Организация работы в ДОУ с одаренными детьми.

Бурдина Тамара Викторовна

Методика «Карта одарённости» (А.И. Савенков)

Аналитическая справка по итогам работы с одаренными детьми в

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам работы с одаренными детьми в МБДОУ детский сад №27 «Солнышко» за 2023-2024 уч.г.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Задачи:

       1. организация образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие    способностей ребенка, формирование его творческой личности.

        2. содействие самореализации талантливых детей.

       3. создание в семье благоприятных условий для развития личности ребенка.

Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого и развить раннюю одаренность, является развитие кружковой работы детского сада. В нашем детском саду функционирую кружки разной направленности:

«Умка» - развитие логического мышления,

«Развивашка» - развитие математических способностей и подготовка к обучению грамоте,

«Веселые капельки» - развитие творческих музыкальных способностей.

       Алгоритм выявления одаренных детей:

  1. Изучение специальной литературы.
  2. Подбор диагностик.
  3. Оценка способностей детей с помощью опросника воспитателей.
  4. Оценка способностей и достижений детей с помощью опросника для родителей.

Методики диагностик:

1. Методики наблюдения воспитателей        направленные на оценку        проявления специальных способностей

2. Методика "Карта одаренности" Автор: А.И.Савенков, доктором педагогических наук (на основе методики Хаана и Каффа);

Стратегия работы с родителями одаренных детей:

  1. Диагностика семей на предмет одаренности ребенка.
  2. Участие ребенка в ежегодных районных конкурсах

3. Подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам, фестивалям на уровне детского сада и района.

4. Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность детей в группе. Одним из важнейших условий развития ранней одарённости – является создание для детей развивающей среды, которая позволила не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.

За отчетный период проведены следующие мероприятия:

  • для развития музыкальной одаренности:

Участие детей в праздниках и развлечениях, где педагоги предоставляют детям возможность реализовать себя. Проведение конкурсов чтецов стало традиционным мероприятием, дети учатся выразительно читать стихи, преодолевать страх перед публичными выступлениями. Музыкальный руководитель на занятиях развивает у детей музыкальные способности, рекомендует родителям продолжать обучение в детской        музыкальной        школе.        Выросло        уже        большое        количество        наших выпускников,        которые регулярно                приходят                в        детский        сад                с музыкальными номерами         для воспитанников. Ежегодно функционирует кружок для    развития танцевальных  навыков"Веселые капельки"

  • для развития интеллектуальной одаренности:

Наши ребята приняли участие в конкурсах:

"Человек и природа 2020" (Домашние животные).

Ежегодные конкурсы чтецов.

«Зимняя олимпиада» 2024 г

 С 2021 года Работает кружок «Умка-логика»        (руководитель Бурдина Т.В

Для развития художественной одаренности:

Воспитанники регулярно участвуют в конкурсах рисунков и поделок различного уровня и занимают призовые места в конкурсах «Осенние фантазии»,Региональном конкурсе «Неопалимая купина»,муниципальном конкурсе «Экология глазами детей» .

Для развития физкультурно-спортивной одаренности:

организация соревнований внутри ДОУ «Веселые старты»;

Перспектива работы ДОУ в 2024– 2025 учебном году:

  1. По отношению к детям:
  • Развитие стабильной потребности в новых впечатлениях; развитие общих способностей детей как основы всех специальных способностей.
  • Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность детей в группе.
  • Разработка индивидуальных программ развития одаренных детей, возможность выбора, согласно которому ребенку предоставляется право самостоятельно выбирать интересующую деятельность.

  1. По отношению к педагогам:
  • Информационная        и        практическая        готовность        к        систематической        работе        с одаренными детьми дошкольного возраста.
  • Создание творческой группы по работе с одаренными детьми.

  1. По отношению к родителям:
  • Организация родительского клуба «Дружная семейка». Заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

  1. По отношению к ДОУ:
  • Создание личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы.
  • Создание системы диагностики одаренности и организации эффективного функционирования этой системы; включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления методической работы в ДОУ.
  • Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры и искусства.

  1. Дополнительные образовательные услуги для        детей:
  1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми;
  2. Кружковая деятельность в ДОУ;
  3. Школы искусств;
  4. Посещение секций ФОКа



Предварительный просмотр:

Методика «Карта одарённости»

Общая характеристика

Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++         если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

+         свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0         оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

         более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поёт.
  26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  1. интеллектуальная;
  2. творческая;
  3. академическая (научная);
  4. художественно-изобразительная;
  5. музыкальная;
  6. литературная;
  7. артистическая;
  8. техническая;
  9. лидерская;
  10. спортивная.