Педагогические технологии и приемы обучения на уроках технологии выбора профессии
Методы, приемы и технологии используемые на уроках профориентационной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheski_seminar.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Выступление на тему «Педагогические технологии и приемы обучения на уроках технологии выбора профессии»
15.02.2024 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Именно поэтому профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется в настоящее время огромное внимание.
Я представлю свой личный опыт работы в реализации данного направления через уроки технологии, а именно технологии выбора профессии в 9-х классах. На уроках школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. А психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется психологическая готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
На своих уроках я, наряду с психологическими, активно использую и различные педагогические технологии, некоторые из которых сейчас представлю вашему вниманию.
Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому, я, как психолог, глубоко убеждена, что одним из важнейших аспектов повышения эффективности урока является применение приемов здоровьесберегающей технологии, среди которых я использую:
- приёмы эмоционального настроя на урок:
Прием | Пример |
Позитивные установки | Такие, как позитивные установки. Например, приветствие ребят и пожелание им продуктивной работы, активности и хорошего настроения в начале урока. |
Интересные факты | Или интересные факты. На открытом уроке, я объявила учащимся, что 20 декабря является Международным днем солидарности! Помощь и поддержка для каждого из нас чрезвычайно необходимы в такое непростое время. Я надеюсь, что вы меня сегодня поддержите своей активностью и работоспособностью на уроке (обратилась я к детям), а я, в свою очередь, поделюсь с вами знаниями, которые помогут вам осознанно подойти к выбору профессии. Именно это и является основной целью наших профориентационных уроков. |
Мудрые мысли | Эффективным приемом настроя являются мудрые мысли, афоризмы, высказывания известных людей: Например, высказывание К. Дайсона «Даже индюков можно научить лазать по деревьям, но лучше для этих целей нанять белок» подталкивает учащихся к осознанию того, что любого желающего можно научить основным проф.навыкам, но успех и высокие достижения в профессии во многом обусловлены выраженными склонностями и предпочтениями к конкретной деятельности (данное высказывание – это подводка к теме «Определение профессионального типа личности», есть и другие примеры). |
Отрывки из произведений | На организационном этапе могут также использоваться отрывки из произведений или биографий известных людей: Данный отрывок я предлагаю на первом уроке в рамках темы «Важность выбора профессии в жизни человека», где подвожу учеников к тому, что выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, а их расплывчатое «хочу» должно обрести конкретные формы. - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот. - Мне все равно… - сказала Алиса. - Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот. Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» |
Притчи | В качестве психологического настроя могут использоваться притчи. |
Ассоциации | А ассоциации, например к слову «успех», «имидж», позволяют учащимся самостоятельно вывести определение этих понятий. |
Интрига | Интересным, на мой взгляд, приемом, является прием «Интрига», который уже в самом начале активизирует мышление учащихся. Детям задается вопрос, ответ на который они ищут в ходе всего урока. Данный прием способствует поддержанию интереса учащихся на протяжении всего занятия. Например: - Водитель с каким типом темперамента реже всего попадает в ДТП? (Данный вопрос используется в теме «Темперамент и профессия»). - Почему дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями? - Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? (ответ: некогда болеть накануне новогодних праздников). |
Приемами здоровьесберегающей технологии, которые я использую на своих уроках, являются также и приемы создания благоприятного психологического климата, это:
- улыбка;
- доброжелательный тон (всем нам известен такой феномен, как эмоциональное заражение, поэтому учитель должен, в первую очередь, сам демонстрировать позитивный настрой и положительное отношение к уроку);
- педагогическая находчивость (здесь я имею в виду адекватную реакцию на любые провокации со стороны учащихся, старшеклассники, как известно очень любят задавать каверзные вопросы и проверять компетентность учителя);
- а когда мое мнение не совпадает с точкой зрения ученика, конфликт неизбежен. И здесь важно его эффективно урегулировать, решить проблему с высоких педагогических позиций;
- создание ситуации успеха и индивидуальный подход к каждому ученику обеспечивает комфортное самочувствие, и, как следствие, повышенную работоспособность учеников на уроке.
Современный урок с его высокими нагрузками невозможен без приемов снятия эмоционального напряжения, и здесь я использую:
- уместный юмор (на открытом уроке понятие «мотивации – двигателя человеческих поступков» я представила, как внутренний волшебный пендель, который позволяет даже через «не хочу» идти к поставленной цели», а отсутствие мотивации не позволяет добиваться высоких результатов в чем-либо и здесь детям было представлено шуточное объявление из газеты: «Могу давать уроки английского, французского, немецкого, но не хочу».
- для снятия мышечного напряжения я провожу специальные психологические упражнения «Фунтик», «Воздушный шарик», «Потягушки» и т.д.;
- использую творческие задания с элементами арт-терапии (дети рисуют атрибуты профессий, создают собственные визитные карточки и т.д.);
- игры – профориентационные, ролевые, деловые. Например, «Аукцион», «Угадай профессию», «Советчик», «Собеседование», «Резюме», «Назови профессию»;
- особенностью моего предмета является то, что у детей отсутствуют какие-либо учебники или рабочие тетради, а поддерживать внимание учащихся мне помогают презентации к уроку, в которые я включаю видеофрагменты, фотографии и пр. информацию);
- а использование разнообразных форм работы дает возможность корректировать негативные эмоции учащихся на уроке, такие как скука, ослабление интереса, повышенная тревожность.
Диагностика уровня эмоциональной комфортности на уроках позволяет сделать вывод о том, что большинство учащихся чувствуют себя комфортно на уроках технологии, характеризуются активностью и оптимальной работоспособностью (График).
В своей работе я также применяю технологию развития критического мышления. Данная технология развивает у учащихся продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией. В основе данной технологии лежит трехфазная структура урока:
Стадия вызова предполагает пробуждение интереса к теме, актуализацию знаний, постановку целей.
Стадия осмысление – это содержательная стадия, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с информацией.
А на стадии рефлексии происходит активное переосмысление учащимся собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
На уроках мной применяются следующие приемы технологии развития критического мышления:
- Прием «Верно-неверно» может быть использован как на стадии вызова (на открытом уроке я предложила учащимся поработать с таблицей и определить верные критерии выбора профессии), так и на стадии рефлексии данный приём позволяет понять насколько учащимися усвоен новый материал (это в рамках темы «Определение типа мышления», а это тема «Темперамент и профессия»).
- Также я активно использую прием «Кластер», суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их выполнении в определенном порядке (данный прием я использую в темах с большим объемом теоретической информации для облегчения восприятия и осмысления учащимися новых знаний – это темы «Навыки самопрезентации», «Классификация профессий», прием «кластер» я применила и на открытом уроке «Мотивы и потребности в выборе профессии»).
- Прием «Интеллект-карта» используется мной на уроках в ходе знакомства с понятием «профессиограммы». Профессиограмма - это характеристика профессии, в которой описаны все ее особенности, содержание и характер труда. Т.о. интеллект-карта или карта памяти способствует структурированию и запоминанию большого объема информации. Более того, по итогам изучения данного курса учащиеся должны защитить проект «Моя будущая профессия» в самых различных формах: это может быть демонстрация творческих работ, написание сочинения, создание презентации, или интеллект-карты выбранной профессии. Смысл защиты – показать осознанность и обоснованность своего профессионального выбора.
- Такой приём, как «Концептуальные таблицы», применяется мной и на стадии рефлексии, но в большей степени — это стратегия ведения урока в целом. Особенно полезен данный прием на обобщающих уроках по итогам изучения модуля, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Учащиеся работают в микрогруппах, т.к. в одиночку очень сложно проанализировать такой большой объем информации.
Это одни из самых основных приемов, которые я применяю на уроках технологии.
Утверждать, что после изучения данного курса у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы слишком самоуверенно. Очень многое ведь зависит и от внутренней мотивации каждого учащегося и от стиля семейного воспитания. Однако, для многих выпускников уроки технологии являются информативными и полезными. Это подтверждается результатами анкетирования. В начале и в конце года с учащимися проводится экспресс-диагностика по данной анкете, состоящей из 5 вопросов. Эффективность уроков отражена в графике.
Сравнительный анализ свидетельствует о том, что уровень осведомленности учащихся о мире профессий, о своих психологических особенностях и способностях, которые необходимо учитывать при выборе профессии, повышается (Можно еще попробовать отследить совпадение профессионального выбора по итогам изучения курса «Технология» с социализацией выпускников на выходе из школы, но это уже в перспективе).
Свое выступление мне хотелось бы закончить словами Василия Александровича Сухомлинского. «… Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
Я надеюсь, что презентация моего опыта работы позволила мне раскрыть себя, как педагога. Спасибо за внимание!