Конспект занятия с подготовительной группой "Завтра в школу"
Моногие дети подготовительных группы посещают детский сад вплоть до 1 сентября. Занятие направлено на формирование позитивного представления о предстоящем обучении в школе, снятия тревожности и эмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_-_zavtra_v_shkolu.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Завтра в школу»
Цель: снизить тревожность, эмоциональное напряжение будущих первоклассников.
Задачи:
- повысить уверенность в себе;
- сформировать навыки саморегуляции;
- развитее внимания, распределения и переключения внимания.
Материал:
Ход занятия
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение, а у вас какое? Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания. Желаю счастья и добра Всем детям с самого утра!
Дети: по очереди произносят свое имя и добрые пожелания.
Педагог-психолог: Сейчас я прочитаю стихотворение, послушав его, и скажите мне, о чем мы с вами будем сейчас разговаривать.
Мы заходим в первый раз,
В наш просторный светлый класс,
Ровно выстроились парты,
Всюду книги, всюду карты.
Все здесь для ученика: Стенды, глобус и доска.
Мы пришли сюда учиться,
И сияют наши лица.
Ну, смелей, заходим в класс!
Он уже заждался нас.
Дети: о школе.
Педагог-психолог: да, о школе! Вы уже стали совсем большие, уже знаете много нового, интересного. И совсем скоро пойдете в школу. ТАК?
Детей: да!
Педагог - Психолог: Скоро вы все пойдете в школу, станете учениками, а чем отличается жизнь детей в детском саду от жизни школьника.
Дети перечисляют, например: в садике спят, а в школе нет, в садике играют, а в школе учатся, в садике воспитатель, а в школе учитель.
Педагог - Психолог: Дети вы молодцы, хорошо поработали. А теперь давайте отдохнём. Я буду показывать вам картинки с изображением настроений: радостный, сердитый и спокойный. А вы с помощью различных движений и выражений лица попробуете изобразить это настроение.
радостное настроение – хлопаем в ладоши и улыбаемся;
сердитый - топаем ножками, хмурим брови, сжимаем кулачки;
спокойный - не двигаются, стоят или сидят.
Педагог - психолог: Дети как можно определить настроение человека?
Дети: По выражению лица: глаз, губ, бровей. Не только выражение лица, но и поза человека, положение рук могут помочь понять его настроение, внутреннее состояние. Детям предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены дети в различных эмоциональных состояниях, выражение лица персонажа закрыто, и определить, что чувствует персонаж, ориентируясь на его позу, положение рук. Дети объясняют, почему они пришли к такому выводу. После ответа детей картинка показывается полностью, и ребята убеждаются в том, что только по позе персонажа они точно догадались о его настроении. Далее дети с помощью мимики и позы передают указанное настроение.
Педагог - психолог: Ребята, приведите мне пожалуйста примеры, когда нас что-то огорчает, но изменить эту ситуацию мы не можем.
Дети обсуждают.
Педагог психолог: У каждого бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях. Мы очень часто не можем изменить ситуацию, но мы всегда можем сами выбирать, о чем и как думать.
Дети представите, что вы собираете цветы на лугу. Какие цветы вы срываете? Только те, которые нравятся. Вот и с мыслями так «Мысли нужно выбирать, как цветы – выбирай только красивые (положительные)».
Педагог - психолог: Можно ли грустить, когда улыбаешься?
Дети обсуждают.
Педагог - психолог: Давайте, подумаем о грустном. А теперь улыбнемся.
Дети: Обсуждение ситуаций.
Педагог - психолог: Мы можем грустить из-за разных проблем, например получили плохую отметку, или испортили, что то из школьных принадлежностей. Как можно исправить ситуацию?
- Можно просто ждать?
- или заплакать?
- А если закричать?
Вывод: « Слезами не поможешь», ситуацию изменить нельзя, но можно изменить наше отношение Педагог психолог: мы поговорили о грусти, а для чего нужна эмоция злости?
Педагог - психолог: Как можно справляться с нахлынувшим раздражением?
Обучение способам снятия эмоционального раздражения:
Правило: «Подумай о хорошем и будет хорошо».
- Как можно о ситуации, которая вызывает злость, подумать по-другому? Затем можно предложить несколько способов снятия эмоционального раздражения:
- заняться физической разрядкой при помощи спортивных упражнений или игр;
- скомкать и разорвать ненужную газету;
- научиться медленно вдыхать и выдыхать, считая до десяти.
Главным является умение владеть своими эмоциями в разных ситуациях.
Педагог - психолог: А сейчас найдите свою пару – мы с вами поиграем в насос и мяч. Один из вас – большой надувной мяч, а другой надувает насосом этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонен несколько вперед, голова опущена). Начинаем надувать мяч, качаем воздух (движение рук сопровождаются звуком «С-с-с»). А мяч надувается все больше и больше: сначала выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щеки, руки разводятся (показ движений). Мяч надут. Тут шланг насоса выдергивается… и из мяча выходит воздух: «Ш-ш-ш». Мяч снова сдулся. Дети, выполняя упражнение, меняются ролями.
Педагог - психолог: Молодцы. Давайте выполним следующее задание. Ответе мне на вопрос. В школе важно быть внимательным и слушать учителя? Я хочу проверить как вы умеете слушать.
Игра “Птица – не птица”
Педагог читает вслух стихи. Задача ребенка – внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее НЕ птицу, подать сигнал – хлопок в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы,
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни, воробьи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Педагог - психолог: Давайте поиграем в весёлую игру.
Игра «Микс»: Многофункциональная игра направленная на развитие моторного планирования, моторного переключения и владения телом, переключения внимания.
Материал: два мяча, на дне бумажных стаканчиков прописываются числа от одного да пяти, на листе, прочертить квартирантки и на них нарисовать точки от 1 до 5.
Ход игры: на полу, прорисовываются зигзагом линии, ребенок зажав между ногами мяч, прыгает через зигзаги до впереди стоящего стала, где должен расставить стаканчики с цифрами в соответствующий квадрат.
Педагог - психолог: следующая игра называется «трубочки - бумажки»:
Игра «Трубочки Бумажки»: Развивает произвольное дыхание, внимание, мышление, ловкость и быстроту реакции.
Материал: коктейльные трубочки, квадратики 2*2 из цветной бумаги, одноразовые тарелки.
Ход игры. Ребенок, вытягивая воздух через трубочки, поднимает бумажку и кладет себе в тарелку.
Педагог - психолог: Следующая игра "Стопы и ладошки"
Игра "Стопы и ладошки" - игра с очень четкими правилами. Она способствует развитию внимания.
Материал: распечатать картинки с отпечатками стоп и ладошек, важно чтобы на картинках ясно можно было определить положение левых и правых стоп и ладошек.
Ход игры: ребенок проходит дорожку перепрыгивая с этапа на этап, расставляя стопы и ладошки по схеме. При ошибки игрок выбывает, и начинает заново только в порядке очереди.
Игра «Падишах»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости. Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.
Инструкция: Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.
На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ (руки перекрещиваются на груди), АХ (потом – хлопок по бедрам)
Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ (руки перекрещиваются на груди), АХ (хлопок по бедрам)
Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХУ (руки перекрещиваются на груди), АХУ (хлопок по бедрам)
Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХУ (руки перекрещиваются на груди), АХУ (хлопок по бедрам)
Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХА (руки перекрещиваются на груди), АХА (хлопок по бедрам)
Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХА (руки перекрещиваются на груди), АХА (хлопок по бедрам).
Игра "Речка-берег"
Цель: игра позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций, внимания и речевую регуляцию деятельности.
Инструкция: нужна веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать "береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница. Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С другой стороны, "течет" река. Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.
Вариант усложнения 1. Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например, "Речка! Берег! Речка! Речка!". На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом.
Вариант усложнения 2 (для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет "обманывать его глазки" – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает "ошибку", например, говорит: "Берег!" – а прыгает в речку. Ребенок должен "отключить" свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.
Педагог - Психолог: дети большое спаси всем за участие. Пожелайте друг другу что ни будь на будущее.