Сценарий форсайт-сессии «Траектория смыслов. 4К» для обучающихся 7-11 классов.
Форсайт-сессия способствует формированию активной жизненной позиции и чувства ответственности за собственный выбор в личностном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_forsayt-sessii_traektoriya_smyslov._4k.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Сценарий форсайт-сессии
«Траектория смыслов. 4К»
для обучающихся 7-11 классов
Разработали:
Пьяных Ксения Михайловна, педагог-психолог
Тишко Анна Михайловна, педагог-психолог
д. Грановщина, 2023 г.
Форсайт-сессии для обучающихся 7-11 классов
Тема: «Развитие основных soft-компетенций»
Дата проведения: 30.10.2023 г.
Контингент: обучающиеся 7-11-х классов
Форма проведения: групповое (5-15 человек)
Цель: формирование активной жизненной позиции и чувства ответственности за собственный выбор в личностном развитии.
Задачи:
- Совместными усилиями и с учётом факторов и современных трендов, влияющих на ситуацию, договориться о том, каким будет профессиональное будущее, визуализировать его «Картой будущего»;
- Формирование мировоззрения обучающихся посредством познания через применение форсайт-игры;
- Способствовать дальнейшему развитию 4К – компетенций, таких как:
- креативное мышление,
- коммуникации (навыки межличностного общения, эмоциональный интеллект),
- критическое мышление,
- кооперации (сотрудничество)
- Развитие эрудиции, знаний терминологии;
- Развитие сплоченности участников форсайт-игры.
Обеспечение мероприятия:
- Методическое –
- деятельно-игровая технология, мозговой штурм,
- информационно-коммуникативная технология,
- проблемно-поисковый метод.
- Дидактическое –
- Демонстрационный материал (презентация),
- Инвентарь, канцелярские принадлежности (ватман, ножницы, маркеры или фломастеры, стикеры и т.д.).
Структура форсайт-игры:
1. Вводная часть (Орг. момент – приветствие, информационно-просветительское сообщение)
2. Основная часть (Мозговой штурм, создание «Карты будущего»)
3. Заключительная часть (Рефлексия, подведение итогов)
Ход форсайт-сессии:
- Организационный момент:
- приветствие участников,
- информационно-просветительское сообщение (ведущий проговаривает цели, основные задачи игры, маршрут работы, основные желаемые результаты после окончания игры, объявляет регламент работы, устанавливает правила группового взаимодействия: активное участие всех обучающихся форсайт-сессии, озвучивание и принятие любых идей в группе).
- Основная часть:
Ведущий: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем форсайт-игру. Кто-нибудь из вас уже принимал участие в подобном мероприятии? (ответы обучающихся). Предлагаем вам погрузиться в игровой рабочий процесс:
Показ презентации:
Слайд 2,3. Что такое «форсайт»? (ведущий рассказывает историю возникновения метода, дает определение форсайта)
- Форсайт, от английского Foresight – «взгляд в будущее». Впервые этот метод появился более 30 лет назад и применялся для развития бизнеса, в научно-технической отрасли, сейчас он используется какинструмент, позволяющий учитывать изменения во всевозможных сферах.
Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.
Слайд 4,5. Далее ведущий разбирает с обучающимися терминологию форсайта: понятие тренда (смотри Презентацию), проводит небольшую дискуссию на тему, что им предстоит сделать. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.
Ведущий:
Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.
Технология – это отдельное решение или пакет решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.
Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.
Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.
Карта будущего – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.
I этап. «Мозговой штурм»: раскрытие понятия «компетенция»
Ведущий: - Ребята, а теперь поговорим с вами о таком понятии, как «компетенции». (см.слайд 7)
Раскрываем понятие «Hard-skills» («твердые навыки» – четкие, несгибаемые знания в определенном виде деятельности», это «профессиональные, технические навыки») и «Soft-skills» («мягкие навыки» - умение выстраивать рабочие процессы, оценивать свои возможности и работать в команде)
Слайд 9. Ведущий проговаривает про «Компетенции будущего» и приступает к мозговому штурму.
Ведущий: - А какими вы обладаете на данный момент компетенциями? Подумайте. Как их, по вашему мнению, необходимо развить, в том числе в рамках школы? Как школа вам поможет в развитии этих компетенций? Давайте это все зафиксируем (обучающие на стикерах фиксируют какими компетенциями необходимо обладать современному человеку для формирования успешного будущего)
По итогам мозгового штурма ведущие информируют о понятии 4К-компетенции (Слайд 10)
II этап. Ведущий: - Ребята, а теперь вам нужно подумать как бы вы улучшили образовательный процесс, процесс взаимодействия между учеником и учеником, учеником и учителем для того, чтобы компетенции будущего у вас развились. Придумайте тренды или события. (Детям предлагается придумать новые треныд или события (мероприятия), в которых они могли бы применить свои компетенции).
III этап. Визуализация «Карты будущего»:
Ведущий: - Начертите карту своего успешного будущего по схеме.
Компетенции 4К (тренды) (или больше) | События (действия) в образовательной организации? (форма проведения какого-либо события, мероприятия) | Мои внутренние ресурсы (что от меня зависит? Что я могу сделать для этого?) | Внешние ресурсы (какими школьными ресурсами я могу воспользоваться? Что школа может для этого сделать? | Риски, угрозы |
Рефлексия: на заключительном этапе группа при поддержке ведущих осмысляет форсайт-игру:
- обозначает результаты: «Чего же мы все-таки достигли?»;
- принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;
- дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.