Урок "Мотивы и потребности в выборе профессии"

Гогинова Наталия Александровна

Методическая разработка профориентационного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_motivy_i_potrebnosti_v_vybore_professii.zip2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Мотивы и потребности в выборе профессии»

 Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Желаю вам продуктивной работы,  успехов и хорошего настроения. Сегодняшний день, 20 декабря, является Международным днем солидарности! Помощь и поддержка для каждого из нас чрезвычайно необходимы в такое непростое время. Я надеюсь, что вы меня сегодня поддержите своей активностью и работоспособностью на уроке, а я, в свою очередь, поделюсь с вами знаниями, которые помогут вам осознанно подойти к выбору профессии.

     Актуализация знаний учащихся

     Работа в парах. Задание. Вам необходимо в бланке выбрать самые важные позиции, которыми необходимо руководствоваться при выборе профессии. Из перечисленных девяти – правильные только три. Подумайте!

1.

Диплом именно этого учебного заведения ценится на рынке труда

2.

Профессия модная, престижная, ее представителям многие завидуют

3.

Основываю свой выбор на своих способностях

4.

Выбираю эту профессию, так как мне нравиться математика

5.

С этой профессией у меня всегда будет возможность трудоустройства

6.

Пойду в это учреждение, так как у меня нет четкого ориентира

7.

Основываю свой выбор на своем интересе

8.

Возможность учится и работать с друзьями

9.

Я не знаю тонкостей этой профессии, но мне очень нравиться работать с цифрами

3

5

7

     При выборе профессии следует руководствоваться тремя позициями:

     «хочу» - это ваши интересы, склонности, желание заниматься интересующим вас делом,

     «могу» - уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности,

     «надо» - спрос на профессию, потребность в ней общества.

     Соблюдение этих 3-х условий обеспечивает успешность в выборе профессии.

     В нашем регионе большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда». Вот именно поэтому большинство из вас не рассматривает такие профессии, как полярник, разведчик, космонавт и балетмейстер, а выбирает обыденные и более знакомые профессии.

     Но положение можно изменить, если иметь мечту, очень сильное желание, стремление к поставленной цели. И вот об этом мы сегодня и поговорим.

     Тема и цели урока

      Начать я хочу с одной истории (притчи).

      Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому  по вопросу.

     У первого спросил:

     -Что ты делаешь?

        И тот с ухмылкой ответил, что целый день возит проклятые камни.

        У второго спросил:

       -А что ты делаешь целый день?

        И тот ответил:

       -Я добросовестно выполняю свою работу и зарабатываю деньги для своей семьи.

       -А ты чем занимаешься? – спросил мудрец у третьего.

       А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

        -А я принимаю участие в строительстве прекрасного храма.

     Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

     Обсуждение: Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего- святое. У них разные мотивы и потребности. Как будет звучать тема нашего урока (Ответы детей).

     «Мотивы и потребности в выборе профессии» тема нашего урока. Как вы думаете, какие цели мы должны достигнуть. Сегодня вы не только познакомитесь с этими понятиями,  но и на основе самодиагностики изучите свои ведущие мотивы и потребности при выборе профессии.

     Действительно, в трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. А что такое мотив? (Ответы учащихся и определение из словаря).

     Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю?  

     Вопрос к учащимся: «Для чего ты учишься?», «Для чего ты хочешь получить профессию?» («Я учусь для того, чтобы ….» «Я хочу получить профессию… чтобы…»)

     Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное. Нередко мы приписываем себе или другому человеку ложные мотивы.

     Например, маститый ученый беспощадно критикует своего молодого коллегу. Чем вызвана эта критика? Желанием помочь или старческой завистью?

     Молодой человек помогает одинокой старушке. Он делает это бескорыстно или рассчитывает на завещание в свою пользу?

     Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются.

     Например, мама страстно мечтает, чтобы ее дочь стала балериной. Хотя девочка к балету не проявляет ни малейшего интереса и не имеет необходимых данных. Просто мама, таким образом, пытается реализовать свою неосуществленную мечту стать балериной.

     Юноша хочет стать полицейским. Что движет им? Стремление защитить людей от преступников или возможность распоряжаться судьбами других людей?

Молодой человек устроился в полицию. За три месяца ни разу не пришел в бухгалтерию за зарплатой. Коллеги спрашивают:

— Ты что же за деньгами не идешь?

— Еще и зарплату дают? А я думал: пистолет дали, и крутись, как хочешь.☺ 


    Высокий уровень профессионализма определяется не столько способностями человека
сколько его мотивацией и системой ценностей.

     Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации. А что такое мотивация? (Ответы учащихся)

«Природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).

Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу. ☺

     Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Проще говоря, мотивация — это двигатель человеческих поступков.

     Работа в группах. Задание. Ознакомьтесь со следующими примерами и ответьте на вопрос, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей?

…Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентина не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где жонглирует гирями, выдерживая груз почти в тонну.


…В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Бережная - Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль.


...Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но, чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомнения специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета.

     Вывод: все эти люди отличаются огромным жизнелюбием, упорством, мощной внутренней мотивацией. Изнурительный труд и преодоление трудностей помогли им достичь мастерства. А слава и все, что ей сопутствует — это уже приложение. И так — в любом деле.

     Задание. «Определение мотивации» (методика Головахи).

     Прочитайте приведенные суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.

2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.

3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.

4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

     Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

     Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

     Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.

     Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане» А.С Пушкина?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, — говорит одна девица,

Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».

«Если б я была царица, — говорит ее сестрица,

Я б на целый мир одна наткала бы полотна».

«Если б я была царица, — третья молвила девица,

Я б для батюшки-царя родила богатыря».

     Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.

     Многие люди испытывают чувство досады и бессилия от того, что не могут достичь всего, чего хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей.

     

      Релаксация. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик».

      Домашнее задание.

      Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Какие ценности? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое? Прочитайте отрывок из книги М.Веллера «Все о жизни». Разделяете ли вы его взгляды, как большинство людей обходятся с этими ценностями.

     Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности недостаточно одной профессиональной пригодности — необходима мотивация.

     А в основе любой мотивации лежат потребности человека. Давайте вспомним пирамиду потребностей американского психолога А. Маслоу, с которой вы уже должны быть знакомы из уроков обществознания (Учащийся составляет пирамиду потребностей).

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

УВАЖЕНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИЩЕННОСТИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

     Согласно теории Маслоу потребности подразделяются на низшие и высшие. В слове «низшие» нет ничего обидного, они есть у всех людей. Это физиологические потребности (в пище и воде, воздухе, тепле, крыше над головой и т. д.) и потребность в защищенности от враждебных действий других людей, стихийных бедствий и техногенных катастроф, уверенность в завтрашнем дне. Далее идут социальные потребности (чувство принадлежности к семье, потребность в любви). Следующий уровень — потребности в уважении и самоуважении. Высший уровень — потребности в самореализации, максимальном раскрытии своих способностей.

     По мнению Маслоу, для большинства людей выход на более высокий уровень невозможен до тех пор, пока не удовлетворена потребность более низкого уровня. Как вы это понимаете, приведите примеры из жизни?

     Пример: Вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас тянут в консерваторию. Мы испытываем дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные.  

     Но большинство людей не способны подняться выше второй ступени, оставаясь на уровне физиологических потребностей. А они, в отличие от высших, имеют границу насыщения. Не все ее улавливают, не все могут вовремя остановиться (пример с Римской Империей, болезнью булемией).    

      Застревание на «нижних этажах» иерархии потребностей возникает и в том случае, если они не удовлетворяются. Помните Акакия Акакиевича, героя гоголевской «Шинели»? У бедного чиновника была одна, но пламенная страсть — сшить новую шинель. Когда уличные грабители сняли с него эту шинель, жизнь для бедолаги потеряла смысл, и он умер. Жизнь теряет смысл и в том случае, когда человек получает все, что хочет. Может быть, поэтому в развитых странах клиентами психоаналитиков и психиатров чаще всего становятся очень обеспеченные люди, а россияне считаются самой сильной нацией.

     Человек развивается полноценно только в том случае, если не останавливается на низших ступенях. Если вам посчастливится найти такой вид деятельности, в котором вы сможете реализовать высшие потребности — потребность в общении, уважении и самореализации, то вам не грозит пресыщение, поскольку эти потребности ненасыщаемы.

     В конце жизни А. Маслоу понял ограниченность своей классификации потребностей. Как вы думаете, в чем несовершенство его «пирамиды»? (Ответы учащихся)

     Ведь именно человек способен ради высших целей пойти на многие лишения, пренебречь безопасностью ради любви, поделиться с ближним последним куском хлеба, отдать жизнь за свои убеждения.

     А какие потребности преобладают у вас?

     Задание. Самодиагностика «Актуальные потребности»

     Перед вами список важнейших потребностей. Попробуйте расставить их по степени важности для себя: самую важную потребность поставьте под №1, следующую по значимости потребность – под №2 и так далее до №15. Мысленно проговаривайте фразу «Я хочу…»

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Избавиться от боли

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Иметь возможность утолить голод и жажду

9. Повышать уровень мастерства.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться узнавать что-то новое.

12. Обеспечить себе положение, влияние.

13. Иметь возможность отдохнуть после тяжелой работы

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

     В первую пятерку входят самые значимые для вас на данный момент потребности (оцениваются в 3 балла). Во второй пятерке – менее значимые (оцениваются в 2 балла). В последнюю пятерку- неактуальные для вас потребности в данный момент (оцениваются в 1 балл). Подсчитайте и запишите сумму баллов по каждой группе потребностей.

  • Материальные потребности – 4, 8, 13.
  • Потребности в безопасности – 3, 6, 10.
  • Социальные потребности – 2, 5, 15.
  • Потребности в признании – 1, 9, 12.
  • Потребности в самовыражении – 7, 11, 14.

     Группа потребностей, которая набрала наибольшее число баллов, является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры.

     Рефлексия. Проанализируйте полученные результаты диагностики с профессиями, представленными в таблице. Совпадают ли ваши личные профессиональные предпочтения с ведущей потребностью. Как вы думаете, может ли эта информация помочь вам в выборе профессии, будет ли полезна?

Потребности

Профессиональная деятельность

Физиологические потребности

Возможность утолить голод и жажду, отдохнуть после тяжелой работы

Потребности в безопасности

Крупные государственные предприятия (заводы), гос. учреждения,

офисная работа

Социальные потребности

Забота и помощь другим людям:

педагогика, медицина,

социальная работа, спасение людей

Потребности в признании

Престижные и статусные профессии: юрист, экономист,

государственный чиновник

Потребности в самовыражении

Свободные или творческие профессии: режиссер, художник, дизайнер, актер, фотограф, музыкант

     Я благодарю вас за активное участие на уроке и напоследок предлагаю вашему вниманию еще одну притчу.

Притча о бабочке

     Давным-давно в старые-старые времена. В высоких тибетских горах жил мудрец. Слава о его мудрости обошла весь свет. Со всех стран спешили к нему люди за советом, помощью, поделиться своими радостями и печалями.

     Тогда же в низовьях этих гор жил юноша. Он не верил в мудрость старца, и хотел доказать всем, что тот простой обманщик. Решил он, что пойдет в поле, поймает бабочку, возьмет её в ладони, поднимется к мудрецу и задаст ему вопрос «Мудрец, как ты думаешь, бабочка жива или мертва?» Если он скажет - жива, я сожму ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертва, я разожму ладони, и она улетит. Решил так и сделал. Пошел в поле поймал бабочку, поднялся к мудрецу и спросил «Мудрец, бабочка жива или мертва?» Посмотрел на него мудрец и ответил «Все в твоих руках».

     Все в ваших руках: ваша судьба, ваша жизнь, ваш путь, ваш профессиональный выбор.  

    С вами интересно работать. Спасибо за урок.