ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕТОДАМИ ЭКО-АРТ-ТЕРАПИИ - «КАК ПАПА БЫЛ МАЛЕНЬКИЙ».

Максакова Дарья Константиновна

Максакова Дарья Константиновна

Г.Челябинск, МБДОУ ДС №384, педагог-психолог

 

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

 Гибкость и недирективность метода позволяет трансформировать арт-терапевтические методики и упражнения в соответствии с задачами, которые ставит перед собой ведущий. Кроме того, работа с изобразительными материалами, возможность реализовать свой творческий потенциал делает арт-подход очень привлекательным для участников арт-сессий.

При этом арт-терапевтические упражнения и техники не имеют строгих возрастных границ и противопоказаний, они широко используются в работе с разными возрастными группами, от маленьких детей до людей преклонного возраста.

Рисование общей целостной картины в виде пазла, мандалы, ковра позволяет гармонизировать взаимодействие в  любой группе. Его можно трансформировать и адаптировать под любые задачи. Под работу с любой численностью группы и семьи.

Адаптация данного упражнения называется «Как папа был маленький» -созвучно с одноименным произведением для детей Александра Раскина, которое и послужило вдохновением для создания этой формы упражнения.

Данная техника позволяет гармонизировать взаимодействие в семье, в том числе между детьми и родителями. Также,  задачи, решаемые с помощью этой адаптации упражнения  – это    активизация здоровых форм общения, развитие способностей понимания между поколениями в семье, установление контакта, формирование навыков эффективного общения в семье.

Для упражнения необходимы следующие материалы: рулонная бумага (или старые обои), маркер, гуашь, кисти, если добавляем в работу экологичный подход то еще камни, гербарий, сухофрукты, засушенные апельсины, шишки, кора, мох, соты и т.д.

Заранее подготовьте поле бумаги для работы: нарисуйте пазл количество частей, которого будет соответствовать количеству участников группы +1 (чтоб оставался всегда 1 дополнительный).

Ход упражнения:

Итак, посмотрите на пространство общего листа, выберете себе часть, которая вам комфортна. Обозначьте своей рукой. А сейчас отправьтесь в путешествие своей памяти и вспомните самое теплое или может быть яркое воспоминание о детском садике. Если вы не посещали детский сад, то это может быть воспоминание из детства. Вспомните, наполнитесь теми ощущениями, чувствами, которые были тогда с Вами. И начинайте рисовать на той части пазла, которую вы выбрали для себя. Это могут образы, линии, пятна,  сюжетный рисунок. Рисуйте то, что идет из Ваших чувств. Есть одно правило – нельзя выходить за границу и заходить к другим в их пространство пазла.

Пока творите подумайте, можете ли вы поделится с группой этим воспоминанием.

(На рисование даем достаточно времени не меньше 30 мин. Если работа идет в рамках экологического подхода арт-терапии, то к рисованию предлагаем добавить арт-обьекты из эко-материалов предложенных выше.)

После того как вы закончили можно отойти чуть дальше и посмотреть хотели бы вы что- то изменить в своем пространстве или все прекрасно?

А сейчас, когда все закончили, я предлагаю поделиться своими историями из детства. Какие чувства сейчас вызывают эти рассказы и воспоминания?

(Участники делятся своими историями, рассказывают в доступной им форме. Дети-дошкольники могут рассказать о событиях, которые были совсем недавно).

Отлично, и когда все кто хотели, поделились  своим теплым воспоминанием, я предлагаю, вам отправится в гости друг другу. Но, есть определенные правила: если вы хотите, что-то изменить и добавить делайте это бережно, в гостях мы ведем себя крайне вежливо.

Если вы не хотите, чтоб к вам приходили и что-то изменяли в вашей части пазла, обозначьте это наклейкой стикера, которую потом легко убрать.

(Участники  отправляются в гости, в другие части общего пазла и вносят изменения, если считают нужным. Ведущий группы тоже может отправиться в гости и нарисовать то, что хочется ему)

Вернитесь к своему пространству. Посмотрите. Как вам изменения? Какие чувства вызывают? Что–то хотите еще исправить?

Также, предлагаю Вам посмотреть на наш пазл целиком? Как вам отзывается? Какие чувства вызывает когда вы видите работу всей группы?

(Пустой пазл можно заполнить всем участникам совместно если  захотят, оставить пустым, если задают вопросы о пустом пространстве в процессе, то можно предложить желающим заполнить его, ведь правило «не заходить на чужую территорию» распространяется только на занятые пазлы) 

В завершении хочу сказать, что с собой можно забрать свою работу, аккуратно вырезав по контуру.

Рефлексия:

Прошу поделиться своими чувствами? Как Вам сейчас? С чему уходите?

Всем спасибо за работу!

Итак, данный формат работы позволяет провести также диагностическую работу, отследить формы взаимодействия в семье провести отдельную консультационную работу уже по результатам Ваших наблюдений.

 

Список используемой литературы:

 

Курс Елены Абрамовой «Детская арт-терапия.Мир в скорлупе ореха» , «Арт-терапия.Сборник мастера.»

Копытин, А.И. Концептуальные основы эко-арт-терапии. Психологическая газета [Электронный ресурс]: http://psy.su/feed/7282/?yslid=licgomd58r763597460

Копытин, А.И.  Экологический и средовой подход в арт-терапии [Текст] / Под общ. ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2019. – 298 с.

Копытин, А.И. Экологичекая, природоцентрированная терапия искусством // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru

Копытин,  А.И. Средовый и экологический подход в арт-терапии и арт-педагогике[Текст]: методическое пособие / А.И.Копытин. - СПб.: СПБ АППО, 2017. - 52 с.

Копытин, А.И. Корт, Б. Техники ландшафтной арт-терапии [Текст] / А.И.Копытин, Б.Корт. - М. : Когито-Центр, 2013. – 104 с.

Экопсихологический подход, или знакомство с эко-арт-терапией. Преображение ландшафта души.  [Электронный ре­сурс]: http://magisteria.ru/eco-art-therapy

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksakova_d.k._festival_2024_kak_papa_byl_malenkiy.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕТОДАМИ ЭКО-АРТ-ТЕРАПИИ  -  «КАК ПАПА БЫЛ МАЛЕНЬКИЙ».

Максакова Дарья Константиновна

Г.Челябинск, МБДОУ ДС №384, педагог-психолог

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

 Гибкость и недирективность метода позволяет трансформировать арт-терапевтические методики и упражнения в соответствии с задачами, которые ставит перед собой ведущий. Кроме того, работа с изобразительными материалами, возможность реализовать свой творческий потенциал делает арт-подход очень привлекательным для участников арт-сессий.

При этом арт-терапевтические упражнения и техники не имеют строгих возрастных границ и противопоказаний, они широко используются в работе с разными возрастными группами, от маленьких детей до людей преклонного возраста.

Рисование общей целостной картины в виде пазла, мандалы, ковра позволяет гармонизировать взаимодействие в  любой группе. Его можно трансформировать и адаптировать под любые задачи. Под работу с любой численностью группы и семьи.

Адаптация данного упражнения называется «Как папа был маленький» -созвучно с одноименным произведением для детей Александра Раскина, которое и послужило вдохновением для создания этой формы упражнения.

Данная техника позволяет гармонизировать взаимодействие в семье, в том числе между детьми и родителями. Также,  задачи, решаемые с помощью этой адаптации упражнения  – это    активизация здоровых форм общения, развитие способностей понимания между поколениями в семье, установление контакта, формирование навыков эффективного общения в семье.

Для упражнения необходимы следующие материалы: рулонная бумага (или старые обои), маркер, гуашь, кисти, если добавляем в работу экологичный подход то еще камни, гербарий, сухофрукты, засушенные апельсины, шишки, кора, мох, соты и т.д.

Заранее подготовьте поле бумаги для работы: нарисуйте пазл количество частей, которого будет соответствовать количеству участников группы +1 (чтоб оставался всегда 1 дополнительный).

Ход упражнения:

Итак, посмотрите на пространство общего листа, выберете себе часть, которая вам комфортна. Обозначьте своей рукой. А сейчас отправьтесь в путешествие своей памяти и вспомните самое теплое или может быть яркое воспоминание о детском садике. Если вы не посещали детский сад, то это может быть воспоминание из детства. Вспомните, наполнитесь теми ощущениями, чувствами, которые были тогда с Вами. И начинайте рисовать на той части пазла, которую вы выбрали для себя. Это могут образы, линии, пятна,  сюжетный рисунок. Рисуйте то, что идет из Ваших чувств. Есть одно правило – нельзя выходить за границу и заходить к другим в их пространство пазла.

Пока творите подумайте, можете ли вы поделится с группой этим воспоминанием.

(На рисование даем достаточно времени не меньше 30 мин. Если работа идет в рамках экологического подхода арт-терапии, то к рисованию предлагаем добавить арт-обьекты из эко-материалов предложенных выше.)

После того как вы закончили можно отойти чуть дальше и посмотреть хотели бы вы что- то изменить в своем пространстве или все прекрасно?

А сейчас, когда все закончили, я предлагаю поделиться своими историями из детства. Какие чувства сейчас вызывают эти рассказы и воспоминания?

(Участники делятся своими историями, рассказывают в доступной им форме. Дети-дошкольники могут рассказать о событиях, которые были совсем недавно).

Отлично, и когда все кто хотели, поделились  своим теплым воспоминанием, я предлагаю, вам отправится в гости друг другу. Но, есть определенные правила: если вы хотите, что-то изменить и добавить делайте это бережно, в гостях мы ведем себя крайне вежливо.

Если вы не хотите, чтоб к вам приходили и что-то изменяли в вашей части пазла, обозначьте это наклейкой стикера, которую потом легко убрать.

(Участники  отправляются в гости, в другие части общего пазла и вносят изменения, если считают нужным. Ведущий группы тоже может отправиться в гости и нарисовать то, что хочется ему)

Вернитесь к своему пространству. Посмотрите. Как вам изменения? Какие чувства вызывают? Что–то хотите еще исправить?

Также, предлагаю Вам посмотреть на наш пазл целиком? Как вам отзывается? Какие чувства вызывает когда вы видите работу всей группы?

(Пустой пазл можно заполнить всем участникам совместно если  захотят, оставить пустым, если задают вопросы о пустом пространстве в процессе, то можно предложить желающим заполнить его, ведь правило «не заходить на чужую территорию» распространяется только на занятые пазлы)  

В завершении хочу сказать, что с собой можно забрать свою работу, аккуратно вырезав по контуру.

Рефлексия:

Прошу поделиться своими чувствами? Как Вам сейчас? С чему уходите?

Всем спасибо за работу!

Итак, данный формат работы позволяет провести также диагностическую работу, отследить формы взаимодействия в семье провести отдельную консультационную работу уже по результатам Ваших наблюдений.

Список используемой литературы:

Курс Елены Абрамовой «Детская арт-терапия.Мир в скорлупе ореха» , «Арт-терапия.Сборник мастера.»

Копытин, А.И. Концептуальные основы эко-арт-терапии. Психологическая газета [Электронный ресурс]: http://psy.su/feed/7282/?yslid=licgomd58r763597460

Копытин, А.И.  Экологический и средовой подход в арт-терапии [Текст] / Под общ. ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2019. – 298 с.

Копытин, А.И. Экологичекая, природоцентрированная терапия искусством // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru

Копытин,  А.И. Средовый и экологический подход в арт-терапии и арт-педагогике[Текст]: методическое пособие / А.И.Копытин. - СПб.: СПБ АППО, 2017. - 52 с.

Копытин, А.И. Корт, Б. Техники ландшафтной арт-терапии [Текст] / А.И.Копытин, Б.Корт. - М. : Когито-Центр, 2013. – 104 с.

Экопсихологический подход, или знакомство с эко-арт-терапией. Преображение ландшафта души.  [Электронный ресурс]: http://magisteria.ru/eco-art-therapy