Учимся мыслить позитивно
Формирование жизнестойкости и позитивного мироощущения у обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uchimsya_myslit_pozitivno.zip | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
Методическая разработка
открытого мероприятия
«УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ ПОЗИТИВНО»
Педагог-психолог
Н.А. Гогинова
Свирск
2024
План-конспект мероприятия
Дата проведения: 28.02.2024 г.
Тема: «Учимся мыслить позитивно».
Участники: учащиеся 10 класса.
Цель мероприятия:
Формирование позитивного мироощущения у учащихся.
Задачи:
- создание мотивации к расширению знаний о сознательном оптимизме;
- закрепление чувства уверенности в своих силах и самоценности;
- активизирование способности к конструктивному восприятию любых жизненных обстоятельств;
- моделирование ситуации для самостоятельного нахождения и использования резервов положительных реакций и приёмов саморегуляции эмоциональных состояний.
Обеспечение мероприятия:
Проектор, компьютер, необходимый материал для создания и демонстрации «дерева жизненных событий», презентация, мультфильм «Барашек и Кролень», цитаты об оптимизме, шоколадные конфеты с пожеланиями, прозрачная чаша, бумажные стикеры, ручки, карточки с заданиями.
Ожидаемый результат:
- расширение знаний учащихся о феномене сознательного оптимизма;
- закрепление желания для овладения позитивными способами реагирования;
- повышение коллективной сплоченности коллектива.
Форма проведения: мотивационное занятие.
Продолжительность мероприятия: 40-45 мин.
Приёмы и методы работы:
- психогимнастические упражнения;
- работа в малых группах;
- упражнения тренингового характера;
- мини-лекция;
- «мозговой штурм»;
- работа с притчей и видео-материалом;
- шоколадотерапия.
План проведения занятия:
№ п/п | Этап | Содержание, приемы и методы | Время |
1 | Организационная часть | - Приветствие участников занятия; - «Погружение» в тему занятия посредством притчи; - Психогимнастика, позволяющая расслабиться, сбросить напряжение и настроиться на восприятие предлагаемой информации. | 5 мин. |
2 | Основная часть (информационно-содержательная) | - Понятие позитивного мышления (техника «рефрейминг»); - Индивидуальная работа учащихся (упражнение «Позитивный перефраз»); - Упражнение в группах «Позитивный перефраз»; - Понятие сознательного оптимизма; - Упражнение «Три волшебных вопроса» для анализа выбранной группой ситуации; - Работа группах: составление памяток: «Приемы антистрессовой защиты» и «Правила позитивного начала и завершения дня»; - Создание «дерева жизненных событий» с целью демонстрации целостности и гармоничности всего происходящего; - Демонстрация и обсуждение мультфильма «Барашек и Кролень», подтверждающего силу сознательного оптимизма. | 30-35 мин. |
3 | Заключительная часть (рефлексия) | - Шоколадотерапия с целью раскрытия резервов положительных эмоций; - Личное мнение учащихся по обсуждаемой теме (по желанию). Оказалась ли тема разговора важной или оставила равнодушной? - Всем участникам выразить свое впечатление о прошедшем занятии на стикерах. - Поблагодарить всех участников за активную работу. | 5 мин. |
Ход занятия
Организационная часть
(СЛАЙД 1).
Вступительная часть. Здравствуйте ребята! Сегодня я бы хотела начать нашу встречу с небольшой Китайской притчи (СЛАЙД 2).
Однажды в колодец упал осёл и стал жалобно кричать, зовя на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Рассуждения хозяина были о том, что тот осел уже старый, и ему недолго осталось, и он все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже почти высох, и он уже давно планировал засыпать его и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыпать старый колодец, да и ослика заодно закопать.
Он попросил о помощи соседей, которые дружно взялись за лопаты и начали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще громче и жалобнее!
Однако, скоро ослик замолк. Хозяин заглянул в колодец и увидел, что каждый кусок земли, который попадал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению окружающих, ослик оказался наверху и смог выбраться из колодца!
- Знакомая история? О чём она?
- Совершенно верно, - о конструктивном переживании трудностей и проблем.
- Конечно, в нашей жизни тоже бывают сложности, связанные с учебой, взаимоотношениями с близкими людьми, профессиональной деятельностью. И каждый раз, когда к нам летит очередной ком, стоит напомнить себе, что мы в силах стряхнуть его и именно благодаря этому, подняться немного выше в своём личностном развитии.
- Сегодня мы поговорим о том, что такое сознательный оптимизм и познакомимся с некоторыми приёмами позитивного мышления.
А прямо сейчас предлагаю улучшить свое настроение и настроиться на продуктивную работу (СЛАЙД 3). (Комплекс психогимнастических упражнений для поднятия настроения). Для этого нам необходимо встать.
Есть мнение, что негативные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах. Предлагаю сейчас от них избавиться! Сложите руки в «замок» за спиной. Напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте накопившееся напряжение с кистей.
Теперь сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организме увеличивается количество эндорфина – «гормона счастья».
Смачно зевните и наполните организм кислородом! (На уроках психологии вы можете смело потягиваться и зевать, так как именно психолог знает, что такое поведение является не проявлением скуки и равнодушия, а доступными антистрессовыми упражнениями).
А сейчас улыбнитесь, пожалуйста! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Улыбайтесь, даже если вам этого не хочется. Дело в том, что наш мозг ассоциирует улыбку с хорошим настроением, радостью и другими позитивными эмоциями. Очень скоро искусственно вызванная улыбка позволит Вам почувствовать себя заметно лучше и бодрее.
- Настроение улучшилось? Замечательно! Присаживайтесь! Во такие незатейливые упражнения! Но они реально помогают поднять настроение, прогнать хандру и сделать свою жизнь немного счастливее!
Основная часть (информационно-содержательная)
Итак, что же такое позитивное мышление? (СЛАЙД 4). Одной из эффективных и полезных техник, с которой мне хотелось бы вас познакомить, считается «Рефрейминг». Слово «рефрейминг» образуется из слова «фрейм», которое переводится как «рамка», и приставки «ре», что означает «изменение», - получается, таким образом, изменение рамки, т.е. точки зрения на ситуацию, ее оценку.
Замечательный пример рефрейминга встречается в старой восточной притче (СЛАЙД 5).
Одному восточному правителю приснился страшный сон. Во сне он увидел, как один за другим у него выпали все зубы. Сильно этим обеспокоенный, он призвал своего толкователя сновидений. Тот очень внимательно выслушал рассказ правителя и сказал:
— Мой господин, я должен сообщить тебе плохую весть. Так же, как ты потерял все свои зубы, ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Это толкoвание разгневало правителя. Толкoватель сновидений, не сумевший сказать ничего хорошего, был брошен в тюрьму. Затем царь позвал другого толкователя снов. Тот, выслушав рассказ о сновидении, сказал:
— Мой господин, у меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить дольше, чем другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех.
Царь обрадовался и щедро наградил толкoвателя за эти слова. Придворные были в изумлении:
— Твои слова почти не отличались от слов твоего предшественника. Так почему же он был наказан, а ты получил награду? — спросили они.
Удачливый толкователь снов на это ответил:
— Вы правы. Мы оба одинаково истолковали сновидение. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как это сказать!
Рефрейминги очень легко применять в повседневной жизни (СЛАЙД 6). - Давайте потренируемся! Я предлагаю вам выражение, а вы стараетесь перефразировать его в позитивном ключе.
1. Мы против загрязнения окружающей среды.
1. Мы за чистый и свежий воздух.
2. Опять совершил ошибку!
2. Получил жизненный урок. Чему-то научился! Приобрел опыт!
3. Валюсь с ног! Нет сил!
3. Какой насыщенный событиями и встречами день.
(СЛАЙД 7). У вас у каждого на парте есть листочек с таблицей. Запишите на листочке в 1-ом столбце 3 качества, черты или привычки, которые помогают вам в жизни добиваться успехов. Запомните их, и вспоминайте в непростые периоды вашей жизни, это ваши внутренние ресурсы. А теперь, во втором столбце запишите 3 качества, черты или привычки, которые мешают вам достичь в жизни желаемого, с которыми вы постоянно ведете борьбу. Посмотрите на них внимательно!
Любое наше качество в организме существует не просто так. Оно несет полезную функцию, поэтому и существует. До тех пор, пока мы этого не замечаем, мы не можем этим пользоваться, а даже изводим в себе эти черты. Как правило, безуспешно. Я предлагаю вам не бороться с этими качествами, а узнать, в чем их смысл и задача.
(СЛАЙД 8). Еще Теун Марез в свое время утверждал, «Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности».
Представьте, что каждое качество на самом деле выполняет важную роль. Попробуйте обнаружить, или угадать, или придумать, какую именно и чем она важна? Если вам удастся обнаружить, вы увидите, что на самом деле это качество является вашим достоинством. У вас есть 2 минуты, запишите в 3 столбец полезную функцию того качества, с которым вы ведете борьбу. Теперь, когда вы это знаете, вы можете использовать его лучше, в более уместные моменты и без побочных эффектов.
«Я не жадный, я домовитый»
Домовенок Кузя
Кто желает поделиться полученным результатом. Я предполагала, что желающих будет не много, так как не всем хотелось бы во всеуслышание говорить о своих каких-то слабостях. Поэтому, давайте потренируемся по другому. Одному из участников группы предлагается фраза с негативной самооценкой «Я слишком…», которую он должен произнести громко и с нотками сожаления. Остальные участники группы предлагают свои рефрейминги, начиная со слова «Зато…».
Я слишком… | Зато… |
…вспыльчива | …ты чувствительная и непредсказуемая девушка! …твой огонек издалека видно! |
…часто не завершаю начатые дела | …можешь начать их заново! …тебе постоянно есть чем заняться! |
…мало работаю | …клёво и часто отдыхаешь! …другие об этом только мечтают! |
…свободолюбива! | …ты всегда сможешь найти повод для революции! …ты не зависишь от окружающих! |
…часто совершаю глупые поступки | … Глупые ошибки – ключ к нестандартным решениям! … И привлекаешь к себе внимание! ... твоя жизнь яркая и насыщенная! |
…люблю быть в центре внимания | …тебя всегда видно! …из тебя может получиться хороший ведущий! …ты можешь ничего не бояться! |
…мнительна | …редко ошибаешься! …ты думаешь больше всех! … осторожная, поэтому можешь избежать проблем! |
…ценю справедливость | …можешь быть арбитром или прокурором! …объективно смотришь на вещи! … ты можешь защитить как свои интересы, так и интересы другого человека! |
…раздражителен и агрессивен | …ты сможешь наругаться на вредную продавщицу! …к тебе лишний раз не пристанут! |
…высокая | …тебе легко ориентироваться в любой толпе! … можешь добиться успехов в баскетболе или стать моделью! |
…часто критикую поведение своих друзей | …они у тебя есть! …они никогда не останутся без твоего внимания! … Это означает, что они тебе небезразличны! |
… медлительная | … Тише едешь – дальше будешь! … ты все делаешь тщательно и качественно! …ты не совершаешь импульсивные и необдуманные поступки! |
Отлично потренировались!
Хочется подчеркнуть! (СЛАЙД 9). Идея позитивного мышления заключается не в том, чтобы НЕ ЗАМЕЧАТЬ НЕГАТИВА. Позитивное мышление в том, чтобы научиться сознательно изменять отношение к сложившейся ситуации. А чтобы что-то сделать реально, не стоит составлять списки того, чего у нас нет, надо быстро сориентироваться, чем мы владеем, каковы наши ресурсы.
Наверняка, у многих из вас промелькнула мысль, что всё это мы знаем, но всё равно не получается с оптимизмом реагировать на происходящее вокруг. Как же быть?
Овладевать позитивным мышлением!
Умение видеть в любой, а особенно в трудной ситуации позитив, ресурсы, возможности – это вовсе не игра ума, а ценный навык, который можно развивать, тренировать и совершенствовать. В конечном итоге позитивное мышление войдет в привычку, и вы будете воспринимать жизнь со всеми ее сюрпризами, даже иногда неприятными, как захватывающее приключение!
Обращаю ваше внимание на еще один пример.
(СЛАЙД 10). Однажды одна фирма, производящая обувь, отправила в Африку двух своих представителей, чтобы они выяснили, насколько перспективен новый рынок. Вскоре от каждого из «разведчиков» пришло по одной телеграмме. В каждой было по шесть слов, и пять из них – одинаковые. В первой было написано: «Ситуация безнадежная, здесь все ходят босиком!». Вторая телеграмма гласила: «Ситуация благоприятнейшая: здесь все ходят босиком!».
Два человека оказались в одной и той же ситуации, но оценили ее диаметрально противоположно. Но вот, что самое главное: только позитивный взгляд открывает «двери» для дальнейших действий.
Яркий пример позитивного мышления мы находим и в классике мировой литературы – в книге Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Осознав, в какой ситуации он оказался, Робинзон пишет список – две колонки: «худо» и «хорошо». Привожу список Робинзона в сокращенном виде (СЛАЙД 11).
«Худо» | «Хорошо» |
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление | Но я жив, я не утонул подобно моим товарищам |
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе | Но зато я выделен из всего нашего экипажа; смерть пощадила одного меня |
У меня мало одежды и скоро мне будет нечем прикрыть свое тело | Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды |
Я беззащитен против нападения людей и зверей | Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если б меня выбросило на африканский берег? |
Обратите внимание: вывод о том, что на острове можно жить, что жизнь продолжается, что нужно действовать (так же, как в примере с обувью в Африке), Робинзон делает на основе содержания позитивной колонки, позитивной части списка. Кстати говоря, именно после составления его Робинзон перестал понапрасну высматривать в море спасительный корабль, а все силы направил на то, чтобы сделать свою жизнь на острове лучше, безопаснее, комфортнее.
Пример литературного героя достоин подражания в реальной жизни. В трудной ситуации составляйте ваш «Список Робинзона» (письменно!) – это психологически эффективный способ отнестись к происходящему спокойно, реалистично и позитивно. И самое главное: вы увидите, какие конструктивные действия возможны в данной ситуации на основе имеющихся в ней ресурсов и возможностей.
Те, кто считает себя счастливыми, успешными, уверенными, эффективными, находятся в более выигрышном положении по сравнению с теми, кто ожидает неприятностей, боится жизни! Как вы думаете, почему? Как ни парадоксально, именно последних и находят беды и трудности. (СЛАЙД 12). Можно сказать, что люди, ждущие неприятностей, сами их к себе притягивают, срабатывает психологический механизм «самореализующегося пророчества», который и в обратную сторону тоже работает. Поэтому, начните искать в жизни хорошее, и она станет предлагать вам его все больше и больше!
- О людях, с надеждой, верой и улыбкой шагающих по жизни говорят, что они оптимисты.
Сегодня мы учимся быть оптимистами и делаем это сознательно (СЛАЙД 13). Понятие «сознательного оптимизма» введено американским психологом, основоположником позитивной психологии Мартином Селигманом. Ему удалось продемонстрировать связь между стилем мышления, который мы выбираем – оптимистический или пессимистический, и успешностью в профессиональной деятельности. Исходя из вышесказанного, можно выделить два вида мотивации: мотивация «достижения успеха», свойственная успешным, оптимистичным людям, и мотивация «избегания неудач» свойственная людям нерешительным и неуверенным в себе. Приведу пример: школьнику предлагают поучаствовать в НПК. Как отреагирует на это предложение учащийся с мотивацией «достижения успеха»? Совершенно верно, участие в конференции в этом случае будет восприниматься, как возможность показать свои знания и опыт. А как отреагирует на это предложение учащийся с мотивацией «избегания неудач»? Скорее всего откажется, т.к. участие в НПК будет восприниматься им как стрессовая ситуация и страх перед негативной оценкой за возможно допущенные ошибки в выступлении. Я думаю, вопрос о том, кто из учащихся в жизни добьется большего успеха, уже будет лишним. И так, все ясно!
(СЛАЙД 14). Одним из действенных приёмов сознательного оптимизма для разбора и анализа любой жизненной ситуации является применение «Трёх «волшебных» вопросов»:
1. Что в случившемся есть хорошего?
2. Чему я смогу научиться?
3. Как могу исправить ситуацию с наименьшими потерями для себя?
(Работа в группах по анализу любой предложенной участниками ситуации и обсуждение).
Ситуации: 1. Конфликт с родителями.
2. Не поступил в выбранный ВУЗ.
3. Предательство друга.
Используйте приемы сознательного оптимизма в своей жизни, подходите к решению сложных жизненных ситуаций конструктивно!
Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.
Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят. Именно поэтому современный человек должен сознательно создавать вокруг себя зону комфорта и уметь эффективно “сбрасывать” накопившееся от стрессов напряжение.
Итак, продолжим работать в группах. Опираясь на свой житейский опыт, предлагаю каждой группе методом «мозгового штурма» составить памятки. По истечению 3 минут представить свои результаты:
1 группа – «Приёмы антистрессовой защиты» (СЛАЙД 15);
2 группа – «Правила позитивного начала дня» (СЛАЙД 16);
3 группа – «Правила позитивного завершения дня» (СЛАЙД 17).
Используйте предложенные правила в повседневной жизни, сознательно защищайте себя от негатива.
(СЛАЙД 18). Давайте попробуем представить нашу жизнь в виде дерева? («Создание дерева жизненных событий»)
- Корни – это ценности, заложенные родителями.
- Ствол и ветви – наши собственный личностный путь развития.
- Плоды, цветы и листва – обстоятельства, ситуации, наши решения и результаты. Настолько крона пышная и радующая глаз, насколько позитивно и конструктивно наше восприятие жизненных моментов.
- Каждое событие отражается в нас особыми эмоциями. Есть события, которые дарят радость, восторг, восхищение. Например, какие?
(после ответов прикрепляем крупные оранжевые цветы к дереву – 5 шт.)
- Есть события повседневные, обыденные, на первый взгляд. Какие, например?
(после ответов прикрепляем небольшие синие цветы к дереву – 5 шт.)
- Есть ситуации или встречи, вызывающие тревогу или сомнения.
Например, какие? (после ответов прикрепляем небольшие красные цветы к дереву – 5 шт.)
- А есть такие, что вызывают отрицательные эмоции и переживания. (прикрепляем 3 небольших серых цветка).
Посмотрите, пожалуйста, какой яркой и красивой получилась крона нашего дерева жизни. О чем это говорит?
Верно! О полноте, целостности, гармонии и закономерности событий в нашей жизни. Обладая информацией о сознательном оптимизме, любое событие нашей жизни можно воспринимать как НЕОБХОДИМОЕ нам для раскрытия способностей, резервов и ресурсов, а значит для развития, роста и совершенствования.
(СЛАЙД 19). Необходимо научиться принимать жизнь, в том числе и переживания, как невыразимо ценный подарок. На этом построены многие философские и религиозные традиции. У евреев есть такая притча: «Когда еврей ломает ногу, радуется, что не сломал обе ноги, когда ломает обе – благодарит за то, что не повредил шею, когда ломает шею – благодарит за то, что остался жив».
Римский философ Боэций сказал: «Удачи вводят нас в заблуждение, невзгоды нас учат». Наличие трудностей дает нам возможность острее чувствовать и осознавать те радостные моменты, которые преподносит нам жизнь.
В каждом из нас есть ресурсы прожить свою жизнь полно, благодарно принимая любые обстоятельства как часть яркой природы человеческого существования.
И для подтверждения наших рассуждений предлагаю посмотреть небольшой отрывок из мультфильма «Кролень». Внимание на экран! (СЛАЙД 20)
Просмотр мультфильма.
(СЛАЙД 21). Сегодня я выступала в роли того самого Кроленя и учила вас позитивно мыслить. надеюсь, что в общении с окружающими людьми вы тоже будете в нужный момент Кроленями и научите конструктивно реагировать на жизненные трудности, используя приемы переформулирования всех, кто в этом нуждается.
Заключительная часть (рефлексия)
Шоколадотерапия (СЛАЙД 22).
Напоследок ещё немного позитива: вы любите сладкое? Вы наверно слышали о содержащемся в шоколаде гормоне счастья – это совсем не вымысел, а научно обоснованное утверждение. Предлагаю выбрать конфету с пожеланием, надеюсь, она поднимет ваше настроение.
Один из принципов достижения высоких результатов в овладении позитивным мышлением состоит в усвоении хороших привычек и доведении их до автоматизма. Весь секрет в часто повторяемых определенных действиях. Попробуйте посадить себя на «позитивную диету»: целую неделю все негативные мысли переводите в позитивные. Начните действовать прямо сейчас!
Рефлексия. Наше мероприятие подошло к концу, хочется узнать ваше мнение о нашей встрече.
У вас на столах есть стикеры (СЛАЙД 23):
Если вам было интересно и вы узнали что-то новое и полезное для себя, то наклейте на доску стикер зеленого цвета.
Если вам было скучно, так как вы все это уже знали, выберите стикер желтого цвета.
Если вам было неинтересно, а происходящее на занятии вызывало раздражение, выберите стикер красного цвета.
(СЛАЙД 24). Спасибо большое за активную работу и вашу искренность. Живите на яркой стороне!