Доклад «Обратная связь: понятия, виды, краткая характеристика»

Устюжина Анастасия Сергеевна

Доклад  «Обратная связь: понятия, виды, краткая характеристика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

по дисциплине «Психология общения участников образовательного процесса»

Тема: «Обратная связь: понятия, виды, краткая характеристика»

  Выполнила                                                                          Устюжина А.С.   

                                                                                           

                                   

                                                                                     

ОГЛАВЛЕНИЕ

Характеристика обратной связи…………………………………………...

3

Виды обратной связи……………………………………………………….

4

Составляющие эффективной обратной связи…………………………….

6

Приемы получения обратной связи………………………………………..

7

Формы обратной связи с семьями воспитанников………………………..

9

Список литературы…………………………………………………………

10

Характеристика обратной связи

Успешное обучение, которое обуславливается высокой результативностью педагогического процесса, невозможно без обеспечения активного взаимодействия между обучающим и обучаемым. На основе их совместной деятельности формируются знания, умения и навыки учащихся. Процесс обучения не будет давать результатов, если не будут выполняться следующие два условия: для обучаемого - возможность задавать вопросы, для обучающего - возможность выяснить, как обучаемый понимает материал. Ни деятельность, ни отдельное действие не могут продуктивно выполняться без понимания достаточности или недостаточности результата; такое понимание возможно лишь при появлении информации позволяющей оценить то, что уже сделано. Эту информацию называют обратной связью, получение которой способствует пониманию того, состоялось ли обучение.

Итак, обратная связь – это процесс предоставления и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые ведут к достижению цели. Обратная связь обеспечивает успех обучения, если она осуществляется в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности и предоставляет время учащимся для подготовки правильного ответа и исправления ошибок. Обратная связь оказывает большое влияние на качество образования, так как это реакция педагога на деятельность или результат деятельности детей. Реакция педагога – это рекомендации, советы и комментарии, позволяющие устранять возникающее непонимание на самых ранних этапах обучения, не давая ребенку «потеряться в пути». Обратная связь носит личностно-ориентированный характер, так как направлена на конкретного ребенка, его конкретную проблему, и вовлекает его к исправлению допущенных ошибок. В образовании под обратной связью понимается получение педагогом информации о состоянии образовательного процесса и его участников. Она используется для рационализации прямой связи, то есть изложенного на занятиях материала.

Виды обратной связи

Обратная связь может быть положительной и отрицательной, коммуникативной и поведенческой, глубокой и поверхностной, односторонней и объемной, эффективной и нет.

Основная задача установления обратной связи — повышение эффективности обучения. Реализовывается она двумя видами связи — положительной и отрицательной. При положительной обратной связи происходит улучшение, а при отрицательной обратной связи наблюдается приостановка изменений, стабилизация состояния. В педагогике под положительной обратной связью подразумевается похвала, поощрение учащегося, которые стимулируют развитие, а под отрицательной — критика и наказание, предостерегающие от повторения ошибок.

Существует и так называемая обратная связь высокого качества — это информация о результатах произведенного действия, данная самому себе, другому человеку или группе людей в такой форме и последовательности, в которых она наиболее полно сможет быть использована для дальнейшего качественного роста и повышения эффективности лица, выполнявшего данное действие.

Ниже приведены подходы к выражению обратной связи высокого качества, где:

1. Особое внимание уделяется установлению доверительных отношений;

2. Обратная связь высказывается не прямо в лицо человеку, а лишь тому, кто только что выполнял обсуждаемое задание. То же касается и человека, дающего обратную связь: он говорит не от своего имени, а описывает то, что заметил наблюдатель.

3. Вера в способности человека и уважение его личности, если вы хотите видеть детей в будущем творческими, уверенными в собственных силах, стойкими перед трудностями и более счастливыми,

4. Разделить прошлое и настоящее, то есть поддержать ребенка в настоящем, а совершенные действия рассматривать как завершенный в прошлом процесс.

5. В первую очередь описывается то, что было проделано успешно и качественно;

Этот пункт и есть один из самых важных в обратной связи, так как дает человеку почву для дальнейшего развития, фундамент для постройки собственного успеха. Сравните, что действительно более продуктивно в начале любого обучения: указать на 99% ошибок или всего лишь на 1% правильно выполненных действий?

6. Во вторую очередь предлагаются добавления и пожелания в позитивной форме.

Это «сердце» обратной связи, то, ради чего и затевается весь этот нелегкий процесс. На этом этапе педагог предлагает конкретные варианты поведения, которые могли бы помочь ребенку скорректировать собственные действия для наилучшего освоения анализируемого навыка.

7. Каждое дополнение желательно продемонстрировать самому.

С одной стороны, это позволит понять, что вы имеете в виду, и даст ему возможность смоделировать у вас демонстрируемый навык. С другой стороны, это подтвердит, что вы сами умеете делать то, на что указываете другим.

8. Первое слово предоставляется самому ребенку и только потом говорит педагог.

Этот пункт закрепляет у человека навык самостоятельной работы с обратной связью, снижает стрессовость ситуации и повышает значимость полученной информации. Для того чтобы дать обратную связь о собственных действиях, человек вынужден «прокрутить» их заново и проанализировать, тем самым развивая навык саморефлексии. Умение открыто говорить о собственных достоинствах и успехах полезный в современном мире навык. А если человек сам обнаружит элементы, которые требуют доработки, и укажет пути их усовершенствования, то это даст, как минимум, три позитивных следствия.

Составляющие эффективной обратной связи

1.     Своевременная и системная подача.

Чтобы ребенок корректно воспринял обратную связь, она должна быть дана в той же последовательности, в которой он выполнял задания. Оценку и толкование результатов желательно делать на том же занятии или на следующем. Обращайте внимание на эмоциональное самочувствие ребенка. Иногда лучше отложить диалог, если ребенок психологически не готов к восприятию и сказанное будет воспринято искаженно.

2. Доступный язык.

Все, что вы хотите донести до ребенка, должно быть подано в доступном для него объеме и понятной форме. Здесь потребуется понимание психологических и интеллектуальных возможностей каждого отдельного ребенка. Кому-то требуется больше уточнений и конкретизации, а кто-то схватывает «на лету».

3. Конструктивная критика и похвала.

Любые замечания, как положительные, так и отрицательные, должны быть объективными и обоснованными. Указывая на определенные моменты в ответе, следует не просто дать оценку «верно» или «неверно», а подробно разъяснить. «Это решение правильно, потому что...»; «этот вариант не подходит, так как...» Нередко на занятии уделяется много времени разбору неправильных работ. Чаще пользуйтесь положительной обратной связью. Такой подход способствует повышению заинтересованности и мотивации ребенка в обучении, ведь его достижения не были отмечены. Лучшие ответы надо анализировать, отмечая наиболее удачные моменты.

4. Сравнение.

Детям важно видеть собственный прогресс. Для этого нужно сравнение. Но ни в коем случае не сравнивайте разных детей, ведь каждый из них обладает различными качествами, способностями и обучаемостью! Сопоставляйте успехи определенного ребенка с его же предыдущими результатами. «Я вижу итог твоих стараний: количество правильных ответов выше, чем на прошлом занятии...»

5. Оценка решений ребенка, а не его личности.

Данный пункт больше применим при отрицательной обратной связи. Педагог анализирует конкретные действия и их итоги, недочеты и ошибки, не задевая личностных характеристик. Иначе это приведет к внутренней обиде и нежеланию продолжать изучение предмета. При рассмотрении хорошо выполненной работы, наоборот, можно похвалить и самого ребенка.

6. Конкретика в указаниях.

Во время анализа следует четко называть детали в ответе или работе, называть точное время происходящего события. Расплывчатое «Вы всегда так делаете...» может привести к тому, что аудитория применит эту фразу не к той ситуации, которую вы подразумеваете. Комментарий педагога должен содержать дальнейший план действий. «Это неверно, давайте сделаем вот так и посмотрим, что это даст...». Дети нуждаются в руководстве, как достичь улучшения. При этом также важно иметь в виду особенности каждого ребенка.

Достижение эффективной обратной связи позволяет полноценно увидеть ход процесса получения знаний и развития ребят, а дети получают оценку своей деятельности, информацию о недостатках, успехах, способах корректировки и улучшения.

Приемы получения обратной связи

Успешная организация обратной связи в доу позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание группы на должном уровне.

Проверка знаний

Проверка знаний проводится на большинстве занятий и, безусловно, является обратной связью. Здесь уместны многие традиционные формы:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос (письменный или устный);
  • взаимопроверка;
  • викторина;

Объяснение нового материала

В процессе объяснения нового материала стоит время от времени обращаться к обратной связи. Это помогает не только держать группу в активном рабочем состоянии, но и контролировать, понимают ли ребята объяснение. Например, можно время от времени предлагать краткий вопрос по объясненному (Почему это произошло? Это было удачное решение? Вам понравилось, как поступил).

Еще интереснее предлагать вопросы-прогнозы: Как вы думаете, это решило проблему? Прав ли он был? Что из этого может получиться? Можно ли таким образом добиться результата?

Закрепление изученного

На этапе закрепления нового различные средства обратной связи с детьми особенно важны и уместны. Ведь если материал плохо усвоен, не стоит надеяться, что он станет понятнее позже. Если результат низкий, воспитатель должен быть готов к тому, что тему придется рассмотреть еще раз.

Здесь, в конце занятия, стоит отдать предпочтение наиболее динамичным и игровым формам: ребята уже устали и нуждаются в некотором «оживлении».

Домашняя работа с родителями

Это, конечно, тоже форма обратной связи с детьми, результаты которой будут видны на следующем занятии. Можно пофантазировать и предложить что-нибудь нестандартное:

  • инсценировку;
  • исследовательскую работу (поиск какой-либо информации);
  • сочинить сказку, сделать книжку;
  • иллюстрации, рисунки и т. п.;

Наличие интересных форм обратной связи в детском саду поможет воспитателю сделать работу живее и интереснее.

Формы обратной связи с семьями воспитанников

Широко используются такие традиционные формы как:

  • Индивидуальная (поговорить с каждым родителем и спросить его мнение о мероприятии);
  • Групповая (когда родители в ходе мероприятия были разделены на группы, и каждая группа высказывала свое мнение);
  • Коллективная (например, «круглый стол», когда каждый родитель высказывается по очереди;
  • Метод анкетирования. Позволяет собрать данные о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от проделанной работы;
  • Социальные сети. В них педагоги и родители обмениваются файлами мультимедиа, могут задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель с планами работы, может рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т.д;
  • Электронная почта –универсальное и интерактивное средство связи. Любой родитель имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить онлайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если необходимо;
  • Сайт учреждения – в нем родители могут найти новости о запланированных и предстоящих мероприятиях, пройти онлайн анкетирования и задать интересующие вопросы;
  • Смс-рассылка – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей;
  • Взаимодействие с родителями в мессенджерах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70

3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.

4. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96 с.

5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.