Профилактика суицидального поведения у подростков и детей

Профилактика суицидального поведения у подростков и детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального поведения у подростков и детей

Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни.

Суицидальная попытка (синонимы: парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.

Суицидальное поведение – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и по крайней мере в минимальной степени мотивируемых явными или скрытыми интенциями к смерти.

Психологический смысл подросткового суицида - это «крик о помощи», стремление привлечь к себе и своим проблемам внимание. Это признание своей растерянности перед проблемой, которую подросток не в силах разрешить сам. Это о том, что у ребенка не хватает ресурсов для выхода из сложившейся ситуации.

Суицидальное поведение имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Суицидальная активность резко возрастает с 14 -15 лет и достигает максимума в 16 – 19 лет. Одной из причин выбора самоубийства, как способа решения проблем, носит возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Свою временную гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Дети убеждены, что смерть имеет начало и конец, они представляют себе смерть как иное существование, длительное отсутствие или даже тяжелую болезнь. Они твердо верят, что, совершив суицидальную попытку, они умрут, но «не до конца». И тогда сумеют избежать невыносимой жизненной ситуации или избавится от страха и ужаса от надвигающегося наказания. А после окончания «смерти» дети предполагают зажить без былых конфликтов с теми, кому они адресовали свой суицид как последний аргумент, как крик о помощи.

Чаще всего это родители.

Отношение к смерти детей в разные периоды жизни:

В дошкольном возрасте смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Смерть представляется как глубокий сон, который может закончиться. Вот почему некоторые дети бояться засыпать.

В младшем школьном возрасте дети считают смерть как возможность решить ситуацию и наказать окружающих на время.

Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя. Смерть носит философский характер (освобождение) или как шантаж (смерть конечная).

Мотивы суицидального поведения:

  • обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
  • чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • страх позора, насмешек или унижения;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

Внешние признаки возможности суицидального риска:

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Затяжное подавленное настроение, низкий эмоциональный фон, раздражительность;
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, приводит дела в порядок, стал дарить дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей);
  • Разговоры или намеки на желание умереть или нежелание продолжать жизнь;
  • Опасное поведение с высоким риском причинения вреда своей жизни и здоровью.

Профилактика суицида среди подростков и детей – первостепенная задача родителей. Это не чудо средства, которые я вам сейчас предоставлю, это

ВАША ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА! Важно следить за душевным состоянием и поведением ребенка, отмечать возникающие изменения. Для того, чтобы избежать трагедии, важно с рождения формировать доверительные отношения в семье. Не отмахивайтесь от детских проблем, даже если они кажутся вам пустяком – у ребенка на этот счет свое мнение. Научите ребенка выражать свои чувства, а не замыкаться, для этого важен личный пример – демонстрируйте, что чувствуете вы сами. Чаще разговаривайте с ребенком о настоящем, о будущем, о его чувствах, как прожит день. Активное обучение социально-важным навыкам (уметь эффективно бесконфликтно общаться со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации, занимать активную позицию, следить за своим здоровьем, уметь избегать неоправданного риска, уважать себя и т. д.). Организация альтернативной деятельности, организация здорового образа жизни.  Демонстрируйте собственный положительный пример. Не бойтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.  Помните, что ребенок не должен бояться делиться с вами проблемами и переживаниями. Теплые, доверительные отношения и безоговорочное принятие способны предотвратить проблему суицида среди детей и подростков.

Уважаемые родители!

Если вы увидели один из негативных признаков намерения совершить суицид у ребенка, то отнеситесь к этому серьезно, чтобы не допустить неисправимое. Лучше всего прибегнуть к помощи специалистов, однако стоит учесть, что в первую очередь самая лучшая помощь - это поддержка и понимание близких людей. Помните, что как бы подросток на словах не относился к родителям, он в душе их все равно любит и готов к диалогу. Не забывайте, пожалуйста, что все мы были детьми и наши детские проблемы казались нам такими трудными, такими серьезными! Вспомните себя! Как вам хотелось почувствовать теплые объятия мамы и папы! Как хотелось, чтобы они поняли вас без слов! А они были очень заняты делами. Не повторяйте этих же ошибок! Чаще обнимайте детей. Любите их, понимайте и принимайте, какими бы они сейчас не были! Им очень нужна ваша поддержка!

Памятка для родителей по профилактике суицида среди подростков

НЕЛЬЗЯ

МОЖНО

Стыдить, ругать ребенка за его намерения

Поддержите ребенка, проявите эмпатию, помогите разобраться в причинах суицидальных мыслей

Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения

Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида. Обратите внимание, не изменилось ли поведение ребенка в последнее время

Предлагать неоправданные утешения, общие фразы, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию

Проявите заинтересованность, отзывчивость, любовь и заботу. Дайте понять ребенку, что вы его слышите. Помогите выяснить, что конкретно может помочь в создавшейся ситуации

Оставлять ребенка одного в ситуации риска

Не оставляйте ребенка одного, привлеките других близких, друзей. Покажите ребенку, что окружающие заботятся о нем

Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка

Будьте для ребенка поддержкой и опорой, что поможет справиться с возникшими трудностями

        Если вы заметили признаки опасности нужно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.