Организация работы в ДОУ с одаренными детьми.
Методика «Карта одарённости» (А.И. Савенков)
Аналитическая справка по итогам работы с одаренными детьми в
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.29 КБ |
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по итогам работы с одаренными детьми в МБДОУ детский сад №27 «Солнышко» за 2023-2024 уч.г.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Задачи:
1. организация образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его творческой личности.
2. содействие самореализации талантливых детей.
3. создание в семье благоприятных условий для развития личности ребенка.
Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого и развить раннюю одаренность, является развитие кружковой работы детского сада. В нашем детском саду функционирую кружки разной направленности:
«Умка» - развитие логического мышления,
«Развивашка» - развитие математических способностей и подготовка к обучению грамоте,
«Веселые капельки» - развитие творческих музыкальных способностей.
Алгоритм выявления одаренных детей:
- Изучение специальной литературы.
- Подбор диагностик.
- Оценка способностей детей с помощью опросника воспитателей.
- Оценка способностей и достижений детей с помощью опросника для родителей.
Методики диагностик:
1. Методики наблюдения воспитателей направленные на оценку проявления специальных способностей
2. Методика "Карта одаренности" Автор: А.И.Савенков, доктором педагогических наук (на основе методики Хаана и Каффа);
Стратегия работы с родителями одаренных детей:
- Диагностика семей на предмет одаренности ребенка.
- Участие ребенка в ежегодных районных конкурсах
3. Подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам, фестивалям на уровне детского сада и района.
4. Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность детей в группе. Одним из важнейших условий развития ранней одарённости – является создание для детей развивающей среды, которая позволила не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.
За отчетный период проведены следующие мероприятия:
для развития музыкальной одаренности:
Участие детей в праздниках и развлечениях, где педагоги предоставляют детям возможность реализовать себя. Проведение конкурсов чтецов стало традиционным мероприятием, дети учатся выразительно читать стихи, преодолевать страх перед публичными выступлениями. Музыкальный руководитель на занятиях развивает у детей музыкальные способности, рекомендует родителям продолжать обучение в детской музыкальной школе. Выросло уже большое количество наших выпускников, которые регулярно приходят в детский сад с музыкальными номерами для воспитанников. Ежегодно функционирует кружок для развития танцевальных навыков"Веселые капельки"
для развития интеллектуальной одаренности:
Наши ребята приняли участие в конкурсах:
"Человек и природа 2020" (Домашние животные).
Ежегодные конкурсы чтецов.
«Зимняя олимпиада» 2024 г
С 2021 года Работает кружок «Умка-логика» (руководитель Бурдина Т.В
Для развития художественной одаренности:
Воспитанники регулярно участвуют в конкурсах рисунков и поделок различного уровня и занимают призовые места в конкурсах «Осенние фантазии»,Региональном конкурсе «Неопалимая купина»,муниципальном конкурсе «Экология глазами детей» .
Для развития физкультурно-спортивной одаренности:
организация соревнований внутри ДОУ «Веселые старты»;
Перспектива работы ДОУ в 2024– 2025 учебном году:
- По отношению к детям:
- Развитие стабильной потребности в новых впечатлениях; развитие общих способностей детей как основы всех специальных способностей.
- Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность детей в группе.
- Разработка индивидуальных программ развития одаренных детей, возможность выбора, согласно которому ребенку предоставляется право самостоятельно выбирать интересующую деятельность.
- По отношению к педагогам:
- Информационная и практическая готовность к систематической работе с одаренными детьми дошкольного возраста.
- Создание творческой группы по работе с одаренными детьми.
- По отношению к родителям:
- Организация родительского клуба «Дружная семейка». Заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами ДОУ.
- По отношению к ДОУ:
- Создание личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы.
- Создание системы диагностики одаренности и организации эффективного функционирования этой системы; включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления методической работы в ДОУ.
- Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры и искусства.
- Дополнительные образовательные услуги для детей:
- Индивидуальные занятия с одаренными детьми;
- Кружковая деятельность в ДОУ;
- Школы искусств;
- Посещение секций ФОКа
Предварительный просмотр:
Методика «Карта одарённости»
Общая характеристика
Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».
Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.
Инструкция
Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
++ если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;
+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0 оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
– более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.
Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
- Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
- В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
- Интересуется механизмами и машинами.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
- Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
- Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Интересуется актёрской игрой.
- Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
- Хорошо поёт.
- Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
- Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
- Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
- Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
- В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
- Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
- Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
- Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
- Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
- Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
- Умеет делать выводы и обобщения.
- Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
- В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
- Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
- С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
- Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
- Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
- В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
- Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
- Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
- Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
- Любит игры-драматизации.
- Быстро и легко осваивает компьютер.
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
- Физически выносливее сверстников.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:
- интеллектуальная;
- творческая;
- академическая (научная);
- художественно-изобразительная;
- музыкальная;
- литературная;
- артистическая;
- техническая;
- лидерская;
- спортивная.