Тренинговое занятие для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ"
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов.
Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; повышение уровня сплоченности коллектива; снижение уровня эмоционального напряжения.
План тренинга:
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Рефлексия.
Участники: педагог-психолог и педагоги ДОУ
Продолжительность: 1,5 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_profilaktika_emots._vygoraniya.docx | 622.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 города Кропоткина
муниципального образования Кавказский район
Тренинговое занятие для педагогов
«Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ»
Подготовил:
Педагог-психолог
МБДОУ д/с №1
Калиянц Инна Владимировна
г. Кропоткин, 2024
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ»
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов.
Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; повышение уровня сплоченности коллектива; снижение уровня эмоционального напряжения.
План тренинга:
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Рефлексия.
Участники: педагог-психолог и педагоги ДОУ
Продолжительность: 1,5 часа.
Добрый день уважаемые коллеги!
Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Они такие: активно участвуем в предлагаемых упражнениях, говорим от своего лица «я думаю», внимательно слушаем друг друга, не стесняемся, помним, что правильных или неправильных ответов и действие не существует.
Наше занятие будет состоять из 3х основных частей: теоретическая часть, практическая часть и рефлексия.
Теоретическая часть
Синдром выгорания - это нарастающее эмоциональное истощение, механизм психологической защиты, который проявляется в полном или частичном эмоциональном ступоре в ответ на травмирующие факторы.
Он часто развивается у врачей, психологов, педагогов и людей, которые заботятся о детях или пожилых родственниках. Может проявляться безразличием к возрастающим требованиям менеджера, негативным отношением к «капризным» пациентам и клиентам, ощущением профессиональной несостоятельности и т.д.
Следует различать эмоциональное выгорание и переутомление. Переутомление - это физиологическое состояние организма, которое является следствием длительной активной деятельности и исчезает, если человек хорошо отдохнул.
Пример: многодневный марш новобранцев с перерывом на еду и коротким ночным сном. Синдром усталости разовьется через несколько дней, но это состояние пройдет, если солдаты хорошо отдохнут день или два. Или другой пример: студент решил выучить все вопросы к экзамену за один день. Бывает переутомление, но при хорошем отдыхе ученик быстро восстановится.
Термин «синдром выгорания» был впервые введен в 1974 г психиатром Х. Дж. Фройденбергом и первоначально означал нарастающее эмоциональное истощение. В 2001 году синдром профессионального выгорания был включен в 10-ю редакцию Международной классификации болезней (МКБ-10).
Признаки синдрома эмоционального выгорания
По данным ВОЗ, есть три признака синдрома выгорания:
- Чувство отсутствия мотивации или физического истощения. Физическое истощение - это постоянная потеря сил, а отсутствие мотивации - это когда у вас есть физическая сила, но нет стимула для выполнения рабочих задач. Мотивационное выгорание - это множественные творческие задачи, новые проекты, неприятные обязанности, которые требуют внутреннего стимула, а не просто чувства долга. Даже если человек понимает пользу задач, которые, например, принесут прибавку, ему сложно выполнить их с полной отдачей.
- Увеличение мысленной дистанции от профессиональных обязанностей, чувства негатива или цинизма по отношению к профессиональным задачам. Это проявляется в безразличии к работе или сопротивлении ей: человек может чаще приходить с опозданием, проводить больше времени за обедом, отказываться от новых задач, удлинять стандартные задачи или откладывать их, заменяя ненужными делами.
- Общее снижение трудоспособности, когда человеку трудно выполнять тот объем работы, который раньше легко давался.
Есть и другие симптомы, сопровождающие выгорание. Если их совместить, можно получить около сотни различных проявлений. Синдром сопровождает некоторые острые проблемы, такие как депрессия, навязчивые состояния и даже семейные кризисы. Это означает, что, вовремя обнаружив выгорание, можно предотвратить развитие других серьезных проблем.
Есть несколько способов сгруппировать все связанные симптомы вместе. Например, их можно разделить на три группы:
- Физические симптомы. Это не только постоянное чувство усталости. Например, могут наблюдаться снижение иммунитета и частые заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, частые боли в спине, головные боли, проблемы со сном: от засыпания до постоянной сонливости.
- Психологические симптомы. Самый яркий признак выгорания - притупление чувств и эмоций из-за как положительных, так и отрицательных событий. Например, в день рождения любимого человека и в случае потери крупной суммы не будет сильных переживаний и даже может показаться окружающим, что человек отстранен и вроде как отсутствует. Может появиться чувство безразличия, скуки, депрессии. Часто пропадает интерес к общению с другими людьми, возникает иррациональное чувство страха на работе и в группах людей, беспокойство. Бывает, что раздражают незначительные события, то, что раньше не беспокоило: например, лай соседской собаки становится очень неприятным, хотя собака там живет уже несколько лет.
- Поведенческие симптомы. Рабочий распорядок может стать хаотичным, возникают трудности в принятии ответственных решений, желание переложить ответственность на других или уйти от нее любыми способами. Заболевший начинает выбирать рутинные задачи вместо творческих или эмоционально увлекательных, ему также безразличны результаты собственной работы и своей команды.
Раздача памяток педагогам «Профилактика эмоционального выгорания».
Практическая часть
- Упражнение «Привет из детства»
Цель: создание позитивной рабочей атмосферы.
Безусловно, вы уже знакомы друг с другом, но я хочу предложить вам познакомиться по-новому.
Группа рассаживается по кругу. Один участник представляется остальным и вспоминает один факт из своего детства, который его очень обрадовал в этот момент. Озвучивает его и передает ход следующему участнику.
- Упражнение «Салфетки»
Цель: создание позитивной атмосферы.
Оборудование: пачка салфеток.
Участники сидят в кругу. По кругу передается пачка бумажных салфеток со словами «Возьмите пожалуйста себе немного салфеток». После того как все взяли салфетки ведущий озвучивает задание: «Теперь каждого из вас я попрошу озвучить столько фактов о себе, сколько салфеток вы взяли».
- Упражнение «Зоопарк»
Цель: проанализировать свое внутренне «Я».
Оборудование: листы бумаги и карандаши по количеству участников.
Место действия – зоопарк. Ваша задача – нарисовать двух животных, - возьмите карандаш, разделите лист на 2 части, у вас получатся 2 вольера, в каждый из них необходимо заселить по одному обитателю. Это может быть кто угодно! Затем рядом с каждым из зверей запишите несколько характеристик, которые, по-вашему мнению его характеризуют.
Интерпретация:
Животное, которое вы нарисовали первым – это тот идеальный образ, к которому вы стремитесь приблизиться. А те характеристики, которыми вы наделили обитателя первого вольера, рассказывают о том, какой вы хотели бы выглядеть в глазах окружающих.
Это ваше парадное, выставляемое напоказ «Я» - не зря же именно его вы нарисовали первым. В то время как второе животное – это вы настоящая. Такая, какая есть. Да возможно вы не во всем довольны собой, и какие-то свои особенности предпочитали бы не афишировать.
Чем больше животные и их характеристики отличаются друг от друга, чем больше они противоположны, чем больше внутриличностный конфликт. Чем больше животные похоже между собой, тем меньше разрыв между желаемым и действительным. А значит, и в вашей душе царит гармония!
- Упражнение «Испорченный комментатор»
Цель: сплочение коллектива.
Оборудование: карточки с видами спорта.
Поможет понять, насколько хорошо мы понимаем друг друга.
Первому игроку я показываю карточку со словом (это вид спорта), он его запоминает, поворачивается к следующему игроку и показывает загаданное слово с помощью мимики и жестов, как только следующий игрок понимает о каком слове идет речь, он поворачивается третьему игроку и тоже показывает его и так до конца цепочки. Последний игрок называет итоговое слово вслух. (теннис, плавание, баскетбол, бокс, конный спорт).
- Упражнение «Ступеньки»
Цель: помочь участникам проанализировать свою самооценку.
Оборудование: плакат с изображение лестницы.
Участникам демонстрируется плакат с изображением пронумерованных ступенек от 1 до 10. Предлагается мысленно расположить себя на любой из этих ступенек. На это дается 1 мин. Далее дается ключ: 1-4 ступенька – самооценка занижена, 5-7 ступенька – самооценка адекватна, 8-10 ступеньку – самооценка завышена.
От уровня самооценки зависит качество жизни человека, его успех, и даже здоровье. Люди с высокой самооценкой, как правило не отягощены сомнениями, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия. Человек со средним уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований. При низком уровне самооценки человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение окружающих, сильно страдает от избыточной застенчивости.
- Упражнение «Похвалялки»
Цель: Способствовать формированию адекватной самооценки, умению принимать положительную оценку окружающих.
Оборудование: бумага, ручки.
Запишите не менее 5 личных достижений, случившихся у вас за, последние, пять лет. Выберите одно из самых значимых для себя достижений, расскажите о нем, начиная с фразы: Не хочу хвастаться, но … (Все слушатели хвалят, подбадривают того, кто озвучивал достижение).
- Упражнение «Наш коллектив»
Цель: разряжение обстановки.
Оборудование: лист бумаги, карандаши по количеству участников.
Участникам дается лист со скрытой фразой «наш коллектив». Участник должен написать любое прилагательное и так же скрыть его, затем передать лист следующему игроку. В конце лист передается ведущему, и он зачитывает получившееся описание коллектива.
Рефлексия
Релаксационное упражнение «Новое платье»
Цель: снятие напряжения; заключительный этап тренинга.
Оборудование: расслабляющая музыка.
Сядьте удобно, опустите плечи, выдохните напряжение, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Вы сидите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Проследите, чтобы не были сжаты зубы и руки в кулаки. Губы мягко сомкнуты. Мышцы плеч расслаблены, голова - чуть откинута, плечи - расправлены. Прислушайтесь к своему дыханию, постарайтесь сделать вдох - глубоким, а выдох - удлинить, можно выдыхать сквозь губы, расслабляя брюшную стенку. Вы отдыхаете, ничем не озабочены, и ничто Вас не беспокоит и не тревожит. Теперь я медленно, тихо и ритмично считаю до 7. Вы мысленно вместе со мной идете по улице, делаете 7 шагов и оказываетесь в магазине "Одежда": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7… заходите внутрь. В этом магазине много различной одежды всех фасонов и цветов, есть старинные наряды и современная одежда. Вы просматриваете костюмы, платья и выбираете себе понравившиеся. Вы приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Рассмотрите внимательно свой наряд – цвет, фасон, удобно ли он сидит на вас. Посмотрите на себя в зеркало: вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд. Откройте шкаф с вашей одеждой. Вы видите, что там нет свободных вешалок, а вам нужно убрать свой новый наряд. Для этого выберете какую-нибудь старую вещь и выкиньте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги, неудачи и ошибки, и не сожалейте о них. Повесьте новую вещь в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свой мир для перемен. Откройте глаза и возвращайтесь к нам в реальный мир обновленными. Многие из вас готовы к переменам в вашей жизни, готовы расстаться со старым и отжившим, и я желаю вам удачи на этом пути.
Чтобы профилактировать эмоциональное выгорание старайтесь следовать трем девизам:
- Качественный отдых – «Отдых - всему голова!
- Пробуждение силы тела – «Движение – жизнь!»
- Удовольствие от мелочей жизни – «Мелочь – а приятно!».
На этом наше тренинговое занятие завершается! Давайте поделимся своими впечатлениями.
Спасибо за внимание!