Раюочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога "Путешествию в страну размышления"

Ивлева Екатерина Александровна

          Программа направлена на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталости). Она является частью системы по оказанию комплексной коррекционной помощи обучающимся с подобными заболеваниями в освоении ФАООП на начальной ступени обучения (1 - 4 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ

Министерство образования и науки Нижегородской области

Управление образования и спорта администрации

Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В. И. Казакова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога

для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

«Путешествие в страну размышления»

                                                                           Составитель программы:                                            

                                                                педагог-психолог Ивлева Е.А.

                                                                                       

р. п. Бутурлино, 2021 г.                                                                                       

Аннотация

          Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспешности усвоения программы обучения и, как следствие, школьной дезадаптации воспитанников. Однако практика показывает, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению образовательных учреждений, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно.

          Постоянно увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу. По данным Министерства образования РФ, 78% учащихся нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

          Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. Возможности ребенка с умеренной умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна.

         Выбор программы «Путешествие в страну Размышления» обусловлен тем, что ее содержание отражает потребности детей с ОВЗ УО младшего школьного возраста, направлено на развитие психических процессов, любознательности как основы познавательной активности, способности, пространственных представлений, оптимизацию коммуникативных навыков и эмоционального напряжения.

Описание целей, задач, направленность программы.

          Программа направлена на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталости). Она является частью системы по оказанию комплексной коррекционной помощи обучающимся с подобными заболеваниями в освоении ФАООП на начальной ступени обучения (1 - 4 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

           Содержание рабочей программы составлено с учетом рекомендаций городской ПМПК, результатов психолого-педагогического обследования обучающихся в начале учебного года.

          Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и направленной на преодоление или ослабление проблем в их психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.

          В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с УО программа направлена на реализацию основных задач: 

1.Развитие и коррекция психических процессов: память, мышление, речь, воображение, восприятие.

2.Формирование способности к сотрудничеству;

3.Установление доверительных отношений;

4.Развитие коммуникативной сферы;

5.Формирование образа «Я», навыков самопознания;

6.Развитие относительно адекватного оценивания своих возможностей;

7.Развитие эмоционально – волевой сферы;

8.Стимулирование положительных эмоций;

9.Вовлечение в доступную игру;

10.Расширение когнитивно – аффективных процессов и компонентов;

11.Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

          Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на исправление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения данной категории школьников являются:

- диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);

- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию).

       

  Целевая аудитория,

описание ее социально-психологических особенностей.

          Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, обучающихся по адаптированной программе для детей с легкой умственной отсталостью.

          Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

          Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов.

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

          Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности: слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер. В патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.

           Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.

           В структуре психики такого ребенка в первую очередь, отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

           Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у данной категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.

           Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности.

           Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У них позже, чем у их сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.

           Особенности психической деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.

          Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

          У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.

           Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

          Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.

          Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

           Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.

          Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.

Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.

          Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр.

           Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.

           Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта.

Методическое обеспечение

          Нормативное обеспечение:

  • Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 п.9,10; ст. 28 п.3.6; ст. 47 п.3.3; ст. 48;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Сроки, этапы и алгоритмы реализации программы

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года обучения, первый год (1 класс) — 33 часа, второй (2 класс) - 34 часа, третий (3 класс) – 34 часа, четвёртый (4 класс) – 34 часа.

Этапы реализации: вводное занятие (знакомство), первичная (стартовая) диагностика, развитие основных психических процессов, развитие внутриличностного компонента, развитие коммуникативного компонента, повторная диагностика (на конец года), заключительная встреча.

Алгоритм реализации включает описание примерного структурного плана занятия: приветствие, обсуждение домашних заданий, психологическое просвещение, физкультминутки, практические упражнения (с использованием дидактического наглядного материала), домашнее задание, ритуал прощания. 

Перечень и описание программных мероприятий

           В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ Бутурлинской СОШ имени В. И. Казакова, программа психологического сопровождения рассчитана на проведение коррекционно- развивающих занятий с детьми 1- 4 классов. Объем программы составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах (по 1 часу в неделю). Программа может быть использована как целиком, так и в качестве отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые наиболее показаны обучающемуся. Форма проведения занятий – как групповая, так и индивидуальная.

          Среди обучающихся 1-4-х специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ УО (интеллектуальными нарушениями) в начале и в конце учебного года педагогом-психологом проводится диагностика исследования уровня развития интеллектуальной сферы обучающихся. Результаты диагностики педагог-психолог заносит в протокол психолого-педагогического обследования детей (см. приложение 1.). На основе полученных результатов по данной диагностике, педагог-психолог комплектует группы детей для коррекционно-развивающих занятий.

1 класс

Модуль 1. Коррекция психомоторики.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

  • Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).
  • Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
  • Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
  • Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.
  • Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.
  • Аппликация. Сгибание бумаги.
  • Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
  • Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела.
  • Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Тактильно-двигательное восприятие

  • Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины.
  • Работа с пластилином (раскатывание).
  • Игры с крупной мозаикой.

Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов:

  • Формирование сенсорных эталонов цвета
  • Развитие и коррекция формы
  • Развитие и коррекция восприятия величины
  • Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.
  • Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур.
  • Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором.
  • Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом.
  • Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).
  • Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).
  • Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие пространства

  • Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела.
  • Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).
  • Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
  • Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).
  • Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Восприятие времени.

  • Сутки. Части суток.
  • Работа с графической моделью «Сутки».
  • Обозначение в речи временных представлений.
  • Последовательность событий (смена времени суток).
  • Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Итоговая диагностика обучающихся

2 класс

Развитие моторики, графомоторных навыков)

  • Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев.
  • Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
  • Развитие быстроты, ловкости и точности движений.
  • Развитие умения контролировать сменяемость действий.
  • Развитие моторики руки, формирование графических навыков.
  • Обводка и рисование по трафарету.
  • Штриховка в разных направлениях.
  • Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).
  • Работа с ножницами.
  • Аппликация.
  • Графический диктант по показу.

 Тактильно-двигательное восприятие

  • Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые).
  • Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
  • Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).
  • Игры со средней мозаикой.
  • Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Словесное обозначение барических ощущений.
  • Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

  • Измерение температуры воздуха с помощью градусника.
  • Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений.
  • Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений.
  • Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

  • Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);
  • обобщение словом.
  • Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.
  • Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
  • Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку.
  • Различение цветов и оттенков.
  • Подбор оттенков цвета к основным цветам.
  • Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).
  • Различение основных частей хорошо знакомых предметов.
  • Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Восприятие пространства

  • Ориентировка в помещении: понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.
  • Ориентировка в поле листа (выделение всех углов).
  • Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.
  • Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.
  • Пространственная ориентировка на поверхности стола.

Развитие зрительного восприятия

  • Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
  • Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.
  • Различение наложенных изображений предметов (3 - 4 изображения).
  • Запоминание 3 - 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

 Развитие слухового восприятия

  • Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).
  • Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).
  • Подражание звукам окружающей среды.
  • Различение по голосу знакомых людей.

 Восприятие времени

  • Порядок месяцев в году.
  • Времена года.
  • Работа с графической моделью «Времена года».
  • Измерение времени (сутки, неделя, месяц).
  • Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).
  • Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Итоговое обследование психомоторики и сенсорных процессов

3класс

Развитие движений, различных видов праксиса

  • Произвольное торможение действий (разнонаправленные движения). Ритмические упражнения, сочетающие одновременные движения различных частей тела и говорение (пение).
  • Переключение с одного движения на другое при ходьбе, беге, прыжках.
  • Совершенствование статического равновесия при малой площади опоры.
  • Передача ритмического рисунка в движениях в соответствии с речевым или музыкальным сопровождением.
  • Выполнение движений по инструкции из 3-4 звеньев. Выполнение движений по словесной инструкции, изменения направления движений по инструкции, содержащей предлоги: в, на, над, под, из, за.
  • Воспроизведение ритма по слуховому образцу, по словесной инструкции. Подсчёт быстрых и медленных ударов. Пространственная организация движений (выполнение движений в соответствии с образцом, а не зеркально).
  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Штриховка в разных направлениях.
  • Имитация воображаемых предметных действий «Что мы делали не скажем, а что делали покажем». Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
  • Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем).
  • Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание, шнуровка, нанизывание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров.
  • Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Развитие произвольности психической деятельности.

  • Игры на развитие внимания и саморегуляции. Рассказ о предстоящей работе. Рассказ о выполненной работе.
  • Развитие способности к переключению внимания. Развитие концентрации внимания.
  • Упражнения для развития памяти.
  • Самоконтроль по данному алгоритму действий (вербально-графический, схематический план).

Развитие пространственно-временного восприятия.

  • Определение направления движения в пространстве, расположения предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.
  • Различение левой –правой частей тела у человека, стоящего напротив.
  • Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за; - расположения предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за.
  • Упражнения для развития глазомера.
  • Определение направления звука в пространстве (справа, слева, сзади, спереди).
  • Моделирование пространственного расположения мебели в помещении.
  • Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.
  • Ориентировка в помещении и на улице. Вербализация пространственных отношений.
  • Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.
  • Ориентировка в поле листа (выделение всех углов).
  • Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
  • Закрепление временных представлений о частях суток, неделе, временах года.
  • Продолжительность суток: 1 сутки = 24 часа.
  • Месяцы года. Порядок месяцев в году. Номера месяцев от начала года.
  • Соотношение мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки. Количество суток в месяце. Количество недель в месяце. Количество минут в часе. Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).
  • Определение времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.

Развитие перцептивно-гностических функций

  • Сравнение геометрических фигур и тел. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
  • Составление сериационных рядов по заданному признаку из 5-8 предметов.
  • Опознания пола, возраста героев по сюжетным картинкам. Определение эмоций по сюжетным картинкам.
  • Выделение элементов целостных образов (предметных, сюжетных). Складывание разрезанных на части предметных и сюжетных картинок. Упражнение «Вставки» (восполнение фрагментов сюжетных картин).
  • Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
  • Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов.
  • Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Восприятие особых свойств предметов

  • Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник).
  • Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.
  • Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Развитие слухового восприятия

  • Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).
  • Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).
  • Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).
  • Подражание звукам окружающей среды.
  • Различение по голосу знакомых людей.
  • Различение звуков по дальности-близости.

Развитие зрительного восприятия 

  • Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.
  • Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
  • Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.
  • Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения

4класс

  • Комплексное обследование детей. Определение уровня развития.
  • Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук.
  • Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
  • Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время).
  • Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

 Развитие движений, различных видов праксиса)

  • Движения с быстрой сменой ориентиров в пространстве.
  • Динамическая координация движений (чередование движений, выполнение ассиметричных и противоположных движений на счёт, при речевом сопровождении).
  • Ритмическое выполнение поскоков, прыжков на обеих ногах, на одной ноге. Поочерёдное выполнение движений в паре.
  • Ритмичное выполнение движений под стихотворение, пение, музыку.
  • Противоположные действия.
  • Выполнение движений по звуковому сигналу, отличающему по громкости или продолжительности.
  • Импровизация движений на заданную тему.
  • Дорисовывание симметричной половины изображения. Графические диктанты.
  • Дорисовывание незаконченных изображений. Рисование ряда предметов и изображений по памяти. Безотрывная обводка сложных силуэтов.
  • Аппликационная лепка.

Развитие перцептивно-гностических функций

  • Перемещение и трансформация зрительных образов. Выкладывание рядов фигур, предметных картинок по памяти, по словесной инструкции.
  • Определение предмета по словесному описанию. Определение предмета по одной его части. Узнавание предмета по одному признаку (варианты).
  • Цвета и оттенки предметов.
  • Конструирование предметов сложной формы. Формирование сенсорных эталонов.
  • Зрительное расчленение предмета на части и воссоздание из частей.
  • Сравнение. Преобразование одних фигур в другие (складывание, разрезание).
  • Составление рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.
  • Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Органы чувств: нос, уши, руки, язык, глаза.
  • Тактильные ощущения. Различение ощущений тяжести.
  • Свойства материалов: пластмасс, резина; вода.
  • Противоположные качества предметов: чистый – грязный, чёрный – белый, сухой – сырой и т.д.
  • Различение звуков.
  • Давать характеристику предмету по данному плану с перечислением его свойств, качеств, частей.

 Развитие пространственного восприятия.

  • Перемещение и трансформация зрительных образов. Схематическое изображение пространственных отношений.
  • Конструирование сложных форм предметов.
  • Соотношение углов, расстояний, пропорций.
  • Структурно-топологическое расположение предметов в пространстве по инструкции, отражение отношений предметов в схематических изображениях, планах.
  • Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета.
  • Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
  • Рисования по инструкции с различным пространственным расположением предметов.
  • Конструирование с передвижением предметов в пространстве.

 Развитие временных представлений.

  • Закрепление временных представлений. Соотношения мер времени: 1 час – 60 мин., 1 мин – 60 секунд. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты 3 способами: 45 минут шестого, 5 ч 45 минут, без 15 шесть.
  • Понятия: полчаса, четверть часа, три четверти часа.
  • Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.
  • Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

  • Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение.
  • Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха).
  • Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее).
  • Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).
  • Измерение веса разных предметов на весах.
  • Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).

Развитие произвольности психической деятельности -

  • Игры на развитие внимания и саморегуляции. Выполнение последовательных инструкций с опорой на вербально-графический, вербальный план.
  • Самоконтроль по данному алгоритму действий.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 1 класса

урока

Название раздела и темы урока

Количество

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

1-2

Стартовая диагностика.

1 ч.

Занесение результатов в общий мониторинг

3-4

Развитие личности ребенка.

5 ч.

5-6

Развитие эмоционально- волевой сферы

5 ч.

7

Адаптация ребенка в школе, установление контакта с окружающими

4 ч.

8

Развитие основных психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь).

12 ч.

9

Развитие социально- коммуникативной сферы.

5 ч.

10-12

Итоговая диагностика.

1 ч.

Занесение результатов в общий мониторинг (сравнение результатов с началом уч.г.)

Итого:

33 ч.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 2 класса

урока

Название раздела и темы урока

Количество

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

1-2

Стартовая диагностика.

1 ч.

Занесение результатов в общий мониторинг

3-4

Развитие личности ребенка.

5 ч.

5-6

Дидактические игры на узнавание эмоций и чувств

3 ч.

7

Развитие эмоционально- волевой сферы

6 ч.

8

Развитие основных психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь).

12 ч.

9

Развитие социально- коммуникативной сферы.

6 ч.

10-12

Итоговая диагностика.

1 ч.

Занесение результатов в общий мониторинг (сравнение результатов с началом уч.г.)

Итого:

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 3 класса

урока

Название раздела и темы урока

Количество

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

1-2

Стартовая диагностика.

1 ч.

Занесение результатов в общий мониторинг

3-4

Развитие личности ребенка.

5 ч.

7

Развитие эмоционально- волевой сферы

5 ч.

8

Развитие основных психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь).

12 ч.

9

Развитие социально- коммуникативной

сферы.

10 ч.

10-12

Итоговая диагностика.

1 ч.

Занесение результатов в общий мониторинг (сравнение результатов с началом уч.г.)

Итого:

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 4 класса

урока

Название раздела и темы урока

Количество

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

1

Стартовая диагностика.

1 ч.

Занесение результатов в общий мониторинг

2-4

Развитие личности ребенка.

3 ч.

5-9

Развитие эмоционально- волевой сферы

5 ч.

Развитие  психических  процессов

10-13

Развитие внимания

4 ч.

14-16

Развитие восприятия

3 ч.

17-20

Развитие основных видов памяти

4 ч.

21-25

Развитие мышления

5 ч.

26-27

Развитие воображения

2 ч.

28-33

Развитие коммуникативной сферы.

6 ч.

34

Итоговая диагностика.

1 ч.

Занесение результатов в общий мониторинг (сравнение результатов с началом уч.г.)

Итого:

34 ч.

Ожидаемы результаты реализации программы.

Личностные результаты

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
  • в предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные БУД:

  • умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • умение проговаривать последовательность действий.
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • умение работать по предложенному учителем плану.
  • умение отличать верно выполненное задание от неверного.
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные БУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • уметь обратиться ко взрослому за помощью.
  • уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

         В результате реализации коррекционно-развивающей программы обучающимися с умственной отсталостью достигаются следующие результаты:

Предметные результаты

1 класс

Минимальный уровень: 

Достаточный уровень:

Сформированность следующих умений:

- давать краткое описание объектов и явлений;

-узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

-сравнивать между собой предметы, явления;

- опосредовать свою деятельность речью;

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

2 класс 

Минимальный уровень: 

Достаточный уровень:

Сформированность следующих умений:

-различать основные цвета;

-различать вкусовые качества;

-конструировать предметы из геометрических фигур;

- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении

-конструировать предметы из геометрических фигур.

 

 -определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

-различать основные цвета и их оттенки;

-узнавать предмет по части;

-определять на ощупь разные свойства предметов;

-находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

-различать «наложенные» изображения предметов;

-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-различать характер мелодии;

-соотносить времена года с названиями месяцев.

3 класс

Минимальный уровень: 

Достаточный уровень:

Сформированность следующих умений:

-целенаправленно выполнять действия по 3-4 инструкции педагога. 
- дорисовывать незаконченные изображения.

- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

-сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке. 

-целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;

-группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

-составлять цветовую гамму от темного до светлого;

-определять на ощупь поверхность предметов;

-зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам;

-различать запахи и вкусовые качества;

-сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;

-действовать по звуковому сигналу;

-адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

-выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

-определять время по часам.

4 класс

Минимальный уровень: 

Достаточный уровень:

Сформированность следующих умений:

 -усвоение процесса письма с соблюдением соразмерности и разборчивого начертания знаков,

- распознавать и называть части тела и лица;

- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа – и соотвествующие ориентировки относительно себя;

- усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года;

-понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро;

- знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час;

-группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;

- смешивать цвета;

-находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

-определять противоположные качества и свойства предметов;

-определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

-моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

-пользоваться календарем;

-определять возраст людей.

-определять время по часам.

Материально- техническое обеспечение

          Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

1.Мебель и оборудование: мебель по росту детей (парты, стулья). Мягкий диван (кресло). Мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). Колонки.

2.Стимульный материал: материал к диагностическим методикам и тестам (диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности Семаго), коррекционно-развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности, возрастной дифференциации.

3.Технический материал: цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.

4. Материально-техническое обеспечение:

Говорящий фотоальбом,

Игровой набор «Дары Фребеля»,

Развивающая игрушка «Вибрирующая ручка»,

Шумовой набор (пособие для развития слухового восприятия),

Набор мячиков «Эмоции»,

Настольный световой модуль с песком,

Панель с музыкальными инструментами,

Развивающая панель «16 зеркал»,

Ширма «Цветные фишки»,

Развивающий кубик.

5. Вспомогательный материал: мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-заместителей; 2 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый). Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские журналы.

Критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

          В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

          На занятиях с педагогом - психологом система оценивания является безотметочной, в то же время специалистом постоянно отслеживаются и контролируются достижения обучающегося способствующие созданию ситуации успешности обучения.

Оценка предметных (коррекционных) результатов во время обучения определяется на основе текущего и итогового мониторингов (по результатам диагностического обследования педагогом-психологом выявляется уровень развития основных психических процессов ребенка).

Достижения освоения программы коррекционной работы выражаются в уровневой шкале:

- 3 балла - значительная динамика,

- 2 балла - удовлетворительная динамика,

-1 балл - незначительная динамика,

- 0 баллов - отсутствие динамики.

Используемая литература

  1. Вайзман Н. П. Психомоторика детей - олигофренов. М.: «Педагогика», 1976;
  2. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005;
  3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №4, 2004;
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: «Академия», 2002;
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007;
  6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

                      Информационное обеспечение образовательного процесса

  1. Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
  2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  3. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
  4. Учительский портал http://www.uchportal.ru
  5. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
  7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
  8. Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru

Приложение 1.

  Протокол психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья

Фамилия, имя___________________________________________Класс________________

Возраст________________________________

Данные по беседе с ребенком (знает и называет)

Фамилию, имя_______________возраст________ домашний адрес_____________________

Имена, отчества родителей______________________________________________________

Место работы, профессию_______________________________________________________

Данные обследования:

  1. восприятие основных цветов и оттенков

цвет

красный

желтый

зеленый

синий

коричневый

черный

белый

оранжевый

голубой

розовый

фиолетовый

серый

Первичная диагностика

Повторная диагностика

  1. восприятие основных  геометрических фигур

Геометрическая форма

круг

квадрат

треугольник

овал

ромб

прямоугольник

Первичная диагностика

Повторная диагностика

3. ориентировка в пространстве

расположение

На листе бумаги

схеме тела

Первичная диагностика

Повторная диагностика

4. временное восприятие

времена года

порядок  следования

дни недели

порядок следования

части суток

порядок следования

месяца

порядок следования

определе - ние времени по часам

Первичная диагностика

Повторная диагностика

     

5. состояние мелкой моторики

задание

Мелкая моторика (задания по типу «Собери бусы», «Шнуровки» и т.д.)  - мышечный тонус, сгибание и  разгибание пальцев, координированность соотносящих движений обеих рук, скорость выполнения задания

Графические навыки (обводка по контуру и раскрашивание) – соблюдение контуров, нажим, аккуратность, скорость выполнения задания, особенности выполнения задания

Первичная диагностика

Повторная диагностика

6. внимание (произвольное, непроизвольное – нужное подчеркнуть)

Параметры

объем

концентрация

Распределение, переключение

(методика «Проставь значки»)

Первичная диагностика

Повторная диагностика

7. память (преобладание слуховой, зрительной, логической памяти - нужное подчеркнуть)

Виды памяти

 слуховая память (объем,  устойчивость запоминания)

зрительная память  (объем,  устойчивость запоминания)

логическая память (способен  ли к  осмысленному запоминанию, знание стихов, песен)

Первичная диагностика

Повторная диагностика

   

 8. мышление

наглядно-действенное

наблюдения

Первичная диагностика

Повторная диагностика

наглядно-образное

наблюдения

Первичная диагностика

Повторная диагностика

логическое

Задание 1. «Четвертый лишний»

Параметры

обобщение по лексическим группам

выделение и исключение лишнего

Первичная диагностика

Повторная диагностика

Задание 2. «Разрезные картинки»

наблюдения

Первичная диагностика

Повторная диагностика

Задание 3. «Последовательности»

Параметры

порядок

сюжет

заголовок

Первичная диагностика

Повторная диагностика

9. развитие эмоционально-коммуникативной сферы ( по наблюдению)

Параметры

контакт

агрессивность

тревожность, наличие страхов

самостоятельность

мотивация к учебной и трудовой деятельности

Первичная диагностика

Повторная диагностика

10. развитие речи ( по наблюдению)

Параметры

понимание речи

активная речь

звукопроизношение

Первичная диагностика

Повторная диагностика

11.примечания___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.выводы и рекомендации

Первичная(входящая)диагностика___________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата:______________________ Заполнял(педагог-психолог):_______________________

повторная диагностика (выводы по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы: наблюдается/не наблюдается положительная/отрицательная динамика по показателям): ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________________ Заполнял(педагог-психолог): ______________________