Курсовая работа по теме: "Развитие индивидуальности младшего школьника в образовательном процессе."

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….…3

Глава  1. Индивидуальность и особенности ее развития в начальной школе……………………………………………………………………………....7

Глава  2. Психолого-возрастные особенности развития младшего школьника………………………………………………….…………………….16

Глава 3 .Экспереминтальная часть.  Разработка условий, благоприятных для развития индивидуальности ребенка в начальной школе……………………………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………….28

Список использованных итсочников………………………………….. 30

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Индивидуальность и особенности ее развития в начальной школе……………………………………………………………………………....7

Глава 2. Психолого-возрастные особенности развития младшего школьника………………………………………………….…………………….16

Глава 3 .Экспереминтальная часть. Разработка условий, благоприятных для развития индивидуальности ребенка в начальной школе……………………………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………….28

Список использованных итсочников………………………………….. 30


Введение

В первую очередь необходимо отметить, саму актуальность выбранной нами темы. Понятие индивидуальность имеет огромное число синонимов, так близким по значению к этому слову является единичность, неповторимость, то есть какие-то важные отличия одного человека от другого, его индивидуальные особенности. Индивидуальность дает право каждому человеку, действовать самостоятельно и принимать те решения, которые он считает нужными в конкретной ситуации.

Именно этим и обуславливается тот факт, что индивидуальность проявляется на самых ранних этапах жизни младенца, если быть точнее уже на первом месяце. Ребенок сам тянет ручки к матери или достает пустышку изо рта. Но не стоит забывать, несмотря на все индивидуальные особенности человек должен действовать по стандартам общества, которые установлены годами.

Осознание у ребенка возможность действовать самостоятельно приходит гораздо позднее. Если проанализировать основные моменты индивидуальности у ребенка, то как правило они выражаются в трех аспектах:

1) Первое непослушание;

2) упрямство;

3) слова «Я сам»

И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное "Я сам!" - ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.

Научная проблема данной работы состоит в определении особенностей развития индивидуальности у младшего школьника.

Каждый человек – «индивид» наделен правом самостоятельно проявлять свою индивидуальность или вовсе потерять ее. Изначально при рождение ребенка этим правом обладают имена родители ребенка, которые прожили достаточный жизненный путь, чтобы быть наделенными этим правом.

Одной из острых проблем, которые существуют на сегодняшний день в психологии является наличие индивидуальных различий . Говоря иначе, все черты которые присущи индивиду попадают в круг данной проблемы. психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности.

Наиболее оптимальный период для развития индивидуальных особенностей является школьный возраст. Именно в данный период у детей появляется влечение учебной деятельности. Формируется любознательность, интерес к окружающему миру. Без желание изучать окружающий мир, невозможно развитие других способностей, что автоматически ведет к снижению успеваемости ребенка [1, с 101].

Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.

Цель исследования: разработать условия, благоприятные для развития индивидуальности ребенка в начальной школе.

Объект исследования – младшие учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования - условия, благоприятные для развития индивидуальности ребенка в начальной школе.

Задачи исследования:

1) Изучить индивидуальность и особенности ее развития в начальной школе;

2) раскрыть психолого-возрастные особенности развития младшего школьника;

3) исследовать разработку условий, благоприятных для развития индивидуальности ребенка в начальной школе

В работе были использованны такие методы как:

  1. организационные методы;
  2. эмпирические методы;
  3. методы обработки данных;
  4. интерпретационные методы.

Теоретическую базу данной работы составили научные труды и учебные пособия, следующих авторов: Овечкин А.Н., Силуанов Е.Г., Аристархов С.С., Молчанов А.Ю., Кислова Е.Т., Стародубцев О.В., Попова Ю.А., Ковалев Н.А., Рагимханова Д.А. и другие.

Эмпирическая база исследования – Разуменская СОШ №4 «Вектор Успеха» г. Белгорода. Для проведения исследования были приглашены две группы детей 2 класса разного пола: контрольная и экспериментальная. В каждой группе 22 человека, из них 11 девочек и 11 мальчиков. Возраст детей 8 лет.

Структура данной работы состоит из введения, 3 глав и списка использованных источников.

индивидуальность младший школьник


ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ключевые особенности развития индивидуальности в начальной школе

Опираясь на мнение А.Н Леонтьева, можно заметить, что понятие индивид, в первую очередь означает определенного рода целостность и неделимость отдельной особи данного вида биологического характера, а уже потом, непосредственные особенности определенного представителя видов, которые отличают его от абсолютно других представителей данного вида. Стоит отметить, что свойства, которые присущи исключительно ему, в частности, генетически обусловленные, могут хаотично меняться в течение жизни человека, но от этого личностными они никогда не становятся. Определенного рода свойства индивида никак не могут перейти в свойства личности. Однако, и трансформированные, они непосредственно и принадлежат к свойствам индивидного характера. Данный подход, который рассматривал конкретно проблемы личности, нашел свое определенное развитие в других работах, таких авторов, как. Ю.С. Аканинова и В.А. Крюкова [2, с.105]

Прежде всего, индивид представляет собой разносторонний атом социального характера, отдельный человек, он рассматривается, прежде всего, как абсолютно единый представитель человеческого рода, а также является членом непосредственно определенной группы социального характера. Следовательно, данное утверждение, является просто на просто совершенно простой и отвлеченной характеристикой непосредственно человека. Намного глубокую характеристику имеет понятие «индивидуальность», которая, в свою очередь, обозначает исключительность и особенность исключительно человека во всем богатстве его качеств и свойств личностного характера.

Индивидуальность, представляет собой некого рода своеобразие человека как индивида, так и личности. Она выражается в определенном внешнем облике, телосложении, темпераменте, характере, а также в психических состояниях человека [2, с.106].

Вопросы, которые касаются, эффективного развития человек, всегда будут занимать основополагающее значение, не только в области психологии и педагоги, но и во всех науках современного мира. Получения ответа на данный вопрос, будет являться базой для самой дидактики и разумеется, методики обучения и воспитания.

По мнению достаточно уважаемого ученного В.В. Кущенко , вопрос баланса между самим развитием и обучением- занимает первостепенное значение, как в педагогики, так и в психологии. По сути, любая концепция обучения педагог, имеет в совеем составе некую концепцию развития. Именно по аналогии любая концепция, которая будет провозглашена психологом – будет иметь в своем составе концепцию обучения. На определенных исторических периодах решение, качественно изменялось [3, с.119].

В первую очередь, это зависит, от изменения установок методологического характера, а так же появление большого количества новых мнений и трактовок, касающихся всего процесса обучения, а соответственно и развития не только самого человека, но и личности в целом. Но интересным является, тот факт, что соотношения обучения и развития личность, на сегодняшний день трансформировалась, что привело к образованию принципиально новых положений, касающихся реформированию образования. Данные изменения, возникли из-за большого перечня причин, а именно:

Первая причина, которая вышла на обозрение, заключается в том, что по сути в правовом социуме, образование не может иметь цель, только на формирование у личности определенных знаний умений (должно быть что-то еще).

В качестве второй причины, выступает прогрессивное направление в науки, и увеличения совокупности знаний, за которыми просто учреждения, на которых лежит функция образовательных, просто не успевают, по сколько увеличения сроков общего образования и профессионального, не представляется возможным. Так по сути, образовательные учреждения, формируют именно желание у личности, непрерывно заниматься саморазвитием [4, с.50].

В качестве третьей причины, выступает что длительный период времени возрастные особенности детей, считались неизменным основанием обучения. Но это было неверное умозаключение, так как если бы это было действительно так, то обучение не смогло бы преодолеть возрастные рамки. Но выявление взаимодействия обучения и самого развития человека, дает возможность убрать возрастные критерии обучаемого, тем самым создается мнения, что с помощью образование расширяются и возможности данных индивидов.

Есть и четвертая причина, которая выделяется в учебной литературе, ее тесно связывают с приоритетом принципа поступательного или по-другому развивающего образования.

Исторически так сложилось, что существовали теории о соотношения обучения и развития, и на рубеже XVIII и XIX века, но в качестве самостоятельных теорий, которые смогли выделиться по отношению к другим выступают 3 базовые теории, которые были разработан к 1930 годам.

Их описание содержится в педагогических работах Л.С. Выготского. Первая теория, иначе ее называют теорией «отрицания» говорит, что между обучением и развитием нет никакой объективной связи. Их независимость друг от друга достаточно легко объясняется, ученый говорит о том, что мышление ребенка, проходит научно доказанные стадии, без разницы применяется к нему процесс обучения или нет. А по отношению двух понятий, в теории «отрицания», говорится что развитие личности, должно подготовить возможность для того , чтобы обучение стало эффективным. То есть приоритет отдается именно развитию, а обучение идет «в паре» с развитием.

В итоги по теории «отрицания» подразумевается, что существует независимость между детски развитием и процессом обучения. То есть развитие изначально формирует личностные установки и только в дальнейшем такой социальный институт как школа способна реализовывать свою функцию, в обучение знаниям и навыкам. Установки развития, находятся по смыслу данной теории впереди установок обучения. ( Развитие это первостепенное, а обучение- второстепенное, говоря иначе). Именно в содержание данной теории, становится понятно, что не возникает вопросы о месте обучения в процессе становления функций обучения, так как они отделены друг от друга. Их становление и развитие, можно явно назвать предпосылкой, чем итогом обучения [5, с.400].

Вторая теория имеет второе название: теория «тождества». Смысл в том что два этих понятия развитие и обучения отожествляются в единое целое. Принято считать, что развитие ребенка, зависит от того как он осваивает процесс обучения, поэтому и говорится «обучение-это развитие, а чтобы развиваться необходимо обучаться». Теория «тождества является весьма распространенной и наиболее поддерживаемой среди ученых.

Сущность третье ей теории «совокупности» заключается в том, что между развитием и обучением существует тесная и непрерывная связь. То есть данная теория содержит в себе сразу положения первых двух. По смыслу этой теории понимается: что обучение может влиять на развитии, а развитие влияет на обучение. Так считается, что обучение, может идти и впереди развития, тем самым у него возникает возможность создавать в процессе развития новообразования.

В итоги необходимо сказать, на практике существует три самостоятельных теории: теория «отрицания», теория «тождества» и теория «совокупности». Каждая из которых имеет научное обоснование. Наиболее востребованными являются теории «тождества» и «совокупности». На наш взгляд наиболее верной является, третья теория, которая доказывается тесную взаимосвязь между процессом обучения и развитием.

Абсолютно каждый человек непосредственно обладает как общими качествами, которые присутствуют и у других людей, а также качествами и свойствами, которые присущи только ему, поэтому и называются индивидуальными. В свою очередь качества и свойства общего характера определены лишь общностью условий, в которых они непосредственно живут и действуют, а также неким единством их биологической природы, предрасположений к личностному развитию, которые даются ему при рождении.

Одним из критериев группировки индивидуальности, прежде всего, является определенный вклад человека именно в материальную и духовную культуру своего общества и непосредственно человечества, другими словами, огромный вклад личности в развитие общественного характера.

Если рассматривать личность, как «мой» внутренний, неотразимый мир, мы смело переходим к взгляду на человека непосредственно как на индивидуальность. Стоит отметить, что развитие личности, имеет свое логическое продолжение в создании индивидуальности в целом. На сегодняшний момент существует несколько сторон понимания индивидуальности.

- первая сторона, прежде всего, связана с понимаем непосредственно индивидуальности, как единоличности. Индивидуальность, в таком случае, выражается как невозвратное сочетание абсолютно различных по области выраженности, но определенных всем людям без исключения, другими словами общих черт личностного характера;

- вторая сторона, связана с рассмотрением индивидуальности, как дополнения общих черт личностного характера, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, такими, которые обнаруживаются исключительно у определенного конкретного человека и генетически связаны с конкретными незакономерными, случайными обстоятельствами его развития [6, с.284];

- третья сторона, связана с пониманием индивидуальности, непосредственно как целостности, а также абсолютно нового уровня рассмотрения личности в целом. Следовательно, стоит отметить, что в данном смысле индивидуальность стоит рассматривать как совершенно новое образование в сфере человека.

Основополагающее содержание индивидуальности – представляет собой, непосредственно внутренний мир личности, ключевая форма деятельности – интеграция данного мира, и как следствие – личности.

Хотелось бы также отметить, что ценность индивидуальности образуется, прежде всего, из бытовых отношений, в которых потом образуются ценности другого, следствие, ценности самого человека. Данное действие происходит при любом раскладе. К примеру, если ребенок сломал игрушку, родители упрекают его в том, что он неблагодарный. А он просто на просто хотел посмотреть данную игрушку изнутри, как все утроено. Также если родители запрещают играть в мяч, стучать молотком, играть и дружить с некоторыми детьми, у ребенка происходит разочарование во взрослой жизни. А еще случается так, что родители бывают очень удивлены, что ребенок вырастает не таким, очень стеснительным и застенчивым. У родителей зачастую возникает вопрос: «Разве мы его этому учили?» А ответ на данный вопрос очень прост, просто в детстве ребенку не давали совершать определенные поступки, так как он считает.

Стоит отметить, что в глубоком детстве непосредственно через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать определенную неоднозначность своих действий. Примером данной ситуации служит, тот факт, что на маму замахиваться нельзя, а вот отмахнуться от комара или мухи можно.

Также ребенок усваивает неоднозначность свойств определенных вещей – например, палочкой можно есть только понарошку, или использовать ее как градусник.

В возрасте от 1 до 3 лет у детей очень тщательно развивается чувство юмора как определенное проявление отношения к разностороннему использованию вещи. Отличным примером, служит, когда ребенок специально одел колготки на голову и смеется, потому что он очень доволен своей шуткой.

Уже в более позднем – младшем школьном возрасте у детей проявляется определенная рефлексия, которая очень обогащает данную способность абсолютно новыми возможностями, которые в свою очередь связаны с выделением своего внутреннего мира и определенного воздействия на него. Стоит отметить, что в данной ситуации, уже появляется планирование, которое образовано на приведении своего будущего, а также будущего другого [7, с.100].

Для определенного развития всех свойств личности ребенка, в том числе и индивидуальности, очень многое значение играет роль учителя. Ведь именно данная профессия – педагога, требует разносторонних знаний, разного круга профессиональных навыков, большой щедрости, а также безграничной любви к детям.

На пути к построению индивидуального подхода учителя к детям и выстраивания организованной с ними работы, очень важно обладать информацией об индивидуальных особенностях детей класса и главными принципами, в изучении данных особенностей.

В свою очередь, индивидуализация обучения подразумевает организацию учебной деятельности основываясь на особенностях и возможностях, а также уровне развития. Параллельно с чем, необходимо учитывать факт формирования у учеников индивидуального стиля работы и индивидуально-своеобразного способа действия. Также немаловажно, чтобы данные приемы являлись равноценными по конечным результатам, усвоенным знаниям, каким-либо умениям и навыкам. Сам по себе процесс обучения обязан создавать максимальные условия на пути к расцвету индивидуальности ученика.

Индивидуальность дает право каждому человеку, действовать самостоятельно и принимать те решения, которые он считает нужными в конкретной ситуации.

Именно этим и обуславливается тот факт, что индивидуальность проявляется на самых ранних этапах жизни младенца, если быть точнее уже на первом месяце. Ребенок сам тянет ручки к матери или достает пустышку изо рта. Но не стоит забывать, несмотря на все индивидуальные особенности человек должен действовать по стандартам общества, которые установлены годами.

В момент протекания процесса овладения знаниями фундамента наук как раз таки и происходит раскрытие и совершенствование индивидуальности. Вследствие чего попытка ввести индивидуализацию учения с помощью освобождения обучающихся от учебных предметов, наиболее трудно дающихся, и усилие тех, которыми с легкостью овладевают, никак не способна быть верной с позиции развития личности. Задача имеет свое заключение в следующем: важно дать ученикам систему знаний, как некое средство их развития. Вместе с тем невозможно отметить правильным и решение вопроса касаемо индивидуализации учения с помощью сокращения программы для одних школьников и какого-либо видоизменения для других учеников. В свою очередь, приспособление к уровню развития учащихся означает лишь наблюдать за уже имеющимися в ребенке слабыми сторонами, при этом отказываясь от средств их преодоления, ликвидируя систему воздействия учителя. Первостепенно педагогу важно знать детей, рассмотреть в каждом свои индивидуальные, своеобразные черты. Во многом зависит правильность организации учебно-воспитательного процесса и применения, воспитательных мер от способности педагога разбираться в индивидуальных особенностях ученика.

Психолого-возрастные особенности развития младшего школьника

Возрастной диапазон начального периода школьников составляет от 6-7 до 10-11 лет. Данные границы способны сужаться и наоборот расширяться зависимо от того, какие применяются методы обучения. Важно отметить, что наиболее совершенные методы обучения способствуют к ускорению развития, а вот менее совершенные напротив, оказывают замедляющее действие. В данный период протекает последующее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, которое в свою очередь, способствует вероятность систематического обучения в школе. В первую очередь улучшается работа головного мозга и нервной системы. По статистическим данным физиологов. Уже к 7 годам кора больших полушарий уже в существенной степени является зрелой. Но, самыми важными, специфическими отделами головного мозга, которые отвечают за программирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм психической деятельности, у детей данной возрастной категории еще не завершили свое формирование, в результате чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры является недостаточным. Для детей характерных данной возрастной категории несовершенство регулирующей функции коры имеет свое проявление в особенностях поведения, организации деятельности, а также в эмоциональной сфере. Таким образом, младшие школьники с легкостью отвлекаются, они не могут длительно сосредотачиваться на чем-либо, чрезмерно возбудимы и эмоциональны [8, с.73].

У детей начало школьного обучение как раз таки совпадает с периодом второго физиологического криза, который в свою очередь, приходится на возраст семи лет. В данный период в организме ребенка протекает резкий эндокринный сдвиг, который сопровождается чрезмерным ростом тела, а также увеличением внутренних органов и вегетативной перестройкой. Данный процесс обуславливает то, что существенно изменение в системе социальных отношений и работы ребенка имеет совпадение с периодом перестройки абсолютно всех систем и функций организма, что нуждается в большом напряжении и мобилизации его резервов.

Но, тем не менее, невзирая на выделенные в данное время конкретные осложнения, которые вытекают в физиологическую перестройку, физиологический криз не в такой степени занимается отягощением, как способствует наиболее успешной адаптации ребенка к новейшим условиям. Помимо всего этого, для учеников, которые отстают в общем развитии, в связи с педагогической запущенностью, данный криз выступает в качестве последнего срока, в момент которого все еще реально догнать сверстников.

У школьников младшего возраста существует неравномерность психофизиологического развития у разных детей. При всем этом сохраняются различия в темпах развития мальчиков и девочек. До сих пор девочки опережают мальчиков. Опираясь на данный факт, некоторые ученые сводятся в одном мнении: фактически в младших классах за одной партой сидят дети разного возраста, в силу того, что мальчики моложе девочек приблизительно на год-полтора, и такие цифры обуславливаются не календарным возрастом [8, с.72].

С переходом к систематическому обучению предъявляются высокие требования к умственной работоспособности детей, которая до сих пор является не устойчивой, а также сопротивляемость утомлению низкая. И даже не взирая на то, что в течении всего возраста данные параметры увеличиваются, продуктивность, а также качество работоспособности учеников приблизительно вдвое ниже, нежели у соответствующих показателях старшеклассников.

В течение всего младшего школьного возраста протекают весомые изменения в психическом развитии ребенка. К данным изменениям можно отнести: качественное преобразование познавательной сферы, формирование личности, при всем этом складывается довольно таки сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Данный вопрос имеет связь с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Изначально, начало обучения в школе направляет к колоссальному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ученик становится общественным субъектом и обладает социально значимыми обязанностями, реализация которых после получает общественную оценку. Абсолютно вся система жизненных отношений ребенка видоизменяется и в большинстве определяется тем, с каким успехом он справляется с уже новыми требованиями [9, с.90].

Лидирующим звеном в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Именно она занимается определением наиболее важных изменений, которые протекают в развитии психики детей на конкретном возрастном этапе. Также наиболее важно отметить, что в рамках учебной деятельности как раз таки и складываются психологические новообразования, которые характеризуют самые значимые достижения в развитии младших школьников и выступают основой, которая обеспечивает развитие на последующем возрастном этапе. Лидирующая роль учебной деятельности вовсе не исключает тот факт, что младший ученик может быть активно включен в иные виды деятельности, например, игру, труд или же общение.

Касаемо перехода к систематическому обучению, то он формирует определенные условия для развития более новых познавательных потребностей детей, самое главное активного интереса к окружающей действительности и овладению новыми знаниями и успехами. Данный возраст – период интенсивного развития, вместе с тем и качественного преобразования познавательных процессов. К ряду ранее упомянутых процессов относятся: приобретение опосредованного характера, становление осознанного и произвольного «Я». Параллель с этим школьник овладевает своими психическими процессами и учится управлять восприятием, памятью и вниманием.

По мнению Л.С.Выгодского, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, при этом становясь лидирующей функцией. В процессе систематического обучения, которое сосредоточено на усвоение научных знаний, протекает развитие словесно-логического, понятийного мышления, данный процесс сводится к перестройке и всех иных познавательных процессов. С помощью усвоения в процессе учебной деятельности фундамента теоретического сознания и мышления приводит к появлению и развитию к следующим качественным образованиям: анализ, рефлексия и внутренний план действий. Необходимо отметить, что в данный период существенно изменяется способность к произвольной регуляции поведения.

Протекающая в младшем школьном возрасте утрата детской непосредственности обуславливает более новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что способствует ребенку идти непосредственно, а наоборот руководствоваться: сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. В свою очередь ученики младшего школьного возраста способны переходить в одного вида деятельности к иному без каких-либо особых на то затруднений и внутренних усилий.

В данный возрастной период берет свое начало этап, когда складывается новый тип отношения с окружающими людьми. Со временем безусловный авторитет взрослого теряет свои позиции, наиболее значимыми выступают сверстники.

Исходя из этого, главными новообразованиями младшего школьного возраста выступают:

Во-первых, существенно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.

Во-вторых, появление рефлексии, анализа и внутреннего плана действий.

В-третьих, способность развития новейшего познавательного отношения к действительности.

В-четвертых, возникновение ориентации на группу сверстников [10, с.80].

Большинство ученых данной области считают, что первые годы обучения в школе являются годами, существенного развития интересов. Фундаментальным в них является интерес к познанию окружающего мира. Протекание развития интересов и осуществляется от проявления интереса к отдельным фактам, к интересам, которые имеют связь с раскрытием причин, закономерностей и связей между явлениями.

При развитии такого навыка, как чтение с существенным ускорением появляется интерес к чтению и литературе. Примерно с половины второго класса замечается дифференциация учебных интересов.

В результате формирования интересов, а также склонностей берет свое начало – формирование способностей обучающегося. Как показывает практика, в данном возрасте пока что рано сулить о сформировавшихся способностях, однако уже имеют свое проявление способности учеников, которые обладают относительно высоким уровнем в областях математики, музыки или же рисовании.

Начиная с этапа поступления ребенка в школу в качестве одного из наиболее важных объектов познания выступает, первостепенно, поведение учителя. Регулярное общение наталкивает школьника к размышлительному процессу о поступках и поведении людей. В результате чего, существенная роль, направленная на развитие индивидуальности младшего школьника возлагается, в первую очередь, на педагога.

В заключение данной главы необходимо сказать, что протекающая в младшем школьном возрасте утрата детской непосредственности обуславливает более новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что способствует ребенку идти непосредственно, а наоборот руководствоваться: сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. В свою очередь ученики младшего школьного возраста способны переходить в одного вида деятельности к иному без каких-либо особых на то затруднений и внутренних усилий.

.


ГЛАВА 2. БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Как уже отмечалось, индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость; способности формируются и развиваются в деятельности. Для развития индивидуальности необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам [12, с.140].

Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка, в том числе и индивидуальности .

Одна из задач системы воспитания - всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка и расширению его кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет индивидуальности и других личностных свойств ребенка. В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей общих способностей и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ребенок может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, тех или иных проявлений темперамента [13, с.104] .

Индивидуальность ребенка формируется и развивается в той деятельности, в которой она находит себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому-то ни было труду, обычно и не проявляет индивидуальности. Упорный труд всегда является основой ее развития.

Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает индивидуальность. Для того чтобы деятельность положительно влияла на ее развитие, она должна удовлетворять некоторым условиям:

во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие индивидуальности;

во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов [14, с.73];

в-третьих, важно организовать деятельность ребенка так чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его индивидуальных способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития.

Организационно - педагогические условия, благоприятные для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста:

Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

Использование в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: "Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.".

Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений.

Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

групповой формы организации обучения,

систему дифференцированных заданий,

анализа практических задач,

актуализации опыта учащихся,

совместного решения проблемных ситуаций.

Развитию индивидуальности детей в начальной школе способствуют различные формы внеклассной и внешкольной работы. Это различные математические, музыкальные, литературные, технические кружки. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготавливают несложные изделия из пластилина, картона, бумаги, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность и творчество. На этих занятиях у школьников развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Раннее проявление индивидуальности у школьников часто бывает предпосылкой развития большого таланта, но, если проявившиеся индивидуальность в дальнейшем не развивается и не воспитывается, они может угаснуть. Развитие индивидуальности младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.

Основными условиями проявления индивидуальности младших школьников, на наш взгляд, являются:

1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).

2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.

3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: "С чего начинать?", "Как делать?", "Куда писать?" и т.д.

4. Разделение труда между школьником и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.

5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника развития учебной деятельности.

6. Содержание стимулирующих заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве.

7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.

Основное внимание педагогов в ходе работы по созданию условий стимулирующих индивидуальность должно быть сконцентрировано на следующих задачах: учить школьников самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять порядок ее выполнения, осуществлять самоконтроль за ходом ее выполнения и результатом работы. В ходе эксперимента активно использовались дидактические игры, проблемные ситуации [16, с.275].

Особое значение в развитии индивидуальности с детьми в начальной школе имеют три момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого школьника, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд;

3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял!


Заключение

Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности.

Существует несколько традиций понимания индивидуальности: первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям; третья традиция - понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

1. Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

2. Рефлексия, анализ, внутренний план действий;

3. Развитие нового познавательного отношения к действительности;

4. Ориентация на группу сверстников.

В течение всего младшего школьного возраста протекают весомые изменения в психическом развитии ребенка. К данным изменениям можно отнести: качественное преобразование познавательной сферы, формирование личности, при всем этом складывается довольно таки сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Данный вопрос имеет связь с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Изначально, начало обучения в школе направляет к колоссальному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ученик становится общественным субъектом и обладает социально значимыми обязанностями, реализация которых после получает общественную оценку. Абсолютно вся система жизненных отношений ребенка видоизменяется и в большинстве определяется тем, с каким успехом он справляется с уже новыми требованиями.

Лидирующим звеном в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Именно она занимается определением наиболее важных изменений, которые протекают в развитии психики детей на конкретном возрастном этапе. Также наиболее важно отметить, что в рамках учебной деятельности как раз таки и складываются психологические новообразования, которые характеризуют самые значимые достижения в развитии младших школьников и выступают основой, которая обеспечивает развитие на последующем возрастном этапе. Лидирующая роль учебной деятельности вовсе не исключает тот факт, что младший ученик может быть активно включен в иные виды деятельности, например, игру, труд или же общение.

Педагогу начальных классов следует придерживаться следующих условий, благоприятных для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста: - конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям; - в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий; - создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: "Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д. "; - использование различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений; - включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование специальных приемов.

Развитию индивидуальности детей в начальной школе способствуют различные формы внеклассной и внешкольной работы. Это различные математические, музыкальные, литературные, технические кружки. На этих занятиях у школьников развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.


Список использованных источников

  1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азаров// Начальная школа. – 1998. - № С.100-102
  2. Аканинова Ю.С. Индивидуальные качества ребенка в период образовтельного процесса. Младшая школа / Ю.С. Аканинова// Медиа .- № С.101-109

3. Кущенко, В.В. Индивидуальность школьников [Текст]. / В.В. Кущенко // Москва. – 2019 г. - № 10 – С.117-120

4. Подшивалов, Т.П. Образовательный процесс в современном мире его роль и значение [Текст]. / Т.П. Подшивалов // Вестник ЮУрГУ. – 2019 г. - № 3 – С.49-54

5. Садиков, О.Н. Индивид, индивидуальность, личность . Том 1 [Текст]. / О. Н. Садиков // М.: Инфра-М, Контракт. – 2019 . - 493с.

6. Хатунцев, О.А. Условия способствующие развитию индивидуальности у школьников различных возратсов [Текст]./ О.А. Хатунцев // Психология . – 2019 г. - №2 – С.281-285

7. Чаусская, О.А. Индивидуальность, что это? . [Текст]. / О.А. Чаусская // М.: Дашков и К. – 2019 г. - 480 с.

8. Антипов, Г.С. Психолого-возрастные особенности развития младшего школьника [Текст] / Г.С. Антипов // Медиа . - 2019. - №11. - С. 70-74.

9. Кондорова, Н.Ю Особенности индивидуальности [Текст] / Н.Ю. Кондорова // Вестник Казанского славянского университета. – 2017. – Т. 23. – № 67. – С. 80-91.

10. Карешковский, С.К. Черты и базовые этапы индивидуальности у детей дошкольного возраста [Текст] / Карешковский С. К. // Сборник: Актуальные проблемы юридической науки, практики и высшего образования. – 2018. – С. 79-89.

11. Куликов, С.В. Влияние образовательного процесса на формирование индивидуальности детей возрастом от 7- 11 лет [Текст] / С.В. Куликов , //Право в современном обществе. – 2019. – № 44. – С. 43-52.

12. Попова, Ю.А. Роль учителя в формировнаие индивидуальности у школьник [Текст] / Ю.А. Попова, И.В. Федорова // Политематический сетевой электронный научный журнал Ивановского государственного университета. – 2018. – № 9. – С. 133-144.

13. Пряников, А.А. Индивид, индивидуальность [Текст] / А.А Пряников // Современны ученые - новый взгляд. – 2016. – № 5. – С. 100-105.

14. Рагимханова, Д.А. Психология и основные проблемы в современном мире [Текст] / Д.А. Рагимханова, М.А. Аливердиева // Вестник ДГУ. – 2016. – № 2. – С. 72-74.

15. Ралько, В.В. [Текст] Этапы индивидуальности / В.В. Ралько, В.В. Виноградова // Ученые труды РФ. – 2016. – № 1 (40). – С. 35-40.

16. Тарасова, М.О. Взаимосвязь педагога и ученика [Текст] / М.О. Тарасова // Современные проблемы в психологии . – 2016. – № 2 (3). – С. 273-276.