Презентация к родительскому собранию "Общаться с ребенком.Как?

Гогинова Наталия Александровна

Что нам мешает в общении с ребенком и как построить нормальные гармоничные взаимоотношения в семье? Отработка навыков активного слушания и техники "Я-высказывания".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как общаться с ребенком?1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск» ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. КАК? «Что нам мешает в общении с ребенком и как построить нормальные гармоничные взаимоотношения?» Педагог-психолог Гогинова Н.А. 19 апреля 2024 г.

Слайд 2

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : Приказы и команды: «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Вынеси ведро!» «Чтобы я этого больше не слышала!» «Быстро в кровать!» «Замолчи!» ЧТО СЛЫШИТ РЕБЕНОК: Нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются и упрямятся

Слайд 3

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду!» «Смотри, как бы не стало хуже!» «Еще раз это повторится, и я …!» «Не придешь вовремя, пеняй на себя!» Такие реакции бессмысленны, так как: - Загоняют ребенка в еще больший тупик, если у него сейчас неприятное переживание; Способствуют усилению негативных эмоций; При частом повторении дети к ним привыкают и перестают реагировать.

Слайд 4

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя, как подобает!» «Каждый человек должен трудиться!» «Ты должен уважать взрослых!» «Тебе известно, что так делать нельзя?!» Как реагируют дети? Обычно из таких фраз они не узнают ничего нового; Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, иногда все вместе взятое. ВАЖНО: Нравственное поведение воспитывается не словами, а атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего РОДИТЕЛЕЙ !!!

Слайд 5

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 4. Советы и готовые решения: «А ты возьми и скажи…!» «Почему бы тебе не попробовать…!» «По-моему, нужно пойти и извиниться!» «Я бы на твоем месте дал сдачи!» «Скучно? Иди займись чем-нибудь!» Как реагирует ребенок? НЕГАТИВНО! («Без тебя знаю!», «Тебе легко говорить!», «Ты думаешь так, а я по-другому!» и т.д.) … потому что желает быть самостоятельным и принимать решения самому. А в советах слышит, что он еще мал и неопытен, а родитель умнее и знает лучше. Это очень сильно раздражает!!!

Слайд 6

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что…!» «Без конца отвлекаешься, вот и ошибаешься!» «Сколько раз тебе говорила! Не послушала – пеняй на себя!» Как реагирует ребенок? НЕГАТИВНО! («Отстань!», «Да, сколько можно!», «Хватит!» и т.д.) В лучшем случае ребенок перестает слышать родителя, что психологи называют « п сихологической глухотой»

Слайд 7

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 6. Критика, выговоры, обвинения: «Вот, на кого ты похож!» «Опять все сделала не так!» « В се из-за тебя!» «Зря я на тебя понадеялась!» «Вечно ты!» Как реагирует ребенок? Активно защищается (агрессия); Нападает в ответ; Отрицает; Злится; Впадает в уныние; Чувствует подавленность; Разочаровывается в себе (низкая самооценка); Разочаровывается в отношениях с родителями.

Слайд 8

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 7. Похвала: «Молодец!» «Ты просто гений!» «Ты у нас самая красивая (умная, способная)!» «Ты такой храбрый, тебе все нипочем!» Чем плоха п охвала-оценка? Ребенок начинает понимать: где похвала, там и выговор; Ребенок моет стать зависимым от похвалы, ждать ее; Он может заподозрить, что родитель неискренен . Дочь: «Мама, я сегодня получила две пятерки!» Мама: «Я очень рада!» Мама: «Какая ты у меня умница!»

Слайд 9

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 8. Обзывание, высмеивание: «Какой же ты лентяй!» «Плакса!» «Господи! Ну и нарядилась!» «Ты в этих туфлях, как жирафа на ходулях!» «Ты себя в зеркало видела?!» «Тебе не мешало бы похудеть!» «Дуб дубом!» Как реагирует ребенок? Обижается и защищается: «А сама какая?!», «Ну и буду таким!», «Ну и делайте сами!» ЭТО ЛУЧШИЙ СПОСОБ ОТТОЛКНУТЬ РЕБЕНКА!

Слайд 10

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…!» «Небось опять подрался!» «Я вижу, ты меня обманываешь!» «Я вижу тебя насквозь!» «Я догадываюсь…» Как реагирует ребенок? Злится; Раздражается; Защищается; Желание уйти от контакта. НИКТО НЕ ЛЮБИТ, КОГДА ЕГО «ВЫЧИСЛЯЮТ»!

Слайд 11

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи…!» «Что же все-таки случилось?!» «Я все равно узнаю!» «Почему ты опять…?!» «Ну, почему ты молчишь?!» ЛУЧШЕ ЗАМЕНИТЬ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ! «Почему ты злишься?!» «Я чувствую, что ты злишься!» Разница может показаться незаметной, но для переживающего ребенка эта разница велика

Слайд 12

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Я тебя понимаю!» «Я тебе сочувствую!» «Успокойся!» «Не обращай внимания!» «Все перемелется!» «Пустяки!» Что чувствует ребенок? Формальность в словах родителя; Пренебрежение к его чувствам и заботам; Отрицание или преуменьшение его переживаний. ВМЕСТО СЛОВ ЛУЧШЕ ОБНЯТЬ И ПОМОЛЧАТЬ!

Слайд 13

Родительские высказывания- ПОМЕХИ : 12. Отшучивание , уход от разговора: Пример: СЫН: - «Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю!» ПАПА: - «Как много между нами общего!» ПАПА ПРОЯВЛЯЕТ ЧУВСТВО ЮМОРА, НО ПРОБЛЕМА ОСТАЕТСЯ!

Слайд 14

К какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя? РАБОТА В ГРУППАХ

Слайд 15

Вода – это эмоции РЕБЁНОК РОДИТЕЛЬ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ. КАК?

Слайд 16

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. ЧТО ЭТО? Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал… … ПЕРВОЕ, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. НУЖНО АКТИВНО ВЫСЛУШАТЬ!!! Активное слушание – значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Слайд 17

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. ЧТО ЭТО? Он забрал мою игрушку! Ты очень огорчён и рассержен на него.

Слайд 18

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. ЧТО ЭТО? Больше я в эту школу не пойду! Ты больше не хочешь ходить в школу

Слайд 19

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. ЧТО ЭТО? Тебе она очень не нравится. Не буду носить эту уродскую шапку!

Слайд 20

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. ЧТО ЭТО? Скорее всего, такие ответы покажутся непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать: «Ну ничего страшного, поиграет и отдаст!» «Как это не пойдешь в школу!» Перестань капризничать, вполне приличная шапка!» Родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет Ребенок остается наедине со своими чувствами

Слайд 21

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. ЧТО ЭТО? Активное слушание показывает, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – СНИЗИТЬ ЭМОЦИИ!!! В РЕЗУЛЬТАТЕ: Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание; Ребенок начинает рассказывать о себе все больше; Появляется возможность поговорить с ребенком по душам; Родители становятся более чувствительными и терпеливыми.

Слайд 22

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. ЧТО ЭТО? ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА: 1. Повернитесь к ребенку лицом; 2. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне; 3. Отложите все дела; 4. Не задавайте вопросы; 5. Отвечайте в утвердительной форме; 6. Держите паузу; 7. Повторите услышанное и обозначьте чувство: Дочь: «Не буду больше дружить с Машей!» Мама: «Не хочешь с ней больше дружить» (повторение) Дочь: «Да, не хочу!» Мама: «Ты на нее обиделась» (обозначение чувства)

Слайд 23

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ РАБОТА В ГРУППАХ РАЗБОР СИТУАЦИЙ

Слайд 25

Вода – это эмоции РЕБЁНОК РОДИТЕЛЬ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ. КАК? Ситуация 1. Подходя к дому, мама встречает сына: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк. Ребенок весело провел время, а маме стыдно за его внешний вид. Ситуация 2. Дочь опять включила музыку «на полную катушку». Родителя это страшно досаждает, он устал на работе.

Слайд 26

ЧТО ДЕЛАТЬ КОГДА РОДИТЕЛЕЙ ПЕРЕПОЛНЯЮТ ЭМОЦИИ? ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ. КАК? Сообщите ребенку о своем отрицательном переживании Отрицательные и сильные чувства держать в себе нельзя. Они все равно рано или поздно «прорвутся» и выльются в резкие слова или действия

Слайд 27

« Ты-сообщения »: - «Когда ты наконец начнешь убирать свою комнату!» «Как ты со мной разговариваешь?!» «Ты не могла бы потише!» Ну что у тебя за вид?! Перестань, ты мне мешаешь!» «Как тебе не стыдно?!» «Сколько раз тебе нужно повторять?! «Ты мог бы помыть за собой кружку!» Воспринимаются негативно Звучат обвинительно Ребенок обижается, защищается, дерзит КАК ЧАЩЕ ВСЕГО РЕАГИРУЕТ РОДИТЕЛЬ?

Слайд 28

Говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о СВОЁМ переживании (чувстве), а не о поведении ребенка ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ. КАК? КАК РЕАГИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНО? ИСПОЛЬЗОВАТЬ «Я-СООБЩЕНИЯ»! КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

Слайд 29

ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ. КАК? «Ну что у тебя за вид?!» «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными!» «Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!» «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь!» «Ты не мог бы потише?!» «Меня очень утомляет громкая музыка»

Слайд 30

«Я-СООБЩЕНИЕ». ЧЕМ ОНО ЛУЧШЕ? ПРЕИМУЩЕСТВА « Я-сообщения »: Позволяет выразить чувства в необидной для ребенка форме; Дает возможность детям ближе узнать родителей; Когда родители открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренними в выражении своих, начинают больше доверять. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, родители оставляют за детьми возможность самим принять решение. И тогда дети начинают учитывать желания и переживания родителей.

Слайд 31

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ Нужна тренировка Ошибка 1 : Начав с « Я-сообщения », родитель заканчивает фразу « Ты-сообщением » Выход: Использовать безличные предложения, обобщающие слова и неопределенные местоимения Ошибка 2 : Боязнь выразить чувство истинной силы Выход : Не преуменьшать свои чувства и переживания.

Слайд 32

Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»; «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!»; «Меня сердит, когда ты не слушаешься!». ДАВАЙТЕ ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Слайд 33

Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают!»; «Не мешай разговаривать!»; «Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?!». ДАВАЙТЕ ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Слайд 34

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе – следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!») «Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой!»; «Уберите за собой посуду!»; «Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок». ДАВАЙТЕ ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Слайд 35

РАБОТА В ГРУППАХ Ситуация Ваше чувство « Я-сообщение » Сын шалил за столом и, не смотря на предупреждение, пролил чай Вы ожидаете гостей, заняты сервировкой стола. Просите дочь сбегать за хлебом, а она отказывается Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил Ваша взрослеющая дочь влюбилась в хулигана Расстроена Рассержена Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят Обижена Мне обидно, что я не могу рассчитывать на помощь своего ребенка Рассержена Обижена Возмущена Меня очень возмущает, когда мой труд не ценят Переживаю Испытываю страх Чувствую опасения Мне страшно (я переживаю) за то, что мою дочь могут обидеть (ей могут навредить).

Слайд 36

УВАЖАЕМЫ РОДИТЕЛИ , СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И УЧАСТИЕ! НАДЕЕМСЯ, ЧТО ПОЛУЧЕННЫЕ НАВЫКИ ПРИГОДЯТСЯ ВАМ ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ! ЖЕЛАЕМ, ЧТОБЫ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ БЫЛИ ГАРМОНИЧНЫМИ!