Программа по профилактике употребления ПАВ

Программа по профилактике употребления ПАВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pro_prof.pav_.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) с детьми 10-18 лет

Санкт-Петербург

2024

Оглавление

Паспорт программы        3

1.        Пояснительная записка        5

2.        Цели и задачи программы        7

3.        Содержание программы        8

4.        План реализации программы        10

5.        Механизм реализации программы        15

6.        Мониторинг программы.        17

Список используемой литературы.        18


Паспорт программы

Наименование Программы

Программа по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) с детьми 10-18 лет в СПбГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №10»

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2018 года N 1-рп «Об утверждении Плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге на 2018-2020 годы

Цель Программы

Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками; обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи Программы

  1. Развитие социальной и личностной компетентности воспитанников:
  • способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей и моральных норм;
  • повысить самооценку детей;
  • обучить детей навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения;
  • сформировать навыки регуляции эмоций.
  1. Сформировать установку на ведение здорового образа жизни.
  2. Повысить компетентность работников учреждения по вопросам профилактики ПАВ, социально-личностного развития воспитанников.

Сроки реализации Программы

Октябрь 2023 – Май 2024

Объемы и источники финансирования Программы

Бюджетные средства

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение уровня сформированности эмоционально-социальной сферы воспитанников.

  • Повышение и закрепление адекватной самооценки каждого ребенка, позитивных эмоциональных черт характера, способствующих взаимопониманию в процессе общения с окружающими.
  • Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
  • Повышение уровня социальной адаптации.
  • Повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики ПАВ, здорового образа жизни, проблем социально-личностного развития воспитанников.


  1. Пояснительная записка

Современная ситуация в стране, в частности в Санкт-Петербурге, характеризуется крайней степенью социально-психологической нестабильности. В таких ситуациях часто появляются основания для социально-негативных явлений. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что социум оказался неспособным противостоять этой проблеме. Динамика показывает, что в стране увеличивается употребление наркотических и других психоактивных (ПАВ) веществ детьми и подростками. Средний возраст приобщения к наркотикам 12-15 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже. Можно констатировать факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании неэффективны. Одна из наиболее основных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Основное давление на социум специалистами (медики, юристы, политики) сосредоточено на внешних воздействиях (по отношению к человеку) - запреты, которые плохо защищают человека. Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Все это требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ. Профилактика употребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения детей – потенциальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ. Работа должна, проводится с детьми всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста. Педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ детьми. Таким образом, необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности педагогических работников и детей о ПАВ и мерах противодействия их распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми. Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, выражать правильно свои чувства. Дети подражают поведению друг друга. Многие считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и табака. Одна из задач программы – помощь детям в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками. Другая задача – сформировать у детей положительное отношение и привычку к здоровому образу жизни, дать понятие о вредном и полезном, опасном и безопасном. Многочисленные исследования показывают, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети должны приобрести необходимые знания для того, чтобы в будущем самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение. При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов. Усвоение материала происходит в игровой деятельности.

На реализацию программы  планируется затратить 72 часа.


  1. Цели и задачи программы

Цель профилактикой работы: создание системы работы с воспитанниками, педагогами по формированию необходимых социальных навыков и здорового образа жизни.

Задачи работы по профилактике употребления ПАВ:

  1. Развитие социальной и личностной компетентности воспитанников:
  • способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей и моральных норм;
  • повысить самооценку воспитанников;
  • обучить воспитанников навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения;
  • сформировать навыки регуляции эмоций.
  1. Сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
  2. Повысить компетентность работников по вопросам профилактики ПАВ, социально-личностного развития воспитанников.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня сформированности эмоционально-социальной сферы детей старшего дошкольного возраста.
  • Повышение и закрепление адекватной самооценки каждого ребенка, позитивных эмоциональных черт характера, способствующих взаимопониманию в процессе общения с окружающими.
  • Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
  • Повышение уровня социальной адаптации.
  • Повышение компетентности работников по вопросам профилактики ПАВ, здорового образа жизни, проблем социально-личностного развития воспитанников.

  1. Содержание программы

Основные направления работы:

Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.

1. Блок информационно-просветительский: проводится в учреждении и включает в себя работу с педагогами. В рамках развития социального партнерства, привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др.

Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера:

  • выпуск информационных листков, плакатов и т.п. о здоровом образе жизни;
  • использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий;
  • ведение информационных стендов «Права ребенка», «Уголок психолога».

2. Блок Практический: включает в себя несколько этапов.

I этап. Диагностический.

Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, выявление воспитанников «группы риска» – с проявлениями агрессивного, тревожного поведения, воспитанников с неблагоприятными условиями воспитания в прошлом (алкогольной, наркотической зависимостью родителей).

II этап. Работа с воспитателями.

Эффективность данной программы во многом зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с детьми. Между педагогом и ребенком должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в образовательном учреждении и в детском доме, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

Формы работы:

  • тренинги, практические семинары;
  • собрания;
  • диспуты и дискуссии;
  • индивидуальные консультации для педагогов.

III этап: Работа с воспитанниками:

  • организация непосредственной образовательной деятельности, совместной с педагогом;
  • индивидуальная работа с воспитанниками по коррекции эмоционально-личностной сферы;
  • спортивные праздники;
  • музыкальные развлечения;
  • вовлечение в кружковую деятельность воспитанников, в том числе воспитанников «группы риска», из числа семей «группы риска»;
  • беседы, пятиминутки, лекции, тренинги.

Социальное партнерство программы.

Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для реализации программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций:

  • УВД г. Санкт-Петербурга;
  • 13 отдел полиции управления МВД Красногвардейского района;
  • СПб ГБУЗ ДГП № 68;
  • СПб ГБУ «ГЦСП «Контакт»;
  • Дом молодежи «Квадрат».

Залогом успеха профилактической программы является участие воспитателей в ее осуществлении. Привлечение педагогов к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров и круглых столов.

  1. План реализации программы

Работа с педагогами

Название мероприятия

Срок

Ответственный

Педагогические советы

«Современные образовательные технологии по формированию ОБЖ и ЗОЖ»

По плану работы, 1 раз в течение года

Заместитель директора по УВР

Семинары-практикумы

«Развитие эмоционального мира детей»

Январь

Педагог-психолог

Педагогические часы

«Сохранение и укрепление здоровья детей в учреждении»

Ежегодно, 1 раз в месяц

Социальный педагог, педагог ДО

Круглые столы

«Пути активизации двигательной активности детей с учетом индивидуальных особенностей состояния их здоровья»

Ежегодно, 1 раз в месяц

Заместитель директора по УВР, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагог ДО

Обмен опытом

Консультации:

«Сохранение психологического здоровья воспитанников»

Ежегодно, 3 раза в течение года

Педагог-психолог

«Профилактика заболеваний»

Ежегодно, 1 раз в течение года

Медицинские работники

Инструктаж по охране жизни и здоровья детей (2 раза в год)

Производственные совещания (согласно плану)

Повышение квалификации педагогических кадров

Посещение курсов, семинаров, конференций

Ежегодно по плану

Социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог, педагог ДО

Повышение квалификации через аттестацию

Ежегодно по плану

Социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог, педагог ДО

Работа с педагогами

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

1.

Проведение педагогических часов по теме социально-эмоционального развития подросткового возраста

1 раз в год

Педагог ДО

2.

Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам эмоционального развития детей

Ежегодно, 1 раз в месяц

Педагог-психолог

3.

Создание и поддержка постоянно действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с детьми, имеющими трудности в обучении, развитии, воспитании:

  • направление на курсы, семинары и т.д.
  • проведение семинаров и т.д.

Ежегодно, в течение всего года

Заместитель директора по УВР

4.

Мониторинг эмоционального климата в группах, профессионального роста педагогов, эмоционального выгорания

Май

Ежегодно

Педагог-психолог

5.

Организация и проведение педагогических консилиумов в целях формирования единого подхода к обучению, развитию и воспитанию воспитанников.

Октябрь, май

Ежегодно

Социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог, педагог ДО

Всего на работу с педагогами- 36 часов в год.


Работа с воспитанниками

Мероприятия

Формы проведения

Срок выполнения

Количество часов

Ответственный

1.

Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании

Анкетирование

Группа I

(10-14 лет)

Группа II

(15-18 лет)

Педагог-психолог

Сентябрь-октябрь, 1 раз в месяц

Сентябрь-октябрь, 1 раз в месяц

1 час

2.

Возрастные поведенческие реакции подростков как фактор риска. Психологические факторы риска. Стресс как фактор риска

Практическое занятие

Октябрь, 2 раза в месяц

Октябрь, 2 раза в месяц

4 часа

Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО

3.

«Влияние табака на молодой организм»

Тренинговое занятие

Ноябрь, 2 раза в месяц

Ноябрь, 2 раза в месяц

4 часа

Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО

4.

«Скажи: нет ПАВ!»

Тренинговое занятие

Декабрь, 2 раза в месяц

Декабрь, 2 раза в месяц

6 часов

Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО

5.

Мини – лекция о вреде алкоголизма и наркотической зависимости

Лекция

Январь, 2 раза в месяц

Январь, 2 раза в месяц

2 часа

Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО

6.

«Молодежь против наркотиков»

Тренинговое занятие

Февраль, 2 раза в месяц

Февраль, 2 раза в месяц

6 часов

Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО

7.

«Пути достижения жизненных целей»

Групповые  консультации

Март, 2 раза в месяц

Март, 2 раза в месяц

8 часов

Педагог-психолог

8.

«Пиво - молодежный напиток?» Его действие на организм.

Информационный час

Апрель, 2 раза в месяц

Апрель, 2 раза в месяц

4 часа

Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО

9.

Анкетирование по завершении программы

Анкетирование

Май, 1 раза в месяц

Май, 1 раза в месяц

1 час

Педагог-психолог

Всего на работу с воспитанниками- 36 часов в год.


Социальное партнерство

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

1.

Проведение советов профилактики, тренингов, круглых столов

Ежегодно по плану образовательной работы

Заместитель директора по УВР, специалисты учреждения, медицинские работники, инспектор ОДН 13 отделение полиции.

2.

Экскурсии и тематические встречи воспитательной тематики (библиотеки, музеи)

По запросу

Ежегодно

Педагог ДО, воспитатели

3.

Проведение совместных мероприятий с различными образовательными учреждениями

Ежегодно по плану образовательной работы

Заместитель директора по УВР, педагог ДО, воспитатели

Обеспечение социально-психологического благополучия  воспитанников и педагогов в реализации их воспитательных функций в условиях социального партнерства.

Основные направления работы

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

Информационно-просветительское

  1. Изучение нормативно-правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений.
  2. Знакомство педагогов с основными документами, защищающими права ребенка.
  3. Совещание «Соблюдение прав детей и их защита от всех форм дискриминации, физического и психологического насилия».
  4. Консультации для воспитателей: «Использование индивидуального обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка»,  «Соблюдение прав ребенка».
  5. Консультации для педагогов по охране прав ребенка: «Адаптация ребенка в детском доме. Игры в период адаптации», «Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей в играх».
  6. Консультации: «Социальная адаптация», «Агрессия детей», «Виртуальная агрессия», «Патологические привычки у школьников».
  7. Общие и групповые собрания по вопросам охраны прав детства.
  8. Подбор литературы по проблемам предотвращения употребления ПАВ, алкоголя и табака.

Сентябрь, Январь, Май

Ежегодно

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, педагог ДО, медицинские работники.

Диагностическое

  1. Отслеживание прохождения адаптационного периода у детей.
  2. Работа по выявлению детей «группы риска».
  3. Диагностика тревожности.
  4. Диагностика стиля межличностных отношений «взрослый и ребенок».

Ежегодно, 2 раза в год

Педагог-психолог

Профилактическое

Организация и проведение психолого–педагогического консилиума. Разработка рекомендаций для педагогов по профилактике отклонений в познавательном и личностном развитии ребенка.

Октябрь, май

Ежегодно

Социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог, педагог ДО

Индивидуальное консультирование

Ежегодно

Педагог-психолог

Сотрудничество с образовательными учреждениями по вопросам обучение детей «группы риска».

Ежегодно

Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО

Сотрудничество с организациями системы профилактики.

Ежегодно

Социальный педагог, педагог-психолог, педагог ДО

Контроль

Контроль выполнения мероприятий по профилактике нарушений прав ребенка.

Май

Ежегодно

Директор,

заместитель директора по УВР

  1. Механизм реализации программы

Организационная структура управления реализацией программы

Должность

Функции

Директор учреждения

Планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива. Осуществляет взаимодействие с государственными и общественными организациями. Проводит специальную работу по осведомленности общества в вопросах защиты прав детей.

Заместитель директора по УВР

Способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации. Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности педагогической деятельности, осуществляет подбор литературы для самообразования. Создает условия для обмена и распространения опыта воспитателей.

Педагог-психолог

Проводит наблюдения за поведением детей в группах, диагностику, анкетирование, обработку и анализ полученных данных. Осуществляет коррекционно-развивающую работу с детьми. Повышает психолого-педагогическую компетентность педагогов.

Социальный педагог, педагог ДО

Осуществляет образовательную деятельность по программе, проводит профилактическую, диагностическую работу с детьми.

Основные принципы работы педагогического коллектива в реализации программы

  1. Реализация личностно-ориентированного подхода.
  2. Индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений.
  3. Групповая поддержка ребенка и его ближайшей микросреды в физическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности.
  4. Общественная защита прав каждого ребенка на достойную жизнь в обществе, независимо от его физического и умственного развития, социального статуса.
  5. Обеспечение и поддержка успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве.
  6. Обеспечение готовности ребенка к ответственной самоорганизации собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной деятельности и самостоятельного общения в контактной группе.
  7. Помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых ребенок может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей.

  1. Мониторинг программы.

Форма

Период

Результат

1.

Мониторинг

Сентябрь, май

1 раз в месяц

Ежегодно

  • Знание и овладение воспитанниками элементарными нормами и правилами безопасного поведения на улице, в общественных местах, в опасных ситуациях.
  • Сформированность элементарных представлений о сохранении здоровья, мотивации к здоровому образу жизни.

2.

Анкетирование педагогов

Сентябрь, май

1 раз в месяц

Ежегодно

  • Улучшение эмоционального климата в месте проживания воспитанников.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов в области формирования основ безопасности и здорового образа жизни, общения и сотрудничества с воспитанниками.

3.

Диагностика социально-личностного развития детей:

  1. Уровень эмоционального развития.
  2. Уровень и причины тревожности.
  3. Особенности поведения в конфликтных ситуациях

Ноябрь, май

1 раз в месяц

Ежегодно

  • Снижение детской тревожности в отношениях с близкими значимыми взрослыми.
  • Снижение асоциальных форм поведения детей.
  • Повышение уровня эмоционального и социального развития воспитанников.


Список используемой литературы.

  1. Белогуров С.Б. «Популярно о наркотиках и наркоманиях» – М., СПб, 2005.
  2. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000.
  3. Битенский В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев, 2005.
  4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 2006.
  5. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
  6. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 2008.
  7. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 2008.
  8. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 2009.
  9. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. Полезный выбор. Учебное пособие для учителя по предупреждению употребления наркотиков. Под ред. О.Л. Романовой. – М.: Полимед, 2003.
  10. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
  11. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
  12. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.
  13. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.