Примерный план работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). на 2024-2025 учебный год

Бурдина Тамара Викторовна

Планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_kor_raboty.docx71.34 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план работы педагога-психолога с детьми с ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ).

на 2024-2025 учебный год

Педагог-психолог

Т.В.Бурдина

Примерный план работы психолога с детьми с ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ).

     План  коррекционной  работы создается  при  организации обучения  и  воспитания  в  образовательном  учреждении  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья  направлена  на  обеспечение

коррекции  недостатков  в  психическом развитии  детей  с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.

Целевая  группа:обучающийся  с  задержкой  психического  развития (ЗПР), с тяжелыми нарушениями речи  (ТНР)

Цель  коррекционной работы: обеспечение  психолого-медико-педагогического сопровождения  обучающихся  с  ОВЗ.

Задачи коррекционной работы:

∙своевременно  выявлять  детей  с  трудностями  адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

∙определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;

∙способствовать  созданию  условий,  способствующих  освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы

общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

∙осуществлять  индивидуально  ориентированную  психолого-медико-педагогическую помощь детям с ЗПР с учетом особенностей их психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей (в  соответствии  с  рекомендациями  психолого-медико-педагогической комиссии);

∙обеспечивать  возможность  обучения  и  воспитания  по дополнительным образовательным  программам  и  получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

∙оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным и другим вопросам.

Содержание  коррекционной  работы  определяют следующие принципы:

∙Соблюдение интересов ребенка Принцип определяет позицию специалиста,  который  призван  решать  проблему  ребенка  с максимальной пользой и в интересах ребенка.

∙Системность. Принцип  обеспечивает  единство  диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей

развития  и  коррекции  нарушений  детей  с  ограниченными возможностями  здоровья,  а  также  всесторонний  многоуровневый подход  специалистов  различного  профиля,  взаимодействие  и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

∙Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным  представителям)  непрерывность  помощи  до  полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

∙Вариативность Принцип  предполагает  создание  вариативных условий  для  получения образования  детьми,  имеющими  различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

∙Рекомендательный  характер  оказания  помощи  Принцип обеспечивает  соблюдение  гарантированных  законодательством  прав родителей  (законных  представителей)  детей  с  ограниченными возможностями  здоровья  выбирать  формы  получения  детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с  ограниченными  возможностями  здоровья  в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы:

∙диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  подготовку рекомендаций  по  оказанию  им  психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

∙коррекционно-развивающая       работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования;  способствует  формированию  универсальных  учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

∙консультативная   работа обеспечивает   непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

∙информационно-просветительская  работа направлена  на разъяснительную  деятельность  по  вопросам,  связанным  с

особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии),их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

∙социально-педагогическая  работа направлена  на подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы

Характеристика содержания

1.Диагностическая работ авключает: своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; раннюю  (с  первых  дней  пребывания  ребенка  в  образовательном учреждении) диагностику причин трудностей адаптации; изучение  социальной  ситуации  развития  и  условий  семейного воспитания ребенка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с  ограниченными возможностями здоровья;

2.Коррекционно-развивающая работа включает: выбор  оптимальных  для  развития  ребенка  с  ограниченными возможностями  здоровья  коррекционных  программ /методик, методов  и приемов  обучения  в  соответствии  с  его  особыми  образовательными потребностями; организацию  и  проведение  специалистами  индивидуальных  и групповых  коррекционно-развивающих  занятий,  необходимых  для преодоления нарушений развития и трудностей обучения ;коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие  эмоционально-волевой  и  личностной  сфер  ребенка  и психокоррекцию его поведения; социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3.Консультативная работа включает :выработку  совместных  обоснованных  рекомендаций  по  основным направлениям  работы  с  обучающимся  с  ограниченными  возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных  методов  и  приемов  работы  с  обучающимся  с ограниченными возможностями здоровья; консультативную  помощь  семье  в  вопросах  выбора  стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

4.Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,информационные  стенды,  печатные  материалы),  направленные  на разъяснение  участникам  образовательного  процесса –обучающимся  (как имеющим,  так  и  не  имеющим  недостатки  в  развитии),  их  родителям (законным  представителям), педагогическим  работникам, —вопросов, связанных  с  особенностями  образовательного  процесса  и  сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению  индивидуально-типологических  особенностей  различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации коррекционной работы:

Коррекционная  работа  реализуется  поэтапно.  Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

I этап (сентябрь)

Этап  сбора  и  анализа  информации  (информационно-аналитическая деятельность).Специалисты, воспитатели администрация (замдиректора по учебной работе)оценка  контингента  обучающихся  для  учета  особенностей  развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей;оценка  образовательной  среды  с  целью  соответствия  требованиям программно-методического  обеспечения,  материально-технической  и кадровой базы учреждения.

II этап (октябрь-апрель)

Этап коррекционной работы особым образом организованный образовательный процесс и процесс  специального  сопровождения  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья  при  специально  созданных  (вариативных)  условиях  обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

III этап (май).

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Констатация  соответствия  созданных  условий  и  выбранных коррекционно-развивающих  и  образовательных  программ  особым образовательным потребностям ребенка.

Модель организации коррекционной работы

Коррекционная  работа  представлена  в  виде  пяти  взаимосвязанных модулей:

1. Создание соответствующей инфраструктуры и условия реализации программы

2.  Организация  коррекционной  работы  (психолого-педагогическое сопровождение)

3. Организация социально-педагогической работы

4. Организация коррекционно-развивающей работы

5. Управление реализацией программы и оценка её эффективности

В  качестве  показателей результативности  и  эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

1. динамикаиндивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

2. создание  необходимых  условий  для  обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями  здоровья  (формы  обучения,  оптимизирующие коррекционную  работу,  и  наличие  соответствующих  материально-технических условий);

3. сравнительная   характеристика   данных   медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на

разных этапах обучения;

4. количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ

Календарно-тематическое планирование по программе В.Л. Шарохиной

«Коррекционно-развивающие занятия во II младшей группе»

Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 3-4 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 15 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.

Дата

Название\ №

Цели

Материалы

Октябрь

Занятие №1 «Курочка Ряба»

1.Развитие зрительного восприятия (форма, величина).

2.Закрепление словесного обозначения величины и навыков счета.

3.Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.

4 .Развитие речи, внимания, памяти.

5 .Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Большая мягкая игрушка, плакат с изображением 2 квадратных и 2 круглых окошек, плакат с изображением героев сказки «курочка ряба», матрешки по количеству детей, набора 3 кубиков, наборы 3 игрушек (для психолога и каждого ребенка).

Занятие №2 «Петух и краски»

1. Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине)

3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса,   упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения   задавать вопросы и отвечать на них).

4. Развитие внимания, памяти, моторики.

5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие   эмпатии.

Большая мягкая игрушка, Плакат с изображением нераскрашенного и раскрашенного петушков, карточки к упражнению «Петушки», коробки с карандашами.

Занятие №3 «Репка»

1. Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).

2. Закрепление навыков счета.

3. Развитие мышления и воображения.

4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса,   совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

5. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного   отношения к окружающим.

Мягкая игрушка, фланелеграф, плоскостные изображения героев сказки, наборы геометрических фигур: желтый круг, 6 квадратов, предметные картинки, тарелочки, линейки-трафареты, листы бумаги, цветные карандаши.

Занятие №4. «Домашние и дикие животные»

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса,   совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями   взрослого.

5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкие игрушки, карточки к упражнениям «Найди одинаковые предметы», «Кто, где живет?», «Две собачки», простые карандаши.

Ноябрь

Занятие №5

1. Развитие зрительной и слуховой памяти.

2. Развитие мышления (классификация)

3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса,   совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка, предметные картинки, карточки к упражнениям «Какой предмет лишний», «Накорми домашних животных», линейки-трафареты, листы бумаги, цветные карандаши.

Занятие №6

1.Развитие зрительной и слуховой памяти, 2. 2.Развитие мышления (классификация),

3.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи),

4. Развитие мелкой моторики,

5.Развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого.

6.Воспитания доброжелательного отношения к окружающим

Мягкая игрушка

Занятие №7

1. Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2. Развитие внимания, памяти и мышления.

3. Развитие навыков счета.

4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса,   совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

5.Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного   отношения к окружающим.

Мягкая игрушка, сюжетные картинки с изображением времен года, геометрические фигуры: желтый круг, зеленый квадрат, красный треугольник, карточки к упражнению «Помоги рыбкам», пушистые игрушки и гладкие предметы, тарелочки, простые карандаши.

Занятие №8

1.Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).

2. Развитие внимания и наблюдательности .

3. Развитие мышления и зрительной координации.

4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса,   совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного   отношения к окружающим.

Мягкая игрушка, наборы из красного, желтого, синего кубиков, предметные картинки к упражнению «Горячий, холодный, теплый», рамки М.Монтессори, карточки к упражнению «Домики», тарнлочки, цветные карандаши.

Февраль

Занятие № 9

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие зрительной памяти.

4. Развитие речи и мышления.

5.Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка; сюжетные картины с изображением времен года; цветные пластмассовые стаканчики желтого, красного. синего, зеленого. белого цветов ;предметные картинки с изображением снеговиков; карточки к упражнению «Четвертый лишний» (по количеству детей);\тарелочки, листы бумаги, цветные карандаши (по количеству детей).

Занятие № 10

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие зрительной памяти.

4. Развитие речи и мышления.

5. Совершенствование невербальных средств общения.

6. Воспитание нравственно-волевых качеств.

Мягкая игрушка; карточки к упражнениям «Найди отличия», «Соедини линиями одинаковые предметы» (по количеству детей); игрушки: Чебурашка, мяч, самолет, лягушка, котенок и др. Наборы из пяти полосок разной длинны (по количеству детей); тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Занятие №11

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие зрительной памяти.

4. Развитие речи и мышления.

5.Развитие общей и мелкой моторики.

6. Развитие эмоциональной сферы.

7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка; карточки к упражнению «Предмет, который мне нравится» (по количеству детей);

Шесть игрушек из киндер-сюрприза; тарелочки, листы бумаги.цветные карандаши (по количеству детей).

Занятие № 12

1. Развитие восприятия и воображения.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие зрительной памяти.

4. Развитие речи и мышления.

5.Развитие общей и мелкой моторики.

6. Развитие эмоциональной сферы.

7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка; карточки к упражнениям

«Предмет, который мне нравится», «Горячий, холодный, теплый» (по количеству детей); предметные картинки с изображением птиц, тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).

Март

Занятие № 13

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

Совершенствование невербальных средств общения.

5.Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении, совершенствование творческих способностей.

Мягкая игрушка костюмы для драматизации

сказки «Бычок-смоляной бочок»;  пять матрешек, отличающихся по цвету и размеру; плоскостные куклы и круги, мячи разного цвета; тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

Занятие № 14

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3.  Развитие речи и мышления.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств.

Мягкая игрушка; карточки с изображением домашних животных и их детенышей, наборы из четырех кругов желтого цвета и четырех кругов красного цвета (по количеству детей), тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).

Занятие № 15

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и воображения.

3.  Развитие речи и мышления.

4.Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка, фланелеграф, плоскостные игрушки к сказке «Репка», наборы геометрических фигур разного размера (по количеству детей).

Занятие № 16

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5.Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка; карточки к упражнению «Части суток» (по количеству детей), тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).

ИТОГО

16 Занятий

Календарно-тематическое планированиепо программе В.Л. Шарохиной

«Коррекционно-развивающие занятия в средней группе»        

Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 20 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.

Дата (месяц

Тема занятия№

Цели занятия

Материалы

Октябрь

Занятие №1

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Совершенствование навыков счета.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

 4. Развитие внимания, памяти.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного   отношения к окружающим.

 

Мягкая игрушка (Зайчик), кубик и шар с наклеенными глазами, носом и ртом; картинки с изображением героев сказки «Колобок» (медведь, лиса); игрушечные корзинки с грибами, карточки к упражнению «Колобки» (по количеству детей); тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).

Занятие №2

1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма).

2. Развитие целенаправленного внимания.

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Воспитание нравственно-волевых качеств.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного   отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Медвежонок Мишутка); плакат с изображением трех различных по величине прямоугольников коричневого цвета; Картинки с изображением трех медведей из сказки «Три медведя»; три обруча разного размера; карточки к упражнениям «Какой предмет лишний?», «Продолжи ряд» (по количеству детей); конверт, веревка прыгалка, тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

Ноябрь

Занятие №3

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие памяти.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного   отношения к окружающим.

Мягкие игрушки ( котенок, зайчик, медвежонок, собачка, белка, слон, мышонок); листья различных деревьев ( клен, дуб, липа, береза); Серия сюжетных картинок «Озорной котенок»; карточки к упражнению  «Осенние листья» (по количеству детей), тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).

Занятие №4

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса по темам «Осень», «Фрукты», «Овощи»; совершенствование грамматического   строя и навыков связной речи).

4. Развитие двигательных навыков.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание   доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкие игрушки (котенок); сюжетные картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением фруктов и овощей; карточки к упражнению «Найди отличия»; тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Занятие №5

1. Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие воображения и творческого потенциала.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание   доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкие игрушки (Мышонок) игрушки для игры «Запомни» (синий резиновый мяч, желтая деревянная пирамидка, коричневый меховой медвежонок, белый бумажный кораблик, зеленая пластмассовая лопатка); ширма, длинная веревка; индивидуальные наборы сюжетных картинок к стихотворению «Мышки»; карточки к упражнениям «Что где лежит?»;, «Дорисуй круги», «Дорисуй овалы» (по количеству детей); тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Декабрь

Занятие №6

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание   доброжелательного отношения к окружающим

Мягкие игрушки (Мышонок), наборы кружков черного, желтого, белого, голубого цвета для психолога и каждого ребенка; наборы счетных палочек по одной коробке на двух детей; предметные картинки (лимон, тыква, лук, самолет, дуб, стул, сова, диван); карточки к упражнению «Части суток», листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

Занятие №7

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики.

5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями   сверстника.

6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Зайчиха и Зайчонок); наборы счетных палочек по одной коробке на двух детей; карточки к упражнению «Чего не хватает?», карточки с номерами 1,2,3,4,5,6 (по количеству детей); »; тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Январь

Занятие №8

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного   отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Зайчонок); серия сюжетных картин «Осень»; листья различных деревьев (клен, дуб, липа, береза, рябина); карточки к упражнению «найди и зачеркни» (по количеству детей); тарелочки, листья бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

Занятие №9

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание   доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Зайчонок); сюжетные картинки с изображением времен года; сюжетная картина «Зимний лес»; предметные картинки (дятел, клест); карточки к упражнению «Дорисуй предметы»; наборы из десяти красных и десяти синих полосок 9по количеству детей);тарелочки, простые карандаши (по количеству детей); 3-4 коврика или 6-8 скакалок для обозначения «рва».

Февраль

Занятие №10

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание   доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Мышонок); сюжетная картина «Зимний лес»; плакат с изображением геометрических фигур; карточки к упражнению «Что сначала, что потом?» (по количеству детей); тарелочки, листья бумаги, простые карандаши (по количеству детей), длинная веревка.

Занятие №11

1. Развитие восприятия (величина, форма, цвет).

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание   доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Мышонок); карточки к упражнению «Части суток» 9по количеству детей); наборы геометрических фигур (круги. Треугольники, квадраты), различающихся величиной и цветом (по количеству детей); наборы из шести палочек (по количеству детей); тарелочки, листья бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

Занятие №12

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3.Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание   доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Котенок); 10 кубиков; серия сюжетных картинок «находчивый котенок»; карточки к упражнениям «Четвертый лишний», «Снежинки» (по количеству детей); тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Март

Занятие №13

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание   доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (медвежонок); иллюстрации к стихотворению «Как-то вечером к медведю…»; картинки с изображением диких животных и их детенышей; карточки к упражнениям «Кто здесь лишний?», «Кто где живет?» (по количеству детей); картинки с изображением домашних животных; тарелочки, листья бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

Занятие №14

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие восприятия и воображения.

3. Развитие внимания и наблюдательности.

4.Развитие речи и мышления.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание   доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Котенок); серии сюжетных картин «Озорной котенок», «Находчивый котенок»; карточки к упражнениям «Кто это?», «Меньше-больше» (по количеству детей); тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Апрель

Занятие №15

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие эмоциональной сферы.

6. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых   качеств.

Мягкая игрушка; карточки к упражнениям «Каких фигур больше?”, «Запомни предметы» (по количеству детей); наборы из 10 желтых и 10 зеленых полосок разной длинны (по количеству детей); тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).

Занятие №16

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3.Развитие речи, мышления и воображения.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнеров   по общению.

6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка; предметные картинки (капуста, перец, свекла, вишня, персик, груша, слива, огурец, сорока, синица, галка, еж, чайник, диван, стул, шкаф); карточки к упражнениям «Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру», «Раскрась картинку» (по количеству детей); тарелочки, цветные и простые карандаши (по количеству детей).

Итого

16 занятий

Календарно-тематическое планирование по программе В.Л. Шарохиной

«Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе»

Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 5-6 лет старшей группы.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью

25 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.

Дата

(месяц)

Тема занятия №

Цели занятия

Материалы

Октябрь

Занятие №1

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

4. Совершенствование навыков счета.

5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7. Совершенствование коммуникативных

навыков. Воспитание   доброжелательного

отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Медвежонок); иллюстрации к русской-народной сказке «Маша и медведь»; карточки к упражнениям «Найди, зачеркни, сосчитай», «Построй домик», «Выбери дорожку» (по количеству детей); тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Занятие №2

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Совершенствование элементарных

математических представлений.

4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса,

совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных

навыков. Воспитание   доброжелательного

отношения к окружающим.

Мягкая игрушка (Мышонок); плоскостные изображений шести желудей и пяти орехов для работы с фланелеграфом; предметные картинки (лось, еж, коза, кабан, сорока, курица, дятел, воробей); карточки к упражнениям «Теремки», «Соедини точки по порядку» (по количеству детей); веревка (прыгалка); шишки (природный материал), грибы (муляжи); тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Ноябрь

Занятие №3

1. Развитие слухового и зрительного

Восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного   запаса,

совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения.

Воспитание доброжелательного отношения

к окружающим.

Мягкая игрушка; карточки к упражнениям «Запомни фигуры и знаки», «Дом и сад» (по количеству детей); тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

Занятие №4

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи расширение и

(активизация словарного   запаса,

совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных   навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мягкая игрушка; серия сюжетных картин «Осень»; карточки с изображением перелетных птиц (скворец, соловей, ласточка, кукушка и др.); карточки к упражнению «Будь внимателен» (по количеству детей); тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей); аудиозапись мажорной музыки.

Декабрь

Занятие №5

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие речи и речи (расширение и

активизация словарного запаса,   совершенствование грамматического

строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных

навыков. Воспитание   доброжелательного

отношения к окружающим.

Мягкая игрушка; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц (ворона, воробей, дятел, голубь, сорока, галка, синица, сова.Ласточка, скворец, кукушка, грач.); карточки к упражнениям «Найди ворон», «Продолжи ряд» (по количеству детей);

 тарелочки, простые карандаши (по количеству детей); аудиозапись мажорной музыки.

Занятие №6

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и речи (расширение и

активизация словарного запаса,   совершенствование грамматического

строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных

навыков. Воспитание   доброжелательного

отношения к окружающим.

Мягкая игрушка; картинка с изображением зонта; карточки к упражнениям «Найди фигуру, поставь знак», «Раскрась зонтик» (по количеству детей); индивидуальные наборы сюжетных картинок для составления рассказа «Букет для мамы», тарелочки, простые и цветные карандаши (по количеству детей); аудиозапись мажорной музыки.

Занятие №7

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления речи (активизация и

обогащение словарного   запаса,

совершенствование грамматического строя,

развитие связной речи).

4.Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения.

Воспитание доброжелательного   отношения к окружающим.

Мягкая игрушка; предметные картинки (клест, пчела, одуванчик); карточки к упражнению «Расскажи о предмете» (по количеству детей); тарелочки, листы бумаги, простые и цветные карандаши (по количеству детей); аудиозапись мажорной музыки.

Январь

Занятие №8

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления речи (активизация и

обогащение словарного   запаса,

совершенствование грамматического строя,

развитие связной речи).

4.Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения.

Воспитание доброжелательного отношения

к окружающим.

Мягкая игрушка; плакат к серии упражнений «Рассмотри, запомни, назови»; серия сюжетных картин «Подсолнух»; тарелочки, листы бумаги, простые и цветные карандаши (по количеству детей); аудиозапись мажорной музыки.

Занятие №9

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению   причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

«Волшебный туннель»-два обруча с натянутой на них тканью; текст сказки Ш Перро «Красная шапочка»; куклы- персонажи сказки «Красная шапочка».

Февраль

Занятие №10

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению   причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

«Волшебный туннель»-два обруча с натянутой на них тканью; текст сказки Ш Перро «Красная шапочка»; куклы- персонажи сказки «Красная шапочка»; листы бумаги и цветные карандаши (по количеству детей).

Занятие №11

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению   причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

«Волшебный туннель»-два обруча с натянутой на них тканью; текст сказки «Обида», аудиозапись мажорной музыки.

Занятие №12

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению   причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

«Волшебный туннель»-два обруча с натянутой на них тканью; куклы – Красная шапочка, Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, Колобок, Буратино, Лиса, Айболит.

Март

Занятие №13

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению   причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

«Волшебный туннель»-два обруча с натянутой на них тканью; текст русской народной сказки «Лиса и Журавль», куклы-персонажи сказки «Лиса и Журавль»; предметы (тарелки, кувшины); веточки ели, кусочки наждачной бумаги, глянцевой бумаги, бархата, драпа, ваты.

Занятие №14

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению   причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений

«Волшебный туннель»-два обруча с натянутой на них тканью; кукла-персонаж любой сказки; «волшебные» предметы (клубок, колечко и др.)

Апрель

Занятие №15

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению   причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

«Волшебный туннель»-два обруча с натянутой на них тканью; кукла-персонаж любой сказки; «волшебные» предметы (клубок, колечко и др.)

Занятие №16

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению   причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

«Волшебный туннель»-два обруча с натянутой на них тканью; текст русской народной сказки «Гуси-лебеди», аудиозапись спокойной музыки.

Итого

16 занятий

Календарно-тематическое планирование занятий педагога-психолога в средней группе по развитию эмоционально-волевой сферы.

Время проведения

Название занятия

Цели, задачи

Оборудование

Содержание занятия

1

ноябрь

Мы так похожи,

Цели: обеспечивать профилактику социальной дезадаптации детей;

Формировать чувство принадлежности к группе; помогать ребенку почувствовать себя более уверенно; учить

Клубок ниток

Приветствие

Дыхательное упражнение

Игра «Паровозик имени»

Игра «Чем я похож на соседа справа?»

Игра «Обезьянки»

Игра «Люблю -не люблю»

Игра «Превращения»

Рефлексия

Прощание

2

ноябрь

Мы такие разные.

Цели: различать индивидуальные особенности детей в группе, определять свои вкусы в еде, предпочтения по отношению к животным, играм и занятиям, сравнивать свой вкус со вкусом других.

Клубок ниток, бумажная тарелка и изображения различных продуктов.

Приветствие

Дыхательное упражнение

Игра «Клубочек»

Игра «Я люблю»

Игра «Дотронься до…»

Игра «Я умею»

Игра «Что не так»

Игра «Кто это»

Рефлексия

Прощание

3

ноябрь

Мальчики и девочки

Цели: учить детей понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навык общения мальчиков с девочками.

Сюжетные картинки с изображениями мальчиков и девочек; принадлежности ухода за волосами: резиночки, заколочки, расчески, зеркальца; игрушки: кубик, машинки,  кукла

Приветствие

Дыхательное упражнение

Игра «Мальчик или девочка»

Игра «Наши прически»

Этюд «Игрушки»

Игра «Угадай товарища»

Рефлексия

Прощание

4

ноябрь

Правила поведения на занятиях

Цель: развивать коммуникативные навыки необходимые для общения; развивать навыки культурного общения; развивать произвольность (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры)

Карточки с изображением различных ситуаций (хорошо-плохо). Игрушка Незнайка, простые и цветные карандаши.

Приветствие (разными способами: пожать руки, словами, кивнуть головой)

Появление Незнайки («никто не хочет со мной играть, все говорят про какие-то правила поведения)

Игра «Размышляй-ка»

Игра «Давай поздороваемся»

Игра «Кто позвал?»

Подвижная игра «Пожалуйста»

Пальчиковая гимнастика

Задание «Что хорошо, что плохо?»

Задание «Дорисуй рисунок» ( распечатки)

Игра «Мячик правил»

Рефлексия

Прощание

5

ноябрь

Язык жестов и движений

Цели: дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

Театральные маски (дед, бабка, курочка Ряба)

Приветствие

Дыхательное упражнение

Игра «Покажи руками»

Игра «Походка»

Игра «Расскажи стихи руками»

Игра «Расскажи сказку без слов»

Рефлексия

Прощание

6

декабрь

Волшебные слова

Цель: развивать навыки культурного общения.

Мяч, резиновые игрушки (зайчик, кошка, белочка,

Приветствие (при помощи «мяча помощника», передают мяч и ласково называют соседа)

Психолог зачитывает послание (с 21)

Беседа «Зачем нужно быть вежливым?» (с.21)

Игра «Пожалуйста»

Пальчиковая гимнастика

Задания «Помоги Белочке» (распечатки «найди и зачеркни лишний предмет»

Игра «Вежливо –невежливо»

Игра «Вежливый мячик»

Рефлексия

Прощание

7

декабрь

Давай дружить

Цель: сплотить группу, помочь каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.

Мяч, вырезанные из бумаги пары рукавичек (по количеству детей)цветные карандаши трех цветов, аудиозапись песни «Улыбка»

Приветствие

Дыхательное упражнение

Игра «Прохлопай имя»

Упражнение «Назови соседа ласково»

Игра «Поезд»

Игра «Котенок»

Игра «Передай мячик»

Ига «Рукавички»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Рефлексия

Прощание

8

декабрь

Радость

Цель: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека; обучить выражению радости , грусти и их распознаванию.

Игрушка Заяц-рукавичка, цветные карандаши, бумага, иллюстрации грустных и веселых людей; пиктограммы «радость», «грусть»; веселые и грустные рожицы , облачка на каждого ребенка.

Приветствие  («Облака» (с 31.)

Дыхательное упражнение

Беседа по иллюстрациям.

Задание «Я радуюсь, когда…»

Задание  «Притворщик» (демонстрация грусти и радости)

Динамическая пауза «Веселые мартышки»

 (с 32.)

Игра «Как доставить радость?»

Задание «Радостное облачко»

Пальчиковая гимнастика «Облака»

Игра «Танец» (танцы под грустную и веселую музыку)

Рефлексия

Прощание

9

декабрь

Грусть

Цель: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека; обучить выражению радости , грусти и их распознаванию.

Игрушка Заяц-рукавичка, цветные карандаши, бумага, иллюстрации грустных и веселых людей; пиктограммы «радость», «грусть»; веселые и грустные рожицы , облачка на каждого ребенка.

Приветствие  («Облака» (с 31.)

Дыхательное упражнение

Беседа по иллюстрациям.

Задание «Мне грустно, когда…»

Задание  «Притворщик» (демонстрация грусти и радости)

Динамическая пауза «Веселые мартышки», «Грустные мартышки»

 (с 32.)

Игра «Как доставить радость?»

Задание «Радостное и грустное облачко»

Пальчиковая гимнастика «Облака»

Игра «Танец» (танцы под грустную и веселую музыку)

Рефлексия

Прощание

10

январь

Испуг

Страх

Цели: развитие навыков наблюдательности;

Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления; профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных героев.

Цветные карандаши, бумага, иллюстрации испуганного мальчика и девочки; пиктограммы «испуг» испуганные облачка на каждого ребенка.

Приветствие «Облако»

Беседа по иллюстрациям

Обсуждение стихотворения (русская народная песенка)

Упражнение «Зеркало»

Задание «Я боюсь (мне страшно), когда…»

Задание «Притворщик»

Задание «Испуганное облако»

Упражнение «Тренируем эмоции»

Рисунок «Оживите кружочки»

Конкурс «Боюсек»

Рефлексия

Прощание

11

январь

Гнев

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков; знакомство с эмоцией «гнев»; привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Игрушка Заяц-рукавичка, цветные карандаши, бумага, иллюстрации злых людей; пиктограмма «гнев

Приветствие

Игра «Паровозик с именем»

Задание «Я сержусь когда…»

Задание «Притворщик»

Задание «Раздели на группы»

Подвижная игра «Вулкан» (ч.31.)

Задание «Больше не сержусь»

Задание «Сердитое облачко»

Пальчиковая гимнастика «Облака» (с 34.)

Задание «Злой волк»

Рефлексия

Прощание

12

январь

Спокойствие

Цели: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров; привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Пиктограммы с разными эмоциями.

Приветствие

Дыхательное упражнение

Беседа по иллюстрациям различных эмоций, обращение внимание на «спокойствие»

Задание «Я спокоен , когда...»

Задание «Притворщики»

Задание «Спокойное облако»

Рефлексия

Прощание

13

февраль

Удивление

Цели: познакомить детей с эмоцией удивления; учить передавать данное эмоциональное состояние, используя  различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать удивленное настроение людей; развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим.

Пиктограммы «радость», «удивление» ; картинки с изображением удивленной девочки; зеркало, бумага, цветные карандаши.

Приветствие «Облако»

Беседа по иллюстрациям

Упражнение «Зеркало», «Притворщики»

Задание «Я удивляюсь когда…»

Подвижная игра «Удивительная газета»

Упражнение «Тренируем эмоции»

Задание «Удивленное облачко»

Рефлексия

Прощание «Облака»

14

февраль

Наши эмоции

Цели: продолжать знакомить детей с эмоциями радости, страха, гнева, удивления, спокойствия; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления детей об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение.

Пиктограммы разных эмоций, иллюстрации людей с разными эмоциями, кубик эмоций.

Приветствие

Дыхательное упражнение

Беседа об изученных эмоциях

Задание «Мое настроение» (рисуют свое  настроение облачку)

Подвижная игра «Замри»

Задание «Выбери такое же настроение»

Игра «Кубик»

Игра «Облако»

Рефлексия

Прощание

15

февраль

Мои помощники глазки, носик.

Цели: совершенствование восприятия; тренировка зрительных ощущений, обоняния;; развитие зрительного внимания; развитие зрительной памяти; активизация творческой активности.

Нарисованная фигура человека; корзина с игрушками и разными предметами, цветные карандаши, бумага; коробочка с запахами (конфеты, кофе, апельсин, ароматические масла).

Приветствие ( здороваются с глазками. Ушками, носиком и тд.)

Дыхательное упражнение

Игра «Путешествие в лес»  (психогимнастика)

Беседа «Для чего нужны глаза и нос»

Гимнастика для глаз

Гимнастика для носика

Упражнение «Запомни своих друзей»

Упражнение «Прогулка»

Задания на листах « Найди тень», «Найди коврик»

Игра «Приятный-неприятный»

Игра «Запрещенное движение»

Рефлексия

Прощание

16

февраль

Мои помощники ротик.

Цели: совершенствование восприятия; закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; тренировка вкусовых и слуховых ощущений, развитие слухового внимания и памяти

Нарисованная фигура человека; тарелка с кусочками разных продуктов (хлеб, конфета, мандарин), карточки с изображение продуктов.

Приветствие ( здороваются с глазками. Ушками, носиком и тд.)

Дыхательное упражнение

Беседа «Зачем нужен рот и уши»

Путешествие в лес

Беседа про разные вкусы (соленый, сладкий, горький, кислый)

Гимнастика для языка

Упражнение «Вкусы»

Рефлексия

Прощание

17

март

Мои помощники ушки.

Цели: совершенствование восприятия; закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; тренировка слуховых ощущений, развитие слухового внимания и памяти.

Нарисованная фигура человека, аудиозаписи «Голоса птиц и зверей», корзина с музыкальными инструментами.

Приветствие

Дыхательное упражнение

Путешествие в лес

Беседа по предыдущим занятиям («Мои глазки, «Мой носик», «Мой ротик»)

Игра «Лесные звуки»

Игра «Тишина и шум»

Игра «Чей голос?»

Игра «Музыкальная корзина»

Игра «Громкие и тихие звуки»

Рефлексия

Прощание

18

март

Мои помощники ручки и ножки

Цели: совершенствование восприятия; закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; тренировка тактильных ощущений,  развитие двигательной активности формирование позитивной мотивации общения.

Нарисованная фигура человека игра «Волшебные дощечки», мешочек с предметами, бумага, цветные карандаши.

Приветствие

Дыхательное упражнение

Игра «Волшебные дощечки»

Игра «Ищем клад»

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Игра «Волшебный хоровод»

Рефлексия

Прощание

19

март

Путешествие на остров хорошего настроения

Цель: способствовать снятию психологического и мышечного напряжения, способствовать повышению самооценки

Воздушные шары

Приветствие

Дыхательное упражнение

Игра «Кораблик на речке»

Игра "За что меня любит мама"

Игра "Слепой танец"

Игра "Гусеница"

Релаксация «Путешествие на теплом облаке»

Прощание

20

март

Путешествие на остров хорошего настроения

Цель: создание внутренней мотивации на позитивные дела, снятие мышечного напряжения

Приветствие

Дыхательное упражнение

Упражнение - активатор «Путаница»

Упражнение - активатор «Ладони и колени»

Экспресс - приемы по снятию внутреннего напряжения:

 Упражнение «Ветряная мельница».

Упражнение «Растяжка»

Упражнение «Потягивание»

Игра "Волшебные очки"

Игра «Серебряное копытце»

Игра «Замкнутое пространство»

Релаксация «Воздушный шарик»

Рефлексия. Обсудить, что понравилось на занятии. Удалось ли настроить себя на хорошее настроение.

Прощание

Календарно-тематическое планирование занятий педагога-психолога в старшей группе по развитию эмоционально-волевой сферы.

Время проведения

Название занятия

Цель, задачи

Оборудование

Содержание занятия

Примечание

1

ноябрь

Органы чувств

Цель: ознакомление детей с понятием «органы чувств», с их ролью в познании окружающего мира.

Задачи:

- ознакомить детей с понятием «органы чувств» и  их ролью в познании окружающего мира;

-создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им.

Музыкальная колонка; аудиозаписи звуков природы;

Коробка с прорезью для рук с разными мелкими предметами

Приветствие

Чтение и обсуждение рассказа Е.Пермяка «Про нос и язык»

Игра «Посылка от Каркуши» (дети определяют предметы на ощупь, психолог привлекает их внимание кроли  руки в узнавании предметов методом ощупывания.

Игра «Послушай  и угадай» (слушают аудиозаписи звуков природы и угадывают их)

Игра «Угадай кто позвал» (дети встают в круг, в середине водящий с закрытыми глазами . Кто-то из детей называет имя водящего, а тот угадывает.

Беседа «Какой из органов чувств нам помогал?»

Прощание

2

ноябрь

Органы чувств

Цель: продолжать ознакомление детей с понятием «органы чувств», с их ролью в познании окружающего мира.

Задачи:

-продолжать  знакомить детей с понятием «органы чувств» и  их ролью в познании окружающего мира;

-создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им.

Небольшие

кусочки фруктов или овощей;

«необычные дощечки»;

Приветствие

Игра «Угадай кто позвал» (дети встают в круг, в середине водящий с закрытыми глазами . Кто-то из детей называет имя водящего, а тот угадывает.

Игра «Определи на вкус» (с закрытыми глазами определяют на вкус что им положили в рот)

Игра «Необычные дощечки» (Ганичева С 11)

Беседа «Какой из органов чувств нам помогал?»

Прощание

Используются небольшие кусочки фруктов , овощей, сахар, соль, мед.

Игра усложняется, предлагается 2 дощечки, потом3 и тд.

3

ноябрь

Ориентировка в схеме тела

Контакт с телом

Цель: ознакомление детей со строением и основными частями тела с использованием собственного тактильного контакта, прикосновения к частям тела

Цель: развитие сенсорной чувствительности, слуховой и зрительной памяти, дифференциации ощущений.

Иллюстрации «Части тела»

Листы бумаги, простые и цветные карандаши, колонка с аудиозаписью музыки для релаксации

Приветствие

Упражнение «Росток» (Ганичева С 12)

Знакомство с телом (рассматривание иллюстраций «Части тела»

Игра «Слушай и выполняй» (С 14)

Упражнение «Потянулись –сломались»

Игра «Доктор  радио» (водящий-доктор радио, говорит, что потерялся ребенок и описывает одного из группы, остальные угадывают, водящий меняется и тд.)

Игра Угадай по голосу»

Игра «Угадай на ощупь» ( с завязанными глазами угадать того кто подошел)

Игра «Художники» (разбиваемся на пары один из детей художник, другой натура; художник запоминает внешний вид натуры, затем отвернувшись описывает ее.

Рисунок своего тела ( нарисовать свое тело так как они его представляют

Упражнение «Болванчик» (водящий-«болванчик», с закрытыми глазами в круге, остальные дети передают его бережно по кругу, водящий рассказывает понравилось ли

ему упр.

Упражнение «Сложи кулак» (под релаксационную музыку сжимать кулак медленно в течение 3 минут, обсуждение упражнение)

Можно выполнять это упр. на  счет от 1 до 10

В роли водящего должен побывать каждый ребенок

Психолог получает информацию о восприятии тела самим ребенком, важно понять отношение ребенка к телу.

4

ноябрь

Контакт с телом

Цель: развитие сенсорной чувствительности, слуховой и зрительной памяти, дифференциации ощущений

Колонка с аудиозаписью музыки для релаксации

Приветствие

Игра «Заяц и волк» ( один из детей заяц остальные волки, волки стоят неподвижно, заяц с закрытыми глазами двигается по группе избегая столкновения с волками)

Упражнение «Животные» ( дети изображают животное, но не сообщают об этом, животные контактируют друг с другом, при обсуждении угадывают

Упражнение «Болванчик» (водящий-«болванчик», с закрытыми глазами в круге, остальные дети передают его бережно по кругу, водящий рассказывает понравилось ли ему упр.

Игра Угадай по голосу»

Прощание

Психолог фиксирует характер перемещения ребенка каким образом он ориентируется в пространстве, подглядывает или нет,, ищет контакты или неосторожен, отказ свидетельствует о наличии страхов.

Психолог фиксирует кого изображает ребенок, какой способ контакта выбирает, как себя ведет в контакте с другими

В роли водящего должен побывать каждый, фиксируется на сколько водящий доверяет окружающим)

5

декабрь

Контакт с телом

Приветствие

Игра «Путаница» (психолог берет одного из детей за руку, тот другого и тд и водит пока не создастся путаница, телесный контакт, по команде ведущего клубок распадается)

Упражнение «Лепим лицо» (с 20)

Игра «Замри» (перемещаются по группе, по команде «замри» останавливаются в неподвижной позе)

Упражнение «Контакт с полом» (лежат на полу, раскинуть руки и ноги, расслабиться)

Упражнение «Почувствуйте тело» ( с20)

Прощание

Вначале в роли ведущего психолог.потом дети.

Выявляются гиперактивные и расторможенные дети.

Время выполнения 5 мин.

6

декабрь

Тело в контакте

Осознание телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установление различных способов контакта.

«Необычные дощечки», предметы с разными поверхностями холодными. Теплыми, гладкими , шершавыми.

Приветствие

Упражнение «Спина к спине» (Встают так чтоб почувствовать спину партнера какая она холодная или теплая, удобно ли стоять, меняются партнерами.)

Упражнение «Лодочка» (садятся на пол и по очереди наклоняют друг друга назад и вперед)

Упражнение «Раскачивание» (садятся спиной друг к другу , переплетая руки под локтями, раскачиваются вперед назад, пытаются встать в таком положении)

Упражнение «Рисунок» (рисуют на спине соседа какую ни будь фигуру или цифру, партнер угадывает)

Упражнение «Зеркало»( один из пары показывает движение другой его повторяет, затем меняются)

Прощание

Обратить внимание с кем стоять удобней.

Фиксируется способ контакта между детьми

Фиксируется способ контакта между детьми

7

декабрь

Тело в контакте

Приветствие

Игра «Мама с детенышем» ( один из партнеров мама и выполняет эту функцию, другой детеныш, потом меняются ролями)

Упражнение «Сиамские близнецы» (двигаются вместе)

Упражнение «Театр контакта» ( в группе п 6 человек, один лежит на полу,  другие прикасаются к нему двое к рукам, двое к нога, один к голове.

Упражнение «Удержи равновесие» ( встают упираясь друг в друга ладонями задача вывести партнера из равновесия)

Игра «Слепой и поводырь»

Игра «Тряпичная кукла»( один из пары лежит на полу в расслабленной позе другой играет с ним как с куклой)

Массаж в паре ( поглаживающие и похлопывающие прикосновения по спине, ногам, рукам, затем меняются)

Прощание

Фиксируется способ контакта между детьми

Фиксируется желание вступать в телесный контакт.

Обсуждение понравилось или нет, если нет то почему.

Фиксируется степень доверия

Фиксируются сигналы прошлого или настоящего опыта, как с куклой так и с партнером)

Обучать детей, пальцы при похлопывании лодочкой позвоночник задевать нельзя)

8

декабрь

Развитие невербальной коммуникации

Цель: развитие невербальной коммуникации: мимики, пантомимики, жестикуляции.

Мелкие предметы, камешки , желуди, орехи, шишки, ракушки.

Приветствие ( дети здороваются с помощью жестов)

Игра «Угадай, что это?» ( в руки каждому психолог кладет мелкий предмет, дети с закрытыми глазами угадывают)

Игра «О чем говорит твой собеседник?» ( в парах один из детей сообщает что-то с помощью мимики и жестов, другой угадывает)

Игра «Незнайка» (водящий- «Незнайка» отвечает на вопросы детей только с помощью жестов и мимики)

Игра «Покажи жестами (в парах показать как чистить зубы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, затем меняются)

Прощание

Можно показать какую-нибудь позу, а другой угадывает кто это.

9

январь

Развитие невербальной коммуникации

Цель: развитие невербальной коммуникации: мимики, пантомимики, жестикуляции.

Мелкие предметы, камешки , желуди, орехи, шишки, ракушки

Приветствие

Игра «Угадай, что это?» ( в руки каждому психолог кладет мелкий предмет, дети с закрытыми глазами угадывают)

Упражнение «Походка» (один из детей демонстрирует походку или повадки какого-то животного , остальные угадывают)

Упражнение «Передай предмет» (все встают в круг и передают по кругу воображаемый предмет например: стеклянная ваза, мягкая игрушка, мячик, тяжелое ведро, воздушный шарик и тд)

Упражнение «Согласование движений» (в парах изобразить: пилят дрова, гребцы  в лодке, перетягивание каната)

Упражнение «Огонь и лед» (( по команде «лед» замирают в позе, «огонь» продолжают двигаться)

Игра «Путаница»

Прощание

10

январь

Знакомство с эмоциями

Цель: ознакомление с различными эмоциями; дифференциации собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих.

Карточки с изображением лица в разных эмоциональных состояниях (радость, злость, удивление, обида); лист ватмана; предмет-символ (свеса, сердечко)

Приветствие (в кругу поочередно произносят «Я рада тебя видеть Лена…»)

Упражнения «Различные чувства»

Чтение и обсуждение сказки «Про чувства» (с. 29)

Коллективный рисунок на ватмане (изображают то чувство из сказки, которое больше запомнилось)

Прощание

11

январь

Радость, грусть

Цель: ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; определение чувств и эмоций по телесным проявлениям- через мимику и пантомимику.

Карточки с изображение веселого и грустного гномов;  аудиозаписи грустной и веселой музыки; листы бумаги, простые и цветные карандаши

Приветствие (психолог обходит детей.Прикасается к ладоням и называет имя)

Игра-беседа «Знакомство с гномами» (показывает гномов Кирюшу и Антошу, задает вопросы чем похожи , чем отличаются, что огорчило Кирюшу, что обрадовало Антошу и тд.)

Стихи гномов

Упражнение «Случай и хз жизни» ( делятся на две команды.  Команда Кирюши придумывает ситуации грустные, «Мне было грустно когда..», а команда Антоши веселые «Я радовался когда»

Упражнение «Изображаем Кирюшу и Антошу» ( в парах один мимикой и пантомимикой показывает грустного, другой веселого гномов, затем меняются)

Рисование гномов ( команда грустного гнома рисует веселого и наоборот)

Упражнение «Танцы» ( танцуют сначала под грустную музыку, затем под веселую)

Игра «Медведи и пчелы» (2 команды-«пчелы», «медведи» медведи воруют у пчел мед они веселые, а «пчелы» грустные, дети изображают «пчел» и «медведей» затем меняются.

Рисование на тему радость и грусть

Прощание (передают улыбку по кругу)

12

январь

Обида

Цель: ознакомление детей с чувством обиды, со способами выражения обиды в вербальной и графической формах.

Карточка с изображением обидевшегося мальчика, пиктограмма «обида», листы бумаги, простые и цветные карандаши, воздушные шарики.

Приветствие (здороваются и говорят о своих достижениях или неудачах)

Чтение и обсуждение сказки (с36.)

Беседа об обидчивости (почему обида мешает людям , примеры из жизни, сказок)

Упражнение «Рассмотри и изобрази обиженного человека» (рассматривание иллюстрации и пиктограммы)

Рисование на тему «Обида» (беседа по рисункам)

Упражнение «Шарики» (проговаривают обиды и надувают шарик, психолог говорит, что обиды уйдут когда шарик лопнет или сдуется, дети лопают или сдувают шарик)

Прощание (каждый говорит по кругу что-то доброе и приятное)

Дети сами выбирают способ приветствия (жест, прикосновение, речь)

13

февраль

Злость, гнев.

Цель: ознакомить с чувством злости и гнева, с формами их выражения.

Карточка с изображением злящегося мальчика, пиктограмма «Злость», листы бумаги, простые и цветные карандаши, воздушные шарики, шарф или полотенце, старые газеты, аудиозапись музыки для релаксации.

Приветствие (встают в круг, берутся за руки и говорят «Доброе утро»

Упражнение «Определи эмоцию» (рассматривание иллюстрации и пиктограммы, беседа по вопросам: Какое чувство испытывает мальчик Посмотрите на выражение его лица (брови, рот , глаза)

Этюд «Гневная гиена» (с 39)

Игра «Жужа» (водящий «Жужа» в кругу на стуле , дети его дразнят «Жужа, Жужа выходи нас  скорее догони», , «Жужа» терпит, но когда терпение кончается осаживает кого-то из детей полотенцем или шарфам и тот становится «Жужей»)

Рисование на тему «Злость» («Гнев») (изображают с помощью цветного пятна, в конце поясняют)

Упражнение «Злость пришла и ушла»(с 40)

Игры : Подушечные бои», «Выбиваем пыль», «Два барана», «Злая собака», «Рычание»

Прощание

Психолог следит чтобы удары были несильными.

14

февраль

Страх, спокойствие

Цель: ознакомление детей с чувством страха и с чувством спокойствие ; обучение различению эмоционального состояния по внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;

обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику.

Карточка с изображением испуганного мальчика, пиктограмма «Страх», листы бумаги, простые и цветные карандаши,

Приветствие (с помощью телесных прикосновений, без слов)

Упражнение «Определи эмоцию» (страх, спокойствие)

Беседа по пиктограммам

Игра «Покажи эмоцию» (показывают спокойного и испуганного человека)

Упражнение «Закончи предложение» («Я боюсь, когда…»)

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Игра «Охотники и звери»

Работа с рисунком «Страх» по методике Н. Александровой.

Прощание (в кругу «Я не боюсь….»)

Обсуждают событие наиболее часто вызывающее страх.

15

февраль

Тренинг из 6 занятий

«Путешествие на остров хорошего настроения»

Занятие 1

Цель;снизить остроту проблемных переживаний

Задачи:развивать навык конструктивного общения;снять зажимы посредством взаимомассажа и приемов расслабления;

учиться управлять собственными эмоциями, повышать самооценку.

Приветствие Игра «Корабль и ветер»

Игра «Взаимомассаж»

Игра «Похвала»

Игра «Угадай своего товарища»

Игра «Обзывалки»

Игра «Драка»

Упражнения «Как психологически справиться с тревогой и волнением»

Релаксация.

Рефлексия. Коллективное обсуждение в общем кругу.

16

февраль

Занятие 2

Цель: понизить уровень тревожности, повысить самооценку, расслабить мышечные зажимы.

Шарф или полотенце

Приветствие:

Игра «Надуваем шарик»

Игра «Взаимомассаж»

Упражнение «Параллельные шаги»

Упражнение «Руки»

Упражнение «Неваляшка» 

Игра "Слепой и поводырь"

Релаксация «Водопад»

Игра «Шалтай-Болтай»

Игра «Серебряное копытце»

Рефлексия

Прощание

17

март

Занятие 3

Цель: способствовать снятию психологического и мышечного напряжения, способствовать повышению самооценки.

Воздушные шары

Приветствие.

Ритуал встреч - упражнения на дыхание

Игра «Кораблик на речке»

Игра "За что меня любит мама"

Игра "Слепой танец"

Игра "Гусеница"

Релаксация «Путешествие на теплом облаке»

Прощание

Отнеситесь к рассказу ребенка внимательно. В нем может быть важная информация для дальнейшей коррекционной работы.

Рефлексия по занятию.

18

март

Занятие 4

Цель: создать у дошкольников  мотивацию на самопознание, способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе, в своем будущем.

Приветствие.

Игра «Корабль и ветер» -традиционно упражнение на дыхание.

Игра «Параллельные шаги»

Игра «Скалолаз»

Упражнение «Мой образ»

Упражнение «Вот я какой! УПроективная методика Н. Александровой «Успех»

гадали?»

Релаксация. «Полет высоко в небе»

Рефлексия.

Прощание

19

март

Занятие 5

Цель: создавать поведенческие модели как прием повышения самооценки участников для коррекции или профилактики эмоциональных нарушений на основе личностных и поведенческих изменений.

Таблица:

Красный цвет – восторг  

Оранжевый - радость, веселье.

Желтый - мне приятно.

Зеленый - спокойное настроение.

Синий - грустное настроение, неуверенность.

Фиолетовый - тревожное настроение.

Черный - унылое настроение.

Белый - настроение страха; разноцветные фишки

Приветствие

Игра «Надуваем шарик»

Беседа «Цветопись настроения»

Упразднение «Перекрещивающиеся шаги»

Игра «Волшебный стул»

Игра «Фотосессия» (по Н.И. Нестеренко)

Релаксация «Необычная радуга»

Рефлексия. Обсуждение сегодняшнего занятия. Самочувствие. Удалось ли взять с «Острова хорошего настроения» заряд хорошего самочувствия?

Прощание

Упражнение выполняется лежа

20

март

Занятие 6

Цель: создание внутренней мотивации на позитивные дела, снятие мышечного напряжения.

Приветствие

Ритуал встреч - упражнения на дыхание

Упражнение - активатор «Путаница»

Упражнение - активатор «Ладони и колени»

Экспресс - приемы по снятию внутреннего напряжения:

 Упражнение «Ветряная мельница».

Упражнение «Растяжка»

Упражнение «Потягивание»

Игра "Волшебные очки"

Игра «Серебряное копытце»

Игра «Замкнутое пространство»

Релаксация «Воздушный шарик»

Рефлексия. Обсудить, что понравилось на занятии. Удалось ли настроить себя на хорошее настроение.

Прощание

Дети сидят на стульчиках