь, 2 раза в месяц | 2 часа | Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО |
6. | «Молодежь против наркотиков» | Тренинговое занятие | Февраль, 2 раза в месяц | Февраль, 2 раза в месяц | 6 часов | Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО |
7. | «Пути достижения жизненных целей» | Групповые консультации | Март, 2 раза в месяц | Март, 2 раза в месяц | 8 часов | Педагог-психолог |
8. | «Пиво - молодежный напиток?» Его действие на организм. | Информационный час | Апрель, 2 раза в месяц | Апрель, 2 раза в месяц | 4 часа | Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО |
9. | Анкетирование по завершении программы | Анкетирование | Май, 1 раза в месяц | Май, 1 раза в месяц | 1 час | Педагог-психолог |
Всего на работу с воспитанниками- 36 часов в год.
Социальное партнерство
№ | Мероприятия | Срок выполнения | Ответственный |
1. | Проведение советов профилактики, тренингов, круглых столов | Ежегодно по плану образовательной работы | Заместитель директора по УВР, специалисты учреждения, медицинские работники, инспектор ОДН 13 отделение полиции. |
2. | Экскурсии и тематические встречи воспитательной тематики (библиотеки, музеи) | По запросу Ежегодно | Педагог ДО, воспитатели |
3. | Проведение совместных мероприятий с различными образовательными учреждениями | Ежегодно по плану образовательной работы | Заместитель директора по УВР, педагог ДО, воспитатели |
Обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников и педагогов в реализации их воспитательных функций в условиях социального партнерства.
Основные направления работы | Мероприятия | Срок выполнения | Ответственный |
Информационно-просветительское |
| Сентябрь, Январь, Май Ежегодно | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, педагог ДО, медицинские работники. |
Диагностическое |
| Ежегодно, 2 раза в год | Педагог-психолог |
Профилактическое | Организация и проведение психолого–педагогического консилиума. Разработка рекомендаций для педагогов по профилактике отклонений в познавательном и личностном развитии ребенка. | Октябрь, май Ежегодно | Социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог, педагог ДО |
Индивидуальное консультирование | Ежегодно | Педагог-психолог | |
Сотрудничество с образовательными учреждениями по вопросам обучение детей «группы риска». | Ежегодно | Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО | |
Сотрудничество с организациями системы профилактики. | Ежегодно | Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО | |
Контроль | Контроль выполнения мероприятий по профилактике нарушений прав ребенка. | Май Ежегодно | Директор, заместитель директора по УВР |
Механизм реализации программы
Организационная структура управления реализацией программы
Должность | Функции |
Директор учреждения | Планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива. Осуществляет взаимодействие с государственными и общественными организациями. Проводит специальную работу по осведомленности общества в вопросах защиты прав детей. |
Заместитель директора по УВР | Способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации. Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности педагогической деятельности, осуществляет подбор литературы для самообразования. Создает условия для обмена и распространения опыта воспитателей. |
Педагог-психолог | Проводит наблюдения за поведением детей в группах, диагностику, анкетирование, обработку и анализ полученных данных. Осуществляет коррекционно-развивающую работу с детьми. Повышает психолого-педагогическую компетентность педагогов. |
Социальный педагог, педагог ДО | Осуществляет образовательную деятельность по программе, проводит профилактическую, диагностическую работу с детьми. |
Основные принципы работы педагогического коллектива в реализации программы
- Реализация личностно-ориентированного подхода.
- Индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений.
- Групповая поддержка ребенка и его ближайшей микросреды в физическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности.
- Общественная защита прав каждого ребенка на достойную жизнь в обществе, независимо от его физического и умственного развития, социального статуса.
- Обеспечение и поддержка успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве.
- Обеспечение готовности ребенка к ответственной самоорганизации собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной деятельности и самостоятельного общения в контактной группе.
- Помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых ребенок может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей.
Мониторинг программы.
№ | Форма | Период | Результат |
1. | Мониторинг | Сентябрь, май 1 раз в месяц Ежегодно |
|
2. | Анкетирование педагогов | Сентябрь, май 1 раз в месяц Ежегодно |
|
3. | Диагностика социально-личностного развития детей:
| Ноябрь, май 1 раз в месяц Ежегодно |
|
Список используемой литературы.
- Белогуров С.Б. «Популярно о наркотиках и наркоманиях» – М., СПб, 2005.
- Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000.
- Битенский В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев, 2005.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 2006.
- Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
- Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 2008.
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 2008.
- Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 2009.
- Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. Полезный выбор. Учебное пособие для учителя по предупреждению употребления наркотиков. Под ред. О.Л. Романовой. – М.: Полимед, 2003.
- Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
- Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.