Психологическое сопровождение обучающихся старшей школы, испытывающих трудности в обучении
Старшие подростки находятся в переходном возрасте, когда они сталкиваются с новыми вызовами и задачами. Это период интенсивного роста и формирования личности, когда молодой человек ищет свое место в обществе и стремится к самостоятельности. Однако, не все подростки способны справиться с этими вызовами без дополнительной поддержки.
Кроме того, современное общество ставит перед учащимися все больше требований и ожиданий. Это может вызывать стресс, депрессию, апатию и другие проблемы, которые могут отразиться на учебном процессе и успеваемости учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 138.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа
на тему: Психологическое сопровождение обучающихся старшей школы, испытывающих трудности в обучении
- Пояснительная записка.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. Важное место в образовательном процессе занимают: психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе: образование уже не сводится только к обученности, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, такими понятиями как «качество жизни», раскрывающимися через категории «здоровье», в том числе «здоровье психологическое», «социальное благополучие», «защищенность», «самореализация». Эти категории являются такими же важными для развития личности, как и формирование определенных учебных компетенций в процессе образования. Целью образования становится общекультурное, познавательное и личностное развитие обучающихся. Кроме того, введение стандарта последнего поколения общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Все эти обстоятельства на современном этапе развития системы образования обуславливает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения на уровне каждого образовательного учреждения.
Задачами современного образования являются обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
— защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
— реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
— участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;
— психолого-педагогическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
Данная программа разработана в целях организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения детей имеющие трудности в обучение.
В программе используются следующие понятия (на основе Приложения к распоряжению Комитета по образованию СПб от № 2081-р):
Обучающиеся – физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, реализующегося в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическая помощь – помощь, оказываемая детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. На уровне лицея психолого-педагогическая помощь оказывается такими педагогическими работниками как педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед и др. специалистами, входящими в службу психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение – система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся, психологической поддержки обучающихся, включая психологическое сопровождение образовательного процесса;
Актуальность:
Старшие подростки находятся в переходном возрасте, когда они сталкиваются с новыми вызовами и задачами. Это период интенсивного роста и формирования личности, когда молодой человек ищет свое место в обществе и стремится к самостоятельности. Однако, не все подростки способны справиться с этими вызовами без дополнительной поддержки.
Кроме того, современное общество ставит перед учащимися все больше требований и ожиданий. Это может вызывать стресс, депрессию, апатию и другие проблемы, которые могут отразиться на учебном процессе и успеваемости учащегося.
Поэтому актуальность программы психолого-педагогического сопровождения старших подростков, испытывающих трудности в обучении, заключается в том, что такая программа может помочь им справиться с проблемами, развить свои умения и навыки, повысить уровень самооценки и эмоциональной стабильности, улучшить отношения с окружающими, а также достичь успеха в учебе.
В рамках такой программы могут проводиться психологические консультации, тренинги по развитию навыков общения, саморегуляции, управления стрессом, а также помощь в подготовке к экзаменам и т.д. Кроме того, важно работать с родителями и учителями, чтобы создать благоприятную и поддерживающую среду для развития подростка.
Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся старших подростков, испытывающих трудности в обучении, необходима для поддержки и помощи им в сложном периоде становления личности и достижения успеха в учебе.
Субъектами психологического сопровождения могут быть педагоги, психологи, социальные работники, родители и сами учащиеся. Важно создать единую команду специалистов, которая будет работать с ребенком комплексно и систематически.
Нормативная база программы
1. | ФЗ от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» | Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. |
2. | ФЗ от N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» | Цели, принципы государственной политики в интересах детей, основные направления обеспечения прав ребенка в РФ. |
3. | Приказ Минобразования РФ от N 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» | Цели и задачи службы, организация деятельности службы, основные направления деятельности службы, обеспечение деятельности службы. |
4. | Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» | Цели, задачи, направления, формы, уровни, содержание психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе. |
5. | Приказ Минобрнауки РФ от N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» | Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: - выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; - подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. |
6. | Приказ Минтруда России от N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» | В функции данных специалистов входит психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Требования к образованию по данной профессии: высшее образование по профильным направлениям. Возможные наименования должностей, занимаемые по данной специальности: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации. К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ. Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда |
8. | Приказ Минтруда России от N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России N 45406) | Педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся. Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей |
9. | Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской федерации на период 2025 года, утвержденной Министром образования и науки РФ г. | |
10. | Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003, Москва) | Основные этические принципы деятельности психолога. |
- Цели и задачи программы.
Цель – создание системы оказания психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школы, необходимых для личностного развития, обучения и воспитания обучающихся. Создание среды, способствующей развитию личности обучающегося, сохранению его психического здоровья, посредством формирования условий, необходимых для саморазвития и самовыражения ребенка, учитывающих его индивидуальное развитие.
Достижение обозначенной цели требует решения следующих задач:
- организовать систему оказания психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения обучающихся в ходе решении задач их личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; в решении проблем социализации: в преодолении учебных трудностей, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута; задачи формирования жизненных навыков; формирования навыков конструктивного межличностного взаимодействия; профилактики нарушения эмоционально-волевой сферы; помощи в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; в предпрофильной ориентации;
- выстроить систему сопровождения обучающихся в различные адаптационные периоды (поступление в школу, переход обучающихся из начального звена в основное);
- осуществлять профилактическую деятельность в отношении деструктивного и асоциального поведения обучающихся;
- осуществлять сопровождение одаренных обучающихся и детей «группы риска»;
- организовать психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей (развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры), с целью эффективного личностного развития обучающихся и их успешной социализации;
- осуществлять системную работу в отношении оценки и создания позитивного психологического климата в школе с целью сохранения психологического здоровья обучающихся.
- Адресат программы.
Психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение в школе осуществляется в отношении всех участников образовательного процесса: обучающиеся, родители, педагоги.
- Условия реализации программы.
Реализация программы оказания психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы, подразумевает учет:
- Принципов оказания психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения.
- Основных направлений работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению.
- Диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи.
- Основные направления деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения.
- Консультативная помощь (помощь в решении тех проблем, с которыми к педагогу–психологу, социальному педагогу и др. обращаются педагоги, обучающиеся, родители).
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
- Диагностика.
Выявление особенностей психического развития ребенка, особенностей поведения, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучающихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках, изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника;
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с обучающимся, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
- Развивающая деятельность.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. В развивающей работе специалист ориентируется на средневозрастные нормы развития, для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического. Развивающая работа имеет смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе (Н.И. Гуткина).
Профориентационное направление развивающей работы. Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
- Коррекционная деятельность.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего, с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии и ее поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
- Профилактика (профилактическая деятельность).
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа - обеспечение предупреждения и решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
- разработка и осуществление развивающих занятий, программ для обучающихся с учетом задач каждого возрастного этапа.
- Просветительская деятельность.
Психологическое просвещение и образование всех субъектов образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности.
- Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
- Диверсификация уровней оказания психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого-педагогической помощи образовательного процесса школьников имеет несколько уровней реализации:
- индивидуальный;
- групповой;
- на уровне класса;
- на уровне общеобразовательного учреждения.
Индивидуальный уровень – работа специалиста с участником образовательного процесса, по запросу обратившегося или на основании выявленных проблем у отдельного обучающегося (с его/его родителя согласия на работу) по рекомендации Совета по профилактике, администрации, родителя. Специалист самостоятельно выбирает формы и методы работы с обратившимся.
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку детям в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Для достижения данной цели классный руководитель совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом разрабатывает план работы с классом и каждым обучающимся. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.
Уровень учреждения. На данном уровне педагогами-психологами, социальными педагогами ведется совместная работа учителями-предметниками, классными руководителями, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями. Возможна работа в рамках Совета по профилактике, где разрабатывается план дальнейших действий, направленных на решение возникших трудностей ребенка.
- Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ.
Описание деятельности службы психолого-педагогического сопровождения представлено следующими пунктами:
- направления деятельности службы с различными участниками образовательного процесса;
- деятельность службы в рамках представленных направлений.
- В отношении субъектов образовательного процесса проводится работа по следующим направлениям и уровням:
- Работа с обучающимися:
- Консультативная помощь на индивидуальном уровне сопровождения.
- Диагностическая работа на индивидуальном и групповом уровнях работы с обучающимися с целью уточнения запроса обратившихся за помощью обучающихся, с целью выявления проблематики обучающихся класса и т.д.
- Развивающая, коррекционная, профилактическая и просветительская работа с обучающимися на индивидуальном и групповом уровнях и уровне класса.
2. Работа с родителями обучающихся:
- Консультации родителей на индивидуальном уровне сопровождения.
- Диагностическая работа на индивидуальном и групповом уровнях работы с родителями, для уточнения запроса родителей в ходе консультирования, для проведения опроса среди родителей обучающихся.
- Просветительская работа с родителями в ходе проведения родительских собраний, родительских лекториев и т.д.
3. Работа с педагогами.
- Консультация педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися и т.д.
- Диагностическая работа (опросы педагогов на предмет повышения эффективности образовательного процесса).
- Просветительская работа с педагогами в рамках семинаров, педагогических советов и т.д.
План мероприятий сопровождения обучающихся старшей школы, испытывающих трудности в обучении
№ п.п | Направление и тематика работы | |
Работа с педагогами | ||
1 | 1 Выступления на педсоветах: - «Особенности мотивации обучающихся старшего возраста и пути ее повышения»; - «Методы и приемы обучения и воспитания учащихся с трудностями в обучении»; - «Организация индивидуального подхода в работе с подростками». | |
2 | 2 Проведение семинаров, лекций: - «Психологические особенности обучающихся старшего возраста с трудностями в обучении»; - «Психолого-педагогическая диагностика старших школьников». | |
4 | Индивидуальные консультации по проблемам. | |
5 | Психолого-педагогический консилиум: выработка рекомендаций для педагогов и родителей, определение направлений коррекционной работы, прогнозирование ожидаемых результатов. | |
Работа с учащимися | ||
6 | Изучение динамики развития учащихся старшего возраста. | |
7 | Диагностика готовности учащихся к продолжению обучения в старших классах. | |
8 | Изучение динамики развития учащихся старшего возраста. | |
9 | Тестирование учащихся на определение уровня учебной мотивации и профессиональной ориентации. | |
10 | Выявление школьников, нуждающихся в индивидуальной поддержке: дети с ОВЗ, дети со слабой мотивацией, с низкими результатами обучения. | |
11 | Выявление и анализ причины проблем и трудностей младших школьников. | |
12 | Определение уровня и особенностей интеллектуального развития данных категорий обучающихся. | |
14 | Составление индивидуального маршрута сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями. | |
15 | Проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися «группы риска». | |
16 | Оказание психолого-педагогической помощи учащимся и их семьям (консультирование, работа с семьей, тестирование и др.). | |
17 | Индивидуальные консультации. | |
Работа с родителями | ||
20 | Индивидуальные беседы с родителями по уточнению индивидуальных особенностей ребенка, составление психологического заключения. | |
21 | Индивидуальные консультации. | |
22 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей старшеклассников с учебной неуспешностью. | |
23 | Родительский университет. Организация и проведение лекций, бесед, тренингов для родителей. | |
24 | Тематические родительские собрания. |
- Результаты деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе
По итогам реализации системной работы СППС в соответствии с поставленной целью рамках программы оказания психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения можно прогнозировать достижение следующих результатов:
- успешная адаптация обучающихся в учебно-воспитательном процессе;
- позитивная социализация обучающихся;
- сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса;
- конструктивное взаимодействие с педагогами и родителями в отношении обучения, воспитания и развития обучающихся;
- гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;
- формирование благоприятного психологического климата в школе и отношения доверия субъектов образовательного процесса к деятельности специалистов СППС.
- Критерии оценки результативности психолого-педагогического сопровождения в ОУ
Достигаемый результат | Критерий оценки результата | Методы оценки |
Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала | Сформированность личностных результатов | Объектом оценки личностных результатов может служит сформированность универсальных учебных действий, включаемые в три основных блока: - блок 1 - самоопределение обучающихся (сформированность внутренней позиции обучающегося; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности); - блок 2 - смыслоообразование: поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; - блок 3 - морально-этическая ориентация: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Результаты диагностических исследований, проводимых в школе, подтверждающих гармоничное развитие обучающихся. |
Успешная адаптация обучающихся к учебно-воспитательному процессу | Высокий процент обучающихся, успешно адаптированных к учебно-воспитательному процессу | Наличие стабильных положительных результатов в реализации программ психолого-педагогического сопровождения, направленных на успешную адаптацию обучающихся. Отсутствие девиаций среди обучающихся, вызванных недостаточной адаптированностью к учебно-воспитательному процессу в школе. |
Позитивная социализация обучающихся | Низкий процент обучающихся, демонстрирующих наличие девиаций в своем поведении | Положительная динамика в реализации профилактической работы в ОУ: проведение профилактических мероприятий; профилактических программ и т.д. |
Конструктивность взаимодействия с педагогами и родителями в отношении обучения, воспитания и развития обучающихся | Высокий процент родителей и педагогов, обращающихся, в случае необходимости. | Повышение (и/или отсутствие снижения) числа обращений за консультативной помощью; наличие запросов на проведение мероприятий просветительского характера силами специалистов СППС (посещаемость различного рода мероприятий организуемых специалистами СППС для родителей и педагогов). |
Сохранность психологического здоровья участников образовательного процесса | Снижение частоты возникновения кризисных ситуаций в ОУ/скорость реагирования служб ОУ в решении оперативных задач | Высокий процент «подключения» служб (медиации, Службы здоровья, Совета по профилактике) к решению оперативных задач; снижение/отсутствие внешних жалоб родителей; снижение/отсутствие «текучки» кадров. |
Благоприятный психологический климат в ОУ и наличие отношения доверии со стороны субъектов образовательного процесса к деятельности специалистов СППС | Увеличение числа (и/или отсутствие снижения) обращений к специалистам; положительные отзывы о работе специалистов. |
- Содержательный раздел программы.
2. Консультативная работа специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Специалисты СППС проводят консультационную работу в отношении всех участников образовательного процесса. Часы консультаций педагога-психолога и социального педагога определены из расчета не менее двух раз в неделю, расписание консультаций определяется в начале учебного года.
Консультирование может проводиться в формате индивидуальных консультаций – для обучающихся, их родителей и педагогов, а также в формате групповых консультаций по заявленным проблемам.
В ходе консультирования возможно осуществление психолого-педагогической, социально-педагогической, логопедической диагностики.
- Диагностическая работа специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Диагностическая работа в работе специалистов службы представлена на индивидуальном (обучающиеся, родители, педагоги) и групповом уровне (обучающиеся, педагоги, родители), а также уровне класса (обучающиеся).
На индивидуальном уровне диагностической работы, специалистами для уточнения запроса клиента, выявления его особенностей, используются методики, рекомендованные в работу на основании письма Минобрнауки России от N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи").
В обязательном порядке проводится психолого-диагностическое обследование детей, находящихся на учете ВШК.
На групповом уровне и на уровне класса решение задач осуществляется в ходе планируемой традиционной деятельности и деятельности по запросу классного руководителя или администрации школы.
Вид школы, виды диагностики | Период проведения | Ответственный | |
Основная и старшая школа | |||
Психолого-педагогическая диагностика (обязательная) | Выявление сложностей адаптационного периода при переходе в старшее звено | Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог |
В целях организации работы по предупреждению конфликтных ситуаций в ОУ (в соответствии с письмом Комитета по образованию «О выявлении внутришкольного насилия и принятии мер по его профилактике» - Опрос обучающихся 8-11 классов «Безопасно ли Вам в школе?» (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) | Февраль-март | Социальный педагог Педагог-психолог | |
Исследование профессиональных интересов и предпочтений человека 9-й, 11-й класс (ДДО Климова) (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог | |
Психолого-педагогическая диагностика (обязательная и по запросу) | Диагностика мотивации обучения. (ПРИЛОЖЕНИЕ №5) Диагностика взаимоотношений в классе (ПРИЛОЖЕНИЕ №5) Диагностика школьной тревожности (в соотв. с планом работы, 8, 10 кл) и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6) | В течение года по запросу* | Педагог-психолог основного и старшего звена |
Социально-педагогическая диагностика (обязательная) | Анкетирование подростков на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, новых потенциально-опасных веществ, табакокурения, с целью раннего выявления зависимости | Октябрь-ноябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
*Диагностики, проводимые по запросу: диагностики, которые могут запросить классные руководители, администрация школы.
* Стимульный материал диагностический работ представлен в Приложении
- Психолого-педагогическое сопровождение реализации программы формирования УУД.
Неотъемлемым компонентом программы развития универсальных учебных действий является программа психологического сопровождения этого процесса. Успешная реализация этой программы призвана обеспечить сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
Цель данного направления деятельности СППС – содействие созданию максимально благоприятных условий для формирования универсальных учебных действий в процессе обучения и воспитания.
Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся СППС формулирует следующим образом:
- исследование возрастных особенностей и других факторов формирования УУД;
- составление психолого-педагогических рекомендаций по формированию УУД;
- подбор психодиагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий применительно к различным ступеням образования;
- консультирование педагогов по вопросам учета в процессе обучения условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе на различных ступенях образования.
- Коррекционно-развивающая работа специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Коррекционно-развивающее, развивающее направление работы с обучающимися может быть реализовано на индивидуальном, групповом уровнях и на уровне класса. В основе данного вида деятельности лежит учет определенных возрастных особенностей/периодов развития личности ребенка, в том числе на основе выявленных проблем обучающихся и нацелен на сопровождение обучающихся в периоды, требующие психолого-педагогической поддержки, а также на оказание помощи и адресного сопровождения, в том числе, одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся «на пороге» профессионального самоопределения и т.п.
- Профилактическая деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Профилактическая работа с обучающимися проводится с целью формирования у них знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
Профилактическая работа специалистами Службы осуществляется согласно плану профилактических мероприятий на учебный год. Согласно плану, профилактическими мероприятиями должны быть охвачены все классные параллели.
Примерное ежегодное планирование профилактических мероприятий включает в себя профилактику компьютерной зависимости, профилактику асоциального поведения (профилактика употребления ПАВ, профилактика проявления действий экстремистского характера и т.д.).
- Просветительская деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Просветительская деятельность специалистов службы сопровождения осуществляется с родителями и педагогами.
В работе с педагогами существенное место отводится обучению психологической грамотности, формированию системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и конструктивном взаимодействии, на развитии культуры диалога. Учителя знакомятся с современными наработками в области формирования навыков адекватной Я-концепции, эмпатии, оказания психологической поддержки в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами. Формы работы, выбираемые для этого – семинары, практические занятия, лекции, тренинговые занятия.
Один раз в течение учебного года проводится один из педагогических советов, посвящённый повышению компетентности педагогов в отношении оказания ими психолого-педагогической помощи обучающимся.
В работе с родителями существенное место отводится организации и проведению тематических родительских собраний, цель которых – повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей; обеспечение родителей знаниями и навыками, способствующими выстраиванию гармоничных детско-родительских взаимоотношений.
Для консультаций родителей также приглашаются специалисты в рамках сетевого партнерства.
- Экспертная деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Суть психологической экспертизы в системе образования состоит в решении стратегической задачи по оценке влияния форм реализации и содержания образовательной программы, технологии (включая инновационные), психолого-педагогических методов, средств и т.п. на психосоциальное развитие и психическое состояние субъектов учебной деятельности. Позиция психолога как эксперта, по М.Р. Битяновой (2003), – это позиция «над» информацией и деятельностью педагога, которые оцениваются объективно и независимо от различных ситуаций, «объясняющих моментов» и прочего. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растёт, обучается и воспитывается ребёнок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.
В ходе осуществления экспертной деятельности по заказу администрации ОУ в ситуации экспертизы педагог-психолог имеет возможность реализовывать такие виды деятельности, как:
- психологическая экспертиза урока, внеклассного мероприятия и т.д. с точки зрения психологических закономерностей развития и особенностей конкретных детей;
- психологическая оценка результатов мониторингов и диагностических обследований, проводимых на уровне учреждения.
- Направления психолого-педагогического сопровождения.
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в адаптационный период.
В качестве адаптационных периодов принято считать:
- период поступления в 10-й класс (запрос классного руководителя);
- периоды подготовки к аттестационным испытаниям в 9-м и11-м классах.
В эти периоды обучающимся необходима психолого-педагогическая поддержка, которая осуществляется в школе в рамках заявленного направления работы следующим образом:
- Период поступления в 10-й класс:
Данный период имеет сложности, связанные с тем, что классные коллективы, сложившиеся до 9-го класса включительно, переформируется вследствие слияния и добавления обучающихся из других ОУ. Появляется класс, в котором начинается период формирования коллектива, и многие дети испытывают адаптационные трудности, так как приходится решать не только учебные задачи, но и задачи адаптации в новой группе.
В случае возникновения проблем в период формирования нового коллектива по запросу классного руководителя может быть проведена серия коммуникативно-деятельностных игр, цель которых – создание условия для более тесного знакомства обучающихся друг с другом, и создание возможности для обучающихся увидеть своих одноклассников в неформальной обстановке.
- Период подготовки к квалификационным испытаниям 9,11 класс
В период подготовки к сдаче аттестационных испытаний многие обучающиеся испытывают трудности психологического характера, вызванные повышенной тревогой. Для решения данной проблемы в школе проводится цикл занятий по программе «Экзамен без стресса», направленный на снятие психоэмоционального напряжения в период подготовки к экзаменам и на развитие навыков саморегуляции, помогающих самостоятельно контролировать состояния психоэмоционального напряжения.
- Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих трудности обучения.
Мониторинг возможностей и способностей, обучающихся является важной составляющей в профилактике учебных трудностей у ребенка. Сам по себе мониторинг предполагает проведение различного рода диагностических исследований с целью выявления и исследования особенностей развития познавательной деятельности обучающихся.
Экспресс диагностика развития познавательной сферы проводится с обучающимися 1-х классов, что помогает выделить детей, у которых могут возникнуть проблемы обучения, и детей, имеющих высокие способности к обучению. Эти данные помогают скорректировать работу педагогов с этими обучающимися с целью оптимизации процесса их обучения в школе.
При выявлении трудностей обучения у обучающихся проводится более глубокая диагностическая работа по выявлению причин этих проблем, определяется круг специалистов, помощь которых необходима для преодоления трудностей в обучении.
Если трудности связаны с недостаточным уровнем развития познавательных функций обучающихся, то в начальном звене педагогом-психологом может осуществляться коррекционно-развивающая работа с группой обучающихся по программе, целью которой является развитие определенных навыков и умений познавательной сферы обучающихся, помогающих им успешнее овладевать программой.
В основном звене при возникновении трудностей обучения, вызванных особенностями интеллектуального развития педагогом-психологом, осуществляются консультации родителей и педагогов с целью поиска оптимальных рекомендаций обучающемуся и родителю при проведении дополнительных занятий с ребенком, в ходе подготовки домашнего задания, а также консультации о возможности смены образовательного маршрута.
Если трудности обучения связаны с личностными проблемами (тревожность, снижение мотивации и т.п.), то в этом случае ребенок берется на индивидуальное сопровождение или может быть зачислен на программу, помогающую разрешить вопросы личного характера ребенка (например, программа «Коррекция поведения и негативных эмоциональных состояний»).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих трудности социализации (асоциальное поведение).
Сопровождение обучающихся, имеющих трудности социализации, связанные с нарушением норм и правил, осуществляется в соответствии со следующим планом:
- По детям, нарушающим нормы поведения, собирается Совет по профилактике школы, на котором специалистами службы разбирается проблема ребенка, на который приглашаются родители и педагоги. В случае неоднократного нарушения поведения ребенком, возможна постановка на учет ВШК.
- По решению Совета по профилактике, ребенок, с согласия законного представителя, берется на сопровождение специалистами службы.
- В ходе сопровождения осуществляется диагностика ребенка (исследование особенностей познавательной деятельности; изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений), составляется план индивидуального сопровождения, в рамках которого осуществляется консультирование родителей, педагогов, самого ребенка. А также зачисление ребенка на программу, по коррекции его поведения. Просветительская и консультационная деятельность (для ученика и его родителей).
- По итогам проделанной работы осуществляются повторные заседания Совета по профилактике, на которых решается вопрос об отсутствии необходимости в индивидуальном сопровождении или о его продолжении.
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в сфере обеспечения осознанного выбора профессиональной сферы деятельности.
Большое внимание при сопровождении обучающихся уделяется их социально-профессиональному самоопределению.
В рамках данного направления осуществляются индивидуальные консультации, диагностическая и групповая работа в рамках реализации тренингов, деловых игр, циклов занятий, способствующих самоопределению обучающихся, развитию предпрофессиональных качеств и навыков.
Осуществляется организация информационной работы с родителями обучающихся и самими обучающимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.
- Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде сверстников.
Деятельность специалистов службы сопровождения направлена, в том числе, на развитие личности обучающихся. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед педагогическим сообществом цель воспитать будущих выпускников основной школы, уважающими других людей, умеющими вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих результатов.
Коммуникативную компетентность современный образовательный стандарт относит к группе ключевых компетентностей, имеющих особую значимость в жизни человека, – в силу чего особое внимание необходимо уделять развитию навыков конструктивной коммуникации, готовности и способности к сотрудничеству, а также формированию культуры диалога. И здесь особенно органичной оказывается деятельность СППС, обладающая большим потенциалом своих специалистов в этом направлении деятельности.
Для реализации задачи развития коммуникативной компетентности обучающихся в планах работы специалистов Службы отражена соответствующая деятельность:
- проведение интерактивных занятий на развитие коммуникативных умений, /коммуникативных тренингов;
- проведение переговорных игр;
- участие в качестве ко-медиаторов при проведении процедуры медиации среди обучающихся.
- Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности.
Формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и администрации ОУ потребности в психологических знаниях и желания использовать их в интересах собственного развития и в профессиональной деятельности, предполагает проведение различного рода занятий:
- с обучающимися, направленных на раскрытие собственного потенциала, осознания себя и своих особенностей, повышение учебной мотивации;
- с педагогами и родителями на повышение их психолого-педагогической компетентности в отношении воспитания и взаимодействия с детьми.
Предлагаемые мероприятия отражаются в плане работы специалистов Службы сопровождения.
Приложение № 1
План реализации программы
№ | Мероприятие | Цель | Результат | Сроки: |
Подготовительный этап | ||||
1. | Составление базы данных неуспевающих и слабоуспевающих обучающихся. | Сбор данных о неуспевающих обучающихся; Наблюдение за обучающимися на уроках и переменах.
| Выявление неблагоприятной ситуации развития ребенка, определение видов помощи, совместно с администрацией школы. | Август |
2. | Установление психологического контакта с обучающимся. | Установление психологического контакта с обучающимся. | Доверительная и комфортная среда воздействия. | Сентябрь-октябрь |
Основной этап | ||||
3. | Диагностика (первичная и динамичная) познавательных способностей неуспевающих. Изучение уровня познавательных процессов. Выявление причин не освоения учебной программы. | Изучение уровня познавательных процессов. | Выявление причин не освоения программы. Формирование групп обучающихся по имеющимся проблемам. | Октябрь-ноябрь |
4. | Диагностика (первичная и динамичная) личностных особенностей неуспевающих обучающихся: тревожность, мотивация, самооценка, агрессивность, коммуникабельность, суицидальные наклонности и тд. | Изучение личностных особенностей обучающихся, влияющих на успешность/неуспешность обучения. | Изучение личностных особенностей обучающихся, влияющих на успешность/неуспешность обучения. Выявление причин не освоения программы. Формирование групп обучающихся по имеющимся проблемам. | Октябрь-ноябрь |
5. | Индивидуальные консультации педагогов- предметников, классных руководителей по проблемам неуспевающих детей. | Обеспечение помощи в повышении уровня психологических знаний, формирования положительного отношения и мотивации к обучению. | Рекомендации классному руководителю, учителям. | декабрь |
6. | Индивидуальные консультации родителей. | Обеспечение помощи в повышении уровня психологических знаний. формирования положительного отношения и мотивации к обучению. | Рекомендации родителям по воспитанию и повышению психологической компетенции. | январь |
7. | Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные или групповые тренинги). | Составление календарного и поурочного плана коррекционно-развивающих занятий. Релаксация (научение и проведение). | Повышение уровня учебной мотивации, развитие определенных навыков, умений для успешного обучения в школе, адекватного реагирования на | Февраль-март |
Повышение самооценки, учебной мотивации, снижение уровня тревожности, агрессивности. Изменение отношения ученика к конкретным учебным предметам, учителям. Групповые тренинги на сплочённость и толерантность в группе. Развитие познавательных процессов. с помощью Развитие определенных навыков, умений для успешного обучения в школе, адекватного реагирования на предъявляемые требования. | предъявляемые требования. | |||
8. | Психологическое просвещение и профилактика. | Проведение профилактических мероприятий с обучающимися по повышению учебной мотивации. | Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса. | апрель |
Заключительный этап: | ||||
Проведение повторной диагностики | Отслеживание динамики развития | Ознакомление с результатами диагностик родителей, учителей, учащихся, администрации. Рекомендации по результатам диагностик и по мере обращения. | май |
Приложение 2
Календарно-тематический план
№ | Название темы | Количество академических часов |
Для обучающихся | ||
Вводное занятие «Я и мой внутренний мир» | 1 | |
Тренинговое занятие «Основы саморегуляции» | 1 | |
Круглый стол на тему «Причины неуспеваемости» | 2 | |
Групповой тренинг на тему: «Трудности взаимодействия с неуспевающим учеником». | 2 | |
Мероприятие «Школа второй дом» | 2 | |
Круглый стол на тему: «Как эмоции влияют на здоровье?» | 1 | |
Для родителей | ||
Вводная ознакомительная встреча, информирование целях и методах работы с детьми, испытывающими трудности в обучении | 1 | |
Круглый стол на тему «Партнерство школы и семьи»: обсуждение роли родителей в образовательном процессе | 2 | |
Родительское собрание на тему «Влияние особенностей подросткового возраста на успешность обучения » | 1 | |
Профилактическая беседа на | 1 | |
Круглый стол на тему «Роль семьи в формировании успеха в школе» | 2 | |
Вебинар на тему «Эмоциональное благополучие детей»: обсуждение стратегий поддержки эмоционального развития детей | 2 | |
Для педагогов | ||
Консультация с учителями -предметниками по итогам результатов обучения прошлого года и уровня стабильности эмоциональной сферы учащихся старшего звена | 1 | |
Семинар на тему «Психологический анализ классного коллектива» : методы анализа и выявления проблем в классе | 1 | |
Педагогический совет с предъявлением результатов | 1 | |
Семинар на тему «Эффективная рефлексия»: обучение | 3 | |
Лекция на тему «Влияние психологических | 1 | |
Профилактическая беседа на тему «Дети группы риска» | 1 | |
Совещание "Итоги сопровождения учащихся 8-11 | 1 |
Приложение 3
Коррекционно – развивающие
занятия с неуспевающими учащимися старших классов.
Занятие №1 «Я и мой внутренний мир».
Цель: формирование навыков эмпатийного общения, способствовать самопознанию. Задачи: развитие рефлексии, самопознания, стремления к самосовершенствованию.
Ход занятия:
Задание 1. Нарисуйте свое представление о счастье. Обсуждение.
Задание 2. Вообразите идеальное место, где вы хотели бы делать уроки и настроение (что вокруг, представить все подробности: цвет, свет, запах, ощущения, звуки и т. д.). Обсуждение упражнения в группе.
3адание 3. Обсудить понятия – самопознание, самоосмысление, самопринятие. Как можно познать себя? (Какие существуют методы организации самопознания).
Упражнение: нарисуйте открытку, если возникнет желание, подарите ее кому-нибудь из группы.
Упражнение "Парк отдыха" (каждый отдельно рисует парк отдыха, такой, где бы ему хотелось отдыхать и развлекаться. Потом рисунки всех участников складываются вместе и получается общий парк, можно организовать выставку общего рисунка).
Упражнение "Футболка с надписью". (Задание: придумайте надпись на футболку, которая выражала бы ваше отношение к жизни, ваш жизненный девиз).
Занятие №2 «Саморегуляция».
Цель: достижение способности к объективной самооценке, приобретение навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе.
Задачи: развитие навыков саморегуляции и рефлексии, планирования; повышение самооценки.
Ход занятия: Снятие психоэмоционального напряжения: релаксационные упражнения, упражнения на расслабление определенных групп мышц. Как можно научиться контролировать себя? Собранность – залог успеха. Что такое распорядок дня. Как организовать свой труд, чтобы успеть многое сделать: четкая жизненная цель; умение концентрировать свои усилия на главном; твердый распорядок дня; смена различных видов деятельности; умение ценить время; умение отдыхать и не терять время попусту; выработка умения трудиться. Для заключения занятия выполняется упражнение – "Сон на берегу моря". Закрыть глаза, расслабиться. Шум моря. Вам снится сон: вы видите во сне то, что вы делали на занятии (закрепление полученных навыков и впечатлений). Пауза. По счету или по определенному сигналу – проснуться и энергично встать.
Занятие №3. «Причины неуспеваемости».
Цель: познакомить учащихся с причинами неуспеваемости и попробовать найти варианты их решения.
Психолог предлагает каждому участнику по кругу назвать одну главную, на его взгляд причину, которая приводит к неуспеваемости. Психолог обобщает сказанное и приводит статистические данные. Которые отражают различные взгляды на причины успеваемости. После выполнения упражнения, участникам тренинга, предлагается сравнить названные причины с ответами, полученными в результате анкетирования, проводимого среди педагогов других образовательных учреждений по стране в целом, где рейтинг причин неуспеваемости выглядит следующим образом:
#1054;тсутствие волевых качеств, необходимых для успешного овладения предметом (лень).
- Необходимость большой самостоятельной работы для овладения предметом.
- Неумение самостоятельно думать, рассуждать, приводить сложные логические доказательства.
- Отсутствие склонностей и способностей к предмету, недостаток интереса к нему.
- Большие пробелы в знаниях по предмету.
#1057;омнения в пользе предмета для дальнейшей жизни.
- Невозможность сохранять работоспособность в течение целого урока.
- Большая загруженность вне учебного заведения, усталость от не связанных с обучением занятий.
- Плохо написанные учебники.
#1057;лишком быстрый темп подачи материала, недостаток времени на обдумывание заданий, большое число контрольных и проверочных работ.
- Невозможность отличиться среди сверстников в лучшую сторону, застенчивость, не позволяющая проявить свои знания.
- Плохая дисциплина во время урока, неумение педагога организовать порядок на уроке.
- Нелюбовь к учителю, преподающему предмет.
- Однообразие, неинтересность заданий, выполняемых для овладения предметом.
- Отсутствие снисходительности со стороны учителя, чрезмерное негативное внимание с его стороны.
- Отсутствие необходимых физических качеств (ловкости, силы, зрения, слуха и т.д.) 17. Плохое преподавание учителем своего предмета.
Занятие № 4 «Трудности взаимодействия с неуспевающим учеником».
Цель: преодоление проблем неуспеваемости.
Психолог предлагает составить своеобразную «Книгу рецептов» по преодолению проблем неуспеваемости. Каждая группа прорабатывает одну из проблем, определяет направления и методы работы по её реализации. Затем команды зачитывают свои рекомендации, остальные участники дополняют их.
Занятие № 5 «Школа второй дом».
Цель: сплочение группы, представление проблемы, рассматриваемой на тренинге в позитивном ключе.
Задание 1. «Мое второе домашнее задание»: Попросите каждого участника написать на бумажке или в телефоне короткое сообщение, в котором он выражает свои мысли о том, что для него значит школа. Затем попросите участников поделиться своими записями с группой и обсудить их.
Задание 2. «Создание общего дома»: Разделите участников на группы и дайте каждой группе материалы (бумагу, карандаши, краски и т.д.) для создания общего символического дома, который отражает их представление о школе. После того как группы закончат создание, попросите их представить свои работы перед всей группой и объяснить, что они изобразили.
Задание 3. «Набор счастливых моментов»: Попросите участников записать на отдельных карточках или блоках бумаги свои самые яркие и приятные воспоминания, связанные со школьной жизнью. Затем попросите их поделиться этими моментами с группой и обсудить, какие из них можно повторить или создать снова.
Задание 4. «Письмо себе из будущего»: Попросите участников написать письмо себе из будущего, в котором они описывают, как они видят себя, после выпуска из школы. После написания писем, предложите им поделиться своими видениями и обсудить, какие шаги нужно предпринять сейчас, чтобы их мечты стали реальностью.
Занятие №6. «Как эмоции влияют на наше здоровье?
Цель: познакомить с понятием "психическое здоровье" и способами его сохранения.
Задачи: выявить проблемы учебного процесса, причины успехов и неудач. Установить влияние эмоций на здоровье. Развивать навыки рефлексии.
Ход занятия:
Упражнение "Мои сильные и слабые стороны"
- Учащиеся пишут список своих сильных и слабых сторон в учебе.
- Затем они делятся своими списками в парах или малых группах.
Задание 1: Обсуждение причин успехов и неудач (15 минут)
- Класс обсуждает причины успехов и неудач в учебе, опираясь на списки, составленные учащимися.
- Выявляются общие закономерности и индивидуальные особенности.
Задание 2 "Влияние эмоций на здоровье"
- Учащиеся читают тексты или смотрят видеоматериалы о влиянии эмоций на здоровье.
- Затем они делятся своими мыслями и чувствами по этой теме.
Опрос «Безопасно ли Вам в школе?»
Вопросы | Да | Нет |
1. Вы идете в школу с хорошим настроением? |
|
|
2. Вы устаете в школе? |
|
|
3. У Вас есть друзья в школе? |
|
|
4. Часто ли у Вас бывают конфликты в школе? |
|
|
5. Часто ли Вам приходилось испытывать унижения, оскорбления, издевательства со стороны кого-то из сверстников? |
|
|
6. Бывало ли, что такие действия исходили от группы сверстников? |
|
|
7. Били ли Вас в школе одноклассники или другие учащиеся? |
|
|
8. Были ли Вы свидетелем избиения кого-то? |
|
|
9. Объявляли ли у Вас в классе кому-либо бойкот? |
|
|
10. Случалось ли Вам быть жертвой вымогательства в школе? |
|
|
11. Случалось ли, что у Вас в классе педагоги унижали, оскорбляли, обзывали учеников? |
|
|
12. Случалось ли, что у Вас в классе педагоги применяли к ученикам телесные наказания? |
|
|
13. Сталкивались ли Вы в школе с оскорблениями в адрес педагогов со стороны учащихся? |
|
|
14. Замечали ли Вы, что кого-то подвергают травле в социальных сетях? |
|
|
15. Случалось ли Вам быть жертвой вымогательства в социальных сетях? |
|
|
16. Останавливают ли педагоги драки или оскорбления между учащимися? |
|
|
17. Можете ли Вы рассчитывать на помощь кого-либо из педагогов, если Вам угрожают или Вас обижают в школе? |
|
|
18. Чувствуете ли Вы себя в безопасности в школе? |
|
|
19. Можете ли Вы рассчитывать на помощь родителей, если Вам угрожают или Вас обижают в школе? |
|
|
20. Готовы ли Вы поделиться своими проблемами, позвонив по телефону доверия? |
|
|
Приложение № 2
Методика ДДО Климова Е.А.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
ТЕСТ
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
| 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
| 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа: 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» –все технические профессии;
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Приложение № 3
Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах (Спилберг-Андреева)
Инструкция.
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках и в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.
№ | Утверждение | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
1 | Я спокоен | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Мне хочется узнать, понять, докопаться до истины | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я разъярен | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я испытываю любопытство | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Мне хочется стукнуть кулаком по столу | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я стараюсь получить только хорошие и отличные оценки | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я раскован | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Мне интересно | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я рассержен | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Мне кажется, что урок никогда не кончится | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | Мне хочется на кого-нибудь накричать | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я стараюсь все делать правильно | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я чувствую себя исследователем | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Я чувствую, что не справлюсь с заданиями | 4 | 3 | 2 | 1 |
21 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я энергичен | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я взбешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я горжусь своими школьными успехами | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я чувствую себя совершенно свободно | 4 | 3 | 2 | 1 |
26 | Я чувствую, что у меня хорошо работает голова | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я раздражен | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Я решаю самые трудные задачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Мне не хватает уверенности | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Мне скучно | 4 | 3 | 2 | 1 |
31 | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Я стараюсь не получить двойку | 4 | 3 | 2 | 1 |
33 | Я уравновешен | 4 | 3 | 2 | 1 |
34 | Мне нравится думать, решать | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | Я чувствую себя обманутым | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я стремлюсь показать свои способности и ум | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Я боюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я чувствую уныние и тоску | 4 | 3 | 2 | 1 |
39 | Меня многое приводит в ярость | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Я хочу быть среди лучших | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ
Познавательная активность 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Мотивация достижения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Тревожность 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Гнев 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатов целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА+МД+(-Т) +(-Г), где
ПА – балл по шкале познавательной активности;
МД – балл по шкале мотивации достижения;
Т – балл по шкале тревожности Г – балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
- уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
- уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
- уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
- уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
- уровень – резко отрицательное отношение к учению. Распределение баллов по уровням представлены
Приложение № 4
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе
(О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)
Инструкция: внимательно прочитайте варианты ответа. Выберите один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению.
Поставьте рядом с ним знак «+» или предлагаемую оценку.
Опросник
- Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
- Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди.
- В нашем коллективе есть всякие люди.
- Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.
- Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
- Нет, конечно.
- Скорее нет, чем да.
- Не знаю, не задумывался об этом.
- Скорее да, чем нет. 5. Да, конечно.
- Как вам кажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику. А. Деловых качеств большинства членов коллектива?
- Да.
- Пожалуй, да.
- Не знаю, не задумывался над этим.
- Пожалуй, нет. 5. Нет.
Б. Личных качеств большинства членов коллектива.
- Да.
- Пожалуй, да.
- Не знаю, не задумывался над этим.
- Пожалуй, нет.
- 5. Нет.
- Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш коллектив.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
- Это меня бы вполне устроило.
- Не знаю не задумывался над этим.
- Это меня бы совершенно не устроило.
- Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.
- Нет, не мог бы.
- Не могу сказать, не задумывался над этим.
- Да, мог бы.
- Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Как вы думаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
- Да, конечно.
- Скорее да, чем нет.
- Затрудняюсь ответить.
- Скорее нет, чем да. 5. Нет, конечно.
Обработка и интерпретация результатов:
Интерпретация результатов полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого обучающегося в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1.
Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого обучающегося на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 — на ответы-утверждения; 7, 8, 9 — на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
Отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 — на ответы-утверждения; 1, 2, 3 — на ответы по шкале «1– 9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:
- на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 - на ответы-утверждения; 4,
5, 6 - на ответы по шкале «1-9»);
- ответы на два вопроса - неопределенные, а третий может иметь другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й - к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й - к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).
По группе ответов строится таблица:
Обучающийся | Эмоциональный интеллект | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
… |
|
|
|
В каждой клетке таблицы должен стоять один из знаков: +1; 0; –1.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:
Э = Е(+) – Е(–) / n , где
Е(+) - количество всех положительных ответов; Е(–) - количество всех отрицательных ответов; n - число сотрудников, принявших участие в опросе.
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до –1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные. Для этого континуум возможных оценок (от +1 до –1) делится на три равные части:
От –1 до –0,33 - средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются отрицательными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается неудовлетворительным.
От –0,33 до +0,33 - средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.
От +0,33 до +1 - средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный.
В соответствии с полученными результатами должны строиться мероприятия по улучшению психологического климата в подразделении.
Приложение 5
Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан)
Инструкция к тесту
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Утверждения.
1 Отвечать у доски
2 Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку
3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
4 Слышать заклятия
5 Разговаривать с директором школы
6 Сравнивать себя с другими
7 Учитель делает тебе замечание
8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
10 Видеть плохие или «вещие» сны
11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
12 После контрольной, теста учитель называет отметки
13 У тебя что-то не получается
14 Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил
15 На тебя не обращают внимания
16 Ждешь родителей с родительского собрания
17 Тебе грозит неуспех, провал
18 Слышать смех за своей спиной
19 Не понимать объяснений учителя
20 Думаешь о своем будущем
21 Слышать предсказания о космических катастрофах
22 Выступать перед большой аудиторией
23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
24 Ссориться с родителями
25 Участвовать в психологическом эксперименте
26 На тебя смотрят как на маленького
27 На экзамене тебе достался 13-й билет
28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
29 Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)
30 Не можешь справиться с домашним заданием
31 Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи
32 Не соглашаешься с родителями
33 Берешься за новое дело
34 Разговаривать со школьным психологом
35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»
36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)
37 Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса
38 Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях
39 Смотреться в зеркало
40 Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ключ:
• Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
• Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
• Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
• Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
Список литературы
- «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» - приложение к Письму Минобразования и науки РФ от г. № 28-51-513/6.
- Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. - 208 c.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2001. – 298 с.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю.В. Василькова, Т. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2002. - 272 с.
- Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. М.; Тула, 2002. – 455 с.
- Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. – Волгоград : Перемена, 2004. – 398 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М: ТЦ «Сфера», 2000.