Презентация на тему: Аутоагрессия у детей и подростков.
Аутодеструкция (аутоагрессия) — это вариант агрессивного поведения, при котором враждебные, разрушительные действия направлены человеком на самого себя.
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autodestruktsii_u_detey_i_podrostkov.ppsx | 53.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аутодеструкция ( аутоагрессия ) — это вариант агрессивного поведения, при котором враждебные, разрушительные действия направлены человеком на самого себя. С аморазрушительное поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Проявляется на разных уровнях: Ментальном. Самообвинение, самоуничижение, навязчивые мысли. Действиях. Причинение физического вреда напрямую и косвенно (порезы, суицидальные попытки, пирсинг, анорексия).
Аутодеструкция возникает, когда невозможно отреагировать «по адресу». Объект, вызвавший агрессию, недосягаем, или слишком силён, или социальные нормы не позволяют дать выход эмоциям. Причины аутодеструкции могут быть разными: последствия неправильного воспитания, пережитое насилие, приверженность идеологии, неудовлетворённость работой, семьёй, психические и соматические заболевания.
Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Г руппа , в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции : наркозависимое поведение, самопорезы , компьютерная зависимость, пищевые аддикции , реже — суицидальное поведение.
Причиной аутодеструктивного поведения подростков может стать: Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания; Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность; Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи; Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч . связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом); Боязнь позора, насмешек или унижения; Страх наказания (например- серьезного проступка, плохих оценок), нежелание извиниться; Любовные неудачи; Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство; Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека; Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.
Ниже приведены несколько цитат Психолога с опытом работы более 20 лет, кандидата психологических наук и доцента : «В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна » «Если бы мы рассматривали татуирование 10 лет назад, мы бы рассматривали это как аутоагрессию . Сейчас это не так. Сейчас это рассматривается как привлечение внимания, украшение себя, принадлежность к определенной субкультуре, увеличение сексуальности — у подростков в том числе. Мы понимаем, что социальные нормы меняются » «У меня на приеме был взрослый человек, который задал вопрос: “Можно ли ходить к стоматологу, у которого «забиты» по плечи руки?” Корректный ли это вопрос? Можем ли мы на него ответить? Наличие татуировок не снижает степень профессионализма человека. Мы имеем право самовыражаться , как хотим. Однако, когда мы говорим о подростках, важно помнить, что татуировки могут быть связаны и с самоповреждением»
Одним из важных аспектов борьбы с этими отклонениями является профилактическая работа, которая должна осуществляться на разных уровнях. Важно проводить эффективные информационные кампании, составлять и внедрять программы просвещения, направленные на формирование у подростков осознанного, адекватного и ответственного отношения к своему здоровью и жизни. При этом важным моментом является активное вовлечение школы, родителей, общественных организаций и специалистов различных сфер деятельности, тесное сотрудничество и синергия усилий всех заинтересованных сторон.
Поведенческие проявления : Повышенный интерес к произведениям литературы, живописи, музыки, тематика которых указывает на бессмысленность земного существования, безысходность, содержит призыв покинуть этот мир; Самоизоляция от семьи и любимых людей. Замкнутость . Стремление к тому, чтобы их оставили в покое ; Появление рисунков с изображением не понятных знаков и символов Появление на теле, руках, ногах истинных или нарисованных шрамов или порезов. Появление фотографий (в телефоне, компьютере) порезов, шрамов, увечий ; Внезапный интерес ребенка к различным религиям, учениям, философиям.
Как родители могут помочь ребенку в тяжелой эмоциональной ситуации : Сохранять контакт со своим ребенком Поощрять ребенка к самостоятельному выстраиванию жизненных перспектив Совместно обсуждать такие понятия ,как смысл жизни, любовь, дружба, предательство и т.д. Научить ребенка радоваться не только успехам, достижениям, наградам, но и получить удовольствие от жизни (от общения с природой, друзьями, от интересных книг, спорта, хобби и т.д.)