Что такое гендер?

Данилова Агния Владимировна

Гендер: понятие, подходы к изучению, онтогенез

Как происходит формирование гендера у детей, чем "гендер" отличается от "пола"?

Ответы на эти и другие вопросы представленны в данной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender.docx253.39 КБ

Предварительный просмотр:

Гендер: понятие, подходы к изучению, онтогенез

Понятие «гендер» прежде всего определяется как «социальный пол», то есть идентичность человека, формируемая в процессе воспитания и включающая в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендер чаще всего связан с биологическим полом.  Однако существуют значимые отличия в понятиях: «пол» и «гендер».

Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» - понятие, созданное в процессе культурно-исторического развития человека, «социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми» [90, с. 27].

Также «гендер» используется и изучается в разных областях знания, таких как: лингвистика, генетика, политология, социология, социальная философия, психология и др.

Появление данного термина было неизбежно, так как в связи с развитием человеческого общества, возникли определенные противоречия. В начале 20 века Зигмунд Фрейд [21] заявил, что: «Анатомия – это судьба». Однако спустя непродолжительное время появились и другие мнения: Маргарет Мид [21], американский антрополог, в 1931-1933 годах изучала племена Новой Гвинеи и заметила, что социально-бытовая модель развития общества в отношении ролей мужчин и женщин в каждом племени своя, и, таким образом, нельзя говорить о биологической предопределенности, а лишь о культурной детерминированности мужских и женских поведенческих стереотипов. Нетрадиционные, самобытные отношения, специфические роли мужчин и женщин также наблюдались в племенах североамериканских индейцев.

Становление личности человека неразрывно связано с понятием «гендер». Для корректного понимания данного явления необходимо рассмотреть особенности гендера и гендерных различий (см табл. 1) [25]:

Таблица 1

Представление о гендере в психологической науке

Функции гендера:

  1. Определяющая. Гендер позволяет определить себя в системах психологических, духовно-ментальных, душевно-чувственных особенностей человека. К примеру, стремление к родительству, выполняет особую роль при идентификации человека, при котором он/а соотносит себя к конкретному полу: «Я – девочка. Я – мальчик».
  2. Социальная. Различные конфигурации межличностного взаимодействия, основывающиеся на принятых в обществе отношениях в аспекте данного гендера.
  3. Модернизирующая. Понятие гендера и его особенности меняются в соответствии с изменениями общества, а также в зависимости от каждого конкретного индивида. Общее влияет на частное, а частное на общее.
  4. Морально-этическая. Многие нормы морали и правила общества привязаны к конкретному гендеру. А также представления о семейных взаимоотношениях и т п.
  5. Функция самореализации. Благодаря принятию гендерной идентичности человек социализируется, а соответственно удовлетворяет свои потребности в самореализации, принятии.
  6. Познавательная. В настоящее время появилось много исследований в сфере гендерной идентичности, а также исследования в разных сферах жизнедеятельности человека в гендерном аспекте. «Развились гендерные направления науки: гендерная психология, гендерная лингвистика, гендерная социология, гендерная политика, гендерология и феминология» [75, c. 61].
  7. Прогнозирующая или корректирующая. С помощью исследований оценивается асимметрия в положении гендеров, а соответственно можно предлагать решения для гармонизации отношений, а также предполагать течения развития общества в гендерном направлении.
  8. Ценностно-ориентировочная. «Различия в гендерных отношениях ориентируют на разные ценности, значимости, доминанты, приоритеты». [75, с. 62]
  9. Мотивационная. Удовольствие от взаимодействия при создании романтических отношений может делиться на несколько уровней: сексуальный, телесно—эмоциональный, информационно-духовный. В зависимости от уровня данное взаимодействие может давать необходимое количество положительных эмоций для повышения активности при принятии решений, а также в общей жизнедеятельности человека.

Проблема становления гендерно-половой идентичности существует и в наше время. Одной из причин являются «гендерные стереотипы».

Гендерные стереотипы – это сложившиеся представления, помогающие идентифицировать и выбирать линию поведения при взаимодействии с представителями своего и противоположного пола.

В данном исследовании изучаются психологические границы в гендерном аспекте у детей дошкольного возраста. Дети сталкиваются с гендерными стереотипами с рождения. Форма и цвет одежды, игрушки и игры, которые предлагаются детям, различаются в зависимости от пола и формируют неодинаковые черты характера у девочек и мальчиков. Всё это сопровождается комментариями: «Не реви, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления у мальчиков эмоциональности; «Будь послушной и тихой, ты же девочка!», что формирует у девочек покорность.

Гендерные стереотипы можно разделить на 3 группы:

  1. Маскулинность-фемининность. Стереотипы основаны на среднестатистических данных по психическим, физическим особенностям мужчин и женщин. А также на представлениях о поведении в типовых ситуациях.  Чаще всего в данных стереотипах мужчины агрессивны, властны, уверены в себе, их поведение строится больше на логике, чем на эмоциях. Женщины чаще ведут себя эмоционально, зависимы от мнения мужчины и физического комфорта.
  2. Семья или карьера. Женщина, согласно стереотипам, представляется домохозяйкой, матерью, зависимая от мужчины. Успешность женщины определяется наличием семьи и детей. Мужчины представлены как опора экономики, профессионалы, начальники. То есть успешность мужчины прямо пропорциональна его карьере.
  3. Вид деятельности. У женщин деятельность направлена на обслуживание и исполнение заданий. Руководящий, творческий, созидающий труд – это мужская сфера.

Формирование гендерной идентичности происходит постепенно, в отличие от пола, который мы получаем генетически.  Взаимодействие с окружающими людьми влияет на гендерную идентичность. Можно сказать, что гендер – это симбиоз биологического пола и культурных традиций общества. Данное положение отражено на схеме Петерсона и Мейлора [42], в которой показаны факторы и механизмы формирования половой идентичности:

Рис. 1. Схема Петерсона и Мейлора

Этапы формирования гендера у ребенка:

1) Ребенку рассказывают, что существует два пола;

2) Ребенку объясняют, что он относится к одному из них. И тут есть варианты развития событий:  

3) ребенок принимает свой пол и выстраивает свои отношения с окружающими в соответствии с таким же гендером. Пол и гендер совпадают.

3)* ребенок выстраивает отношения с другими людьми в соответствии с противоположным гендером. Пол и гендер не совпадают.

В данной работе было проведено эмпирическое исследование с детьми старшего дошкольного возраста, которые идентифицируют свой гендер в соответствии со своим полом.

Влияние окружающих людей на формирование гендерного поведения, одобряемого обществом, приводит к подчинению гендерным стереотипам, начиная с раннего возраста.

Гендерная идентификация начинается с двух лет. В три года ребенок может с уверенностью назвать свой пол и по другого человека. К концу дошкольного периода, около 6 лет, дети соблюдают уже многие гендерные стереотипы, в особенности в том, как одеваться и во что играть. Например: «Девочки любят платья, мальчики любят футболки. Девочки любят куклы, мальчики любят машинки.». Следование определенным социально-одобряемым правилам, соблюдение гендерного поведения – все это присуще детям дошкольного возраста, однако понимание гендерной идентичности (эмоциональная привязанность, гендерно-маркированные черты характера, интересы, деятельность, физиологические свойства) еще не сформировано.

Один из факторов принятия своего гендера – это стремление детей к одобрению, любви взрослых. Это может выражаться в помощи взрослым в текущих делах. При этом чаще всего девочки помогают мамам, а мальчики папам. Таким образом происходит преемственность гендерного поведения, гендерной идентификации.

Именно в рамках этих видов деятельности происходит первичная половая идентификация детей. Одни виды их активности, соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие, противоречащие представлениям о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицание.

Существуют следующие концепции развития гендерной идентичности:

  1. Бихевиористическая.
    Поведение ребенка определяется отношением родителей: соответствующее поведение поощряется, отличающееся – высмеивается или запрещается. Также родители являются образцом для подражания.
  2. Социальная.
    Данная теория предполагает, что у ребенка сформировался определенный собирательный образ «мужчины» и «женщины». И это является примером для подражания.
  3. Теория половой типизации.
    Данная теория похожа на бихевиористическую, однако предполагает участи в воспитании не только родителей, но также и других взрослых – воспитателей, наставников, специалистов. Окружающие взрослые подкрепляют женское поведение у девочек и мужское у мальчиков.
  4. Теория когнитивного развития или теория самокатегоризации. Данная теория предполагает, что ребенок воспринимает пол и гендер, как что-то предопределенное, постоянное.
  5. Теория гендерной схемы, разработанная С. Бем [74], содержит черты как теории социального научения, так и теории когнитивного развития. Сталкиваясь с различной информацией о взаимоотношениях, поведении, предпочтениях ребенок выбирает только определенное, соответствующее его полу.

Таким образом можно сделать вывод, что роль родителей имеет первостепенную важность при формировании гендерной идентичности.

Особенности идентификации девочки:

а) длительный процесс;

б) девочки активно включаются в «женскую» роль (например игра «дочки-матери»);

в) прогресс зависит от отношений между девочкой и матерью;

г) конфликты и «холодные» отношения между родителями негативно влияют на процесс самоидентификации;

д) сестры меньше влияют на гендерную идентификацию для девочек, чем братья для мальчиков.

Особенности идентификации мальчика:

а) для формирования маскулинности требуются усилия, иначе идентификация идет по «женскому» типу;

б) мужские качества больше одобряются обществом, поэтому мальчик с «женским» поведением будет угнетаем, а девочка с «мужским» будет восприниматься более позитивно.

в) вследствие того, что дети большую часть времени проводят с матерью: как мальчики, так и девочки, мальчики часто первично идентифицируют себя с матерью. Таким образом у мальчиков образуется феминная гендерная идентификация.

Женское окружение для мальчиков играет негативную роль, в том смысле, что ребенку не хватает примера мужского поведения, мужского гендера. Это приводит к тому, что мальчик строит свое поведение на отрицании: не одеваться как девочка, не заниматься «женскими» видами деятельности и т.д. («это не мужское дело», «не веди себя как баба» и пр.). Взрослые в данной ситуации часто не способствуют прогрессу, осуждая «немужское» поведение (например «тебе плакать стыдно, ты не девочка»).

Таким образом половая идентификация у девочек - более непрерывный и ровный процесс, чем у мальчиков.

Возраст идентификации:

Мальчики 5-7 лет;

Девочки 3-8 лет.

Нарушения идентификации происходит при неудовлетворенности в общении с родителем своего пола, в таких случаях может произойти идентификации с родителем противоположного пола.

На формирование полоролевой самоидентификации влияют различные культурные источники, СМИ и пр. Всё, что окружает ребенка, способствует познанию мира, в том числе об отношениях между людьми, их поведении.

Например, в иллюстрациях детских книг мужчины и мальчики чаще изображены за занятиями какой-либо деятельностью, в то время как женщины и девочки в основном предстают с предметами обихода, создавая образ «домохозяйки».

Исходя из этого, на развитие полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста влияют многие факторы, но основными остаются родители как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.

Рис. 2. Факторы, влияющие на гендерную идентичность

Эмоционально-волевая сфера мальчиков и девочек развивается с некоторыми отличиями. Интенсивность переживаний, а также причины, вызвавшие эти переживания различны.

Тревожность мальчиков часто связана с определенными негативными событиями, которые могу произойти (травмы, наказания). Девочки же проявляют тревогу, связывая ее с другими людьми – это могут быть как знакомые, родные люди, так и социально опасные типы людей (алкоголики, хулиганы). Мальчики в дошкольном возрасте больше тревожатся, чем девочки.

Важно отметить, что тревога может быть как последствием несформированности гендерной идентичности, так и причиной ее деформации или отрицания, избегания.

Эмоциональная сфера условно разделена на мужскую и женскую: считается, что женщинам присуще следующие качества – эмоциональность, чувствительность, эмпатия, слабость; а мужчинам – смелость, активность, сила. Всё это накладывает на детей определенные ограничения в самовыражении, подавление испытываемых эмоций.

Процесс идентификации можно выразить так: ребенок сначала усваивает «кто» он, а затем «как» он должен себя вести. Однако осознание, осмысленность гендерной идентификации происходит позже.

В различных психолого-педагогических исследованиях специалисты приходят к выводу, что ребенок не рождается с какой-то конкретной направленностью поведения. Специфические особенности, характерные мальчикам или девочкам, закладываются в процессе воспитания.

Гендерное воспитание – это прежде всего процесс, который должен сформировать определенное, одобряемое обществом поведение, с учетом социально-биологических характеристик детей.

Идеи гендерного воспитания можно разделить на:

  1. Биологически-функциональные (связанные с особенностями организации и развития мозга). Эти идеи поддерживают В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман.
  2. Коммуникативные (связанные с внутригрупповыми взаимодействиями).
  3. Социально-воспитательные (связанные с полоролевой социализацией). Сторонники коммуникативных и социально-воспитательных идей - А.М. Щетинина, О.И. Иванова.

Все эти идеи взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Причины дифференцированного подхода к обучению мальчиков и девочек:

  1. Биологические. Структура, организация и темп развития головного мозга у детей отличается. У девочек быстрее развивается левое полушарие головного мозга, что способствует развитию логического мышления, рациональности. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому преобладающим мышлением является правополушарное. Вследствие этого до определенного возраста у мальчиков сильнее развито образное мышление.
  2. Психологические.

Эмоциональная лабильность у девочек и мальчиков разная. В детском возрасте девочки более устойчивы к внешним раздражителям, в то время как мальчики более тревожны и эмоционально неустойчивы.

Другие отличия:

Мальчики активны, девочки осторожны;

Мальчики больше выражают негативных эмоций, девочки более восприимчивы к эмоциям окружающих;

Речь у девочек развивается чаще быстрее, чем у мальчиков.

Мальчики предпочитают командные игры, девочки выбирают организуют небольшие группы по интересам.

Девочки больше ориентируются на слуховое восприятие, а мальчики на зрительное.

Отношение к своему и противоположному полу у мальчиков и девочек также отличаются:

  1. Мальчики не имеют предпочтений при коммуникации и позитивно общаются с детьми и взрослыми обоих полов.
  2. Девочки чаще всего выбирают для общения представителей своего пола.

Выделяют следующие типичные ошибок в воспитании детей, особенно дошкольного возраста:

  1. Применение в воспитании социальных стереотипов («мальчики не плачут», «девочки – слабые», «девочка должна играть» и т.п.).
  2. Компенсационные ошибки. Если родители испытывают или испытывали какие-либо сложности в жизни, то вероятно при воспитании ребенка будут слишком акцентироваться на этих навыках у ребенка.
  3. Чрезмерное внимание несоответствию качеств ребенка гендерной роли, насмешки или наказания, также являются неправильным вариантом воспитания здоровой личности.

Гендерное воспитание затрагивает практически все сферы, в том числе при посещении ребенком детского сада. В детском саду проводятся занятия, где рассматриваются отличия мужского и женского: одежды, поведения и т.д.

При воспитании ребенка как в образовательном учреждении, так и в семье, существует много трудностей, связанных с необходимостью использовать различные подходы к мальчикам и девочкам для достижения необходимого результата.

Следует подчеркнуть, что до сих пор ведутся споры о механизмах, лежащих в основе гендерной идентичности. В возрасте 5-6 лет ребенок чаще всего уже сформировал представление о своем «поле», а также принял и осознал необратимость гендерной идентификации.

В старшем дошкольном ребенок проходит этап активного формирования своей личности:

  • К этому возрасту ребенок практически полностью овладевает речью, умеет выговаривать не только все звуки, но и строить грамматически верные предложения, формулировать свои мысли.
  • Ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в окружающем мире, а также имеет представления о себе. В этом возрасте уже возможно проводить тестирования на уровень самооценки.
  • Мелкая моторика постепенно совершенствуется, что положительно сказывается и на развитии мозга, психических функций в целом.

Нарушения, возникшие при формировании представлений о своей гендерной идентификации к старшему дошкольному возрасту уже сложно скорректировать.

Признаки нарушения гендерной идентичности:

  • При возможности выбора ребенок предпочитает играть с противоположным полом в игры, не соответствующие его гендеру;
  • Подражает взрослым не своего пола;
  • Активно выражает желание сменить имя и пол;
  • Во сне видит себя другого пола, в другой гендерной роли;
  • Выражает желание одеваться в одежду противоположного пола.

Одним из важнейших аспектов жизни человека, определяющих его развитие является гендер. Развитие ребенка и формирование гендерной идентификации происходит в условиях влияния родителей и внешней среды. Несформированность, нарушения гендерной идентификации сказываются на всех сферах жизни ребенка.