Публикация в международном сборнике на Международном форуме «Преемственная система инклюзивного образования: современные вызовы» на тему: "Психологические аспекты успешной адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной системе дошкольного образования"
В статье раскрываются психологические аспекты успешной адаптации дошкольников с отклоняющимся развитием в условиях инклюзивного образования. Рассматриваются основные принципы, базовые подходы и структурные компоненты организации образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малютина Олеся Юрьевна,
Преподаватель НФ КИУ имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП);
Педагог-психолог МАОУ «Надежда»
Татарстан город Нижнекамск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN AN INCLUSIVE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM
Аннотация. В статье раскрываются психологические аспекты успешной адаптации дошкольников с отклоняющимся развитием в условиях инклюзивного образования. Рассматриваются основные принципы, базовые подходы и структурные компоненты организации образовательного процесса.
Annotation. The article reveals the psychological aspects of successful adaptation of preschoolers with deviant development in inclusive education. The basic principles, basic approaches and structural components of the organization of the educational process are considered.
Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптация и социализация, коррекционно-развивающий процесс, реабилитация, психический дизонтогенез, психологический профиль ребёнка, зона актуального и ближайшего развития.
Keywords: inclusive education, adaptation and socialization, correctional and developmental process, rehabilitation, mental dysontogenes, psychological profile of the child, the zone of actual and immediate development.
В настоящее время продолжается планомерная модернизация системы образования в России. Коренным образом меняется система взглядов на формирование личности человека, приоритеты смещаются на вектор успешной адаптации современного человека в обществе. На государственном уровне системы образования внедряются новые понятия, имеющие свои основополагающие подходы, принципы их реализации. Одним из таких понятий является «инклюзивное образование».
ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как «целостного феномена», предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе физиологических, эмоциональных, этнических компонентов личности.
Успешная инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста в систему образования здоровых сверстников является одним из ключевых условий их эффективной адаптации в образовательной среде школы и далее в трудовой деятельности.
Инклюзия детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников имеет безусловные преимущества для всего детского сообщества не зависимо от состояния их здоровья. К социальным приоритетам можно отнести развитие у детей самостоятельности через предоставление помощи; обогащение коммуникативного и нравственного опыта; формирование толерантности, терпения. С точки зрения педагогического подхода становится возможным рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом), активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию. Очень важен психологический компонент исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности у детей инклюзивного общества.
Термин «дети с ОВЗ в детских садах, школах» введён как правовое понятие в нормативной базе Российской Федерации принятым в 2012 году и вступившим в силу 1 сентября 2013 года законом «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дошкольный возраст должен стать прочным фундаментом всестороннего развития психики ребёнка, поэтому коррекционно-развивающей и профилактической работе с детьми с ОВЗ в данном возрасте должно уделяться особое внимание. С точки зрения нейропсихологии- науки современности, головной мозг дошкольника продолжает активно формироваться, при этом вектор соотношения между биологическими и социальными факторами неукоснительно сдвигается в сторону важности влияния микро- и макросреды на становление психики ребёнка.
Особое внимание на уровне дошкольного воспитания необходимо уделять принципу командной работы специалистов медико-психолого-педагогического профиля, где в условиях преемственности работы каждый специалист будет решать свои узко специализированные задачи, а родители ребёнка с ОВЗ станут важными участниками учебно-воспитательного процесса. Формирование адекватных родительских установок и активной позиции родителей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на ребёнка.
Принцип причинности должен стать основой выбора технологий, форм, методов воздействия на ребёнка у каждого специалиста. При этом клинико-психолого-педагогический профиль каждого дошкольника становится основополагающим в преемственной работе специалистов и выстраивается, корректируется в ходе длительной комплексной медико-психолого-педагогической диагностики. В структуре индивидуального профиля каждого ребёнка всегда присутствуют возрастной, клинический, социальный и наследственный компоненты, в каждом из которых могут базироваться те или иные проблемы и трудности в развитии психики ребёнка. Например, агрессивные проявления в поведении могут носить и клинический, и социальный, и возрастной характер, в результате стратегия коррекционной работы в каждом из этих случаев будет проводиться в разных направлениях.
Вся система учебно-воспитательной работы должна носить реабилитационный или абилитационный характер. Учёт времени возникновения отклонений в физическом и (или) психическом здоровье ребёнка вносит свои важные коррективы в систему организации образовательной среды.
В условиях дошкольной инклюзивной среды обязателен учёт общих закономерностей психического развития, которые характерны и для детей с нормативным развитием психики и при отклоняющемся развитии. Это есть основа реализации принципа единства детского коллектива во всех режимных процессах образования и воспитания. К наиболее общим закономерностям относятся цикличность и неравномерность психического развития, пластичность нервной системы и основанное на этом положение о соотношении влияющих на развитие человека биологических и социальных факторов. Л. С. Выготский в описании культурно-исторической теории становления психики отмечал общие основы развития ребёнка в норме и патологии: активность ребёнка, включенность ребёнка в детское общество, ведущая роль обучения в развитии.
При этом нельзя не учитывать и особенности в закономерностях развития психики детей с ОВЗ, отличающие их от нормы: трудности взаимодействия с окружающей средой, формирования произвольности психических процессов, нарушения развития личности различного характера, повышенную утомляемость, изменение темпа психического развития и другие особенности, специфичные для каждой категории детей с ОВЗ.
Гибкая организация образовательного пространства детского сада с учётом зоны актуального и ближайшего развития, индивидуальной у каждого ребёнка, даёт возможность грамотно обосновать основные направления коррекционно- развивающей работы специалистов: снизу-вверх (по принципу замещающего развития), где основное содержание работы –зона актуального развития; сверху- вниз (симптоматическая направленность), где основное содержание работы- зона ближайшего развития.
В инклюзивном включении дошкольников необходимо предполагать и не допускать возможность формирования у ребёнка с отклоняющимся развитием отторгающего восприятия здоровых сверстников и негативных коммуникативных стратегий, таких как решительное, иногда агрессивное стремление к изоляции, иждивенческий деспотизм, страх быть отвергнутым, как следствие стремление примкнуть к группе на любых условиях и в любой роли.
Обязателен в работе педагогов учёт механизмов нарушений в развитии психики ребёнка. Данные нарушения по типу психического дизонтогенеза диагностируются специальным психологом и характеризуются в виде задержки, искажения, недоразвития, повреждения, дисгармонии иди дефиците формирования отдельных психических функций или всей психики в целом.
Особое внимание должно уделяться формированию и коррекции базовых составляющих психического развития ребёнка с ОВЗ и их подуровней (пространственно-временных представлений, базовой аффективной организации поведения и сознания, произвольной регуляции психической активности), а также построению структуры дефекта конкретного ребёнка с определением первичных, вторичных и вытекающих из них последующих дефектов.
Таким образом, грамотно организованный учебно-воспитательный процесс дошкольного образования с опорой на психологические аспекты развития детской психики в норме и в патологии способствует эффективной инклюзии детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников.
Список использованной литературы:
- Леонова Е.В. Анализ готовности педагога к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. Региональный опыт / Е.В. Леонова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сб. науч. труд. по мат. II Междунар.науч.-практ. конф.. – Белгород, 2014.
- Пуйлова, М.А., Шевелева, Т.Е. Моделирование инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Ряз. Гос. ун-т имени С.А. Есенина; отв. Ред. Н.В. Миртишина. –Рязань, 2014. –588 с.