Презентация " Арттерапия, как средство профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних"
В презентации описаны методы арттерапии, используемые в психолого-педагогической практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_artterapiya13.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аддикция – зависимость, пагубная привычка, привыкание, в широком смысле, ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет.
Проявление аддиктивного поведения среди подростков носит масштабный характер. Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Диагностика аддиктивного поведения подростка не составляет труда. Проблемы в учебе, курение ограниченность интересов, употребление алкоголя – признаки требующие немедленного активного вмешательства.
Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций, найти альтернативу чрезмерным увлечениям. Для обеспечения нормального развития ребенка и преодоления аддикции большое значение имеет профилактика . В вопросах предотвращения аддиктивного поведения несовершеннолетних профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аддиктивного поведения.
Для того, чтобы уберечь детей от неблагоприятных последствий, привить навыки здорового образа жизни профилактическая деятельность в нашей школе строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями учителей, воспитателей, психолога, медиков, социального работника, родителей, сотрудников КДН и ПДН.
Одним из надёжных способов профилактики аддиктивного поведения в нашей школе является а рттерапия . Использование элементов арттерапии в коррекционной работе с подростками дает положительные результаты, стимулирует воображение, помогает разрешать конфликты, налаживать взаимоотношения, способствует снижению эмоционального напряжения. Арттерапия позволяет вытеснять внутренние конфликты и отрицательные эмоции, дисциплинирует, даёт возможность осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности, повышает самооценку.
Арттерапия — это один из самых популярных и результативных методов психотерапии, где задействуются различные художественные приемы, творчество. Коррекция с помощью арттерапии является наиболее мягкой, доступной и продуктивной. Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от проблем взаимоотношений в детском коллективе, социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала. Основная цель арт-терапии заключается в освоении процесса самопознания у ребенка и развитии у него способности самовыражения .
Уникальность этого метода состоит в том, что практически каждый наш обучающийся может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него художественных навыков или особых способностей. Арт-терапия является средством самовыражения, определения эмоционального состояния, настроения и мыслей ребёнка , что позволяет использовать это для проведения соответствующих исследований и коррекционной работы. В процессе работы создаётся атмосфера доверия, которая вызывает у подростков положительные эмоции и инициативу даже у самых застенчивых обучающихся.
Применение средств арт-терапии в коррекционных целях позволяет осуществлять профилактику и коррекцию социальных отклонений с помощью зрительного образа, цвета, формы, и композиции. В качестве основных средств арт-терапии на занятиях используются различные материалы, которые применяются в искусстве : краски, карандаши, фломастеры, ручки, бумага , кисти , природный материал, видеоматериалы , мелодичная музыка и многое другое. Такие виды арттерапии, как изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия н аиболее доступные и продуктивные в работе с обучающимися с ОВЗ.
Методы арт терапии в коррекционной работе позволяют получить следующие позитивные результаты : Облегчается процесс коммуникации особенно у застенчивых, замкнутых обучающихся. Осуществляется возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), в связи с чем происходит преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит. За счет того, что изобразительная деятельность требует планирования деятельности в связи с достижением целей, у обучающихся развивается способность к саморегуляции. Происходит осознание подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаются предпосылки для регуляции эмоциональных реакций . Повышается личностная ценность , что содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, основными из которых являются: - стремление ребёнка выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме ; - потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности, а также потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе ; - желание исследовать окружающий мир через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.
Таким образом, в результате анализа опыта использования арттерапевтических методов в психолого-педагогической практике, можно предположить возможность использования элементов арт-терапии в целях профилактики аддикции и других форм отклоняющегося поведения.