Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ЗПР

Бурдина Тамара Викторовна

Организация работы в ДОУ с ребенком с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop_dlya_rebenka_s_zpr.docx73.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ребенка с ОВЗ

Разработали:   Учитель –логопед Н.Н. Мариненко        ______________________

                        Педагог - психолог Т.В. Бурдина              _____________________

                        Учитель-дефектолог Т.В.Бурдина           _______________________

                        Воспитатели:    Савченко Т.Р., Гусева Н.В.       __________________

                        Музыкальный руководитель: О.А. Летуновская     _____________

Содержание.

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2. Общие сведения о ребенке.

1.3.Цель и задачи реализации ИОП.

1.4.  Планируемые результаты освоения ИОП. Целевые ориентиры.

  1. Содержательный раздел
  1. Описание образовательной деятельности ИОМ,  с учётом особенностей ребёнка ОВЗ в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.
  2. Описания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребёнка
  1. Содержание деятельности воспитателя
  2. Содержание деятельности учителя-дефектолога
  3. Содержание деятельности учителя-логопеда
  4. Содержание деятельности педагога-психолога
  5. Содержание деятельности музыкального руководителя
  6. Содержание деятельности инструктора по физической культуре
  7. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию ИОП
  8. Планирование работы с семьей
  1. Организационный раздел.

  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка:
  2. Кадровые условия
  3. Материально-техническое обеспечение программы
  4. Режим дня

1. Целевой раздел

1.1.        Пояснительная записка

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»  г.Канска Красноярского края, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.

    Индивидуальная   образовательная программа(ИОП) разработана в соответствии с АОП ДОО и рекомендациями ПМПК.

     

1.2. Общие сведения о ребенке.

Дата рождения:  

Дошкольная группа:

  • компенсирующая группа;

Режим пребывания: группа полного дня

Заключение и рекомендации ПМПК

Протокол обследования ребенка: № 47(2) от 19.01.2023 г

Особенности ребенка:

- имеет особенности в психическом развитии;

- не имеет особенностей в физическом развитии;

- не имеет отклонений в поведении;

- нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- является обучающемся с  ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендовано:

Организация образовательного процесса

Образовательная программа:

Адаптирована основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи

Использование наглядных и практических методов. Материал должен иметь практическую направленность на приобретение необходимых навыков, быть максимально связанным с реальной жизнью ребенка.

Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы.

Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей обучающегося. Обязательное соблюдение здоровьесберегающего режима. Ограничение зрительного напряжения и усиления слуховой нагрузки. Дидактический материал должен быть крупным, хорошо видимым по цвету, контуру, силуэту. Использование пособий, отвечающих особым индивидуальным потребностям обучающегося. Другие условия определяются в соответствии врача- офтальмолога.

Организация психолого –педагогической помощи

Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.

Учитель-дефектолог: коррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала.

Педагог-психолог: коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие высших психических функций.

Педагог дополнительного образования: программа дополнительного образования с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка.

Врач-невролог: наблюдения по рекомендациям.

Врач- офтальмолог: наблюдения по рекомендациям.

Контроль усвоения программы обучения осуществляется решением консилиума образовательной организации.

Сроки проведения повторного обследования при переходе с одного уровня образования на другой до 31.05.2024 г.

1.3.Цель и задачи реализации ИОП.

Цель программы:

Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений, познавательной и эмоционально-волевой сферы, психолого–педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка  с ОВЗ.

Задачи:

  1. Осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации речевых и психических нарушений ребенка с ОВЗ.
  2. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника.
  3. Обеспечение условия для социализации ребенка.
  4. Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления трудностей в усвоении общей образовательной программы.Оптимальное включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

Принципы:

Принцип систематичности;

Принцип активности и самостоятельности;

Принцип  непрерывности, последовательности, постепенности и доступности;

Принцип опоры на обучаемость ребёнка;

Принцип соблюдения интересов ребёнка;

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды»  специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;

Методы:

Словесный

Практический

Игровой

Наглядный

Формы работы:

НОД;

Утренняя гимнастика;

Индивидуальная и подгрупповая работа;

Праздники, развлечения.

Самостоятельная деятельность ребенка.

1.4.  Планируемые результаты освоения ИОП. Целевые ориентиры.

Образовательные области

Целевые ориентиры

Речевое развитие

- правильно использует слова обобщения (фрукты, овощи, деревья, птицы, посуда, мебель);

- описывает положение предметов по отношению к себе («передо мной на тумбочке»);

- правильно согласовывает слова в предложениях и использует предлоги; свободно использует все части речи; свободно использует сложные предложения разных видов;

- заменяет слова синонимами, подбирает эпитеты;

- понимает разные значения  многозначных слов;

- составляет описание предметов по образцу;

- узнаёт первый звук в слове;различает звуки в словах;

- знает название некоторых детских литературных произведений/любимых сказок и рассказов; подбирает к буквам соответствующие слова; знает написание отдельных слов (своего имени, названий некоторых предметов);

- пытается объяснить наблюдаемые явления и события; заучивает стихи и читает их перед зрителями; пытается писать буквы;

- пытается писать слова.

Познавательное развитие

классифицирует предметы одновременно по нескольким признакам;

- сравнивает вес предмета (легче-тяжелее);определяет и называет признаки, назначение и количество (в пределах 5) предметов;

- классифицирует растения (деревья, цветы) и животных (рыбы, птицы, звери, домашние животные);определяет пространственное положениепредметов (сверху-снизу, впереди-сзади, справа-слева);

- распознаёт геометрические фигуры (ромб, овал);

- понимает значение целого и его частей; знает порядковый счет в пределах 10; может соотносить количество предметов и числа в пределах 10;

- составляет предметные множества в пределах 10 (2 фишки и три фишки – вместе 5 фишек);

- знает последовательность времен года и сезонные изменения (набухли почки, отцвели цветы, начался листопад);

- может описать особенности природы и жизни людей в разные времена года;  

- знает чередование месяцев в году; знает дни недели и их последовательность; пользуется календарем; различает агрегатные состояния вещества (жидкость, твердое тело, газ/ пар);

- знает о существовании круговорота воды в природе, может его описать; знает назначение некоторых технических средств (связи, бытовой, строительной, сельскохозяйственной);

- пользуется стационарным/мобильным телефоном; пользуется компьютером; знает главные достопримечательности своего города/края; знает флаг, герб, гимн России.

Социально-коммуникативное развитие

- способен давать оценку плохому и хорошему поступку другого ребенка;

- может формулировать цель своих действий и фиксировать результат;

- проявляет способность к принятию собственных решений;

- проявляет способность к внутреннему контролю за своим поведением;

- самостоятельно выбирает для себя род занятий;

- проявляет старательность при выполнении своей работы;

-проявляет способность к самооценке;

-выполняет просьбу/задание взрослого без контроля с его стороны;выполняет определенные действия без напоминания взрослого (моет руки перед едой);

-проявляет способность взаимодействовать со взрослыми в совместной деятельности;

- проявляет способность встраиваться в совместную деятельность с другими детьми, работать в группе;

- подчиняется правилам и нормам социального поведения;

- проявляет инициативу и самостоятельность в процессе деятельности;

- поддерживает устойчивые дружеские связи с другими детьми;

- проявляет способность критиковать, хвалить сверстников;

- проявляет способность радоваться успехам других;

- самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место;

- самостоятельно ухаживает за растениями и животными уголка природы;

- четко формулирует свои желания, интересы; понимает причины основных эмоций; проявляет общительность, легко вступает в разговор с незнакомыми людьми;

- самостоятельно завязывает шнурки;

знает основные правила безопасного поведения и соблюдает их;

-знает функцию светофора и понимает значение его сигнала

Художественно-эстетическое развитие

- способен повторить знакомую мелодию;

- проявляет способность к сольному исполнению песен;

- различает звучание некоторых музыкальных инструментов, называет их;

- различает виды музыкального искусства (народные песни, опера, эстрадные песни);

- выполняет танцевальные движения с различными атрибутами (лентами, цветами, шарами);

- выполняет несложные перестроения по схеме танца под руководством взрослого;

- рисует сложные, насыщенные деталями изображения, отчетливо передавая формы предметов;

-  рисует человека реалистично;

- лепит из пластилина/глины фигурки и предметы, объединяет их в композицию;

- делает сложные аппликации в виде узоров;

- складывает пазлы различной степени сложности;

- складывает сложнуюмозайку по заданному рисунку; собирает из конструктора объекты с использованием схемы для конструирования;

- самостоятельно строит композиции из песка (крепость, город);

- конструирует объекты из различных материалов с элементами изобретательства;

- знает материалы и инструменты для изобразительного творчества и их особенности; - знает и различает основные жанры изобразительного искусства;

Физическое развитие

- полностью контролирует свои движения;

- прыгает через скакалку; прыгает на одной ноге не менее 10 прыжков; прыгает в длину (до 1 м);

- выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед на одной и двух ногах, в длину с места и с разбега, в высоту;

- отбивает мяч о землю;

- ловит маленький мяч;

- катается на трёхколёсном велосипеде; катается на лыжах;

-  катается на коньках /роликах;

- катается на двухколесном велосипеде/самокате;

- может плавать без поддержки;

- знает элементы спортивных игр и участвует в них;

- нанизывает мелкие бусинки на нитку;

- может аккуратно обрывать бумагу вдоль заданной линии.

  1. Содержательный раздел
  1. Описание образовательной деятельности ИОМ,  с учётом особенностей ребёнка ОВЗ в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.

(Ф.И. ребенка) посещает группу компенсирующей направленности, в которой занимаются с детьми воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.

Области

Задачи

Формы

Ответственные

Речевое развитие

Формировать умения:

- правильно использовать слова обобщения (фрукты, овощи, деревья, птицы, посуда, мебель);

- описывать положение предметов по отношению к себе («передо мной на тумбочке»);

- правильно согласовывать слова в предложениях и использует предлоги; свободно использовать все части речи;

- свободно использовать сложные предложения разных видов; заменяет слова синонимами, подбирает эпитеты;

- понимать разные значения  многозначных слов; составляет описание предметов по образцу;

- узнавать первый звук в слове;

- различать звуки в словах;

- узнавать название некоторых детских литературных произведений/любимых сказок и рассказов;

- подбирать к буквам соответствующие слова;

- узнавать написание отдельных слов (своего имени, названий некоторых предметов).

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Воспитатели

Учитель-логопед

Познавательное развитие

Формировать умения:

- определяет пространственное положение предметов (сверху-снизу, впереди-сзади, справа-слева);

- распознаёт геометрические фигуры (ромб, овал); понимает значение целого и его частей;

- знает порядковый счет в пределах 10;

- может соотносить количество предметов и числа в пределах 10;

- составляет предметные множества в пределах 10 (2 фишки и три фишки – вместе 5 фишек);

- знает последовательность времен года и сезонные изменения (набухли почки, отцвели цветы, начался листопад);

- может описать особенности природы и жизни людей в разные времена года;  знает чередование месяцев в году;

- знает дни недели и их последовательность;

- пользуется календарем; различает агрегатные состояния вещества (жидкость, твердое тело, газ/ пар);

- знает о существовании круговорота воды в природе, может его описать;

- знает назначение некоторых технических средств (связи, бытовой, строительной, сельскохозяйственной);

-пользуется стационарным/мобильным телефоном;

- пользуется компьютером;

знает главные достопримечательности своего города/края; знает флаг, герб, гимн России.

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Воспитатели

Социально-коммуникативное развитие

Формировать умения:

- давать оценку плохому и хорошему поступку другого ребенка;

- формулировать цель своих действий и фиксировать результат;

- проявлять способность к принятию собственных решений;

- проявлять способность к внутреннему контролю за своим поведением; самостоятельно выбирать для себя род занятий;

- проявлять старательность при выполнении своей работы;

- проявлять способность к самооценке;

- выполнять просьбу/задание взрослого без контроля с его стороны;

- выполнять определенные действия без напоминания взрослого (моет руки перед едой);

- проявлять способность взаимодействовать со взрослыми в совместной деятельности;

- проявлять способность встраиваться в совместную деятельность с другими детьми, работать в группе;

- подчиняться правилам и нормам социального поведения;

- проявлять инициативу и самостоятельность в процессе деятельности; поддерживать устойчивые дружеские связи с другими детьми;

- проявлять способность критиковать, хвалить сверстников;

- проявлять способность радоваться успехам других;

- самостоятельно готовить к занятиям своё рабочее место;

- самостоятельно ухаживать за растениями и животными уголка природы

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Воспитатели

Педагог-психолог

Художественно-эстетическое развитие

Развивать способности:

- демонстрировать элементарные вокально-хоровые навыки (петь вместе с другими детьми);

- знает основные свойства звуков (высокие-низкие, громкие-тихие) и различает их;

- выполнять элементы танцев (народных и современных);

- выполнять несложные перестроения по схеме танца под руководством взрослого;

- раскрашивать сложные изобразительные формы (не выходит за контур);

- рисует человека реалистично;

-лепить из пластилина/глины фигурки животных, людей;

- лепить из пластилина/глины фигурки и предметы, объединяет их в композицию;

- самостоятельно делать аппликации  из нескольких фигур, складывать/дополнять простуюмозайку по образцу;

- собирать из конструктора объекты различной сложности по образцу.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Физическое развитие

Развивать способности:

- отбивать мяч о землю;

- ловить маленький мяч;

- складывать бумагу по заданным линиям;

- резать бумагу ножницами строго вдоль заданной линии;

- рисовать прямую линию и круг по образцу.

Групповая

Индивидуальная

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

  1. Описания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребёнка

2.2.1.Содержание деятельности воспитателя

Образовательные области

Задачи коррекционно-развивающей работы

Формы работы

Физическое развитие

-развитие двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Познавательное развитие

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как Общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

Групповая, индивидуальная

Художественно-эстетическое

-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей;

Групповая,

Индивидуальная

Речевое развитие

-обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Групповая, индивидуальная

Социально-коммуникативное

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляциисобственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Групповая, индивидуальная

2.2.2. Содержание деятельности учителя-дефектолога

Направления

Содержание коррекционно-развивающей работы

Форма работы

Сенсорное развитие

Формировать умения сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака (формы, размера, расположения); составлять ряды-серии по размеру;  развивать ориентировочные действия, закрепляя их умения предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной инструкции форму, величину, количество предметов в окружающем пространстве, на картинке. Стимулировать развитие зрительного внимания, учить замечать: изменения в цвете, форме, количестве предметов.

Индивидуальная

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых.

Учить наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Индивидуальная

Формирование элементарных математических представлений

Формировать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для проверки количества, величины, формы объектов их объемных и плоскостных моделей с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов.

Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры;

 Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.

Индивидуальная

Групповая

Пространственно-временные представления

Формировать умения  различать контрастные части суток, времена года. Совершенствовать навыки ориентировки в собственном теле. Учить понимать и обозначать в речи положение предмета. Развивать ориентировку в пространстве «от себя» (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева)

индивидуальная

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие тонкой моторики пальцев рук. Регуляция мышечного тонуса и мускульных возможностей пальцев рук.

индивидуальная

2.2.3. Содержание деятельности учителя-логопеда

Направления

Содержание коррекционно-развивающей работы.

Задачи:

Совершенствовать имеющуюся у детей связную речь. Практически усваивать лексические и грамматические средства языка. Формировать правильное произношение, совершенствовать  артикуляционные навыки, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия. Подготовить к грамоте и овладению отдельными ее элементами.

Форма работы

Формирование артикуляционной моторики

Выработка координированной работы артикуляционных  органов,  способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Индивидуальная

Формирование фонематического восприятия.

Развивать способность вслушиваться в произносимые другими звуки, запоминать и внятно их повторять в разных слоговых сочетаниях, словах, предложениях. Вычленять первый ударный гласный в словах. Определять количество и порядок звуков в простых сочетаниях. Различать глухие, звонкие, твердые, мягкие звуки и закреплять их правильное произношение. Выделять в слове заданный звук, выбирать из ряда слов слова, содержащие определенный звук, подбирать картинки на данный звук, определять место звука в слове. Выполнять операции анализа и синтеза звукового состава слова.

Индивидуальная

     Формирование звукопроизношения.

Уточнять произношение простых по артикуляции звуков. Корректировать неправильно произносимые звуки. Автоматизировать, дифференцировать поставленные звуки. Вводить звуки в слоги, слова, предложения и в связную речь. Развивать речевое дыхание, голос, выразительность на базе произносимых звуков.

Индивидуальная

Формирование слоговой структуры слов.

Различать на слух длинное и короткое слова. Отхлопывать ритмический рисунок заданного слова. Произносить с одновременным отхлопыванием одинаковые слоги. Произносить с одновременным отхлопыванием разные, но содержащие  только правильно произносимые звуки, слоги. Воспроизводить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков. Произносить слова со стечением согласных. Отрабатывать слоговую структуру слов на материале чистоговорок, стихов.

Индивидуальная

Подгрупповая

Формирование грамматического строя речи.

Изменять имена существительные по числам, падежам. Употреблять формы родительного падежа множественного числа. Употреблять предлоги простые и сложные. Согласовывать имена прилагательные с существительными мужского и женского рода и существительные с числительными.

Образовывать названия детенышей животных. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образовывать относительные прилагательные от существительных. Образовывать притяжательные прилагательные. Использовать приставочные глаголы.

Индивидуальная

Подгрупповая

Фронтальная

   Развитие связной речи.

Строить общение с учетом ситуации. Уметь пользоваться формами речевого этикета и свободно пользоваться речью. Использовать разнообразие и точность словаря. Обогащать словарь новыми именами существительными, именами прилагательными, глаголами, числительными, предлогами и др. Уметь связно и логично высказываться, грамматически и фонетически оформлять фразы, пересказывать, составлять рассказ. Воспитывать самоконтроль за речью. Формировать практические умения и навыки пользования правильной речью.

Индивидуальная

Подгрупповая

Фронтальная

2.2.4. Содержание деятельности педагога-психолога

Направление

Содержание коррекционно-развивающей работы

Форма работы

Развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук. Снятие негативного  психического напряжения.

Работа с глиной, пластелином

Знакомство со свойствами воды.  

Работа с карандашами, красками, мелом. Рисование.

Знакомство со свойствами песка (сухой и влажный песок)

Индивидуальная

Подгрупповая

Формирование сенсорных эталонов цвета

Учить выделять основные цвета и оттенки

Развитие зрительного различия предметов по цвету при непосредственном их сближении

Формирование простейших приемов установления тождества и различия
цвета однородных предметов:

Знакомство с названиями неосновных цветов.
Формирование ориентировки на цвет как на значимый признак.

Индивидуальная

Подгрупповая

Формирование сенсорных эталонов формы

Формирование представления о форме.

Развитие зрительного восприятия:

Формирование умения соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами

Индивидуальная

Подгрупповая

Формирование сенсорных эталонов величины

Формирование представления о величине.
Зрительное восприятие величины
Практическое выделение величины с помощью игр, игрушек.

Учить по слову и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой - маленький, средний и самый маленький и т. д.

Индивидуальная

Подгрупповая

Развитие слухового восприятия

Формирование целостности восприятия

Развитие тактильно-двигательного  восприятия

Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве; различать по голосу близких людей и знакомых детей; различать животных и птиц по звукоподражанию

Учить собирать сборно-разборные игрушки из 2- 6 частей (машинку, пирамидку, матрешку и др.).

Формировать ориентировку на свойства и качества предметов—учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания

Индивидуальная

Формирование наглядно-действенного мышления

Закреплять у ребенка орудийные действия

Индивидуальная

Формирование деятельности

Учить  ребенка обследовать предметы

Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Индивидуальная

Формирование игровой деятельности

Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2—3 действия и более):

Развитие простейшего игрового сюжета

Поддерживать в инициативе выстраивания игрового сюжета

Индивидуальная

Коммуникативная сфера

Развитие речи

Поддерживать и развивать желание к коммуникации

Способствовать развитию речевой коммуникации

Развитие понимания обращенной речи

Формирование активной речи

Обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;

Индивидуальная

Подгрупповая

Эмоциональная сфера

Формирование  саморегуляции

Поддержка положительного эмоционального состояния

Индивидуальная

2.2.5.Содержание деятельности музыкального руководителя

Направление

Содержание

Форма работы

художественное-эстетическое развитие

логоритмика

Формировать правильную осанку, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве

Развивать слуховое, зрительное и речевое внимание, увеличивать объем памяти

Учить переключать внимание, включая смену движений.

Развивать силу голоса и выразительность речи, пения

Формировать правильную артикуляцию звуков

Индивидуальная

Подгрупповая

2.2.6. Содержание деятельности инструктора по физической культуре

Направление

Содержание

Форма работы

Крупная моторика

Развивать координацию движения.

Развивать умение удерживать равновесие.

Развивать умение точно выполнять заданные упражнения во время зарядки.

Развивать умение лазать по гимнастической лестнице вверх и вниз.

Индивидуальная

2.2.7. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию ИОП

Формы взаимодействия

Сроки

 Первичная диагностика

Сентябрь

 Обсуждение результатов первичной диагностики, заполнение карты развития

Сентябрь

Совместная разработка индивидуальной образовательной программы

Сентябрь

Индивидуальная работа воспитателей с ребёнком, по рекомендациям специалистов

В течении года

Мониторинг, обсуждение итогов реализации ИОП

Май

2.2.8. Планирование работы с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные беседы

Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников

  • Организация совместных праздников и досугов
  • Совместная проектная деятельность

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Совместная проектная деятельность
  • Совместные поручения с детьми

В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

  • Организация экскурсий в школу

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

  1. Организационный раздел.

  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка:

личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых ребенку   предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и  жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности ( в том числе речевой), средств ее реализации,  ограниченный объем личного опыта.

ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка , стимулирование самооценки.

формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка,  с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка в разных видах игры.

создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка  и сохранению его индивидуальности.

сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка

участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка

  1. Кадровые условия

Педагог

Количество ставок

1

воспитатель

2 ставки

2

педагог-психолог

1 ставка

3

учитель-логопед

1 ставка

4

учитель-дефектолог

0,25 ставки

5

музыкальный руководитель

1 ставка

6

инструктор по ФИЗО

0,5  ставки

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Материально-технические условия

Наличие дополнительных помещений для занятий с ребёнком

Музыкальный зал, физкультурный зал,  кабинет учителя – логопеда и педагога – психолога.

Наличие современных технических средств

Проектор 1 шт; экран 1 шт; синтезатор; музыкальная колонка- 1 шт; телевизор – 1 шт, DVD-проигрыватель 1 шт,

Наличие компьютерной техники, локальной сети, выхода в интернет

Компьютер 1 шт; ноутбук – 1шт,

Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  • Методическая литература по вопросам воспитания и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы  детей с ОВЗ
  • Комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и по возрастным группам.
  • Комплекты дидактических и демонстрационных материалов.
  • Наглядный и раздаточный материал.
  • Детская художественная литература.
  • Игры и игрушки.
  • Разные виды театров.
  • Картины, серии картин, альбомы для рассматривания и рассказывания по возрастным группам.

  1. Режим дня

Одно из ведущих мест в жизнедеятельности ребенка в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, прогулки.

Режим дня соответствует возрастным особенностям ребенка и способствует его гармоничному развитию. Продолжительность непрерывного бодрствования составляет 5,5-6 часов. Продолжительность прогулки не менее 4- 4.5  часов, прогулку организуют 2 раза в день: до обеда и после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –20 °С и скорости ветра более 15 м/с. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12–12,5 часов, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон. Самостоятельная деятельность ребенка (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3–4 часов.

 Объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию в младшей группе (дети 3-4 лет)- 10 занятий по 15 мин., в средней группе (дети 4-5) -11занятий по 20 мин. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группе не должно превышать двух.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог проводят подгрупповые и индивидуальные занятия с ребенком согласно графику (Приложение 1), учитывая возрастные особенности ребенка и  санитарно-эпидемиологические  требования  

к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольной образовательной организации.

Итоги реализации АОП, рекомендации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________