Наказания: польза и вред

Антипина Любовь Михайловна

Наказание в данном контексте - это ряд воспитательных мер, принятых с целью воздействия на ребёнка.
У многих наказание ассоциируется с чем-то страшным и жестоким. Но это не так. Наказание - это не страшно, если подойти к нему правильно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nakazaniya_2.doc15.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАКАЗАНИЯ: польза и вред.
Как оказать влияние на ребёнка?

Наказание в данном контексте - это ряд воспитательных мер, принятых с целью воздействия на ребёнка.
У многих наказание ассоциируется с чем-то страшным и жестоким. Но это не так. Наказание - это не страшно, если подойти к нему правильно.

Прежде, чем говорить о "правильности", остановлюсь на том, как делать
НЕ надо:

- Стыдить. Особенно прилюдно. Последствия: нарушения границ, отстранение от родителей, комплексы, потеря доверия.
- Манипулировать и устрашать: "Сейчас я достану ремень", " Ещё одно слово, и ты у меня получишь", "Будешь себя так вести - отдам тёте, дяде, в детский дом, оставлю в саду" и т.д.
Последствия - установка: "Ты для меня - ничто", потеря чувства безопасности, рост агрессии.
- Физическое наказание. Без лишних слов.
- Запирание в комнате, изоляция. Последствие: страх, неврастения.
- Лишение необходимого: еды, одежды, сна, предметов для школы/обихода, свежего воздуха (прогулки).
Последствие: озлобленность, обвинение во всех неудачах родителей.
- Лишение подаренных вещей и денег. То, что, уже подарено - личная вещь ребёнка!
Последствие: обида, чувство несправедливости, низкая самооценка.

А как тогда можно?

- Изначально обозначьте в семье ряд правил, нарушение которых несёт за собой последствия. Возможные последствия обговариваются заранее: "последствие"="наказание". Какими могут быть эти последствия - решает ваша семья. Но учитывайте моменты, приведенные выше

- Ребенок должен понимать, что правила и наказания существуют для всех людей, а не только для него. Пример: штраф при повышении скорости на дорогах. То же самое и здесь - ребёнок заранее понимает, что его может ждать за тот или иной проступок. Главное правило - не нарушать последовательность, т.е. последствие всегда одинаково, независимо от настроения родителей. Не должно быть "колеса фортуны": хорошее настроение - я тебя прощаю, плохое - наказываю. И все члены семьи должны действовать в одном ключе. Тогда вам удастся избежать возможных манипуляций.

- Память детей кратковременна.
Увидев, что ребенок делает что-то, нарушающее правила семьи, сначала уточните, помнит ли он, какое последует наказание. Убедившись, что помнит, старайтесь быть спокойны, если он продолжает. Это его выбор. Значит, он принимает последствия. Чем ребенок старше, тем осознаннее его выбор действия.

- После осуществления наказания, не попрекайте ребёнка за поступок. Не вспоминайте и не осуждайте его за это.
Он уже понёс определённые последствия. А все ваши упрёки - лишь усугубят положение и вызовут протест.

- Замечания делайте только тет-а-тет.
Расскажите о своих чувствах, что плохого в поступке ребёнка вы увидели (заметьте, плохой поступок, а не ребёнок!). Объясните, как можно поступить в аналогичной ситуации, предложите альтернативу.

- Помните, что детей нужно беречь от последствий неправильных действий через доверительное отношение, объяснение и обучение. Через агрессию и физические наказания от последствий уберечь невозможно. Можно лишь обеспечить эти самые последствия на всю жизнь