мастер-класс для педагогов "Эффективные способы реагирования учителя на "плохое" поведение ученика"

Гогинова Наталия Александровна

Как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведенния на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovete_polnyy_variant.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные способы реагирования учителя

на «плохое» поведение ученика

      Психологический комфорт в школе напрямую зависит от характера взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Проведенное исследование показывает, что проблема в общении учителей и учеников имеет место быть, конфликты – не редкость. Поэтому, мое сообщение о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. Сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем.

     Для начала хочу предложить вам мини-тест для учителей. В каждой паре утверждений выберите то, с которым вы в большей степени согласны, А или Б.

А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам.

Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.

А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, так как это способствует достижению высоких результатов.

Б. Я считаю, что постоянная критика приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.

А.   Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

Б.  Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке.

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.

Б. Я считаю, что важно сотрудничать с детьми, то есть радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.

А. Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и делают что-то, то обязательно не так.

Б. Дети должны пробовать себя, при этом они, конечно, часто ошибаются, и все, что может сделать учитель, это научить детей спокойно исправлять последствия своих ошибок и не бояться их.

А. Очень полезно ставить в пример детям их более успешных сверстников.

Б. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

А. Учеников не должны интересовать чувства, мысли и переживания учителей.

Б. Даже когда учитель тщательно скрывает свои чувства к ученикам, они хорошо ощущают и зависят от них.

А. Хороший учитель должен прежде всего учить предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников.

Б. Хороший учитель точно чувствует эмоциональное состояние учеников и учитывает его в своей работе.

     Подсчитайте результаты. Если вы выбрали пять и более утверждений, обозначенных буквой Б, то вы — наш единомышленник. Вы тонко чувствуете эмоциональное состояние своих учеников и, скорее всего, крайне редко сталкиваетесь с провокациями и конфликтами с их стороны, так как умеете подбирать ключик к любому, даже самому «трудному», ребенку.

     Если среди ваших ответов буквой Б обозначены 3-4 ответа, то все рано представленная информация будет вам полезна. Возможно, какие-то идеи и приемы покажутся вам неприемлемыми, но в целом предлагаемая нами психолого-педагогическая технология может вызвать у вас понимание и значительно расширить репертуар ваших профессиональных приемов.

     Если из всех выбранных вами утверждений не более двух обозначены буквой Б, то вряд ли информация покажется вам полезной. Вероятнее всего, услышанное будет подвергнуто жесткой критике и вы предпочтете остаться при своем мнении, не желая в себе что-либо менять. Такая позиция тоже имеет место быть.

      Педагогические модели поведения, представленные в тесте, ярко демонстрируют два портрета учителя, авторитарного, эмоционально черствого, равнодушного с одной стороны, и чуткого, внимательного, сочувствующего, понимающего, с другой. Последний представляет собой тот идеал, который хотят видеть в нас наши ученики и к которому мы с вами должны стремиться, если хотим сохранить благоприятные комфортные взаимоотношения с детьми.

      Все учителя и в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Вот два первых пришедших на ум примера…

     Пятиклассник Петя постоянно забывает дома тетрадь по математике и отказывается работать на уроке. Когда учительница попросила его открыть учебник и решать задачи, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол.

      Даша, восьмиклассница, постоянно опаздывает на историю, забывает тетрадь и учебник, отказывается отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учительница истории говорит ей, что поставит двойку за год или вызовет родителей, Даша с вызовом отвечает, что ей наплевать и что все равно им придется терпеть ее до окончания девятого класса.

      Такие или похожие Пети и Даши встречаются в каждом классе. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую — осознанно или нет — проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода.

      Первый подход можно назвать «руки прочь». Невмешательский подход, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось.

      Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).

      Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Когда педагоги считают, что конкретные поступки учеников — это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

     Глупо было бы спрашивать какой подход является наиболее подходящим. Ответ и так очевиден.  Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика класса, — вот чему мы должны учиться, то есть конструктивному взаимодействию.

     Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо действовать пошагово:

  1. Объективно описать поведение ребенка.
  2. Распознать истинный мотив проступка.
  3. В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
  4. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

     Шаг 1. Объективное описание поведения ребенка. Это означает умение:

- Собирать и точно формулировать факты.

- Избегать субъективных оценок.

- Составлять конкретные, а не общие описания того где, когда, как часто и что конкретно делал ученик.

Пример субъективной оценки: «Ваш сын вечно опаздывает в школу»

«Сидоров мешает мне вести урок, издевается надо мной»

     Объективная оценка поведения – это оценка без эмоций (как показания прибора, четко и по существу).

      Задание в группах. Дать объективную оценку поведению ученика (3 минуты).

      Описания, в которых фигурируют слова «невозможный», «рассеянный», «взрывной», «инфантильный», «сводит с ума», «доводит», а также слова «всегда», «никогда», «ничего», «все время» не могут фигурировать в объективном описании поведения – это оценки обиженных учителей. Они впечатляют порой больше, чем само поведение. В них столько личного, привнесенного, что создается впечатление, будто искупить вину за свое поведение ученик не сможет никогда. Такие оценки называются «ярлыками», быстро прилипают к детям, легко перенимаются другими учителями и становятся уже ожиданиями. Если Наташа Фролова случайно споткнется на физкультуре, учитель и не удивится, всем же известно, какая она рассеянная. Первый шаг - учимся быть объективными. Излишние эмоции мешают мыслить, мешают распознать, что стоит за поведением ребенка, а это второй шаг.

     Шаг 2. Распознавание истинного мотива «плохого» поведения.

     Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит один из четырех мотивов (учитель, кстати, тоже это не всегда осознает, а это важный момент):

- привлечение внимания,некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам — понимать учителя.

- власть,некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

- месть,для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру.

- избегание неудачи,некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

     Эти четыре мотива поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он пишет: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов.

     Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение и выбирать наиболее эффективный способ реагирования. Например, если Ира громко рыдает, положив голову на парту, чтобы привлечь внимание, учительнице достаточно просто подойти к ее парте, чтобы она замолчала. Если цель Иры — власть, то она от этого, конечно, не замолчит.

     Задание в группах. Опираясь на свое педагогическое чутье и опыт, определите мотив «плохого» поведения (3минуты). Работа по карточке.

     Привлечение внимания. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность. Такие активные методы привлечения внимания действуют беспроигрышно. Они отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом. Однако есть и пассивная форма проявления такого поведения.Такие дети не «заводят класс», не отказываются выполнять ваши требования, но… делают все в темпе, который можно назвать «в-час-по-чайной-ложке», еле-еле (все дети уже выполняют третье задание, а он только открыл тетрадь, ипри этом вы знаете, что вне ситуации урока он реагирует, и действует совершенно нормально).

     Власть. Поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным! Сотни учителей подтверждают этот факт. Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. Но есть условие, властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти. Они провоцируют вас перед классом, и вы чувствуете, что если проиграете эту публичную схватку, то в глазах всего класса или даже всей школы останетесь с ярлыком «Проигравший» до конца учебного года. Вы как бы всегда под угрозой, под давлением таких возможных ситуаций. И это вызывает тревогу и напряжение. Активная форма проявления в младшем возрасте - визг, крик, истерика, психи (с целью манипулирования взрослыми), в старшем – хамят, провоцируют, неуважительно и вызывающе отвечают учителю (вы не имеете права… не можете меня заставить… я этого делать не буду… у вас скучные, неинтересные уроки и т.д.). В пассивной форме такое поведение проявляется в ничего неделании (мне лень… я забыл… я не понял…).

     Как отличить «привлечение внимания»от властолюбивого поведения? Есть два существенных признака.Речь идет об эмоциях учителя и о его первом побуждении. Первый признак — это возникающие в ответ на «выходку» эмоции гнева, негодования, замешательства из-за своей беспомощности или даже страх. Второй признак — это естественный импульс — немедленно прекратить выходку, возможно, даже с помощью физических действий, например, встряхнуть, ударить или схватить за ухо ученика, который так себя ведет.Другим существенным признаком для уточнения цели поведения можно считать реакцию ученика — это конфронтация. «Ты мне ничего не можешь сделать!» — вот вызов, который вам бросают в лицо, даже если ничего не высказано вслух. Властолюбивы ученики спокойно наблюдают за тем, что вы делаете и с некоторым даже любопытством ожидают, что вы будете делать дальше. Они обычно продолжают гнуть свое, пока не будут уверены, что все присутствующие (зрители) видели: они прекратили выходку не потому, что их вынудили, а только потому, что сами захотели.

     Месть. Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания, и даже властолюбивые дети иногда могут быть вполне обаятельными и симпатичными людьми. Учеников, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовешь. В каких формах может проявляться? Прямые физические акты насилия (толкнуть, ударить, организовать покушение). Непрямые - направленные не на самого учителя, а на то, что с ним связано (ломают, портят, крушат школьную мебель или оборудование, могут изрезать ножом ваш стол или стул, срезать ножницами комнатные цветы, утащить вашу одежду или украсть кошелек). Психологические – оскорбления и хамство (ученики, применяющие этот способ мести, знают тысячу и одну фразу, смысл которых «Я тебя ненавижу»).

     Вот несколько обобщенных вариантов третирования учителей детьми с высоким интеллектом из «хороших» семей:

- Вы самая несправедливая учительница, которую я когда-нибудь встречал.

- Моей сестре очень повезло. В их классе вы в этом году не преподаете.

     Избегание неудачи. Можно и не заметить такую цель деструктивного поведения, как избегание неудачи, потому что ученики, строящие свое поведение по этому принципу, не задевают нас и не вносят хаос в деятельность класса. Они, напротив, стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования. Проблема в том, что они редко взаимодействуют с учителями и одноклассниками. Обычно они остаются в изоляции в классном коллективе, и во время урока, и на переменах, и в столовой. Часто ученики, боящиеся неудачи, просто не делают ничего из задаваемого учителем, спокойно надеясь, что он этого не заметит.

     Шаг 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.

Прежде чем перейти к техникам в зависимости от мотива поведения ребенка, остановимся на общих правилах:

  • Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности:

- описывайте поведение ребенка безоценочно;

- ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это — правило «здесь и сейчас»;

- Будьте твердым, но доброжелательным;

  • Займитесь своими негативными эмоциями.

     Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

- повышаем голос,

- произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,

- оставляем последнее слово за собой,

- используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,

- разговариваем с сарказмом,

- даем оценку характеру ученика,

- действуем с превосходством, используем физическую силу,

- втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,

- настаиваем на своей правоте,

- читаем морали,

- ставим учеников в угол,

- оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,

- формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,

- изображаем негодование,

- придираемся, изводим кого-то придирками,

- передразниваем учеников,

- сравниваем одного ученика с другим,

- командуем, требуем, давим,

- поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.

  • Обсуждайте проступок ученика позже.
  • Позволяйте ученику «сохранять лицо».
  • Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

     Выбирая то или иное педагогическое вмешательство важно помнить, что смысл истинного педагогического воздействия не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем.

     Остановимся на мерах экстренного реагирования, в зависимости от мотива «плохого» поведения ученика, рассмотрим самые распространенные и сложные формы проявления такого поведения: привлечение внимания, власть и месть.

Меры экстренного пед.воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания

Стратегия 1. Минимизация внимания.

  1. Игнорируйте поведение (нет ответа на демонстративное поведение – цель не достигнута).
  2. Установите зрительный контакт.
  3. Встаньте рядом
  4. Упоминайте имя ученика
  5. Пошлите «секретный сигнал»
  6. Делайте письменные замечания
  7. Формулируйте «Я-высказывания» (показать видео)

Стратегия 2. Поступайте неожиданно

  1. Выключите свет
  2. Используйте музыкальные инструменты
  3. Начните говорить тихим голосом
  4. Измените манеру речи
  5. Говорите с портретом ученого, писателя…
  6. Временно прекратите вести урок (Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок)

Стратегия 3. Отвлеките ученика

  1. Задайте прямые вопросы
  2. Попросите об одолжении (только не часто)
  3. Измените деятельность

Стратегия 4. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

Благодарите учеников, выполняющих требования (только не одних и тех же)

Стратегия 5. Пересаживайте учеников

  1. Попросите ученика сесть на другое место
  2. Стул размышлений (вне поля зрения для других учеников, стул должен отличаться, не более 5 минут)

Меры экстренного пед.воздействия при властном и мстительном поведении

      Поведение мстительного типа, наверное, самый тяжелый тип поведения. Оно не только оскорбительно для педагога, но и разрушительно для всех учеников. И мы как педагоги чувствуем, что для нас поиск эффективных действий — дело чести. Мы не обязаны любить мстительных учеников, но мы можем научиться мирно выходить сами и выводить их из напряженных и взрывоопасных ситуаций.

     Попробуем представить, как происходит извержение вулкана. Сначала слышны глухие раскаты и подземные толчки. Они нарастают, и наконец происходит взрыв и извержение лавы, которые крушат все вокруг. Затем наступает затишье, все заканчивается, и мы подсчитываем урон и пытаемся спасти оставшееся от дальнейших разрушений.

      Конфликт на базе поведения мстительного или властного типов развивается, проходя те же стадии, что и деятельность вулкана. Он также начинается со стадии «глухих раскатов» — когда ученики с помощью ужимок, гримас, бормотания и других мелких неприятных выходок упорно донимают учителя, втягивая его в конфликт. Наконец они «достают» нас, мы задеты и делаем замечание. Вот тут и начинается извержение — неуважительные, оскорбительные слова и действия бьют неудержимой струей. Рано или поздно наступает и третья стадия — разрешения. Это стадия результатов и выводов, когда мы пытаемся вернуться в норму и предохранить себя от будущей конфронтации.

      На каждой из стадий «извержения классного вулкана» от педагога требуются различные стратегии:

- стадия «глухих раскатов» — ищите изящный уход от конфликта,

- стадия «взрыва и извержения лавы» — используйте технику удаления,

- стадия разрешения конфликта — установите санкции, сделай выводы.

       Если вы правильно и вовремя использовали технику «изящного ухода на первой стадии, то второй стадии может не быть вовсе.

     Стратегия 1. Ищите изящный уход. Изящный уход — это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала. Главное – оставаться спокойным.

  1. Признайте силу ученика. Вспомните третий закон Ньютона: «Каждому действию есть равное по величине и противоположно направленное противодействие», иными словами, чем больше давление — тем больше сопротивление учеников.Не втягивайтесь в обреченную на проигрыш битву, просто признайте силу ученика: «Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике».
  2. Уберите зрителей. «Саша, мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда прозвенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и Саша останется без публики, в этом положении он может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.
  3. Перенесите обсуждение вопроса на потом. Вот несколько вариантов:

     - У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас.

      - Ты предпочитаешь поскандалить или действительно хочешь решить эту проблему? (Если ученик выбирает «поскандалить», вы можете ответить: «Пожалуйста, не со мной. Может быть, кто-то из класса согласится? Или, может быть, твои родители?») Тебе придется поискать другой способ, Аня! Я не скандалю со своими учениками.

     - Возможно, ты права. Как-нибудь поговорим об этом.

       4) Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Достаньте блокнот и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?» и продолжите урок.

       5) Озадачивайте учеников.

       - соглашаться с учеником. Лена учителю: «Вы — худшая учительница литературы на свете». Та в ответ: «Может быть, ты и права. А сейчас открой свой учебник на странице 217». И так далее, спокойно соглашаться пока Лена не поймет, что у нее нет власти над учителем. Еще пример, «А почему у вас усы растут? – Наверное, кальция много в организме. Так к доске пойдет…».

       - менять тему. – Лена, ты смотрела вчера передачу… Не знаешь какая завтра будет погода?».Лекция на тему «Почему ученики должны уважать учителей» только продлит период конфронтации. Наша цель иная — прекратить выходку и снять напряжение.

     Стратегия 2. Используйте технику удаления (временной изоляции) ученика.

     Если конфронтация не закончилась на первой стадии — будьте начеку! Взрыв близится. И здесь самым мудрым будет увести скандалиста от конфликта и зрителей как можно быстрее. Вот возможные варианты:

  1. Удаление в пределах классной комнаты (специально оборудованное место, ширма, лаборантская, темнушка);
  2. Удаление в другие классы (договориться с коллегой заранее, класс должен быть старше);
  3. Изоляция в кабинет школьной администрации (как крайняя мера)

     Стратегия 3. Устанавливайте санкции.

     Все в этом мире имеет свои последствия: уронили стакан с молоком — вытираете лужу, дотронулись до горячего утюга — лечите ожог и т.д. В мире людей этот закон может быть сформулирован так: за все в жизни приходится платить. Нарушения поведения также имеют свои последствия, или свою расплату. Все ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выбирают поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Можно заранее обсудить с детьми последствия каждого конкретного нарушения. Есть три правила:

1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения (качаешься на стуле – встань постой).

2. Санкции должны быть соразмерны проступку (написал на парте – вымой парту, сотри надпись).

3. Санкции должны быть созидательными (не стыдим, не позорим, не читаем мораль, а говорим спокойно, вежливо, без лишних эмоций, основываясь на фактах):

- лишение ученика прав;

- информирование других лиц (администрации, родителей)

- возмещение убытков (самим учеником).

Вот еще несколько стратегий, которые можно использовать при мстительном поведении

      Мстительное поведение – самое тяжелое для учителя.Мы не можем любить учеников с мстительным поведением, но мы можем научиться мирно сосуществовать с ними. Они имеют право, как и все остальные ученики, на то, чтобы с ними обходились достойно и уважительно. Описанные ниже стратегии помогут вам добиться этого.

     Стратегия 1. Измените восприятие (найдите в ученике хоть что-то хорошее, переформулируйте негативные черты в позитивные, не «упрямый осел», а «гранитный утес», «уральская скала» и вот он уже не тупое животное, а непоколебимая, твердая, устойчивая личность).

     Стратегия 2. Оказывайте ученикам поддержку (это непросто, здесь важно осознать и вспомнить слова ЭрмыБомбек «Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»).

     Стратегия 3. Действуйте уверенно (как с животными, нельзя показывать свою слабость).

     Стратегия 4. Показывайте ученикам, что вы заботитесь о них.

     Стратегия 5. Учите детей управлять эмоциями.

     Стратегия 6. Говорите вслух о чувствах учеников.

Шаг 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения.

     Педагоги часто применяют приемы экстренного педагогического вмешательства и понимают при этом: нет гарантии, что завтра, послезавтра или через неделю ученик не повторит свои безобразные выходки. Действительно, экстренное педвоздействие не может изменить характер поведения в целом. А вот выстроенная стратегия поддержки — может. Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется, когда он:

- ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности;

- строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность) или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые;

- вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (свой вклад).

      Стратегия повышения самоуважения строится на принципе замены неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемыми. Для педагога это единственный способ хотя бы немного улучшить отношения с учениками, которые его откровенно не любят. Заменив свое традиционное поведение поддержкой, учитель изменяет свою установку по отношению к ученику. Теперь он ожидает от ученика хороших поступков и замечает его хорошие поступки. Поскольку отношение педагога к ученику становится позитивным, меняется и отношение ученика к учителю. Возрастание его самоуважения приятно удивит вас, просто ребенок станет получать то, что ему необходимо, нормальными приемлемыми способами.

- Принятие

- Уважение

- Внимание, проявление интереса

- Благодарность

- Теплые прикосновения

- Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении самых разных учебных задач

-Поощряйте выражение учениками своего мнения и позволяйте делать выбор

- Принимайте правила вместе с учениками

- Оказание моральной поддержки ученикам, которые стараются помогать другим.