Публикация на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные вызовы психолого-педагогического и дефектологического образования» на тему "Актуальные аспекты сохранения и стабилизации психо -эмоционального здоровья дет
В статье раскрывается значимость использования методов стабилизации и поддержки эмоционального фона детей с ОВЗ в образовательном процессе. Рассматривается классификация методов релаксации и их место в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyutina_o.yu_._statya.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
1
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ
ПСИХО -ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Малютина Олеся Юрьевна
педагог-психолог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Нижнекамская школа-интернат "Надежда" для детей
с ограниченными возможностями здоровья
город Нижнекамск Республика Татарстан Россия
Аннотация. В статье раскрывается значимость использования методов стабилизации и поддержки психо -эмоционального фона детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе, важность создания психологической безопасности образовательной среды. Рассматриваются классификация, особенности подбора и использования релаксационных методов, их место в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. Отмечаются возможности и преимущества интерактивного оборудования в сохранении и стабилизации психо -эмоционального здоровья учеников.
Ключевые слова: психо -эмоциональное здоровье, релаксационные методы, психологическая безопасность образовательной среды, дети с ограниченными возможностями здоровья, интерактивные технологии, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция и компенсация, профилактика.
CURRENT ASPECTS OF CONSERVATION AND STABILIZATION
PSYCHO-EMOTIONAL HEALTH
CHILDREN WITH DISABILITIES
DURING THE EDUCATIONAL PROCESS
Malyutina Olesya Yurievna
educational psychologist
Municipal autonomous educational institution
"Nizhnekamsk boarding school "Nadezhda"
for children with disabilities
Nizhnekamsk city Republic of Tatarstan Russia
Annotation. The article reveals the importance of using methods to stabilize and support the psycho-emotional background of children with disabilities in the educational process, the importance of creating psychological safety in the educational environment. The classification, features of the selection and use of relaxation methods, their place in the process of psychological and pedagogical support for children with special educational needs in a general education institution are considered. The possibilities and advantages of interactive equipment in preserving and stabilizing the psycho-emotional health of students are noted.
Key words: psycho-emotional health, relaxation methods, psychological safety of the educational environment, children with disabilities, interactive technologies, psychological and pedagogical support, correction and compensation, prevention.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – особая группа детей, психическое и (или) физическое развитие которых идёт по законам дизонтогенеза. Соответственно их уровень психического и физического здоровья требует особой заботы в ходе образовательного и воспитательного процесса.
В целостной системе классификаций здоровьесберегающих технологий основной целью которых является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе и детей с ОВЗ), релаксация занимает значимое место как метод технологий социально-психологического благополучия ребёнка.
Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в образовательном учреждении и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребёнка.
Релаксация (от латинского слова «relaxatio» - «расслабление») – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х годах ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Какие виды релаксации можно использовать в работе с детьми с ОВЗ и имеют ли они особенности в использовании?
Дети с ограниченными особенностями здоровья безусловно нуждаются в создании в образовательном учреждении условий для поддержания, восстановления психо -эмоциональной стабильности. Им тяжелее даются интеллектуальные нагрузки, нахождение в коллективе сверстников, учебно-воспитательное взаимодействие с коллективом педагогов, у них позднее формируется учебная позиция, а учёба может долго ещё не сменять игру как ведущий вид деятельности. Грамотное и планомерное использование различных техник релаксации в учебно-воспитательном процессе поможет детям с ОВЗ преодолеть все эти трудности.
Методы снятия психо -эмоционального напряжения должны ежедневно планомерно использоваться в течение всего учебного года, а также иметь возможность использования при необходимости, по желанию ребёнка или при наличие стрессовой ситуации. При этом эффективно их использовать как в качестве физминуток на уроках или занятиях педагогов, так и целенаправленно в тренинговой работе психолога с детьми. Эффективным будет и наличие уголков уединения, отдыха, где ученики, воспитанники смогут самостоятельно по мере необходимости отдохнуть и восстановить свои силы.
Существует великое множество техник, приемов и методов, направленных на снятие напряжения и расслабление, которые классифицируются в зависимости от цели и возможностей их использования по времени, длительности, способу выполнения, технологии проведения.
Спектр применения релаксационных методик достаточно широк, при этом обучение различным релаксационным техникам доступно как взрослым, так и детям, в том числе с ОВЗ.
Выбор методов и видов релаксации безусловно зависит от состояния физического и психического здоровья конкретной категории детей с ОВЗ. Например, если мы говорим о детях с интеллектуальными нарушениями, которые внутри этой популяции имеют разный уровень тревожности и возможностей эмоциональной стабилизации, основными методами релаксации детей данной категории будет использование педагогом непроизвольных техник, релаксации по показу, кратковременных по времени проведения. Уровень физических возможностей (например, при детском церебральном параличе, при сенсорных нарушениях), уровень когнитивных и эмоциональных процессов (особенно при нарушениях интеллекта и задержке психического развития, при расстройствах аутистического спектра) требует тщательного подбора методов снятия психо -эмоционального напряжения для каждого ребёнка. При этом необходимо учитывать настроение ребёнка, степень его двигательной активности. Обязателен учёт характера используемой музыки для расслабления, её эмоциональное принятие ребёнком, наличие знакомых для ребёнка предметов интерьера в помещении, его уровень принятия телесных прикосновений. Все эти моменты могут носить сугубо индивидуальный, связанный с семейной обстановкой и личностными особенностями конкретного ребёнка характер.
Осторожность применения методов релаксации требуется и при наличии противопоказаний по состоянию здоровья в использовании контрастных или сенсорно насыщенных методов (например, интерактивных, мышечных технологий), особенно при наличии у ребёнка с ОВЗ эпилепсии или эпилептической готовности, высокой тревожности, вычурных страхов или их большого количества и патологической основы, при наличии нарушений поведения. В данном случае необходим учёт клинической картины заболевания конкретной категории ОВЗ. Здесь в центре внимания педагога принцип «не навреди».
Практика психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями показывает, что дети этой категории накапливают тревожность и при перенасыщенности положительных эмоций или двигательном перевозбуждении. Это дестабилизирует их умственную и коммуникативную активность. При этом важность создания для детей с ОВЗ условий для восстановления эмоциональной стабильности и обучения их методам релаксации на доступном для них уровне становится очень важным.
Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья носит реабилитационный характер, основан на комплексной системе медико-психолого-педагогического воздействия на ребёнка. Несмотря на то, что особенности процесса обучения детей с ОВЗ включают отличия по содержанию программ обучения, срокам усвоения знаний, наличию специальных предметов и занятий коррекционного характера, контроль насыщенности умственной нагрузки, коллективный характер обучения, принятие учебной позиции и особенная, но всё-таки оценочная система обучения несут эмоциональную нагрузку, с которой по-разному справляются дети разной категории ОВЗ. При этом необходимо учитывать не только состояние здоровья воспитанника, но и его социальный статус, возрастные, индивидуальные особенности. Все эти взаимно дополняющие друг друга и пересекающиеся плоскости формируют психологический профиль конкретного ребёнка и могут быть источниками его психического напряжения, неустойчивости эмоциональной сферы, низкой работоспособности, астеничности, низкого познавательного интереса. В свою очередь они снижают качество образовательного процесса и требуют коррекционно-развивающего сопровождения команды специалистов. Релаксационные техники в данном случае могут способствовать смягчению или устранению первопричин социального, клинического или возрастного характера, соответственно повысится эффективность обучения и воспитания.
Не менее значима профилактическая направленность релаксационных техник. Принцип не ожидания, а предупреждения возможных трудностей в психическом развитии ребёнка с ОВЗ, в его адаптации к условиям образовательного процесса очень весом в направлении достижения наибольшей эффективности образовательного процесса и соответственно успешной адаптации и социализации ребёнка в современное общество.
Методы стабилизации эмоционального состояния требуют от ребёнка определённой сформированности самосознания на телесном и личностном уровнях. Спектр особенностей психического развития у детей с ОВЗ широк и личностное и эмоциональное развитие необходимо учитывать при подборе релаксационных методов, а также при обучении их использованию. Так, введение методов релаксации в жизнь детей с РДА (ранним детским аутизмом) или РАС (расстройством аутистического спектра) даже на уровне в той или иной степени ритуального, стереотипного их использования значительно снижают тревожность такого ребёнка, испытывающего серьёзную психологическую нагрузку при коммуникации с людьми.
Особенно эффективно сочетание методов снятия психо -эмоционального напряжения у детей с ОВЗ в нейропсихологическом сопровождении, где релаксация в ходе целостного занятия сочетается с глазодвигательными, дыхательными, коммуникативными, пальчиковыми упражнениями, растяжками, играми с правилами. При этом восстанавливается энергетический потенциал организма, гармонизируется межполушарное взаимодействие головного мозга.
Использование методов релаксации как средства снятия мышечных «зажимов», которые у детей с ОВЗ могут носить как клинический, так и психологический характер, способствует не только восстановлению энергетического потенциала организма, но и повышению самооценки, формированию коммуникативных умений, методов эмоционального отреагирования.
Все вышеперечисленные функции релаксации в своей совокупности приводят к тому, что организм ребёнка избавляется от хронического напряжения и получает доступ к новым ресурсам для выживания и самовосстановления. Данное пробуждение и активизация компенсаторных возможностей у детей с проблемами в физическом и психическом здоровье является одним из важных условий эффективности реабилитационного процесса. Кроме того, сам процесс глубокого мышечного и ментального расслабления благотворно влияет на вегетативную нервную систему, регулирующую деятельность внутренних органов. Это особенно актуально для детей с ОВЗ, например, с задержкой психического развития соматогенного генеза, которым данный вид релаксации при планомерном обучении может быть доступен. Наличие хронических соматических заболеваний у детей данной категории приводит с одной стороны к астении нервной системы, снижению работоспособности, познавательного интереса, самооценки, с другой стороны частые госпитализации или плановые лечения исключают ребёнка из планомерного учебного процесса. Соответственно методы релаксации в данном случае будут помогать восстанавливать и поддерживать энергетический баланс организма и способствовать личностному и интеллектуальному росту ребёнка.
Таким образом, учитывая уровень интеллектуального развития детей с ОВЗ, их соматический и физиологический статус, календарный и фактический возраст, возможно и необходимо дифференцированно использовать разные методы релаксации, имеющиеся в арсенале педагога, с учётом существующих условий образовательного пространства в конкретном учреждении.
Безусловно варианты разнообразных релаксационных техник возможно использовать в работе с детьми данной категории, при этом нужно соблюдать принцип индивидуально-дифференцированного подбора.
При этом обучение методам релаксации следует осуществлять с учётом принципа от простого к сложному, от телесного к образному и словесному, от расслабления по образцу к самостоятельному, а также разделить процесс обучения на этапы (которые особенно тщательно необходимо соблюдать в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста):
1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением; 2 – этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности; 3 – этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.
Мощным современным средством релаксационного воздействия на детей с ОВЗ является современное реабилитационное полифункциональное оборудование- сенсорная комната СНУЗЛИН. Активное использование сенсорной комнаты в системе реабилитации и образовательных учреждений помогает снимать у детей с ОВЗ мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Комната сенсорного развития создает ощущение безопасности и защищенности, формирует положительный эмоциональный фон, снижает тревожность и агрессивность, активизирует мозговую деятельность, пробуждает компенсаторные механизмы организма.
Тёмная сенсорная комната уникальна и тем, что в её использовании с детьми с ОВЗ нет противопоказаний, есть ограничения в работе с детьми с высоким уровнем тревожности, с грубыми органическими нарушениями, с эпилепсией. Но при этом есть вариант использования светлой сенсорной комнаты, которая имеет также богатые возможности снятия психо -эмоционального напряжения. Нет противопоказаний и ограничений в использовании сенсорной комнаты с богатым набором интерактивного оборудования и по возрасту. Также необходимо подчеркнуть, что во время релаксационного или развивающего сеанса в условиях интерактивной среды происходит и важная работа по профилактике профессионального выгорания самого педагога, работающего с детьми.
При монтировании сенсорной комнаты особо учитывается сила воздействия на психику человека сенсорных раздражителей различной модальности (зрительных, осязательных, слуховых, обонятельных, вибрационных), а вариативность их использования даёт возможность создать по индивидуальному проекту полезную и комфортную сенсорную среду для каждого ребёнка.
В сенсорной комнате активно может использоваться метод релаксации в качестве основного психотерапевтического сеанса или как составная часть коррекционного сеанса психолога или педагога. При этом свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств, усиливают процесс полной или частичной мышечной и эмоциональной разгрузки организма.
Сеансы релаксации нацелены на результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния физического и эмоционального расслабления. Решение этих основополагающих задач эмоционального благополучия ребёнка с ОВЗ позволит ему максимально эффективно включиться в образовательный процесс, активно взаимодействовать с социумом сверстников и взрослых.
Направленность методов релаксации на формирование и коррекцию произвольности психической активности как базовой составляющей психического развития ребёнка подчёркивают значимость их использования в ходе образовательного процесса детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста. Произвольность психической активности на телесном, эмоциональном уровне и уровне ВПФ способствует формированию когнитивной, аффективно-волевой, личностной и коммуникативной сфер психики ребёнка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья очень чутко чувствуют все изменения погоды, смену сезонов года, тяжелее переносят учебные нагрузки. Релаксационные техники безусловно будут стимулировать их к самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию на доступном для их здоровья уровне. А это в свою очередь главные составляющие процесса самореализации любого человека.
Таким образом, методы релаксации должны стать в образовательном процессе детей с ОВЗ одним из эффективных помощников в ходе профилактики психо -эмоциональных перегрузок и восстановления эмоциональной стабильности, тем самым способствуя созданию благоприятных условий для их успешной адаптации и социализации в среду сверстников и современное общество.
Список литературы:
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2020. Т. 7. №2.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2018.- 160 с.
- Педагогика и психология здоровья // Под ред. Н.К. Смирнова. - М., 2013. - 339c.
- Сенсорная комната. [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.dob-mir.ru/sensor.html.