Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей"

Сиукаева Татьяна Евгеньевна

Кинезиологические упражнения и гимнастика мозга активизирует у детей дошкольного возраста межполушарные взаимодействия и пластичность мозга, помогают оздоровить детский организм, снижают утомляемость, повышают умственную деятельность, память и внимание. Гимнастика у детей поднимает все заложенные психические способности, помогает максимально их использовать в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_kt_mezhpolusharnoe_razvitie.docx72.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 144» 

ПРОЕКТ

 «Развитие межполушарного

взаимодействия у детей»

Авторы проекта:

Гегешко С.К.- воспитатель

Богайчук Н.И.

Гайдарова Р. Г.-Г. - учитель-логопед

Сиукаева Т.Е. - педагог –психолог

Зуева Е.С. – нструктор

 по физической культуре

Вечеркина Е.В. - музыкальный руководитель

Саратов  2024г.

ПРОЕКТ

 «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»

 «Движение может заменить лекарство

– но ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо. 

Актуальность проекта

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к увеличению числа детей с общим недоразвитием речи. Речевой дефект у этих детей, как правило, связан с отклонениями в общей и артикуляционной моторике и отрицательно влияет на темп психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления. У части детей дефицит речевых средств создаёт проблемы в адаптации, общении и социализации.

Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.

Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдают от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.

Кинезиология  с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.

Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология – это ключ корректировки таких важных психических аспектов как внимание, работоспособность, саморегуляция, контроль за собственной деятельностью, восприятие, речевая сфера, память, межполушарное взаимодействие, мыслительные операции, зрительно-моторная координация.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Кинезиологические упражнения и гимнастика мозга активизирует у детей дошкольного возраста межполушарные взаимодействия и пластичность мозга, помогают оздоровить детский организм, снижают утомляемость, повышают умственную деятельность, память и внимание. Гимнастика у детей поднимает все заложенные психические способности, помогает максимально их использовать в развитии.

Новизна проекта заключается:

  • в наличии психофизиологической основы, опирающейся на собственные компенсаторные возможности высших психических функций ребенка;
  • в универсальности самой технологии, ее способности на любом этапе, независимо от психолого-педагогических характеристик обучаемых, быть органично включенной в любую комплексную образовательную программу;
  • в практически полном отсутствии «барьера» при внедрении данной технологии (в основе своей коррекционной) в повседневную практику на любом этапе педагогического сопровождения;
  • в легкости (и даже крайней желательности) включения родителей в педагогический процесс.

Вид проекта – инновационный, практико-ориентированный.

Тип проекта – долгосрочный.

Срок реализации проекта – с 28.09.2024 г. по 30.04.2025г.

Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,  родители.

Цель проекта:

Активизация  различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.

Задачи проекта:

Развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, межполушарных связей и синхронизация работы полушарий.

Развитие мелкой моторики.

Развитие способностей, памяти, внимания, мышления

Развитие речи у детей.

Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.

Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.

Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Принципы реализации проекта:

В основе используемых при реализации проекта коррекционных технологий лежат следующие принципы:

- принцип научности - проведение научно обоснованных и практически апробированных методик, направленных на укрепление здоровья и развития речи;

- принцип информационной достаточности - обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы;

- личностно-ориентированный подход - при взаимодействии с участниками процесса;

- деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающие условие развития личности.

-принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность - это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

-принцип систематичности, непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

-принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Условия реализации проекта:

1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.

2. Задания проводятся ежедневно в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Предполагаемый результат:

Для детей:

-адаптация детей к образовательной деятельности через формирование познавательной активности на основе игровых методик;

-интенсификация развития речи (и коррекция речевых нарушений), в первую очередь – просодического компонента, фонематического слуха, звукопроизношения;

-активизация развития неречевых процессов: слухового внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки; тонкой и общей моторики, координации движений (в том числе - мимической мускулатуры); произвольного внимания.

Для педагогов:

- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;

- повышение педагогической компетентности по данному вопросу.

Для родителей:

- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

Первый этап - организационно-подготовительный.

Задача

Ответственные

Сроки

1

Постановка проблемы, определение цели и задач.

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

2.

Подбор программно-методического обеспечения.

За основу были приняты:

Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона;

Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.;

Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

3.

Разработка комплексов упражнений для детей.

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

4.

Изготовление пособий:

-кинезиологических тренажёров,

-вывешивание межполушарных досок, 

 -распечатывание раскрасок;

- изготовление игр.

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.

5.

Работа с родителями:

- на родительском собрании рассказать о значении кинезиологических упражнений;

- изготовление памяток «Гимнастика мозга»;

- индивидуальное консультирование родителей;

-подготовка материала в родительский уголок.

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Второй этап  – практическая реализация проекта.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.     Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы!

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

        Кинезиологические упражнения будут использоваться на всех занятиях,  в свободной деятельности, дома.

Месяц

№ карточки

Содержание

Сентябрь

№1

1.Растяжка «Солнышко»

2.Дыхательные упражнения: «Подуем на солнышко»

3.Телесные        упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга.«Перекрестное марширование», «Марионетка»

 4.Глазодвигательные        упражнения: «Горизонтальная восьмерка»

5. Релаксация: «Полет высоко в небе»

6.Формирование пространственных представлений

 Д/и «Карточки»

Д/у «Подними правую (левую) руку»

7. Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

«Пальчики здороваются»

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

 «Слоник»

8. Тактильный гнозис

«Найди, из чего сделано»

Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана.

9. Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Октябрь

№2

1.Растяжка «Пузырь»

2.Дыхательные упражнения: «Ветерок»

3.Телесные        упражнения:

упражнения        для        развития мозолистого тела головного мозга.

«Мельница», «Крюки»

4.Глазодвигательные упражнения: «Веселая картинка»

5.Релаксация: «Птица»

6.Формирование пространственных представлений

Д/у «Подними правую (левую) руку»

Д/у «Где находится предмет»

7. Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

 «Зайчик –кольцо»

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

 «Тяни- толкай»

8. Тактильный гнозис

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

9. Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Ноябрь

№3

1.Растяжка «Снежная баба»

2.Дыхательные упражнения: «Воздушный шарик»

3.Телесные        упражнения:

упражнения        для        развития мозолистого тела головного мозга «Ухо- нос»

4.Глазодвигательные упражнения: « Игрушки»

5. Релаксация: «Мои фантазии»

6.Формирование пространственных представлений

Д/у «Возьми предмет»

Д/и «Клад»

7.Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

 «Колечки»

Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги.

 «Замок»

8.Тактильный гнозис

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.)

9. Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Декабрь

№4

1.Растяжка « Четыре стихии»

2.Дыхательные        упражнения:«Дом маленький,        дом большой»

3.Телесные        упражнения:

Упражнения для        развития мозолистого  тела головного мозга         «Оладушки»,

«Лягушка»

4.Глазодвигательные        упражнения: «Нарисуй геометрические фигуры»

5.Релаксация: «Прогулка по берегу моря»

6.Формирование пространственных представлений

Д/и «Мое место»

Д/у «Задания»

7. Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

 «Колечки с усложнением»

Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги.

 «Бусинка»

8. Тактильный гнозис

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с рисом поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать.

9. Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Январь

№5

1.Растяжка «Оловянный солдатик » 2.Дыхательные упражнения: «Свеча»

3.Телесные        упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Я - робот»

4.Глазодвигательные упражнения: «Навигатор»

5.Релаксация: «Теплые капельки»

6.Формирование пространственных представлений

Д/у «Где находится предмет»

Д/у «Подними правую (левую) руку»

7. Мелкая моторика

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

«Поклон пальчиками»

Нанизывание бус.

«Змейки»

Тактильный гнозис

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать мелкие игрушки.

9. Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Февраль

№6

1.Растяжка «Ива и тополь »

2.Дыхательные упражнения: «Ветерок»

3.Телесные        упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Кулак, ребро, ладошка», «Лезгинка»

 4.Глазодвигательные упражнения: «Бабочка, цветок»

5. Релаксация: «Птица»

6.Формирование пространственных представлений

Д/и «Холодно-горячо»

Д/и «Лабиринт»

7. Мелкая моторика

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

 «Карандаши»

Нанизывание бус.

 «Братцы»

8.Тактильный гнозис

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с гречкой поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

9. Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Март

№7

1.Растяжка «Бельчата»

2.Дыхательные упражнения: «Ветерок»

3.Телесные        упражнения: упражнения для развития мозолистого        тела головного мозга         «Колечко», «Зеркальное рисование»

4.Глазодвигательные упражнения: «Заинька»

5.Релаксация: «Путешествие на облаке»

6.Формирование пространственных представлений

Д/у «Задания»

Д/и «Клад»

7. Мелкая моторика

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

 «Цветок»

Нанизывание бус.

 «Обратные колечки»

8.Тактильный гнозис

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать

геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)

9. Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Апрель

№8

1.Растяжка « Медвежата»

2.Дыхательные упражнения: «Поездка»

3.Телесные        упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Слон»

4.Глазодвигательные упражнения: «Солнышко и тучка»

5. Релаксация: «Цветные краски»

6.Формирование пространственных представлений

Д/и «Лабиринт»

Д/у «Задания»

7. Мелкая моторика

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

«Заяц – коза»

Нанизывание бус.

«Бусы для мамы»

8. Тактильный гнозис

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с манкой поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

9. Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Тредтий этап -  заключительный.

Kинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.

Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.

В данной области разработаны ряд комплексных упражнений, которые позволяют развивать у ребенка как левое, так и правое полушарие, что способствует:

  • Улучшению памяти, внимания и речи;
  • Снижению утомляемости;
  • Повышению способности к произвольному контролю;
  • Повышению работоспособности;
  • Активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная технология позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность. Возрастают показатели коррекции звукопроизношения, фонематического и слухового восприятия, лексико-грамматического развития речи, а значит, применение метода кинезиологии в коррекционной работе является достаточно эффективным.

На третьем этапе подводятся результаты реализации проекта.

Продукты проекта для детей:

  1. Спортивный праздник.
  2. Фотогалерея.
  3. Картотека кинезиологических упражнений.
  4. Создание альбома «Кинезиологические сказки».
  5. Игровой кинезиологический тренажёр для развития мелкой моторики, симметричного и зеркального рисования.

Продукты проекта для педагогов:

  1. Мастер-класс «Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта».
  2. Семинар-практикум «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».
  3. Презентация проекта.

Продукты проекта для родителей:

  1. Презентация проекта на родительском собрании.
  2. Памятка «Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста» (2 части)
  3. Консультации «Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»

Литература

  1. Веприцкая Ю.Е. Развития внимания и эмоционально - волевой сферы для детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ Волгоград :Учитель, 2011.
  2. Воронина Л.П. « Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», Издательство «Детство –Пресс», 2000г
  3. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст ): Программно- методическое пособие.- М.:Линка-Пресс,2000.- 296с.:илл
  4. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003 
  5. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. –  48 с.
  6. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учѐтом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г 
  7. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
  8. Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду», Сфера,2010г

Приложение 1

Комплексы кинезиологических упражнений

Комплекс №1 (сентябрь)

Ввод: Дети присаживаются на ковер. Кладут одну ладонь ко лубу, другую на затылок, глаза детей закрыты. Педагог проговаривает слова «В нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу. Потянитесь к солнышку, представьте, что вы маленькие росточки, ловити лучики солнышка, набираетесь сил».

Дыхательные упражнения: «Подуем на солнышко»

 Дети стоят в кругу , ноги слегка расставлены, руки опущены, делают- вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо — вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Мы подуем на плечо, Подуем на другое,

На солнышке нам горячо Мы ветерок приманим».

Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. “Перекрестное марширование”

Мы идем походкой бравой Ножкой левой, ножкой правой Далеко, далеко,

Дружно, весело легко!

(Дети выполняют 6-8 пар перекрестных движений высоко поднимая колени попеременно касаясь правым и левым локтем по противоположному колену).

«Марионетка»

На утренник детский Артисты спешат.

У них в чемоданах Артисты лежат.

(Дети поочередно поднимают левую прямую ногу и правую руку изображая, что управляют своею ногой с помощью невидимой нити).

Глазодвигательные упражнения: «Горизонтальная восьмерка”

Дети вытягивают перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжимают в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Рисуют в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинают с центра и следят глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключают высунутый изо рта язычок, одновременно с глазами и руками, повторяют движения в том же направлении.

Релаксация: «Полет высоко в небе» проводится под мелодичную музыку. Дети ложатся на ковер. Педагог спокойным голосом проговаривает текст.

«Ребята, лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми и спокойными. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, а ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением полета.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на целый день».

Формирование пространственных представлений

 Д/и «Карточки»

Д/у «Подними правую (левую) руку»

Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

«Пальчики здороваются»

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

 «Слоник»

         Тактильный гнозис

«Найди, из чего сделано»

Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана.

Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Комплекс 2(октябрь)

Растяжка: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

Педагог обращается к детям « Ребята вы любите праздники? А что кроме подарков, гостей и угощений украшает праздничное настроение. Конечно- это мыльные пузыри. Давайте вместе с вами превратимся в красивые мыльные пузыри». Дети «летают» по группе изображая выдувание мыльных пузырей, руками показывая «растущий» пузырь. Дети свободно двигаются. После команды педагога «Лопнули!» дети ложатся на пол.

Дыхательные упражнения: «Ветерок» 

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу        (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу,        (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо,        (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх                (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака                (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю! (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.

Телесные упражнения: развитие мозолистого тела. “Мельница”

Дуйте, дуйте, ветры в поле, Чтобы мельницы мололи, Чтобы завтра из муки ,

Испекли мы пирожки!

Дети выполняют движения так, чтобы рука и противоположная нога двигалась одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касаться рукой противоположного колена, «пересекая среднею линию». Время упражнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Крюки». 

Педагог предлагает детям выполнить упражнение, обязательно сохранять равновесие. Дети могут выполнять упражнения, стоя, сидя, лежа. Скрещивают лодыжки ног, как удобно. Затем вытягивают руки вперед, скрестив ладони, друг к другу, сцепив пальцы в замок, выворачивают руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Глазодвигательные упражнения:

 Педагог раздает детям картинки. Дети смотрят на картинку примерно 5 секунд не отрывая глаз. Затем переводят взгляд на окно на 5 секунд. Делают упражнение 4-5 раз не напрягая глаз.

Релаксационное упражнение: “Птички”.

Педагог предлагает детям,( под музыкальное сопровождение), представить себя маленькими птичками. Летать по душистому летнему лесу, вдыхать его ароматы и любоваться его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Формирование пространственных представлений

Д/у «Подними правую (левую) руку»

Д/у «Где находится предмет»

Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

 «Зайчик –кольцо»

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

 «Тяни- толкай»

 Тактильный гнозис

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Комплекс 3 (ноябрь)

Растяжка: “Снежная баба”.

Педагог предлагает детям представить, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Руки и ноги напряжены, широко расставлены. Ну вот наступило прекрасное утро, светит солнце. Оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. Дети полностью расслабляются и опускаются на ковер. Упражнение выполняется 3-4 раза.

Дыхательные упражнения: «Воздушный шарик»

Педагог проговаривает слова:

«Легкий шарик мой воздушный Дернул нитку непослушно, Оборвал, сказал: Пока!

И умчался в облака.»

Упражнение можно выполнять как сидя так и лежа. Дети кладут руки на живот. Делают медленный глубокий вдох, надувают живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 3 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.

Задерживает дыхание на 2 секунд. Выполняется 3-4 раз подряд.

Телесные упражнения: «Ухо-нос».

Эй, мороз, мороз,

Не показывай нам нос. Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой!

Педагог предлагает согреть свои ушки и носик, но необычным способом. Для этого детям необходимо левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять местами руки при этом не запутаться, чтобы мороз не обморозил детям их ушки и носы. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Глазодвигательные упражнения: 

В разных углах группы подвешивают яркие игрушки, детям необходимо не поворачивая головы найти глазами названную педагогом игрушку. Далее педагог вместе с детьми выполняет упражнение проговаривая слова:

Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать.

(Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды) Зорче глазки чтоб глядели,

Чтоб они не заболели, Нарисуем большой круг И осмотрим все вокруг.

Релаксация: “Мои фантазии”. 

Педагог предлагает детям присесть на ковер, по желанию дети могут лечь на подушечки. Закрывают глаза и отдыхают под   звучание   мелодичной   музыки   со   звуками   природы.   ―Пробуждение происходит под звучание бубенчика. После того, как дети откроют глаза, педагог расспрашивает детей, что они себе представляли в своем воображении.

Формирование пространственных представлений

Д/у «Возьми предмет»

Д/и «Клад»

Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

 «Колечки»

Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги.

 «Замок»

Тактильный гнозис

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.)

Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Комплекс 4(декабрь)

Растяжка: «Четыре стихии».

Педагог предлагает детям игру Если дети услышат слово «земля», все должны опустить руки вниз изображая, что играют в земле, если слово «вода», то вытягивают руки вперед изображая плывущего человека, если слова «воздух»- поднять руки вверх, а при слове «огонь»-поднять руки  и кистями изобразить «полыхание» огня. По желанию дети могут сесть на ковер.

Дыхательные упражнения: «Дом маленький, дом большой».

Педагог читает четверостишье:

У медведя дом большой, А у зайки маленький.

Мишка наш пошел домой Следом за ним – заинька.

Дети поднимают руки и потягиваются, глубоко вдыхают (изображая, какой большой дом у медведя), затем приседают, обхватывают руками колени, опускают голову и выдыхают с произнесением звука «ш-ш». Затем, идут спокойным шагом по группе. Упражнение повторить 3-4 раза.

Телесные упражнения: «Оладушки»

Педагог проговаривает четверостишье:

Я решил для бабушки Сам испечь оладушки.

Тесто вроде получилось,

Только в миску не вместилось.

Затем просит детей присесть за столы, правую руку положить на стол ладонью вверх, а левую положить себе на колено. Позицию рук необходимо поменять при звуковом сигнале (хлопке, звуке колокольчика), педагог постепенно увеличивает темп. Дети ориентируются по звуку сигнала, и меняют руки, только при звуковом сигнале. Педагог может остановиться в любой момент, дети должны отреагировать и перестать печь «оладушки».

«Лягушка». 

Педагог вместе с детьми поговаривает стихотворение. Удивляется лягушка:

«Почему же я толстушка, Тело в форме шарика?

В день ем три комарика!

Дети кладут руки на стол. Одна ладонь сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По звуковому сигналу дети меняют положение рук.

Глазодвигательные упражнения: «Нарисуй геометрические фигуры».

Педагог предлагает детям встать, посмотреть на противоположную стену, и «нарисовать глазами» заданную геометрическую фигуру (квадрат, круг, треугольник). Педагог проговаривает стихотворение:

Словно стол стоит квадрат. Он гостям обычно рад.

Он квадратное печенье Положил для угощенья.

Круглый круг похож на мячик, Он по небу солнцем скачет.

Круглый словно диск луны, Как бабулины блины.

Треугольный треугольник Угловатый своевольник.

Он похож на крышу дома И на шапочку у гнома.

Релаксация:        Музыкальное        сопровождение        со        звуками        моря.        Дети изображают прогулку по        берегу моря. Собирают «камешки», зачерпывают

«воду»,        брызгаются.        Садятся        на        ковер        «песок»,        закрывают        глаза        и прислушиваются к звукам моря.

Формирование пространственных представлений

Д/и «Мое место»

Д/у «Задания»

Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

 «Колечки с усложнением»

Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги.

 «Бусинка»

 Тактильный гнозис

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с рисом поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать.

Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Комплекс 5 (январь)

Растяжка:        «Оловянный        солдатик»        

Педагог        рассказывает        детям        о оловянном солдатике:

Мой солдатик стойкий-стойкий, Оловянный часовой,

У моей дежурит койки, Штык держа над головой.

Солдатик, когда-то, был мягким оловом. Олово залили в заготовленную форму, и когда оно застыло получился настоящий, с красивой выправкой, оловянный солдатик. Педагог предлагает детям изобразить оловянного солдатика, Сначало он мягкий, бесформенный, но потом он становится твердым и вытянутым в струнку.

Дыхательные упражнения: «Свеча». 

Педагог предлагает детям сесть за столы. Представить, что перед ними стоит большая свечка, но чтобы задуть ее необходимо медленно сделать глубокий вдох и одним выдохом задуть свечу. Но тут перед вами загорелись еще три маленькие свечки, задуйте их . Сделайте глубокий вдох и задуйте их маленькими порциями выдоха.

Телесные упражнения: «Я - робот».

Педагог расспрашивает детей, что они знают о роботах. Это чей там слышен топот?

На работу вышел робот. Мышцы металлические, Мысли электрические.

Дети стают лицом к стене, опираются ладонями об стену на уровне глаз, расставляют ноги на ширине плеч. По команде педагога начинают передвигаться вдоль стены приставным шагом. Левая рука и левая нога должны двигаться одновременно параллельно друг другу. По звуковому сигналу останавливаются и меняют направление движения.

Глазодвигательные упражнения: «Навигатор».

Педагог объясняет правило игры: навигатор находит указанное местоположение, и мы вместе свами сейчас будем находить глазами тот объект, который назовет ведущий (стол, окно, ковер, книга и т.д.) Упражнение необходимо выполнять, не поворачивая головы. А для начала мы потренируемся:

Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать!

(Упражнение выполняется 3-4 раза в одну сторону по кругу, затем в другую).

Релаксация: «Теплые капельки»

Звучит шум дождя, приятная мелодия. Дети сидит на ковре с закрытыми глазами. Педагог говорит спокойным голосом:» идет теплый дождик, на лужах пляшут пузырьки, теплые капельки дождя падают вам на лицо. Капельки катятся по шее, по рукам, ногам, впитываются в землю. Как приятен теплый дождик!» Дети открывают глаза, рассказывают о своих ощущениях.

Формирование пространственных представлений

Д/у «Где находится предмет»

Д/у «Подними правую (левую) руку»

Мелкая моторика

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

«Поклон пальчиками»

Нанизывание бус.

«Змейки»

Тактильный гнозис

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать мелкие игрушки.

Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Комплекс 6 (февраль)

 Растяжка: «Ива и тополь».

Подружился тополь,

С ивушкой плакучей. Он высок и строен.

Кроной сам могучий.

Дети идут по кругу, прислушиваясь к звуковым сигналам. Педагог звенит в колокольчик (высокий звук) и бубен (низкий звуки). При звуке  колокольчика дети принимают позу «плачущей ивы», руки разведены и висят, голова наклонена вниз. При звуке бубна дети становятся «тополем», пятки вместе, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокидывается назад.

Дыхательные упражнения: «Ветерок»

Дети усаживаются на ковер, педагог рассказывает о ветерке, который качает наши деревца.

Ветер сверху набежал, (дети поднимают руки, глубоко вдыхают)

Ветку дерева сломал.        (выдох со звуком «в-в-в»)

Дул он долго, зло ворчал        (глубокий вдох)

И деревья все качал.        (выдох со звуком «ф-ф-ф»). Упражнение повторяется 3-4 раза.

Телесные упражнения: Упражнение «Кулак - ребро-ладошка»

Дети усаживаются за столы. Кладут кисти рук на стол и по команде педагога последовательно меняют положение рук: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь вниз на столе.

У нашего, у Грушенки            (сжатые в кулак ладони)

Под окном две вишенки   (ставят ладони на ребро)

У Алены дуб зеленый.            (кладут ладонь на стол)

У Семена в саду клены,    (сжатые в кулак ладони)

У Марины куст малины,  (ставят ладони на ребро)

А у Вани две рябины.            (кладут ладонь на стол).

Упражнение можно также выполнять под звуковые сигналы, постепенно увеличивая темп выполнения.

Упражнение «Лезгинка».

Педагог предлагает детям сидя за столом потанцевать руками:

Веселимся мы сегодня,

Прямо с самого утра,

Ведь день танца на пороге, Значит, танцевать пора!

Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук. Так же педагог может включить музыкальное сопровождение, и хлопками увеличивать темп выполнения упражнения.

Глазодвигательные упражнения: «Бабочка-цветок»

Упражнение выполняется как за столом, так и сидя на ковре.

Спал цветок и вдруг проснулся, (закрыть глаза, расслабится, слегка надавливая на веки по часовой стрелки и обратно)

Больше спать не  захотел. (открыть глаза и быстро поморгать)

Релаксация: «Птички»

Встрепенулся,        потянулся (поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на кончики пальцев, затем на потолок)

Взвился вверх и полетел. (помахать руками).

 Педагог предлагает детям представить себя маленькими птичками, усаживает детей на ковер, включает запись звуков леса с музыкальным сопровождением. Проговаривает текст спокойным голосом: «Представьте себе, что вы маленькие птички. Летаете по душистому лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Вот вы пролетаете над цветочной полянкой, видите прекрасные цветы, чувствуйте их ароматы. Потом летите высоко-высоко в небо, видите свой дороги, лес, поляны и свой дом, где очень уютно и тепло, где вас ждут и любят».

Формирование пространственных представлений

Д/и «Холодно-горячо»

Д/и «Лабиринт»

Мелкая моторика

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

 «Карандаши»

Нанизывание бус.

 «Братцы»

Тактильный гнозис

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с гречкой поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Комплекс 7(март)

Растяжка: «Бельчата»

Педагог подзывает к себе детей, показывает маску белок и предлагает перевоплотиться в непослушных бельчат:

В лесной глуши, на елке

Жили - были две бельчонка.

Вставая рано поутру- изображали кенгуру. За ушки лапками хватались

И вправо влево наклонялись. Дружно хлопали в ладошки И тянулись словно кошки.

Дети выполняют движения согласно тексту. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Дыхательные упражнения: «Ветерок»

Педагог проговаривает текст и показывает технику выполнения дыхательных упражнений, приглашает детей стать в круг.

Я ветер сильный, я лечу, Лучу куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, глубокий вдох через нос)

Хочу налево посвищу (дети поворачивают голову налево, губы трубочкой и изображают свист)

Могу подуть направо  (голова        прямо,        губы        трубочкой, подуть)

Могу и вверх (голова        запрокинута        вверх, глубокий вдох)

И в облака (опустить                голову,        подбородком коснуться        груди, свернуть губы трубочкой и медленно выдыхать)

Ну а пока, я тучи разгоняю ! (покружиться размахивая руками)

Телесные упражнения: «Колечко».

Дети поочередно Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

«Зеркальное рисование».

Педагог предлагает детям одновременно обеими руками нарисовать на доске зеркально-симметричные рисунки, геометрические фигуры и т.д. Необходимо обратить внимание детей, что по мере выполнения упражнений расслабляются глаза и руки, движения становятся более четкими и правильными. После выполнения задания, дети закрывают глаза, и представляют, что рисуют на запотевшем окне, видят пейзаж на улице, свет солнца, и одновременно рисуют на стекле узоры. Также используются кинезиологические тренажеры для эффективной деятельности обоих полушарий головного мозга.

Глазодвигательные упражнения: «Заинька»

 Дети выполняют движения согласно тексту.

Вверх морковку подними, На нее ты посмотри.

Вниз морковку опусти, Только глазками смотри Вверх-вниз, вправо-влево,

Ай да заинька умелый глазками моргает, Глазки закрывает.

Релаксационные упражнения: «Путешествие на облаке».

Педагог включает спокойную музыку, приглашает детей присесть на ковер. Говорит спокойным тихим голосом: « Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу, пригласить вас в путешествие на облаке. Белое пушистое облако, похоже на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь может произойти самые удивительные чудеса… Почувствуйте как облако медленно тает в воздухе. Потянитесь к солнышку, пусть его лучики проникнут во все клеточки и наполнят вас энергией.

Формирование пространственных представлений

Д/у «Задания»

Д/и «Клад»

Мелкая моторика

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

 «Цветок»

Нанизывание бус.

 «Обратные колечки»

Тактильный гнозис

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)

Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.

Комплекс 8 (апрель)

Растяжка: «Медвежата» 

Подрались в малиннике Ближнем два мишки,

Набили друг другу Огромные шишки. В два голоса оба Ревели с досады.

И ягодам спелым Уж были не рады. И мамам своим Огорчѐнные мишки Пошли рассказать

Про набитые шишки. Но мамы лишь только Плечами пожали

И двум медвежатам Сурово сказали:

- Не будете драться, Не будет и шишек.

Мириться друг с другом Отправили мишек.

Педагог предлагает поиграть в игру «медвежата», где педагог превратится в медведицу, а дети в маленьких медвежат. Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках, чувствуют как шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела, расслабляются. Медведица снова бросает шишки, медвежата ловя. Упражнение выполняется 3-4 раза.

Дыхательные упражнения: «Поездка» 

Дети имитируют движения согласно тексту.

Завели машину,        (глубокий вдох)

Накачали шину.        (выдох со звуком ш-ш-ш)

Улыбнулись веселей,        (глубокий вдох)

И поехали быстрей.        (выдох со звуком ж-ж-ж)

Чтобы мама улыбалась, (глубокий вдох)

И от папы не досталось…(выдох со звуком с-с-с)

 Упражнение выполняется 1-2 раза.

Телесные упражнения: «Слон».

Длинный хобот у слона, Воду им он пьет с реки, Достает все с высока, Он ему вместо руки.

Педагог вместе с детьми встает в расслабленную позу, слегка согнув колени. Наклоняют голову к плечу и от плеча вытягивают руку вперед, как хобот.

Рисуют рукой лежащую восьмерку, начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трѐх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху. Педагог следит за правильностью выполнения упражнения.

Глазодвигательные упражнения: «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. (Повернуть головой в разные стороны). Солнышко тучки -летучки считало. (Посмотреть глазами вправо-влево)

Серые тучки, черные тучки,(Глазами посмотреть вверх-вниз)

Легких- две штучки, тяжелых-три штучки, Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе во всю засияло.(Быстро мигать глазами)

Релаксация: «Цветные краски»

Педагог включает мелодичную музыку. Дети усаживаются на ковер, по просьбе взрослого закрывают глаза:

Вот сейчас закроем глазки, И окажемся мы в сказке.

В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные краски.

Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и краски взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист.

Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово дарить подарки, улыбки, тепло. Даже маленькие краски знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым и щедрым.

Наши дети помнят об этом и обязательно расскажут другим. А теперь нарисуйте в своем воображении сказочную картину, поселите в ней всех кого вы любите.

Формирование пространственных представлений

Д/и «Лабиринт»

Д/у «Задания»

Мелкая моторика

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

«Заяц – коза»

Нанизывание бус.

«Бусы для мамы»

Тактильный гнозис

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с манкой поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

Зеркальное и симметричное рисование на межполушарных досках, тренажерах.