Тьюторский маршрут с нарушением слуха в общеобразовательной школе

Профессиональной тьюторской деятельности: сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы. Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторский маршрут с нарушением слуха в общеобразовательной школе

Цель профессиональной тьюторской деятельности: сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы. Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями.

Задачи:

1. Создание комфортных условий для пребывания в школе-интернате: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе социальных навыков.

4. Формирование знаний, умений и навыков у обучающихся с учетом образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

5. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

6. Осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями), включение родителей в процесс обучения.

7. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Тьютор – это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность ребёнка с ОВЗ и помогающий ему успешно войти в школьную среду.

Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого обучающегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Характеристика обучающихся, находящихся на тьюторском сопровождении.

У обучающегося хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации (2012); ДЦП, атонически-астатическая форма, спастическая диплегия с преимущественным поражением нижних конечностей.

Внимание неустойчивое, непроизвольное. Не способен к длительному напряжению и концентрации внимания. Работоспособность низкая, утомляемость повышенная. Зрительно-моторная координация нарушена.. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Стойкое нарушение познавательной деятельности. Новые понятия усваивает с трудом, медленно. На уроках невнимательный, пассивный. В любую минуту может встать и начать ходить, бегать, ползать по классу. Агрессивный, является зачинщиком ссор, которые начинает без какой-либо причины. Проявляет неадекватные эмоциональные реакции. Познавательный интерес снижен, к учебным заданиям интереса не испытывает, старается уйти от их выполнения. Капризный, желаемого пытается добиваться криком, истериками. Инструкции не выполняет.

Этапы реализации программы

  1. Диагностико-мотивационный этап.

Сбор данных об индивидуальных особенностях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению обучающихся в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.

В целом, работа на данном этапе направлена, прежде всего на развитие и стимулирование у обучающихся мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

  1. Проектировочный этап.

Основным содержанием этого этапа является выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения , индивидуального образовательго плана.

  1. Реализационный этап.

Оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для обучающегося служб и специалистов школы- интерната.

  1. Аналитический этап.

Анализируются трудности, возникшие во время тьюторского сопровождения обучающихся с учетом их индивидуальных способностей. Отслеживается положительная динамика в деятельности ребенка с ОВЗ.

Программы тьюторского сопровождения обучающихся реализуются ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное, так и внеурочное время.

Направления работы тьютора в школе-интернате.

1. Тьютор и учитель класса

Одна из основных форм взаимодействия учителя и тьютора в процессе обучения – индивидуальная помощь. Основная задача учителя и тьютора в процессе обучения – помочь ребенку с проблемами в развитии в формировании основ учебной деятельности. На организационном этапе в зависимости от задачи, которую ставит учитель перед всем классом, тьютор помогает обучающемуся освоить понятия «урок», «перемена», поясняет, что нужно делать, когда звенит звонок, обращая внимание ребенка на требования учителя и действия других детей.

То есть обсуждает каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

#1058;ьютор и ученик

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок. На уроке привлекает внимание к учителю: «Смотри на… (имя учителя)». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово...». Использует письмо «рука в руке». Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.

Следит за организацией рабочего пространства обучающегося;

Соотносит задания учителя с возможностями обучающегося;

Если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

Если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Следит за состоянием обучающегося – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

#1058;ьютор и другие дети

Следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

Объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

Если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить. Помогает ребенку решать конфликты. Отвечает на нетактичные вопросы детей.

#1058;ьютор и родители

Помогает осознать и принять индивидуальность обучающегося и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.

Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.

Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.

Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.

Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий. Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.

Тьютором проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросам рекомендаций по организации обучения и воспитания ребёнка. Родителям рассказывается о развитии и достижениях обучающихся, а так же о проблемах, которые ещё совместно с ними нужно будет решать. Оказывается родителям эмоциональная поддержка, формирует у родителей адекватное отношения к своему ребёнку, установку на сотрудничество и умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализует стратегию помощи; формирует интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка; проводит совместный анализ промежуточных результатов, разрабатывает дальнейшие этапы работы.

#1058;ьютор - учитель и другие специалисты

Для более успешного сопровождения в педагогическом пространстве обучающихся тьютор работает совместно с другими специалистами: учителями-дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, врачами. Перечисленные специалисты помогают тьютору в:

– разработке индивидуального образовательного плана для ребенка с ОВЗ;

– постановке цели и конкретных задач в организации помощи ребенку при освоении им образовательной программы;

– в решении вопросов о способе и средствах подачи и закрепления нового материала с учетом особенностей познавательной деятельности конкретного ребенка, составление и оформление индивидуальных карточек с заданиями;

–в планирование системы уроков;

–составление методических рекомендаций;

– помощь в оформлении методических пособий и др.

– в наблюдении, вместе с психологом обсуждает и оценивает социальную ситуацию в классе, вырабатывает стратегию дальнейшей работы по формированию сплоченного детского коллектива.

Тьютор - (классный руководитель) и воспитатель планирует и проводит праздники, коллективные творческие дела, экскурсии.

Тьюторское сопровождение образовательного процесса во внеурочной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья создаст условия для активности каждого обучающегося, для развития его самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных способностей. При организации внеурочной деятельности тьюторское сопровождение рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.

Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является главным критерием эффективности его деятельности.

В заключении следует отметить, что тьюторская деятельность в нашей школе-интернате является необходимой для более успешной организации обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.