Научная статья "Результаты исследования нравственной и жизненной позиции молодежи как обоснование необходимости повышения качества воспитательной работы в вузах"
Опубликовано 28.06.2024 - 22:16 - Нехорошева Инна Владимировна
Аннотация. В статье рассматриваются различия между старшеклассниками, студентами и взрослыми в оценках современных условий жизни и нравственного состояния общества, в уровне развития нравственных убеждений «не присваивать чужое» и «не брать взятки». Представлены результаты опроса 286 респондентов. Показано, что материальное положение своей семьи старшеклассники оценивают как более хорошее по сравнению со студентами и взрослыми, так же как и экономическое положение России. Школьники более довольны существующими условиями жизни, как по сравнению со студентами, так и по сравнению с взрослыми. Студенты, в отличие от школьников, гораздо менее оптимистично оценивают экономические условия жизни, выражая точку зрения, близкую к взрослым респондентам. Однако студенты не отмечают выраженной неудовлетворенности многими проблемами общества, не отличаясь в своих ответах от школьников. Например, студенты более спокойно относятся к резкому расслоению общества на богатых и бедных, к нестабильности и ухудшению жизненных условий, к криминальной обстановке, к незащищенности. И молодежь, и взрослые оценивают морально-нравственную обстановку в стране как неблагополучную. Вариант «благополучная» выбрали лишь 2% школьников, 1% студентов и 1% взрослых. Уровень сформированности нравственных убеждений у молодежи существенно ниже, чем у взрослых. Молодежь более спокойно относится к нравственным проблемам общества. Случаи негативизма и агрессивности в обществе, дефицит духовности СМИ, прагматизм в человеческих отношениях и культ денег, нравственная «атмосфера» в обществе волнует молодежь в гораздо меньшей степени, чем взрослых. Таким образом, мировоззренческая позиция студентов по экономическим вопросам – ближе к взрослым, по социально-нравственным вопросам – ближе к школьникам. Поэтому в статье подчеркивается важность воспитательной работы в ВУЗах, проводимой кураторами и преподавателями. Высказывается критика некоторых идей и положений закона «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2013 года. В частности, поднимаются вопросы о целесообразности применения понятия «образовательная услуга», об отсутствии «воспитания» среди целей высшего образования, о полном отсутствии понятия «воспитание» во всей статье № 69 «Высшее образование», о сведении воспитательной работы в ВУЗах к оказанию услуги под названием «удовлетворение потребностей личности в …культурном и нравственном развитии». Делается заключение о необходимости повышения качества воспитательной работы в ВУЗах и о необходимости оказания поддержки кураторам учебных групп.
Ключевые слова: нравственные убеждения, условия жизни, студенты, старшеклассники, взрослые, воспитание, высшее образование.
Введение
Вот уже более 20 лет наша страна находится в состоянии реформирования и постоянно меняющихся социальных условий. Мы упорно пытаемся встроиться в капиталистические взаимоотношения и сопутствующие им моральные нормы. Согласно данным, приведенным Л.А. Беляевой, доктором социологических наук, ведущим научным сотрудником Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, результаты опросов взрослого населения в 1998, 2002, 2006, 2012 гг. «показали удивительно стабильно низкие доли тех, кто, по собственным оценкам, выиграл от реформ: 7 - 13%» [1, с.13]. Особенно это касается нравственной сферы. Как отмечает В.К. Левашов, доктор социологических наук, профессор, руководитель Аналитического Центра стратегических социально-политических исследований Института социально-политических исследований РАН, «порча нравов» расценивается нашими согражданами как один из худших результатов реформирования [2].
А.В. Юревич, член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, заместитель директора Института психологии РАН приводит в своем исследовании нравственного состояния российского общества многочисленные статистические данные и другие свидетельства, которые подтверждают «моральную деградацию» современного общества [3, с.70-72].
То, что считалось раньше, да и сейчас считается для многих представителей старшего поколения неприемлемым, теперь это обычная жизненная среда для современных старшеклассников и студентов, созданная государством в условиях реформирования. «С начала 1990-х гг. государство у нас … ушло из сферы воспитания» [3, с.75]. Сейчас эта ситуация еще более ухудшилась. В обращении пленума правления Союза кинематографистов России от 16 апреля 2012 г. к Президенту страны В. Путину говорится: «Государство полностью освободило себя от функции общественного воспитания. Само слово «воспитание» приобрело оттенок дурновкусия — как нечто безнадежно устаревшее и не актуальное для новой российской жизни» [4]. Сегодня, по существу, носителями гуманистических и нравственных идей являются уже не государственные институты и программы, а лишь отдельные представители взрослого поколения и педагогов, да и то их число неуклонно сокращается.
В связи с этим конечно важно знать насколько трансформировались взгляды взрослых людей, как носителей моральных ценностей, и насколько взгляды подрастающего поколения отличаются от их взглядов? Кто придет на смену старшему поколению, с какими жизненными и нравственными позициями? Довольна ли молодежь современными условиями жизни и экономическим положением России, и есть ли у молодежи хотя бы какие-то точки соприкосновения со взрослыми в оценке жизненных условий? Все эти вопросы обусловили постановку задачи данного исследования: изучить особенности нравственной и жизненной позиции молодежи и старшего поколения, в частности их нравственных убеждений, оценок окружающих условий жизни и удовлетворенности ими.
Эмпирическое исследование
Описание выборки. В исследовании приняли участие 286 человек. Из них 64 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-17 лет, 141 студент в возрасте 18-23 года, 81 человек зрелого возраста от 35 до 79 лет. Выборка представлена средним социальным классом людей, проживающих в Москве и ближнем Подмосковье. Старшеклассники обучаются в школе с углубленным изучением отдельных предметов, подавляющее большинство из них ориентированы на поступление в ВУЗ. Респонденты 18-23 лет обучаются в технических и гуманитарных ВУЗах Москвы. Респонденты старше 34 лет практически все имеют высшее образование и работают, включая людей пенсионного возраста. В основном это преподаватели школ, ВУЗов, а также респонденты, заканчивающие первое или получающие второе высшее образование в области психологии и педагогики. Полученные в данном исследовании результаты правомерно распространять только на те категории населения, характеристики которых близки к исследованной выборке.
Следует подчеркнуть, что выборку старшеклассников в основном составили учащиеся, которые собирались поступать в ВУЗы. Результаты сравнения ответов студентов и старшеклассников также представляют интерес, поскольку старшеклассники придут на смену сегодняшним студентам. И для педагогов ВУЗов важно было бы знать, кому они будут преподавать через 1-2 года, насколько мировоззрение выпускников школ отличается от мировоззрения сегодняшних студентов, и в чем именно состоят эти отличия.
Группа старшеклассников была обозначена как «Шк» (от слова «школьники»), группа студентов обозначена как «Ст», взрослые – «Вз».
Методы исследования. Эмпирический материал был собран в основном методом группового анкетирования. Из статистических методов обработки данных проводился анализ достоверности различий между группами «Шк», «Ст», «Вз» в уровне выраженности какого-либо признака с помощью критерия U Манна-Уитни.
Методики исследования. Исследование проводилось с применением модифицированной методики «Интегральная оценка качества жизни» (ИОКЖ) [5]. Методика ИОКЖ разработана в 2006 г. кандидатом психологических наук В.И. Кулайкиным совместно с доктором психологических наук, профессором Н.П. Фетискиным на основе работ по качеству жизни доктора психологических наук, кандидата медицинских наук, профессора Г.М. Зараковского, а также диагностического опыта измерения качества жизни, накопленного во ВЦИОМ. Из методики использовались вопросы, позволяющие получить оценку условий жизни и удовлетворенность ими.
Условия жизни оценивались с помощью вопросов: «Оцените экономическое положение России», «Оцените материальное положение семьи», «Оцените морально-нравственную обстановку в стране», «Насколько хороши условия, созданные в стране для реализации разных целей?». Удовлетворенность условиями жизни изучалась с помощью вопроса: «Какие причины вызывают неудовлетворенность жизнью?». Общая удовлетворенность жизнью изучалась с помощью вопроса: «В какой мере Вас устраивает жизнь?». Ответы на некоторые вопросы предлагалось дать по 5-балльной шкале. В других вопросах варианты ответов сформулированы в виде словесных определений, упорядоченных по нарастанию качества, которые при обработке переводились в баллы порядковой шкалы.
Из множества нравственных характеристик в данном исследовании оценивались нравственные убеждения респондентов в недопустимости присваивать чужое и брать взятки. Эти убеждения были выбраны потому, что присвоение чужого и взяточничество являются одними из важных проблем любого общества, крайне негативно влияют на жизнь населения в целом и в то же время становятся все более допустимыми явлениями в сознании людей.
Для диагностики убеждений «Не присваивать чужое», «Не брать взятки» были разработаны новые методики в соответствии с ценностно-деятельностным подходом к исследованию убеждений, предложенным доктором психологических наук Г. Е. Залесским.
Результаты исследования
В результате оценки уровня сформированности нравственных убеждений выявлено, что 64% школьников, 51% студентов и 46% взрослых считают вполне допустимым присваивать чужое. Убежденных в обратном всего лишь 10% среди школьников, 12% среди студентов и 17% взрослых. В целом, уровень сформированности убеждения в недопустимости присваивать чужое гораздо выше у взрослых, чем у школьников (р=0,013) и студентов (р=0,002).
Что касается нравственного убеждения «не брать взятки», то здесь 47% школьников, 34% студентов и 35% взрослых вполне допускают для себя возможность брать взятки. И наоборот, 15% школьников, 25% студентов и 34% взрослых убеждены в неприемлемости получения взяток. Уровень развития этого убеждения у взрослых также достоверно выше, чем у школьников (р=0,004) и студентов (р=0,039).
Разброс во мнениях взрослых относительно допустимости нарушения нравственных норм гораздо шире, чем у молодежи. Например, по убеждению «не присваивать чужое» значение дисперсии для ответов взрослых равно S2=41, а у школьников и студентов S2=25 и 28 соответственно. Результаты по убеждению «не брать взятки» аналогичны.
Для оценки морально-нравственной обстановки в стране предлагались варианты ответов: 1 – тревожная (опасная), 2 – непредсказуемая, 3 – напряженная, 4 – неспокойная, 5 – спокойная, 6 – благополучная. В целом оценка степени благополучия морально-нравственной обстановки в стране у взрослых, студентов и школьников близка, так как не обнаружено достоверных различий в их ответах. Все 3 группы солидарны в том, что морально-нравственная обстановка в стране не заслуживает оценки «благополучная»: этот вариант ответа выбрали лишь 2% школьников, 1% студентов и 1% взрослых (рис.1).
Рис. 1. Гистограмма распределения оценок морально-нравственной обстановки в стране. 1 – тревожная (опасная), 2 – непредсказуемая, 3 – напряженная, 4 – неспокойная, 5 – спокойная, 6 – благополучная.
Большинство старшеклассников (59%) оценивают обстановку как «неспокойную» и «напряженную» (31% и 28% соответственно). Ответы студентов близки к этим результатам: 30% выбрали ответ «неспокойная» и 31% выбрали ответ «напряженная». Ответы взрослых более смещены в сторону негативных оценок. По сравнению со школьниками и студентами, взрослые гораздо чаще выбирали ответы 2 – непредсказуемая, 1 – тревожная (опасная) и реже выбирали ответы 5 – спокойная, 4 – неспокойная, 3 – напряженная.
В итоге 69% взрослых оценивают обстановку как негативную, из них: как «неспокойную» (27%), «непредсказуемую» (28%) и «опасную» (14%).
Оценить экономическое положение России и материальное положение семьи предлагалось по 5-балльной шкале: очень хорошее – 5 баллов, хорошее – 4, среднее – 3, плохое – 2, очень плохое – 1, затрудняюсь ответить. Результаты обработки ответов представлены на рис. 2, 3.
В целом, оценки всех трех групп далеки от позитивных. Но старшеклассники оценивают материальное положение семьи как более хорошее по сравнению со студентами (р<0,05) и взрослыми (р<0,01), так же как и экономическое положение России (p<0,05). Студенты и взрослые оценивают экономическое положение России еще более негативно и практически одинаково – между их ответами нет достоверных различий.
На вопрос «Насколько хороши условия, созданные в стране для реализации разных целей» ответ предлагалось дать по 5-балльной шкале, где наилучшие условия оценивались 5 баллами, а наихудшие 1 баллом. Результаты представлены в табл.1.
Как видно из таблицы 1, школьники более довольны существующими условиями жизни, как по сравнению со студентами, так и по сравнению с взрослыми. Школьники оценивают условия жизни в общем как «хорошие». Ответы студентов достоверно отличаются от ответов школьников, но практически не отличаются от ответов взрослых. Взрослые и студенты гораздо менее оптимистично оценивают пригодность современных условий для реализации разных целей в жизни.
При ответе на следующий вопрос: «Какие из приведенных ниже причин вызывают неудовлетворенность жизнью?» степень неудовлетворенности каждой причиной предлагалось оценить по 5-балльной шкале: 5 – наибольшая неудовлетворенность, 4 – меньшая и т.д. Всего для оценки неудовлетворенности жизнью предлагались 34 причины. Ниже в табл. 2 приведены причины, вызывающие, по мнению респондентов, наибольшую неудовлетворенность жизнью (26 из 34). Данные упорядочены по степени убывания неудовлетворенности взрослых.
Из таблицы 2 видно, что есть стороны жизни, которыми в высокой степени не удовлетворены как школьники, так и студенты и взрослые. Во-первых, оказывается, что все 3 группы больше всего недовольны алкоголизацией и наркотизацией детей и молодежи, хотя студенты более спокойно относятся к этой проблеме. Для исследователей был неожиданным ярко выраженный результат в отношении школьников. По-видимому, это объясняется воспитательным воздействием школы, где, как правило, уделяется большое внимание антиалкогольному воспитанию. Кроме того, возможно сказывается то, что по окончании 9 классов школу покидают те, кто не хочет учиться дальше, и остаются несколько более воспитанные и целеустремленные ученики, ориентированные на учебу и поступление в ВУЗ.
Второе, что больше всего вызывает недовольство всех трех групп, – это безответственность властных структур (разного уровня).
Однако многими другими аспектами жизни школьники и студенты все же более удовлетворены, чем взрослые. Из 34 предложенных аспектов жизни, школьники более, чем взрослые, удовлетворены 29 аспектами жизни, студенты более удовлетворены 31 аспектом жизни. Наиболее яркие отличия проявляются в том, что взрослые гораздо больше школьников и студентов обеспокоены нравственной атмосферой в обществе, дефицитом духовности СМИ, резким расслоением общества на богатых и бедных, насаждаемым негативизмом и агрессивностью в обществе, незащищенностью и малой ценностью жизни. Школьники больше, чем взрослые и студенты, обеспокоены трудностями в личной жизни и тем, что приходится заниматься неинтересной учебой.
Последний вопрос, «В какой мере Вас устраивает жизнь?», позволяет получить оценку общей удовлетворенности жизнью. Варианты ответа: 5 – вполне устраивает; 4 – по большей части устраивает; 3 – отчасти устраивает, отчасти не устраивает; 2 – по большей части не устраивает; 1 – совершенно не устраивает (рис.4).
В результате обработки ответов выяснилось, что старшеклассники удовлетворены жизнью больше, чем студенты и взрослые (рис.4).
Обсуждение результатов
Результаты оценки уровня сформированности нравственных убеждений позволяют описать некоторые особенности в нравственной позиции как взрослых и молодежи, так и всей выборки в целом.
Во-первых, результаты, к сожалению, указывают на наличие проблемных моментов в нравственно-правовом сознании наших граждан. Около половины опрошенных считают допустимым присваивать чужое и около трети вполне допускает для себя возможность получения взятки.
Во-вторых, нравственный уровень старшего поколения все же достоверно выше по сравнению с группой молодежи в целом (р=0,001 и 0,009 для двух убеждений). Причем особенно большой разрыв между поколениями выявлен в отношении к взяточничеству. Если среди взрослых 34% убеждены в неприемлемости получения взяток, то среди школьников таких уже в 2,3 раза меньше (15%).
И третья особенность заключается в том, что среди взрослых еще наблюдается разброс точек зрения, а мнения молодежи уже более схожи и их нравственная позиция смещена в сторону допустимости нарушения нравственных норм.
В представлении школьников экономическое положение России и материальное положение их семей являются удовлетворительными, а существующие условия жизни – вполне хорошими (табл.1). Поэтому они не отмечают выраженной неудовлетворенности многими негативными процессами, происходящими в обществе (табл.2). Эти результаты могут объясняться тем, что их сознание заполнено в основном личными проблемами и учебой. Экономические и социальные аспекты жизни общества еще не затрагивают школьников. Пока они живут под крылом своих родителей, и на них не сваливается груз проблем, тяготящий взрослых.
Кроме того, СМИ, окружающая среда и изменившиеся нормы жизни формируют у них мнение о том, что сегодняшние социальные условия и нравственные нормы жизни – это нормальные условия, что так и должно быть. По мнению председателя Союза кинематографистов России Н.С. Михалкова, «общее состояние того, что происходит, мягко говоря, оставляет желать намного лучшего, потому что оно катастрофично» [6]. А поскольку большинство сегодняшней молодежи другого не видели и не знают, то возникает вопрос: захотят ли они построить более справедливое и честное общество, если по их мнению и так более-менее нормально?
Такое неполное представление будущих студентов о жизни можно и должно восполнить за счет воспитания в стенах ВУЗа. Во время обучения в ВУЗе происходит смена стадий личностного развития. Завершается период юношества и наступает период ранней взрослости. Это становится особенно заметно после 3 курса. Время обучения на 4-6 курсе является временем становления более взрослой жизненной позиции, более глубокого мировоззрения. Если в этот переходный период обращать внимание студентов на проблемы страны, бедственное положение множества людей, то может быть удастся развить в них сострадание к другим людям, воспитать менее эгоистическую жизненную позицию и более активную гражданскую позицию, в частности желание что-то сделать ради будущего страны.
Ответы студентов вызывают даже больше беспокойства, чем ответы школьников. С одной стороны, студенты, в отличие от школьников, гораздо менее оптимистично оценивают экономическое положение России, материальное положение семьи (рис.2,3) и условия, созданные в стране для реализации разных целей (табл.1), и даже менее удовлетворены жизнью в целом. В перечисленных случаях ответы студентов ближе к ответам взрослых, чем к ответам школьников. Действительно, студенты, в отличие от школьников, немного больше интересуются политикой и новостями, уже больше вовлечены в социально-экономическую жизнь страны, многие студенты, пытаясь жить независимо от родителей, подрабатывая, чаще сталкиваются с трудностями жизни. Может быть поэтому студенты, так же как и взрослые, невысоко оценивают условия, созданные в стране для реализации разных целей.
Однако, с другой стороны, зная и понимая многие реалии современной жизни, студенты не отмечают выраженной неудовлетворенности ими, не отличаясь в своих ответах от школьников. Например, студенты более спокойно относятся к угрожающей криминальной обстановке, резкому расслоению общества на богатых и бедных, незащищенности и малой ценности жизни, нестабильности и ухудшению жизненных условий (табл.2). В отношении школьников подобный результат еще можно объяснить тем, что они плохо представляют себе современные условия жизни. Но как объяснить аналогичный результат в ответах студентов? Возможно у студентов, начинающих понимать нелегкие современные социально-экономические условия жизни, еще не накопилось недовольство ими. Возможно, их молодость, надежды на будущее несколько скрашивают восприятие жизни. Но возможны и менее оптимистичные причины. Скорее всего, студенты уже адаптировались к нормам жизни современного общества, где забота о чужом ближнем устаревает, а вот конкурентоспособность приветствуется. Теперь молодые люди выстраивают свои планы с учетом современных реалий, предполагающих периодически переступать через нравственные нормы, ведь именно такой путь жизни позволяет добиться высокого материального достатка и статуса. То есть студенты, хотя и понимают многие проблемы общества, но эти проблемы их несильно волнуют. И в этом большое упущение ВУЗовской системы воспитания, которой в общем-то сейчас нет. Например, в заявлении Ученого совета филологического факультета МГУ от 22 ноября 2012 г. под названием «О реформе образования, ее итогах и перспективах» отмечается, что как следует из текста Программы развития образования до 2020 г., утвержденной недавно Правительством РФ, «Правительство РФ полностью удовлетворено сделанным до сих пор в указанной области (образования) и не собирается корректировать образовательную политику» [7].
Отношение молодежи к нравственному климату в обществе заслуживает отдельного рассмотрения. По результатам исследований все 3 группы близки в своих оценках морально-нравственной обстановки в стране как неспокойной, напряженной и непредсказуемой. Однако, при этом, вызывает обеспокоенность большая разница в отношении молодежи и взрослых к нравственным проблемам общества. Как видно из таблицы 2, молодежь в гораздо меньшей степени неудовлетворена нравственным неблагополучием общества. Насаждаемый негативизм и агрессивность в обществе, дефицит духовности СМИ, прагматизм в человеческих отношениях (культ денег), морально-психологическая, нравственная «атмосфера» в обществе волнует молодежь в гораздо меньшей степени, чем взрослых. Как же так получается, что школьники и студенты, все же понимая неблагополучное нравственное состояние нашего общества, относятся к этому более спокойно? Причина та же: современные нравственные условия жизни, может, и не воспринимаются молодежью как нормальные, но уже как привычные. Это неудивительно, если учесть, что и в жизни, и через СМИ молодежь часто окружена множеством примеров поведения невысокого нравственного порядка. «Телеканалы, интернет и печатные СМИ становятся инструментами массового развращения» [4]. А вот противоположных примеров иногда и вовсе нет. По данным М.И. Воловиковой, доктора психологических наук, профессора, заведующей лабораторией психологии личности Института психологии РАН, две трети подростков не могут указать конкретное лицо в качестве примера нравственного образца в жизни [8, с.202].
К сожалению, ограниченный объем статьи не позволяет остановиться на всех аспектах полученных результатов. Но еще один результат проведенных исследований хотелось бы затронуть в обсуждении. Хотя в целом молодежь больше удовлетворена условиями жизни, чем взрослые, но все же некоторое положение дел в стране её явно не устраивает. Из 34 аспектов жизни, предложенных для оценки, и школьники, и студенты высказали наибольшую неудовлетворенность не проблемами в учебе и личной жизни, хотя этими проблемами они обеспокоены больше взрослых. Первые 3 максимума неудовлетворенности (выделено жирным шрифтом в табл.2) занимают, в порядке убывания: алкоголизация и наркотизация детей и молодежи (1 место), безответственность властных структур (2 место), резкое расслоение общества на богатых и бедных (3 место для школьников), неуважение к детям и пожилым людям (3 место для студентов). Около 56% старшеклассников и 65% студентов в высокой степени не удовлетворены безответственностью властных структур (ставили «4» или «5» по 5-балльной шкале). Это вселяет надежду, что может быть удастся, на основе соприкосновения точек зрения на некоторые проблемы общества выстроить воспитательную работу со студенческой молодежью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования можно кратко сформулировать следующим образом.
Среди опрошенных людей довольно широко распространены убеждения в допустимости присваивать чужое и брать взятки.
Нравственная позиция взрослых всё же выше, чем у молодежи. По сравнению с взрослыми, среди молодежи в 1,4-2 раза меньше тех, кто считает недопустимым присваивать чужое и брать взятки.
Мнения взрослых относительно допустимости нарушения нравственных норм еще различаются, среди них много людей, не допускающих для себя нарушение нравственных норм. Нравственная позиция молодежи более единообразна, смещена в сторону допустимости нарушения нравственных запретов.
Взрослые считают, что в стране очень много социальных и нравственных проблем, студенты что-то понимают, но вероятно уже приспособились, а для старшеклассников это нормальные условия жизни.
Возникает вопрос: можно ли и нужно ли в стенах ВУЗа, где студенты 4-6 лет получают образование, пытаться воспитывать более высокую нравственную и гражданскую позицию студентов? В Законе РФ «Об образовании» «Под образованием … понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…». Как видим, в Законе «Об образовании» воспитание стоит на первом месте. Тогда почему же так часто на первом месте стоит успеваемость? В подтверждение первостепенной важности воспитательного процесса, приведем мнение всемирно известных людей.
Аристотель писал: «Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд» [9, с.512].
Президент В. Путин, выступая 11 апреля 2012 г. с отчетным докладом перед депутатами Государственной думы, сказал: «…Если мы не восстановим традиционное отношение к базовым моральным ценностям, то никакие меры экономической и социальной политики не принесут устойчивого результата» [10].
Воспитательная работа педагога и психолога (а каждый педагог должен быть по большому счету и психологом) успешна тогда, когда они затрагивают темы, интересующие и волнующие собеседника. Проведенные исследования показали, что и школьники, и студенты, и взрослые в высокой степени не удовлетворены политической и социально-экономической обстановкой в стране, резким расслоением общества на богатых и бедных, безответственностью властных структур, алкоголизацией и наркотизацией детей и молодежи (табл.2). Поэтому через обсуждение этих проблемных для страны вопросов можно найти дополнительные подходы к нравственно-гражданскому воспитанию молодого поколения. Учащимся можно пояснить, что именно снижение нравственного уровня народа и чиновников самого разного ранга является первой причиной тех социально-экономических условий жизни, которыми учащиеся не удовлетворены. Обсуждение этих волнующих «отцов» и «детей» тем после лекций, на смотрах или в частных беседах может вызвать отклик в душе студентов и позволит более эффективно вести работу по воспитанию нравственной и гражданской позиции молодого поколения.
Однако, вопросам воспитания в школах, и особенно в ВУЗах, уделяется недостаточно внимания. В ВУЗах есть кураторы учебных групп. Но в основном акцент в их работе сделан на повышении успеваемости студентов, а их воспитательная работа все больше приближается к нулю, так как страна сейчас переходит на самофинансирование ВУЗов и оказание «образовательных услуг». В новом законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 года, среди целей высшего образования воспитание не рассматривается, и вообще во всей главе «Профессиональное образование», в том числе в статье № 69 «Высшее образование» слово «воспитание» отсутствует. В законе № 273-ФЗ целью высшего образования в нравственном плане является лишь «удовлетворение потребностей личности в …культурном и нравственном развитии». То есть за ВУЗами оставляется только лишь возможность оказания услуги по удовлетворению потребности студента в нравственном развитии. А если у студента этих потребностей нет? Тогда какое общество мы выстроим в будущем?
«Необходимо возродить воспитание как краеугольный камень образовательного процесса и прекратить, наконец, считать образование сферой услуг» [4]. Каждый преподаватель, и особенно куратор, как и классный руководитель в школе, мог бы оказать большое влияние на воспитание молодежи. Однако, такая работа требует больших затрат времени, психических и физических сил, но к сожалению, это далеко не всегда находит должного понимания и поддержки на разных уровнях. Даже президент США Теодор Рузвельт считал, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества» [11, с.110].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Беляева Л.А. Динамика отношения россиян к социально-экономическим и политическим изменениям. Социологические исследования, 2011, № 10, с. 11-25.
[2] Левашов В.К. Социополитическая динамика российского общества: 2000 - 2006. Москва, Academia, 2007, 514 с.
[3] Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества, Социологические исследования, 2009, № 10, с. 70-79.
[4] Заявление Пленума Правления ООО «Союз кинематографистов России» от 16 апреля 2012 г. URL: http://www.unikino.ru/component/k2/item/1708.html (дата обращения: 02.12.2013).
[5] Фетискин Н.П., Кулайкин В.И., Миронова Т.И. Психодиагностика качества жизни в российской ментальности: научно-методическое пособие. Москва-Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006, 117 с.
[6] Стенограмма II пленума (седьмого созыва) Правления Общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации». 16 апреля 2012 г. URL: http://www.unikino.ru/official/item/1794-стенограмма-ii-пленума-седьмого-созыва-правления-общероссийской-общественной-организации-союз-кинематографистов-российской-федерации.html (дата обращения: 02.12.2013).
[7] Заявление Ученого совета филологического факультета МГУ «О реформе образования, ее итогах и перспективах» от 22 ноября 2012 г. URL: http://www.philol.msu.ru/pdfs/o-reforme-obrazovaniya_philol2012.pdf (дата обращения: 02.12.2013).
[8] Журавлев А.Л., Юревич А.В., ред. Макропсихология современного российского общества. Москва, Изд-во «Институт психологии РАН», 2009, 352 с.
[9] Окунцова Е.А., сост. Царственное слово. Симфония разума и мудрости. Изречения и афоризмы. Москва, Рипол Классик, 2009, 1184 с.
[10] Стенограмма выступления В.В. Путина в Государственной Думе с отчётом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 год, 11 апреля 2012г. URL: http://archive.premier.gov.ru/points/119/ (дата обращения: 02.12.2013).
[11] Дмитренко С.Ф., сост. Мудрость для двоих. Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2013, 304с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
169.pdf | 605.98 КБ |