Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ЗПР
Организация работы в ДОУ с ребенком с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iop_dlya_rebenka_s_zpr.docx | 73.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ребенка с ОВЗ
Разработали: Учитель –логопед Н.Н. Мариненко ______________________
Педагог - психолог Т.В. Бурдина _____________________
Учитель-дефектолог Т.В.Бурдина _______________________
Воспитатели: Савченко Т.Р., Гусева Н.В. __________________
Музыкальный руководитель: О.А. Летуновская _____________
Содержание.
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2. Общие сведения о ребенке.
1.3.Цель и задачи реализации ИОП.
1.4. Планируемые результаты освоения ИОП. Целевые ориентиры.
- Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности ИОМ, с учётом особенностей ребёнка ОВЗ в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.
- Описания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребёнка
- Содержание деятельности воспитателя
- Содержание деятельности учителя-дефектолога
- Содержание деятельности учителя-логопеда
- Содержание деятельности педагога-психолога
- Содержание деятельности музыкального руководителя
- Содержание деятельности инструктора по физической культуре
- Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию ИОП
- Планирование работы с семьей
Организационный раздел.
- Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка:
- Кадровые условия
- Материально-техническое обеспечение программы
- Режим дня
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко» г.Канска Красноярского края, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.
Индивидуальная образовательная программа(ИОП) разработана в соответствии с АОП ДОО и рекомендациями ПМПК.
1.2. Общие сведения о ребенке.
Дата рождения:
Дошкольная группа:
- компенсирующая группа;
Режим пребывания: группа полного дня
Заключение и рекомендации ПМПК
Протокол обследования ребенка: № 47(2) от 19.01.2023 г
Особенности ребенка:
- имеет особенности в психическом развитии;
- не имеет особенностей в физическом развитии;
- не имеет отклонений в поведении;
- нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- является обучающемся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендовано:
Организация образовательного процесса
Образовательная программа:
Адаптирована основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи
Использование наглядных и практических методов. Материал должен иметь практическую направленность на приобретение необходимых навыков, быть максимально связанным с реальной жизнью ребенка.
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы.
Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей обучающегося. Обязательное соблюдение здоровьесберегающего режима. Ограничение зрительного напряжения и усиления слуховой нагрузки. Дидактический материал должен быть крупным, хорошо видимым по цвету, контуру, силуэту. Использование пособий, отвечающих особым индивидуальным потребностям обучающегося. Другие условия определяются в соответствии врача- офтальмолога.
Организация психолого –педагогической помощи
Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.
Учитель-дефектолог: коррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала.
Педагог-психолог: коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие высших психических функций.
Педагог дополнительного образования: программа дополнительного образования с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка.
Врач-невролог: наблюдения по рекомендациям.
Врач- офтальмолог: наблюдения по рекомендациям.
Контроль усвоения программы обучения осуществляется решением консилиума образовательной организации.
Сроки проведения повторного обследования при переходе с одного уровня образования на другой до 31.05.2024 г.
1.3.Цель и задачи реализации ИОП.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений, познавательной и эмоционально-волевой сферы, психолого–педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка с ОВЗ.
Задачи:
- Осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации речевых и психических нарушений ребенка с ОВЗ.
- Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника.
- Обеспечение условия для социализации ребенка.
- Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления трудностей в усвоении общей образовательной программы.Оптимальное включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.
Принципы:
Принцип систематичности;
Принцип активности и самостоятельности;
Принцип непрерывности, последовательности, постепенности и доступности;
Принцип опоры на обучаемость ребёнка;
Принцип соблюдения интересов ребёнка;
Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;
Методы:
Словесный
Практический
Игровой
Наглядный
Формы работы:
НОД;
Утренняя гимнастика;
Индивидуальная и подгрупповая работа;
Праздники, развлечения.
Самостоятельная деятельность ребенка.
1.4. Планируемые результаты освоения ИОП. Целевые ориентиры.
Образовательные области | Целевые ориентиры |
Речевое развитие | - правильно использует слова обобщения (фрукты, овощи, деревья, птицы, посуда, мебель); - описывает положение предметов по отношению к себе («передо мной на тумбочке»); - правильно согласовывает слова в предложениях и использует предлоги; свободно использует все части речи; свободно использует сложные предложения разных видов; - заменяет слова синонимами, подбирает эпитеты; - понимает разные значения многозначных слов; - составляет описание предметов по образцу; - узнаёт первый звук в слове;различает звуки в словах; - знает название некоторых детских литературных произведений/любимых сказок и рассказов; подбирает к буквам соответствующие слова; знает написание отдельных слов (своего имени, названий некоторых предметов); - пытается объяснить наблюдаемые явления и события; заучивает стихи и читает их перед зрителями; пытается писать буквы; - пытается писать слова. |
Познавательное развитие | классифицирует предметы одновременно по нескольким признакам; - сравнивает вес предмета (легче-тяжелее);определяет и называет признаки, назначение и количество (в пределах 5) предметов; - классифицирует растения (деревья, цветы) и животных (рыбы, птицы, звери, домашние животные);определяет пространственное положениепредметов (сверху-снизу, впереди-сзади, справа-слева); - распознаёт геометрические фигуры (ромб, овал); - понимает значение целого и его частей; знает порядковый счет в пределах 10; может соотносить количество предметов и числа в пределах 10; - составляет предметные множества в пределах 10 (2 фишки и три фишки – вместе 5 фишек); - знает последовательность времен года и сезонные изменения (набухли почки, отцвели цветы, начался листопад); - может описать особенности природы и жизни людей в разные времена года; - знает чередование месяцев в году; знает дни недели и их последовательность; пользуется календарем; различает агрегатные состояния вещества (жидкость, твердое тело, газ/ пар); - знает о существовании круговорота воды в природе, может его описать; знает назначение некоторых технических средств (связи, бытовой, строительной, сельскохозяйственной); - пользуется стационарным/мобильным телефоном; пользуется компьютером; знает главные достопримечательности своего города/края; знает флаг, герб, гимн России. |
Социально-коммуникативное развитие | - способен давать оценку плохому и хорошему поступку другого ребенка; - может формулировать цель своих действий и фиксировать результат; - проявляет способность к принятию собственных решений; - проявляет способность к внутреннему контролю за своим поведением; - самостоятельно выбирает для себя род занятий; - проявляет старательность при выполнении своей работы; -проявляет способность к самооценке; -выполняет просьбу/задание взрослого без контроля с его стороны;выполняет определенные действия без напоминания взрослого (моет руки перед едой); -проявляет способность взаимодействовать со взрослыми в совместной деятельности; - проявляет способность встраиваться в совместную деятельность с другими детьми, работать в группе; - подчиняется правилам и нормам социального поведения; - проявляет инициативу и самостоятельность в процессе деятельности; - поддерживает устойчивые дружеские связи с другими детьми; - проявляет способность критиковать, хвалить сверстников; - проявляет способность радоваться успехам других; - самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место; - самостоятельно ухаживает за растениями и животными уголка природы; - четко формулирует свои желания, интересы; понимает причины основных эмоций; проявляет общительность, легко вступает в разговор с незнакомыми людьми; - самостоятельно завязывает шнурки; знает основные правила безопасного поведения и соблюдает их; -знает функцию светофора и понимает значение его сигнала |
Художественно-эстетическое развитие | - способен повторить знакомую мелодию; - проявляет способность к сольному исполнению песен; - различает звучание некоторых музыкальных инструментов, называет их; - различает виды музыкального искусства (народные песни, опера, эстрадные песни); - выполняет танцевальные движения с различными атрибутами (лентами, цветами, шарами); - выполняет несложные перестроения по схеме танца под руководством взрослого; - рисует сложные, насыщенные деталями изображения, отчетливо передавая формы предметов; - рисует человека реалистично; - лепит из пластилина/глины фигурки и предметы, объединяет их в композицию; - делает сложные аппликации в виде узоров; - складывает пазлы различной степени сложности; - складывает сложнуюмозайку по заданному рисунку; собирает из конструктора объекты с использованием схемы для конструирования; - самостоятельно строит композиции из песка (крепость, город); - конструирует объекты из различных материалов с элементами изобретательства; - знает материалы и инструменты для изобразительного творчества и их особенности; - знает и различает основные жанры изобразительного искусства; |
Физическое развитие | - полностью контролирует свои движения; - прыгает через скакалку; прыгает на одной ноге не менее 10 прыжков; прыгает в длину (до 1 м); - выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед на одной и двух ногах, в длину с места и с разбега, в высоту; - отбивает мяч о землю; - ловит маленький мяч; - катается на трёхколёсном велосипеде; катается на лыжах; - катается на коньках /роликах; - катается на двухколесном велосипеде/самокате; - может плавать без поддержки; - знает элементы спортивных игр и участвует в них; - нанизывает мелкие бусинки на нитку; - может аккуратно обрывать бумагу вдоль заданной линии. |
- Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности ИОМ, с учётом особенностей ребёнка ОВЗ в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.
(Ф.И. ребенка) посещает группу компенсирующей направленности, в которой занимаются с детьми воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.
Области | Задачи | Формы | Ответственные |
Речевое развитие | Формировать умения: - правильно использовать слова обобщения (фрукты, овощи, деревья, птицы, посуда, мебель); - описывать положение предметов по отношению к себе («передо мной на тумбочке»); - правильно согласовывать слова в предложениях и использует предлоги; свободно использовать все части речи; - свободно использовать сложные предложения разных видов; заменяет слова синонимами, подбирает эпитеты; - понимать разные значения многозначных слов; составляет описание предметов по образцу; - узнавать первый звук в слове; - различать звуки в словах; - узнавать название некоторых детских литературных произведений/любимых сказок и рассказов; - подбирать к буквам соответствующие слова; - узнавать написание отдельных слов (своего имени, названий некоторых предметов). | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | Воспитатели Учитель-логопед |
Познавательное развитие | Формировать умения: - определяет пространственное положение предметов (сверху-снизу, впереди-сзади, справа-слева); - распознаёт геометрические фигуры (ромб, овал); понимает значение целого и его частей; - знает порядковый счет в пределах 10; - может соотносить количество предметов и числа в пределах 10; - составляет предметные множества в пределах 10 (2 фишки и три фишки – вместе 5 фишек); - знает последовательность времен года и сезонные изменения (набухли почки, отцвели цветы, начался листопад); - может описать особенности природы и жизни людей в разные времена года; знает чередование месяцев в году; - знает дни недели и их последовательность; - пользуется календарем; различает агрегатные состояния вещества (жидкость, твердое тело, газ/ пар); - знает о существовании круговорота воды в природе, может его описать; - знает назначение некоторых технических средств (связи, бытовой, строительной, сельскохозяйственной); -пользуется стационарным/мобильным телефоном; - пользуется компьютером; знает главные достопримечательности своего города/края; знает флаг, герб, гимн России. | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | Воспитатели |
Социально-коммуникативное развитие | Формировать умения: - давать оценку плохому и хорошему поступку другого ребенка; - формулировать цель своих действий и фиксировать результат; - проявлять способность к принятию собственных решений; - проявлять способность к внутреннему контролю за своим поведением; самостоятельно выбирать для себя род занятий; - проявлять старательность при выполнении своей работы; - проявлять способность к самооценке; - выполнять просьбу/задание взрослого без контроля с его стороны; - выполнять определенные действия без напоминания взрослого (моет руки перед едой); - проявлять способность взаимодействовать со взрослыми в совместной деятельности; - проявлять способность встраиваться в совместную деятельность с другими детьми, работать в группе; - подчиняться правилам и нормам социального поведения; - проявлять инициативу и самостоятельность в процессе деятельности; поддерживать устойчивые дружеские связи с другими детьми; - проявлять способность критиковать, хвалить сверстников; - проявлять способность радоваться успехам других; - самостоятельно готовить к занятиям своё рабочее место; - самостоятельно ухаживать за растениями и животными уголка природы | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | Воспитатели Педагог-психолог |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать способности: - демонстрировать элементарные вокально-хоровые навыки (петь вместе с другими детьми); - знает основные свойства звуков (высокие-низкие, громкие-тихие) и различает их; - выполнять элементы танцев (народных и современных); - выполнять несложные перестроения по схеме танца под руководством взрослого; - раскрашивать сложные изобразительные формы (не выходит за контур); - рисует человека реалистично; -лепить из пластилина/глины фигурки животных, людей; - лепить из пластилина/глины фигурки и предметы, объединяет их в композицию; - самостоятельно делать аппликации из нескольких фигур, складывать/дополнять простуюмозайку по образцу; - собирать из конструктора объекты различной сложности по образцу. | Воспитатели Музыкальный руководитель | |
Физическое развитие | Развивать способности: - отбивать мяч о землю; - ловить маленький мяч; - складывать бумагу по заданным линиям; - резать бумагу ножницами строго вдоль заданной линии; - рисовать прямую линию и круг по образцу. | Групповая Индивидуальная | Инструктор по физической культуре Воспитатели |
- Описания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребёнка
2.2.1.Содержание деятельности воспитателя
Образовательные области | Задачи коррекционно-развивающей работы | Формы работы |
Физическое развитие | -развитие двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); -формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; -становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | |
Познавательное развитие | -развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; -формирование познавательных действий, становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; -формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как Общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; | Групповая, индивидуальная |
Художественно-эстетическое | -развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; -становление эстетического отношения к окружающему миру; -формирование элементарных представлений о видах искусства; -восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; -стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; -реализация самостоятельной творческой деятельности детей; | Групповая, Индивидуальная |
Речевое развитие | -обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; -знакомство с книжной культурой, детской литературой понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; -знакомство с книжной культурой, детской литературой понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; | Групповая, индивидуальная |
Социально-коммуникативное | -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляциисобственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; -формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | Групповая, индивидуальная |
2.2.2. Содержание деятельности учителя-дефектолога
Направления | Содержание коррекционно-развивающей работы | Форма работы |
Сенсорное развитие | Формировать умения сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака (формы, размера, расположения); составлять ряды-серии по размеру; развивать ориентировочные действия, закрепляя их умения предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной инструкции форму, величину, количество предметов в окружающем пространстве, на картинке. Стимулировать развитие зрительного внимания, учить замечать: изменения в цвете, форме, количестве предметов. | Индивидуальная |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. | Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Учить наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | Индивидуальная |
Формирование элементарных математических представлений | Формировать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для проверки количества, величины, формы объектов их объемных и плоскостных моделей с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. | Индивидуальная Групповая |
Пространственно-временные представления | Формировать умения различать контрастные части суток, времена года. Совершенствовать навыки ориентировки в собственном теле. Учить понимать и обозначать в речи положение предмета. Развивать ориентировку в пространстве «от себя» (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева) | индивидуальная |
Развитие общей и мелкой моторики | Развитие тонкой моторики пальцев рук. Регуляция мышечного тонуса и мускульных возможностей пальцев рук. | индивидуальная |
2.2.3. Содержание деятельности учителя-логопеда
Направления | Содержание коррекционно-развивающей работы. Задачи: Совершенствовать имеющуюся у детей связную речь. Практически усваивать лексические и грамматические средства языка. Формировать правильное произношение, совершенствовать артикуляционные навыки, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия. Подготовить к грамоте и овладению отдельными ее элементами. | Форма работы |
Формирование артикуляционной моторики | Выработка координированной работы артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. | Индивидуальная |
Формирование фонематического восприятия. | Развивать способность вслушиваться в произносимые другими звуки, запоминать и внятно их повторять в разных слоговых сочетаниях, словах, предложениях. Вычленять первый ударный гласный в словах. Определять количество и порядок звуков в простых сочетаниях. Различать глухие, звонкие, твердые, мягкие звуки и закреплять их правильное произношение. Выделять в слове заданный звук, выбирать из ряда слов слова, содержащие определенный звук, подбирать картинки на данный звук, определять место звука в слове. Выполнять операции анализа и синтеза звукового состава слова. | Индивидуальная |
Формирование звукопроизношения. | Уточнять произношение простых по артикуляции звуков. Корректировать неправильно произносимые звуки. Автоматизировать, дифференцировать поставленные звуки. Вводить звуки в слоги, слова, предложения и в связную речь. Развивать речевое дыхание, голос, выразительность на базе произносимых звуков. | Индивидуальная |
Формирование слоговой структуры слов. | Различать на слух длинное и короткое слова. Отхлопывать ритмический рисунок заданного слова. Произносить с одновременным отхлопыванием одинаковые слоги. Произносить с одновременным отхлопыванием разные, но содержащие только правильно произносимые звуки, слоги. Воспроизводить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков. Произносить слова со стечением согласных. Отрабатывать слоговую структуру слов на материале чистоговорок, стихов. | Индивидуальная Подгрупповая |
Формирование грамматического строя речи. | Изменять имена существительные по числам, падежам. Употреблять формы родительного падежа множественного числа. Употреблять предлоги простые и сложные. Согласовывать имена прилагательные с существительными мужского и женского рода и существительные с числительными. Образовывать названия детенышей животных. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образовывать относительные прилагательные от существительных. Образовывать притяжательные прилагательные. Использовать приставочные глаголы. | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная |
Развитие связной речи. | Строить общение с учетом ситуации. Уметь пользоваться формами речевого этикета и свободно пользоваться речью. Использовать разнообразие и точность словаря. Обогащать словарь новыми именами существительными, именами прилагательными, глаголами, числительными, предлогами и др. Уметь связно и логично высказываться, грамматически и фонетически оформлять фразы, пересказывать, составлять рассказ. Воспитывать самоконтроль за речью. Формировать практические умения и навыки пользования правильной речью. | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная |
2.2.4. Содержание деятельности педагога-психолога
Направление | Содержание коррекционно-развивающей работы | Форма работы |
Развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук. Снятие негативного психического напряжения. | Работа с глиной, пластелином Знакомство со свойствами воды. Работа с карандашами, красками, мелом. Рисование. Знакомство со свойствами песка (сухой и влажный песок) | Индивидуальная Подгрупповая |
Формирование сенсорных эталонов цвета | Учить выделять основные цвета и оттенки Развитие зрительного различия предметов по цвету при непосредственном их сближении Формирование простейших приемов установления тождества и различия Знакомство с названиями неосновных цветов. | Индивидуальная Подгрупповая |
Формирование сенсорных эталонов формы | Формирование представления о форме. Развитие зрительного восприятия: Формирование умения соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами | Индивидуальная Подгрупповая |
Формирование сенсорных эталонов величины | Формирование представления о величине. Учить по слову и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой - маленький, средний и самый маленький и т. д. | Индивидуальная Подгрупповая |
Развитие слухового восприятия Формирование целостности восприятия Развитие тактильно-двигательного восприятия | Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве; различать по голосу близких людей и знакомых детей; различать животных и птиц по звукоподражанию Учить собирать сборно-разборные игрушки из 2- 6 частей (машинку, пирамидку, матрешку и др.). Формировать ориентировку на свойства и качества предметов—учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания | Индивидуальная |
Формирование наглядно-действенного мышления | Закреплять у ребенка орудийные действия | Индивидуальная |
Формирование деятельности | Учить ребенка обследовать предметы Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия Развивать мелкую моторику пальцев рук | Индивидуальная |
Формирование игровой деятельности | Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2—3 действия и более): Развитие простейшего игрового сюжета Поддерживать в инициативе выстраивания игрового сюжета | Индивидуальная |
Коммуникативная сфера Развитие речи | Поддерживать и развивать желание к коммуникации Способствовать развитию речевой коммуникации Развитие понимания обращенной речи Формирование активной речи Обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные; | Индивидуальная Подгрупповая |
Эмоциональная сфера | Формирование саморегуляции Поддержка положительного эмоционального состояния | Индивидуальная |
2.2.5.Содержание деятельности музыкального руководителя
Направление | Содержание | Форма работы |
художественное-эстетическое развитие логоритмика | Формировать правильную осанку, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве Развивать слуховое, зрительное и речевое внимание, увеличивать объем памяти Учить переключать внимание, включая смену движений. Развивать силу голоса и выразительность речи, пения Формировать правильную артикуляцию звуков | Индивидуальная Подгрупповая |
2.2.6. Содержание деятельности инструктора по физической культуре
Направление | Содержание | Форма работы |
Крупная моторика | Развивать координацию движения. Развивать умение удерживать равновесие. Развивать умение точно выполнять заданные упражнения во время зарядки. Развивать умение лазать по гимнастической лестнице вверх и вниз. | Индивидуальная |
2.2.7. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию ИОП
Формы взаимодействия | Сроки |
Первичная диагностика | Сентябрь |
Обсуждение результатов первичной диагностики, заполнение карты развития | Сентябрь |
Совместная разработка индивидуальной образовательной программы | Сентябрь |
Индивидуальная работа воспитателей с ребёнком, по рекомендациям специалистов | В течении года |
Мониторинг, обсуждение итогов реализации ИОП | Май |
2.2.8. Планирование работы с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
| Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
| |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
Организационный раздел.
- Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка:
личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности ( в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта.
ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка , стимулирование самооценки.
формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка в разных видах игры.
создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка
участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
- Кадровые условия
№ | Педагог | Количество ставок |
1 | воспитатель | 2 ставки |
2 | педагог-психолог | 1 ставка |
3 | учитель-логопед | 1 ставка |
4 | учитель-дефектолог | 0,25 ставки |
5 | музыкальный руководитель | 1 ставка |
6 | инструктор по ФИЗО | 0,5 ставки |
- Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические условия | |
Наличие дополнительных помещений для занятий с ребёнком | Музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя – логопеда и педагога – психолога. |
Наличие современных технических средств | Проектор 1 шт; экран 1 шт; синтезатор; музыкальная колонка- 1 шт; телевизор – 1 шт, DVD-проигрыватель 1 шт, |
Наличие компьютерной техники, локальной сети, выхода в интернет | Компьютер 1 шт; ноутбук – 1шт, |
Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
- Методическая литература по вопросам воспитания и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ
- Комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и по возрастным группам.
- Комплекты дидактических и демонстрационных материалов.
- Наглядный и раздаточный материал.
- Детская художественная литература.
- Игры и игрушки.
- Разные виды театров.
- Картины, серии картин, альбомы для рассматривания и рассказывания по возрастным группам.
- Режим дня
Одно из ведущих мест в жизнедеятельности ребенка в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, прогулки.
Режим дня соответствует возрастным особенностям ребенка и способствует его гармоничному развитию. Продолжительность непрерывного бодрствования составляет 5,5-6 часов. Продолжительность прогулки не менее 4- 4.5 часов, прогулку организуют 2 раза в день: до обеда и после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –20 °С и скорости ветра более 15 м/с. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12–12,5 часов, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон. Самостоятельная деятельность ребенка (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3–4 часов.
Объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию в младшей группе (дети 3-4 лет)- 10 занятий по 15 мин., в средней группе (дети 4-5) -11занятий по 20 мин. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группе не должно превышать двух.
Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог проводят подгрупповые и индивидуальные занятия с ребенком согласно графику (Приложение 1), учитывая возрастные особенности ребенка и санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольной образовательной организации.
Итоги реализации АОП, рекомендации
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________