Печатная работа на Международном форуме «ПРЕЕМСТВЕННАЯ СИСТЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» на тему: "Семья-первый социальный институт инклюзивного образования ребёнка".

Малютина Олеся Юрьевна

В статье раскрывается актуальность, даётся основная характеристика толерантного отношения современного оьщества к детям с ОВЗ, отмечается важная роль семьи в процессе инклюзивного образования особенного ребёнка. Рассматриваются основные цели и задачи, методы и средства командной работы специалистов психолого- педагогического профиля по формированию толерантности к ребёнку в рамках семейного института.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семья-первый социальный институт инклюзивного образования ребёнка

Family is the first social institute inclusive child education

Аннотация. В статье раскрывается актуальность, даётся основная характеристика толерантного отношения современного общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, отмечается важная роль семьи в процессе инклюзивного образования особенного ребёнка, рассматриваются основные цели, задачи, методы и средства командной работы специалистов психолого-педагогического профиля по формированию толерантности к ребёнку в рамках семейного института.

Annotation. The article reveals the relevance, gives the main characteristic of the tolerant attitude of modern society towards children with disabilities, notes the important role of the family in the process of inclusive education of a special child, examines the main goals, objectives, methods and means of teamwork of specialists in psychological and pedagogical profile for the formation of tolerance to a child within the family institute.

В настоящее время продолжается процесс модернизации системы образования в России. Инклюзивное образование, в котором каждый человек ценится и развивается как личность, его практическая значимость для гармоничного и полноценного, всестороннего развития людей современного общества, находится в центре внимания на всех ступенях образования подрастающего поколения с различным уровнем психического и (или) физического здоровья. От терпимости каждого из нас к людям с разным уровнем здоровья зависит культурное и моральное развитие родной страны.

Понятие толерантности, его основные характеристики прописаны в международно-правовых, нормативных актах Российской Федерации. Важнейшим документом международного права, закрепляющим толерантность, является Декларация принципов толерантности, подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО. В статье 1 данного документа отмечается, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.

Особенно актуальной видится проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В последние годы в нашей стране отмечается рост числа детей с отклонениями в психическом и (или) физическом развитии (в 2022 году их количество увеличилось на 9,4 %). Неумолимо растёт количество детей «группы риска», у которых объективные клинические обследования не выявляют грубой патологии, а фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ.

Часто в общественном сознании современного человека не сформирован позитивный многогранный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Началом формирования этого образа, его фундаментом является семья, в которой воспитывается и обучается особенный ребёнок. Именно семья является первым социальным институтом, в котором ребёнок усваивает в атмосфере любви и заботы, защиты и уважения первые социальные нормы поведения, общения и начинает познавать мир.

При этом семья ребёнка с ОВЗ -особенная семья, которая переживает несколько фаз осознания рождения ребёнка с особенностями в психофизическом развитии. Переход родителей на фазу осознанного активного обращения за помощью к специалистам медико-психолого-педагогического профиля является важной задачей успешного реабилитационного процесса особенного ребёнка.

Воспитывая и обучая ребёнка в атмосфере толерантности (понимания, принятия и уважения), родители стремятся к главной цели- успешной адаптации и социализации его в современное общество. Первым и главным условием принятия и понимания своего ребёнка для родителей является наличие у них системных и активных знаний в различных областях психологии, педагогики и медицины.

Распространённые проблемы непринятия членами семьи особенного ребёнка, воспитания его в атмосфере гипер- или гипоопеки, нахождения родителей в длительной депрессии или состояния растерянности часто связаны с отсутствием у родителей системных знаний об особенностях психического и физического здоровья их детей, с отсутствием навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям. Не удовлетворена потребность современной семьи особенного ребенка в доступных технологиях и методиках воспитания с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.

Безусловно, формирование толерантной семьи особенного ребёнка – дело командной работы специалистов психолого-медико-педагогического профиля, которые смогут обеспечить грамотное всестороннее длительное сопровождение ребёнка и его близких.

Республиканский проект «Семья- книга толерантности ребёнка с ОВЗ», разработанный командой специалистов МАОУ «Надежда» имеет многоаспектный и многоступенчатый, превентивный характер, включает широкую тематику различных форм просветительской работы с родителями. Мероприятия взаимодействия с родителями в рамках данного проекта предусматривают стратегию формирования протекторных (защищающих) ресурсов семьи и повышения психолого-педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Закладывают основы профилактики (предупреждению) формирования негативных и неэффективных форм взаимодействия между ребёнком с ОВЗ и членами семьи, а также с участниками макросоциума. Способствуют предупреждению появления вторичных, третичных и последующих дефектов в психоэмоциональном развитии ребёнка.

Цель данного проекта: формирование толерантного отношения к особенностям психического и физического здоровья ребенка с ОВЗ через просветительскую деятельность с семьей. При этом формирование у родителей глубоких, систематизированных и гибких знаний в области психофизических, возрастных и клинических особенностей развития их детей безусловно станут первой ступенью и одновременно прочным фундаментом для организации и осуществления системы инклюзивного образования, активными участниками которой являются родители.

Перед командой специалистов нашего учреждения были поставлены задачи: формирование и систематизация у родителей знаний особенностей психического и физического здоровья ребёнка с ОВЗ; формирование у всех членов семьи активной позиции в образовательно- воспитательном процессе, создание положительного психо-эмоционального климата в семье; формирование адекватных родительских установок, мотивации осознанного обращения членов семьи за помощью к специалистам медико-психолого- педагогического профиля. Проведение динамического мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у родителей к детям с ОВЗ на основных этапах реализации проекта обеспечило отслеживание стабильных положительных качественно-количественных показателей работы команды специалистов по всем направлениям работы. Отмечена стойкая динамика решения всех задач, поставленных перед участниками проекта, а именно; дефектологов, логопедов, воспитателей, психологов, музыкального руководителя, родителей (законных представителей), детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Воспитание толерантных отношений у родителей к детям с ОВЗ осуществлялось через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную, предметно-практическую, тренинговую деятельность. Основными формами работы были школы родителей, занятия, проводимые совместно с родителями и детьми, праздники, интерактивные и психотерапевтические тренинги, круглые столы, беседы и консультации. Работа носила как групповой, так и индивидуальный характер. Состав групп родителей гибко менялся в зависимости от уровня знаний родителей, их активности, степени толерантности, уровня образования и адекватности родительских установок. Особое внимание уделялось степени мотивированности родителей на совместную работу со специалистами и преемственности в работе между специалистами различного профиля. С этой целью в ходе реализации проекта проводились промежуточные консилиумы специалистов, на которых обсуждались качественные и количественные значения основных показателей решаемых задач. Особо приветствовалась инициатива и творчество, проявленные со стороны родителей.  

Задачи проекта реализовывались в образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Родители в ходе совместной работы со специалистами не только усваивали знания из области детской специальной психологии и педагогики и смежных наук, но и учились составлять индивидуальный психолого-педагогический профиль своего ребёнка, прослеживать его в динамике, подбирать методы и приёмы психолого-педагогического взаимодействия, видеть сильные стороны своего ребёнка, понимать мотивы, клинические и возрастные особенности его поведения.

Таким образом, стойкая положительная динамика формирования у родителей особенного ребёнка толерантного отношения в семье уже на первом просветительском этапе работы команды специалистов психолого-педагогического профиля с семьёй подтверждает важность социального института семьи в деле воспитания толерантного современного общества и инклюзивного образования