Публикация на III республиканской научно- практической, межрегиональной конференции «Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения» на тему "Психологическая безопасность образовательной среды учащихся с ОВЗ"
В статье раскрывается суть инклюзивного образования, важность психологической безопасности образовательной среды ученика с ОВз, место сенсорных комнат в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.Рассматриваются преимущества интерактивного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._malyutina_o.yu_.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Малютина Олеся Юрьевна
педагог-психолог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Нижнекамская школа-интернат "Надежда" для детей
с ограниченными возможностями здоровья
город Нижнекамск Республика Татарстан
Аннотация. В статье раскрывается суть инклюзивного образования, важность психологической безопасности образовательной среды ученика с ограниченными возможностями здоровья, место сенсорных комнат в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. Рассматриваются преимущества, широкая вариативность интерактивного оборудования и основные направления, формы и методы его использования. Подчёркивается необходимость комплексной работы команды специалистов медико-психолого-педагогического профиля в организации психологической безопасной среды в образовательном учреждении.
Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическая безопасность, сенсорная комната, интерактивные технологии, психолого-педагогическое сопровождение, обучение, коррекция и развитие, профилактика.
Одна из важнейших задач нашего государства на современном этапе- реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение общего образования наравне со всеми. Данный тезис прописан в новом «Законе об образовании», а также в Конвенции ООН «О правах инвалидов», которая была ратифицирована в России в 2012 году.
В этих документах обозначено, что модель инклюзивного, то есть включенного образования является наиболее эффективным видом совместного обучения.
Термин «инклюзия» введен в 1994 году Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, которое подразумевает доступность для всех в плане приспособления системы к различным нуждам детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзия даёт возможность получить каждому человеку знания в необходимом для него объёме, с учётом его физического и психического состояния.
Инклюзия (калька с английского inclusion) — включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть:
-вовлечение в образовательный процесс каждого воспитанника с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
-удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
В настоящее время в России происходит выстраивание системы инклюзивного образования детей дошкольного и школьного возраста, делаются значимые практические шаги в реализации данной задачи в различных уголках страны.
В Законе Министерства образования и науки РФ об образовании № 273 от 29.12.2012 года говорится, что инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В истории системы образования в России можно выделить два крупных шага от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса. Переход от интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях «особых» групп к инклюзивному обучению стал очень важным в качественном построении системы дошкольного образования шагом.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Безусловно, о качестве образования детей с ограниченными возможностями здоровья мы можем говорить только тогда, когда создаются специальные условия для его реализации.
Одним из главных условий эффективной реализации инклюзивного образования наряду с кадровым и финансовым, материально-техническим обеспечением образовательных учреждений является создание психологической безопасности учащихся.
Психологическая безопасность образовательной среды способствует удовлетворению потребностей учащихся с ОВЗ в личностно-доверительном общении, обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников.
В этом направлении инклюзивное образование обеспечивает развитие у детей с ОВЗ самостоятельности через предоставление помощи, обогащение их коммуникативного и нравственного опыта; формирование толерантности, терпения у их здоровых сверстников, умения проявлять сочувствие и гуманность.
Психологический комфорт и чувство защищенности в образовательном пространстве формируются и через исключение развития чувства превосходства или комплекса неполноценности, активизацию когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Реализации всех выше перечисленных направлений создания психологического комфорта и безопасности в образовательном пространстве участников учебного процесса отвечает современное интерактивное оборудование, которое является мощным инструментом всестороннего развития детей раннего, дошкольного и школьного возраста с различными образовательными возможностями, а также их здоровых сверстников. Его активное внедрение в предметно-пространственную среду образовательных учреждений поможет повысить эффективность осуществления образовательных и воспитательных задач педагогов, а также позволит качественно осуществлять задачи коррекционно-развивающей, профилактической направленности как в работе с детьми с ОВЗ, имеющих различные проблемы в психическом и (или) физическом здоровье, так и с их здоровыми сверстниками.
Ярким представителем богатой полисенсорной интерактивной среды является сенсорная комната СНУЗЛИН.
Сенсорная комната является одной из современных технологий в направлении развития и коррекции различных сторон психики детей дошкольного и школьного возраста. Она обеспечивает почти мгновенное установление теплого и доверительного контакта между педагогом и ребенком, тем самым повышая эффективность и результативность психолого- педагогической работы.
Мозг ребенка в условиях интерактивной среды активизируется через стимуляцию базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования – в итоге создаются прочные межанализаторные связи, активизируются корковые и подкорковые отделы ЦНС.
Сенсорная комната- это организованная особым образом окружающая среда, в которой происходит «оккупация мозга» сенсорными стимулами в определённой последовательной цепочке: «оккупация мозга» - релаксация- нормализация функций организма- ключевой доступ к подсознанию- доступ к ресурсам нашего организма- компенсация.
В сенсорных комнатах эффективно реализуются все принципы, на которых базируется инклюзивное образование: принцип индивидуального подхода (путём создания для каждого воспитанника индивидуального полисенсорного пространства), принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (через привлечение в сеансы в интерактивной среде и детей, и родителей, и различных специалистов психолого-педагогического профиля), принцип междисциплинарного подхода (позволяющий каждому специалисту учебно-воспитательного процесса с использованием оборудования сенсорной комнаты решать свои узко специализированные задачи, направленные в итоге на достижение общей цели образовательного учреждения- социализации детей в современное общество, их профессионального и личностного самоопределения и самореализации).
Сенсорные комнаты многолики, подбор комплекта оборудования в данных комнатах и его расстановка должны определяться с учётом возраста и клинико- психолого-педагогического статуса воспитанников образовательного учреждения. Есть ряд общих требований к организации таких комнат, их необходимо соблюдать. Например, цветовая гамма сенсорных комнат должна быть пастельных тонов, комната должна быть со звукоизоляцией и затемнением, обязательным компонентом её является музыкальное сопровождение, в разной комбинации наличие панелей полисенсорной стимуляции, зеркал.
Сенсорные комнаты разработаны в Голландии в конце 70-х годов для искусственной сенсорной стимуляции тяжёлых больных психоневрологического профиля и больных с грубым снижением интеллекта. В начале 80-х годов они активно используются в Великобритании. Расширяется круг клиентов: девиантное поведение, различные психические отклонения и т.д.
В Муниципальном Автономном Образовательном Учреждении «Надежда» города Нижнекамска республики Татарстан сенсорная комната функционирует с 1992 года, монтирована в числе одной из первых в России. В течении более чем 29 лет она активно используется в направлении психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Сеансы в сенсорной комнате направлены на оказание психолого-педагогической поддержки детям и их родителям.
Многолетний опыт работы в направлении реабилитации детей с ОВЗ с использованием оборудования сенсорной комнаты позволил специалистам учреждения выделить ряд преимуществ в использовании интерактивного оборудования, которые могут активно использоваться в инклюзивной среде и значительно повышают качество образования, а именно:
-организация богатой полисенсорной среды, с помощью которой человек воспринимает и познает окружающий его мир;
-возможность изолированной подачи сенсорных эталонов различной модальности, регулирования длительности и мощности, дозированности их воздействия на анализаторы ребёнка;
-высокие мотивационные возможности оборудования к познанию, обостряющие чувствительность ребёнка, активизирующие его мысли;
-абстрактность оборудования создаёт широкие возможности для развития различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов (различное сочетание сенсорного оборудования превращает комнату в подводный мир, космическое пространство, лес или просторы полей и т.д.);
-мягкое покрытие, цветовой, музыкальный фон, зеркала на стенах, тактильные вибраторы, различная комбинация оборудования создают благоприятные условия для психо - эмоциональной разгрузки, коррекции психических состояний, развития эмоционально-волевой сферы, самосознания ребенка. Состояние релаксации наступает через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате (значительно сокращается время на восстановление сил и умственной работоспособности ребёнка, стабилизируется энергетический баланс организма). Изолированность и необычность обстановки «волшебной комнаты» естественным образом способствует уходу от стрессогенных стимулов внешнего мира.
Методы и технологии психолого-педагогического сопровождения детей в сенсорных комнатах имеют широкий спектр и показывают на практике свою высокую эффективность: игротерапия, сказкотерапия, методы сенсорной стимуляции, рисуночные, телесно-ориентированные и двигательные техники, методы нейропсихологической коррекции, методики коррекции и развития базовых составляющих психического развития детей, цвето- и светотерапии.
Оборудование сенсорных комнат мы разделяем на релаксационный и активационный блоки. Активационный блок позволяет активизировать работу головного мозга, восстановить работоспособность организма, развивает внимание и мотивационную сферу ребёнка, формирует его волевые качества, активно воздействует на личностную, эмоциональную, коммуникативную, речевую, сенсомоторную сферы человеческого организма.
Релаксационный блок позволяет снять психо -эмоциональное напряжение, восстановить эмоциональный фон, работоспособность, что очень важно в ходе образовательной и воспитательной работы, так как первый энергетический блок головного мозга в дошкольном и младшем школьном возрасте ещё активно питается от физиологических и природных ресурсов окружающей среды (воздух, еда, сон, движения). При этом третий блок головного мозга самоконтроля, регуляции и программирования в этом возрасте ещё далеко не совершенен, а его зрелость будет существенно помогать качеству образования в школьном возрасте. Интерактивная среда существенно помогает активизировать механизмы развития произвольности психической активности, самоконтроля и программирования у ребёнка уже в дошкольном возрасте.
В сенсорной комнате с использованием всех её преимуществ мы организуем различные формы образовательного и воспитательного процессов: комплексные, тематические занятия, досуговые и праздничные мероприятия, элементы занятий по ЛФК, сенсорной интеграции и формированию межполушарного взаимодействия, так необходимые при комплексном реабилитационном воздействии в работе с детьми с ОВЗ. Команда специалистов (логопеды, дефектологи, психологи), осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении, могут повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия на различные сферы психики детей с ОВЗ, проводя узкоспециализированные и комплексные занятия в условиях сенсорных комнат.
До настоящего времени программы, методические пособия с использованием интерактивного оборудования с детьми с ОВЗ носят рекомендательный, авторский характер. Данный опыт работы в образовательных учреждениях с различными категориями детей с ОВЗ активно изучается, обобщается, систематизируется. Это создаёт определённую исследовательскую базу для творческого подхода специалистов, использующих оборудование сенсорной комнаты в своей работе, но и предъявляет высокие требования к уровню профессионального образования педагога.
Сенсорная комната очень эффективна и при использовании её возможностей с целью профилактики и лечения синдрома профессионального выгорания педагогов, работающих в образовательных учреждениях. Активная работа педагога в сфере «человек-человек», насыщенность в его работе коммуникативных взаимодействий, а также высокий уровень активности и клинико-психологическое разнообразие детского коллектива может привести к формированию синдрома психологического выгорания. Опыт показывает, что периодические сеансы на релаксацию в сенсорных комнатах, использование методов аутотренинга, цветовой, музыкальной и аромотерапии в интерактивной среде способствуют профилактике возникновения данного синдрома, позволяют поддерживать положительный эмоциональный настрой и хорошую работоспособность коллектива педагогов, так необходимых в деле воспитания и обучения дошкольников.
Психолого-педагогические и лечебные мероприятия в сенсорной комнате можно проводить в светлом и в тёмном помещении. Таким образом, условно можно обозначить два варианта интерактивной среды: «светлую» и «тёмную» сенсорную комнату.
Нельзя не подчеркнуть ещё одно преимущество сенсорных комнат: практическое отсутствие противопоказаний к их посещению и по возрасту, и по медицинским показаниям.
Противопоказаниями для посещения так называемой «тёмной сенсорной комнаты» являются: психозы, грубые органические поражения ЦНС, эпилепсия (в активной стадии). Ограничениями для посещения «тёмной сенсорной комнаты» являются: судорожная готовность (необходим контроль ЭЭГ), СДВГ, повышенная тревожность, индивидуальные предписания невропатолога. С детьми данной категории индивидуально варьируется время сеансов и исключаются или ограничиваются в использовании яркие, мерцающие стимулы. Активно используется в работе «светлая сенсорная комната». Таким образом, все участники образовательного процесса могут быть охвачены коррекционно-развивающими и профилактическими мероприятиями в различных вариантах сенсорной комнаты.
Формы работы в сенсорной комнате с участниками образовательного процесса могут быть самыми разнообразными: психолого-педагогическая диагностика, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми; консультирование, беседы, семинары-практикумы, тренинги, обучающие школа в работе с родителями.
Продолжительность и режим (интенсивность) таких сеансов определяется индивидуально с учётом: средних возрастных нормативов участников группы, клинического статуса каждого ребёнка, особенностей эмоциональной реакции на оборудование, принципа замещающего онтогенеза - возврат на предыдущий этап работы, степени адаптации, динамики продвижения каждого участника группы (в среднем временной интервал сеансов от 20 до 45 минут). Рекомендуемая частота мероприятий в условиях сенсорных комнат- 2-3 раза в неделю.
Количество участников групп зависит от площади помещения, комплектации оборудования, целей психолого-педагогического воздействия, возраста обучающихся, количества детей с ОВЗ в классе, группе. Очень важно при этом обеспечить каждому участнику группы свободный доступ к оборудованию и возможность индивидуального подхода со стороны педагога.
Эффективными в условиях интерактивного оборудования являются различные подходы к психолого- педагогической коррекции: онтогенетический (так называемый «снизу-вверх») и симптоматический (так называемый «сверху вниз»). Спектр психологических воздействий широк.
Таким образом, при систематической и планомерной работе команды психологов и педагогов в условиях интерактивной среды, сенсорные комнаты могут стать одним из эффективных современных средств психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования с целью обеспечения психологической безопасности их образовательной среды.
Список используемой литературы:
- Пуйлова М.А., Шевелева Т.Е. Моделирование инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Ряз. Гос. ун-т имени С.А. Есенина; отв. Ред. Н.В. Миртишина. –Рязань, 2014. –588 с.
- Семаго, Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог. –2010. –№ 16. –с. 38.
- Сенсорная комната. [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.dob-mir.ru/sensor.html.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство обр. и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010. –с. 4-9.