Основные направления психокоррекции и реабилитации в зарубежной практике

1. Психодинамическое направление

2. Аналитическая психология К. Юнга

3. Основные положения когнетивной терапии (Когнетивный подход А. Бека)

4. Суггестивный подход в коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: Змаева Т.Е.

№ группы: ПС-233-1304

Дата: 18.04.2024 г.

Основные направления психокоррекции и реабилитации в зарубежной практике.

  1. Психодинамическое направление

Термин "психодинамика" был введен в 1918 г. Р. Вудвортсем. Согласно определению в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного "Я".

Психодинамическое направление относится к одному из трех основных направлений психотерапии, каждое из которых характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности, детерминантам личностного развития и личностных нарушений и логически связанной с этими положениями собственной системой психотерапевтических воздействий.

Несмотря на некоторое снижение популярности данного подхода, наметившееся в последнее время, его позиции остаются достаточно сильными. Это по-прежнему один из самых влиятельных и развивающихся методов психотерапии.

Вопрос общепринятой систематизации методов психодинамического направления открыт до сих пор. Психодинамическое направление на сегодняшний день представлено большим разнообразием школ и течений, трудно поддающихся четкой классификации.

С точки зрения наиболее распространенного варианта классификации в настоящее время в нем выделяют классический психоанализ и психоаналитическую (психоаналитически ориентированную)

психотерапию, которая, в свою очередь подразделяется на инсайт-ориентированную и поддерживающую. В первом случае цель взаимодействия – в осознании бессознательного психологического конфликта и акцент ставится на реальных психологических проблемах, во втором – основной элемент лечения скорее поддержка больного, чем развитие у него инсайта. Этот вариант применяется для пациентов с серьезной уязвимостью ЭГО, например, при психотических расстройствах или у людей в кризисной ситуации, переживающих остром горе.

Каждая психодинамическая школа имеет собственную специфику, однако, есть общие признаки, объединяющим их в единое направление:

1.первоисточник - психоанализ (глубинная ПТ), модифицированный в различной степени;

2. представления о бессознательных или неосознаваемых процессах;

3. представления о психологических (интрапсихических ) конфликтах;

4. представления о психотерапевтических методах, имеющих целью их анализ и осознание.

Психоанализ, разработанный Фрейдом, так или иначе является первоисточником, основой методологии, базой всего психодинамического направления. При этом, термин «психоанализ» сегодня относят к теории развития личности, методу исследования и терапевтической процедуре.

Представление о бессознательном, бессознательных или неосознаваемых психических процессах является краеугольным камнем теории и практики психодинамического направления. Центральным в этом подходе является предположение о том, что бессознательные психические процессах, рассматриваются как основные детерминанты личностного развития, как основные факторы и движущие силы, определяющие и регулирующие поведение и функционирование человеческой личности. В этом его суть. Согласно Фрейду, не только наши поступки часто иррациональны, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступны осознанию.

Другими словами психодинамический подход утверждает, что все мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное. А содержание бессознательного составляют инстинктивные побуждения, первичные, врожденные, биологические влечения и потребности, а также фантазии и переживания, которые угрожают сознанию и вытесняются в область бессознательного.

Центральным понятием в представлении всех сторонников психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие конфликта.

С точки зрения психодинамического направления сама личность и ее поведение, проблемы и расстройства являются результатом усилий Эго в примирении бессознательных психических конфликтов и требований реального мира.

Термин «психодинамический» предполагает рассмотрение психической жизни человека, психики с точки зрения динамики -взаимодействия, борьбы и конфликтов ее составляющих и их влияния на психическую жизнь и поведение человека.

Фрейд первым охарактеризовал психику человека как своеобразное «поле боя» между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Сам термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория отводит ведущую роль сложному взаимодействию инстинктов, мотивов и влечений, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

В представлении о личности как о динамической конфигурации процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, борьбе и взаимодействии выражена суть психодинамического направления в психологии и психотерапии, которая и отражена в названии подхода (динамика).

Учитывая ,что в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения человека рассматриваются бессознательные психические процессы, а нарушения личностного функционирования (и невроз) понимаются как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, основной целью психотерапии является достижение осознания этого конфликта и собственного бессознательного.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического или психодинамического конфликта.

2. Проработать конфликт, то есть проследить как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

На практике это означает следующее. Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытое, подавленное чувство гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику, преподавателю или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, умение и способность выдержать "перенос" и работать с "контрпереносом", тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям.

Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Обязательным условием профессиональной подготовки психоаналитика является прохождение длительного и подробного курса психоанализа.

К клиенту также предъявляется ряд требований.

Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа.

Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периоду совместной работы.

В-третьих, в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа (а в некоторых случаях такой курс может длиться до 20 лет, по несколько пятидесятиминутных сеансов в неделю).

Психоанализ - это система мероприятий, которая может длиться долгие годы, прежде чем состояние клиента улучшится, и он будет способен реалистически управлять собственной жизнью. Отмечают, что наибольших успехов с его помощью можно добиться у лиц в возрасте от 15 до 50 лет, которые обладают высоким интеллектом и их проблемы имеют скорее невротическую, нежели психотическую природу.

Психоанализ заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний.

Выделяют 5 стадий психоанализа.

Первая стадия - поиск болезненного очага (его вспоминание). На этой стадии используют методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок, описок человека. Стадия заканчивается обнаружением этого очага.

Вторая стадия - вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек выговаривается, рассказывает психологу о своих переживаниях и их источниках. Это очень болезненный процесс, так как человек как бы заново переживает и страдает, при этом очень часто формируется негативное и агрессивное отношение к психологу. Стадия считается оконченной после того, как человек все рассказал и начал постепенно успокаиваться.

Третья стадия - переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге, так называемое "переклеивание ярлыков". Например, из "врага" в "неприятного человека", из "подруги" в "знакомую" и т.д. На этой стадии особое значение имеет внимательное и заботливое отношение психолога к клиенту, помощь клиенту в изменении его системы установок.

Четвертая стадия - эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная, спокойная. Осуществляется постепенный переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию.

Пятая стадия - забывание, ликвидация очага возбуждения. Чаще всего эта стадия проходит естественным путем как продолжение работы с психологом на предыдущих стадиях.

Психоанализ как психокоррекционный процесс включает следующие процедуры:

- конфронтацию;

- прояснение (кларификацю);

- интерпретацию;

- проработку.

Конфронтация используется для того, чтобы показать клиенту, что он чего-то боится, избегает, для выделения, обособления того психического феномена, который должен стать предметом анализа.

Кларификация состоит в четкой фокусировке значимых деталей.

Интерпретация предполагает преобразование неосознанных деталей и явлений в осознанные.

Проработка включает комплекс процедур и процессов, которые необходимо осуществить после инсайта. Это наиболее трудоемкая часть психоаналитической работы, так как требуется большое количество времени и усилий для преодоления сопротивления, которое выступает помехой на пути преобразования личности.

Наиболее важной из этих процедур является интерпретация, все остальные ей подчинены: они либо ведут к ней, либо делают ее более эффективной.

Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник:

1. Метод свободных ассоциаций.

2. Толкование (интерпретация) сновидений.

3. Интерпретация.

4. Анализ сопротивления.

5. Анализ переноса.

Метод свободных ассоциаций заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными. Для консультанта-аналитика важны следующие моменты:

- содержание высказываний;

- последовательность высказываний;

- блокировка высказываний.

Последние два момента являются ключами к неосознаваемой проблематике, определить которую и обязан психоаналитик, исходя из той школы или направления психоанализа, которой он придерживается.

Толкование (интерпретация) сновидений клиента, которое сам Фрейд называл "самым коротким путем в подсознательное". Во время сна ослабляются защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания. Сновидения - это не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму. Именно эту функцию сновидения Фрейд обозначил как "работа сновидения".

Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении интерпретаций, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

Интерпретация представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация включает три основные процедуры:

1 Идентификацию (обозначение).

2. Разъяснение (собственно толкование).

3. Перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

Основные правила интерпретации

- Идти от поверхности вглубь.

- Интерпретировать то, что клиент способен уже принять.

- Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.

Анализ сопротивления. Основные функции этой техники - обеспечить осознание клиентом своих защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление "Едо" является главной помехой осознания личных проблем. Главное правило психоаналитика заключается в использовании для интерпретации наиболее очевидных "^о"-защитных механизмов. Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление "Едо" (ибо психологическая защита необходима), а именно осознание защиты как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как оказывается, защитная функция уже не нужна.

Анализ переноса. В классическом психоанализе перенос трактуется в качестве непременного атрибута психотерапиии специально поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.д.).

Анализ "невроза переноса" - ключевой момент, так как он способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживание клиента таким образом, что фигура психолога становится как бы фантомом, на который налагаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными травмами первых лет жизни клиента. Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании.

Важным является стремление клиента тесно сотрудничать с психологом, желание и состояние понять процесс психоанализа. Отмечается также, что чем моложе клиент и чем сильнее у него тревога, тем выше вероятность значительного улучшения его состояния. Противопоказаниями для психоаналитической работы является наличие психических заболеваний, особенно шизофрении, суицидальных мыслей.

Терапия ставит целью снятие вытеснения. Если какое-либо содержание вытесняется, бессознательные силы начинают управлять поведением. В процессе психотерапии человек получает новый опыт решения проблем на основе понимания прошлых конфликтных переживаний, осознания бессознательного материала, выявления того, как он оказывает влияние на настоящее.

Результатом становится понимание своих потребностей и свобода в выборе способов их удовлетворения, разрешение внутриличностных конфликтов, умение исследовать и осознанно строить свои отношения с другими людьми. Таким образом, на основании полученного опыта и знаний человек, прошедший психоанализ сам для себя становится психоаналитиком.

Такое понимание психоаналитического метода лечения у З. Фрейда сложилось не сразу, а в процессе длительной клинической отшлифовки, а сам психоанализ, при этом, превратился в целостную и законченную психотерапевтическую систему со своими собственными положениями о структуре личности, детерминантах личностного развития и нарушений и терапевтическими подходами.

  1. Аналитическая психология К. Юнга

        Хотя Карл Юнг был учеником Фрейда, его анализ человеческой психологии выходит далеко за рамки Фрейдизма и включает в себя исследования восточных религий, алхимии, парапсихологии и мифологии. Он оказал может быть не меньшее влияние чем Фрейд на развитие западной философии и культуры.

        Главной идеей, предложенной К. Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным, коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, то есть некие общие для всего человечества формы мыслительных представлений (или древние образы), наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Архетип может найти свое выражение в целом ряде образов и идей, но сам он не сводится ни к одному своему частному выражению, он является смыслом, который стоит за всеми способами своего выражения.

        Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому, что является одним и тем же у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у каждого народа, отличные от черт, приписываемых матери у других на­родов, есть и более обобщенный архетип матери - один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью, но архетип организует и объединяет этот опыт.

Архетипы заряжены для человека большим энергетическим потенциалом и обычно он не может управлять собственными архетипами, скорее они управляют человеком. Они соответствуют некоторым важнейшим понятиям в жизни человека, связанным с отношениями к родителям, рождению и смерти, времени и пространству, к душе и богу.

Невроз в современном мире, ощущение распада личности и утраты смысла жизни по большей части происходит из-за изоляции эго-разума от бессознательного, что равносильно изоляции от нашей души, от жизни духа. Можно сказать, что, если мы не идем к духу, то дух сам приходит к нам в образе невроза.

Личность каждого человека строится также в соответствии с определенными личностными архетипами. Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры личности архетипов: это Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона - это то, какими мы представляем себя миру. Это характер, который мы принимаем, она включает наши социальные роли, одежду которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения и т. п.

Эго - центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень - центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания, он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Однако, большая часть аспектов нашей Тени на самом деле представляют для нас огромную ценность, содержат много позитивной энергии, которую мы сможем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность, тем самым дополнив ее.

Анима и Анимус - это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе женственности и, соответственно, мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под сильным влиянием этих архетипов. Мужчина стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение своей Анимы, женщина, соответственно - Анимуса.

Самость - центральный архетип, архетип порядка и целостности личности. По Юнгу сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга по целостности, которая и есть самость. Достижение самости (то что называется «найти себя») может быть достигнуто примерно к 40 годам и только в результате серьезной работы по постижению своего бессознательного. Самость - проявляется в форме мандалы (восточный медитативно-религиозный символ), содержащей в себе круг (полнота и целостность) и четырехчастные фигуры (крест или квадрат, обозначающие объединение противоположностей.

Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы, одним из них является с точки зрения Юнга и знаменитый Эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии. Таким образом, архетипы составляют фундамент, на котором строится человеческая личность.

По Юнгу каждый индивидуум обладает стремлением к индивидуации означает становление единым, однородным существом и поскольку индивидуальность - это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация подразумевает становление собой или "самореализацию", это процесс развития к целостности и благода­ря этому - движения к большей свободе. Он состоит в постижении своего бессознательного, прежде всего своей самости, но также и в разворачивании, проявлении своего бессознательного потенциала в реальной жизни.

В то же время Юнгу принадлежит глубокая и чрезвычайно детально разработанная типология личности, В основе этой типологии лежит, ставшее уже классическим, понятие об экстраверсии и интроверсии, характеризующей человека, чья энергия (либидо) преимущественно направлена либо к внешнему, либо, соответственно, к внутреннему миру. Никто не является чистым экстравертом или интровертом, однако каждый индивидуум более склонен к одной из этих направленностей.

Далее он подразделяет людей по принципу доминирования одной из основных четырех психологических функций: ощущений, интуиции, эмоций и мышления. Соответственно можно говорить об ощущающем (сенсорном), интуитивном, эмоциональном и мыслительном типе личности. В сочетании с качеством экстраверсия или интроверсии уже получается восемь основных типов, подробно охарактеризованных Юнгом в книге "Психологические типы". Современная трактовка этого вопроса позволяет выделить еще два типа: решающий и воспринимающий. Экстраверт противоположен интроверту, решающий - воспринимающему, мыслительный - эмоциональному, ощущающий - интуитивному. Всего таким образом можно определить 16 основных типов личности (например, данный человек может быть экстравертом, мыслительным, интуитивным и решающим, и т.д. 16 сочетаний основных качеств).

Юнг подчеркивал, что терапия - это соединенное усилие анализирующего и анализируемого, работающих вместе как равные. Он определял психотерапию как лечение души и лечение душой. Он старался избегать опоры на формальную теорию и на специфические техники в процессе терапии, поскольку это могло бы сделать анализ механическим и ослабить контакт анализирующего с анализируемым. Он подчеркивал, что в процессе терапии происходит взаимодействие не только сознания, но и бессознательного клиента и терапевта. Основные методы, которые он практиковал - это метод направленных словесных ассоциаций, метод анализа сновидений и метод активного воображения. Так же использовал приемы рисования и лепки. Его ученица Д.Кальфф на основе метода М.Ловенфельд разработала юнгианскую песочную терапию, когда клиент в специальной песочнице творит свой мир.

Юнг различает две основные стадии терапевтического процесса, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части.

Первая стадия - аналитическая. Сначала следует "признание", во время которого индивидуум начинает возвращать себе ранее подавленный и загнанный в бессознательное материал. Затем следует фаза толкования рассказанного материала. Клиент пока остается зависимым от терапевта.

Вторая стадия терапии - синтетическая. Сначала следует обучение, в котором Юнг подчеркивает необходимость перехода от психологических открытий к новому актуальному опыту, результатом которого является индивидуальный рост и формирование новых привычек. Последняя фаза - трансформация, это стадия мини-индивидуации, или самообучения, в котором индивидуум принимает все больше ответственности за свое развитие. По сути дела это фаза личностного роста, становления более высокоразвитым в душевном и духовном смысле существом.

Юнгом была введена в психологическую практику новая техника анализа, он использовал не свободные (как Фрейд), а направленные ассоциации. В ответ на слово, предложенное терапевтом, клиент должен был отвечать первым пришедшим ему на ум словом. Ассоциация, даваемая в ответ на слово. "задевающее" проблему клиента, дается им с некоторой задержкой и сопровождается непроизвольной эмоциональной реакцией. Это помогает терапевту выявить исходный психологический комплекс и точнее истолковать полученные ответы.

Интересно, что аналогичный метод применяется при использовании знаменитого детектора лжи.

В отличие от З.Фрейда К.Юнг работал с больными шизофренией и известны случаи, когда он добивался их исцеления чисто психологическими средствами.

Анализ сновидений проводился К.Юнгом иначе, чем это было принято в классическом психоанализе. В основном он стремился обнаружить в сновидении те или иные архетипы и истолковать их значение исходя из процесса развития личности клиента (процесса индивидуации) и трудностей, с которыми он сталкивается на этом пути. Каждый сон - это еще и портрет сновидящего, в нем отражается те черты личности или убеждения, существование которых он не вполне осознает.

Метод активного воображения заключается в свободном фантазировании, как бы сочинении сна наяву, в котором терапевт может мягко направлять клиента к решению своей проблемы. Активное воображение направлено к диалогу и взаимодействию с возникающими в воображении образами.

  1. Основные положения когнетивной терапии (Когнетивный подход А. Бека)

В своей монографии "Когнитивная терапия и эмоциональное расстройство" (1976) А. Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений, отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Клиента учат возможности увидеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, клиент может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления.

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения.

Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа. Например, получив определенный опыт в некоторых жизненных ситуациях, люди начинают тенденциозно интерпретировать свой опыт: человек, для которого идея возможной внезапной смерти имеет особое значение (в связи с тем, что он потерял кого-то из близких родственников), может, пережив угрожающий эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигнал наступающей смерти. У него развивается тревожное состояние, которое может перерасти в болезненно-тревожное, при этом его программа поведения активируется программой выживания. Из всего поступающего потока информации будут выбираться "сигналы опасности" и блокироваться "сигналы безопасности". И в результате на относительно незначительные стимулы клиент начинает реагировать как на сильную угрозу, отвечая эмоционально и поведенчески неадекватно.

Активированная программа за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа правильно воспринятых и проинтерпретированных данных заменяется "тревожной программой", "депрессивной программой", "панической программой" и т.д. Когда это случается, человек начинает испытывать симптомы тревоги, депрессии или паники.

А. Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место - "когнитивная уязвимость". Именно она располагает человека к психологическому стрессу.

Личность (по А. Беку) формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя, других, мира и концепцию своего существования в мире. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом человека и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей, позиций.

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии специфических стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными. Например, в "когнитивную триаду депрессии" входят:

- негативное представление о себе ("Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник");

- негативный взгляд на мир (клиент убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

- нигилистический взгляд на будущее (клиент убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности рождаются суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления. (Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации.) Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения - это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся

1. Персонализация - склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично. Так, встретив хмурый взгляд прихожего, клиент думает: "Он чувствует ко мне отвращение. Все при виде меня чувствуют отвращение". Таким образом, клиент переоценивает как частоту, так и степень отрицательных чувств, которые он вызывает у других людей.

2. Дихотомическое мышление. Невротизированный клиент склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация ситуаций на основе детали, извлеченной из контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая склонила голову к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Произвольные умозаключения - бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: "Я - плохая мать".

5. Сверхгенерализация - неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, клиент сделал ошибку, но думает: "Я всегда все делаю неправильно". Или после неудачного свидания женщина делает вывод: "Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами".

6. Преувеличение (катастрофизация) - преувеличение последствий каких-либо событий. Например, клиент думает: "Если эти люди обо мне плохо подумают - это будет просто ужасно!"; "Если я буду на экзамене нервничать - я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят".

Этапы когнитивной коррекционной работы.

1. Сведение проблем - идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. При этом достигается укрепление мишеней коррекционного воздействия. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности.

Неадаптивная когниция - это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер "автоматических мыслей": возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для клиента они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. "Автоматические мысли" непроизвольны, не привлекают внимания клиента, хотя и направляют его поступки. Для распознавания неадаптивных когниций используется прием "коллекционирование автоматических мыслей". Клиенту предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, клиент может распознать их и зафиксировать. Обычно вне проблемной ситуации эти мысли осознаются с трудом, например у людей, страдающих фобиями. Опознавание их облегчается при реальном приближении к такой ситуации. Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначала осознать, осуществить "коллекционирование" их, а впоследствии вместо сокращенного (как в телеграмме) варианта представить его в более развернутом виде.

3. Отдаление - процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором клиент рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. После того как клиент научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них. Отдаление повышает способность клиента проводить границу между мнением, которое надо обосновать ("я считаю, что...") и неопровержимым фактом ("я знаю, что..."). Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей клиентом психолог облегчает дистанцирование клиента от них, формирует у него навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления клиенту становится более ясным путь искажения восприятия события.

4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей клиенты используют правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для клиента. Для того чтобы у клиента не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать менее генерализованными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность. Содержание правил регуляции поведения центрируется вокруг двух основных параметров: опасности - безопасности и боли - удовольствия. Ось опасности -безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. В ситуациях физического риска показатели последнего могут быть достаточно верифицированы по одному или нескольким характеристикам. В ситуациях психологической или психосоциальной угрозы верификация таких показателей затруднена. Например, человек, руководствующийся правилом "Будет ужасно, если я окажусь не на высоте", испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия "быть на высоте", и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче клиент проецирует на восприятие его другими. Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности -безопасности, сводятся к восстановлению у клиента контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций. Правила, центрированные вокруг оси боли - удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу "Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым", обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду рабскому следованию этому правилу. После выявления таких позиций психолог помогает клиенту осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер, объясняет, что клиент был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил.

  1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у клиентов положительные или отрицательные эмоции (например: "Немытые овощи канцерогенны").

2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: "После развода все будет по-другому").

3. Поведенческие оценки (например: "Так как я заикаюсь, никто меня не слушает").

4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: "При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине", "У меня нет больше надежды").

5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: "Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа").

6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: "Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым").

7. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

8. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими. Первоначально желательно использовать навыки продуктивного решения проблем клиентом в непроблемной сфере, а уже генерализовать эти навыки в эмоционально-проблемную сферу.

Основная цель коррекции - исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.

Задачи психолога.

Научить клиента осознавать связи между когнитивными схемами, аффектами и поведением. Научить заменять дисфункциональные мысли более реалистическими интерпретациями.

Идентифицировать и изменять убеждения, которые предрасполагают к искажению опыта.

Поскольку А. Бек считает, что психолог и клиент являются сотрудниками в исследовании фактов, которые подкрепляют или опровергают когнитивные схемы клиента, то это процесс двусторонний и он является партнерским. Поэтому между клиентом и психологом должны складываться партнерские отношения. Интерпретации или предположения клиента рассматриваются психологом как гипотезы, нуждающиеся в проверке и подтверждении.

От клиента ожидается принятие базисного положения когнитивной теории о зависимости эмоций от мышления. Установление отношений партнерства с психологом требует от клиента высокой активности, ответственности, отсутствия "психологического иждивенчества". Слепая вера в психолога и повышенный скептицизм клиента - два полюса негативного отношения к предстоящему взаимодействию. Для успешности коррекционных воздействий необходимо перед началом мероприятий привести подобные позиции к центру.

        Применяемые техники.

1. "Сократовский диалог". Беседа является главным терапевтическим инструментом в когнитивной психокоррекции. Психолог тщательно составляет вопросы для обеспечения нового научения. Цель постановки этих вопросов сводится к следующему:

- прояснить или определить проблемы клиента;

- помочь клиенту идентифицировать мысли, образы, предположения;

- изучить значения событий для клиента;

- оценить последствия поддержания неадаптивных мыслей и поведения.

На основании ответов на выстроенные вопросы клиент приходит к определенным логическим заключениям. Вопросы ставятся таким образом, чтобы подвести его к неизбежному выводу и чтобы при этом клиент не прибегал к психологическим защитам. То есть, чтобы клиент мог посмотреть на свои предположения с другой точки зрения таким образом, чтобы психологические защиты не мешали осознанию этого другого положения.

2. "Заполнение пустоты". Метод используется, когда уровень испытываемых эмоций носит умеренный характер и когниции, сопровождающие их, нечетки, недостаточно оформлены.

Для выявления неосознаваемых мыслей пациента клиенту предлагают заполнить следующую последовательность: А → В → С.

А → - какое-нибудь событие.

С → - эмоциональная реакция клиента на событие.

B → - мысли клиента, связывающие эти два события.

Клиента учат наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакций на них (С). Клиенту необходимо заполнить пустоту в своем сознании (В), которое является связующим звеном между Ли С. В- это мысли или образы, возникавшие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С.

Например, увидев на улице давнего знакомого, клиент почувствовал грусть и печаль. А - встреча с человеком; С- печаль; В- когниция, связывающая эти два события. Далее клиент объясняет: "Увидев этого человека, я подумал, что, возможно, он меня не узнает или скажет, что я плохо выгляжу, или грубо ответит и это меня огорчит. После этого возникло чувство печали". После того как связь между событием и эмоциональной реакцией вскрыта клиентом, психолог может на основании полученных данных выдвинуть гипотезу и представить ее для обсуждения (подтверждения) клиенту. Клиент имеет право согласиться или не согласиться с психологом и найти более точные формулировки своих убеждений. Как только убеждение идентифицировано, оно открыто для модификации. Модификация убеждения осуществляется следующими способами:

- психолог может спросить у клиента, является ли убеждение разумным;

- может попросить клиента привести доводы "за" и "против" сохранения этого убеждения;

- психолог может попросить клиента предоставить доказательства, факты, противоречащие этому убеждению (т.е. опровергнуть его).

3. Декатастрофизация (техника "что... если"). Техника предназначена для исследования действительных фактических событий и последствий, которые в представлении клиента наносят ему психологический ущерб и вызывают чувство тревоги. Эта техника помогает клиентам справиться с последствием события, сопряженного со страхом.

В беседе с психологом рассматривается ситуация, которая пугает клиента и воспринимается им как катастрофическая. Психолог задает клиенту вопрос: "А что будет, если эта ситуация наступит?" Клиент перечисляет возможные последствия этой ситуации. Психолог повторяет вопрос: "А что будет, если... ?" При рассмотрении всех последствий ситуации клиент приходит к выводу о том, что ситуация не настолько значима, как представлялась ему в самом начале беседы.

4. Когнитивная реатрибуция. Методика представляет собой последовательность действий с целью изменения патологизируюших клиента автоматизированных (навыков) "цепочек мыслей", направлена на проверку правильности убеждений клиента. Психолог и клиент рассматривают альтернативные причины событий. Техника реатрибуции предполагает проверку реальности и исследование всех фактов, которые повлияли на возникновение ситуации. Она включает следующие приемы:

Проверку наполненности когниций клиента реальным содержанием. Осуществляется переход к более содержательному и многостороннему представлению об объекте патологизирующей клиента цепочки суждений (своем "Я", сфере деятельности, взаимоотношениях с другим человеком и т.п.).

Выявление несостоятельности представлений клиента о причинах патологизирующей его цепочки суждений. Объектом воздействия на этой стадии являются здравые суждения, которыми клиент привычно обосновывает свое чувство вины, тревогу, неполноценность, проявления агрессивности.

Закрепление новых атрибуций (в дискуссии, ролевой игре, в повседневной жизни).

В коррекционной практике методика применяется при депрессивных неврозах, реактивных депрессиях, фобиях, истерических реакциях, зависимостях (наркотики, алкоголь). Противопоказано применение при психотических нарушениях.

5. Переформулирование. Техника, предназначенная для мобилизации человека, который считает, что проблема не контролируется им. Клиенту предлагается сформулировать проблему по-новому, с тем, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание. Например, человеку, который считает: "Никто не обращает на меня внимание", - предлагается переформулировать проблему: "Мне нужно эмоциональное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне позаботились".

6. Децентрализация. Метод освобождения клиента от свойства видеть в себе точку сосредоточения всех событий. Для проверки искаженных убеждений клиента ему предлагается провести поведенческие эксперименты.

7. Проверка гипотезы. Клиент, находящийся в эмоционально неустойчивом состоянии, имеет свою гипотезу, объясняющую такое его состояние. Психолог просит привести конкретные факты, объясняющие данную гипотезу. При этом нельзя пользоваться обобщающими ярлыками, неясными терминами и неопределенными понятиями.

8. Планирование деятельности. Эта процедура сводится к тому, что клиента просят составить распорядок дня, наметить план той или иной деятельности и выставить оценки степени удовлетворения от этой деятельности, используя шкалу от 0 до 10 баллов. Заполнение таких распорядков дня и последующий их анализ с психологом приводит к тому, что клиент убеждается в том, что он в состоянии контролировать свое поведение. И его эмоциональная оценка этой деятельности зависит от целого ряда факторов, что приводит к изменению эмоционального отношения к себе и к той деятельности, которой он занимается.

  1. Суггестивный подход в коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте

        Под суггестивными методами понимаются разнообразные психологические воздействия с помощью прямого или косвенного внушения, т.е. вербального или невербального влияния на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Нередко внушение сопровождается изменением сознания пациента, создания специфического настроя к восприятию информации со стороны психотерапевта. Оказание суггестивного воздействия подразумевает наличие у человека особых качеств психической деятельности: внушаемости и гипнабельности.

Внушаемость — это способность некритично (без участия воли) воспринимать получаемую информацию и легко поддаваться убеждению в сочетании с признаки повышенной доверчивости, наивности и иных черт инфантилизма.

Гипнабельность — это психофизиологическая способность (восприимчивость) легко и беспрепятственно входить в гипнотическое состояние, поддаваться гипнозу, т.е. изменять уровень сознания с формированием переходных между сном и бодрствованием состояний.

Выделяет три стадии гипноза: летаргическую, каталептическую и сомнамбулическую. При первой у человека возникает сонливость, при второй — признаки каталепсии — восковая гибкость, ступор (обездвиженность), мугизм, при третьей — полная отрешенность от реальности, снохождения и внушенные образы. Применение гипнотерапии является обоснованным при истерических невротических, диссоциативных (конверсионных) расстройогвах и истерических личностных расстройствах.

Внушение, используемое в виде гетеросуггестии (внушения, производимого другим лицом) и аутосуггестии (самовнушения), направлено на снятие эмоциональных невротических симптомов, нормализацию психического состояния человека в кризисные периоды, после воздействия психических травм и как способ психопрофилактики. Эффективно применение суггестивных методов психотерапии для снятия психологических дезадаптивных типов реагирования индивида на соматическое заболевание. Используют косвенные и прямые способы внушения. При косвенном прибегают к помощи добавочного раздражителя.

Суггестивные методы – это группа методов, основанных на техниках внушения. Суть их состоит в том, чтобы через релаксацию (расслабление) ввести ребенка в состояние транса с целью повышения уверенности в себе, снятие заторможенности, тревожности, страхов, стабилизации эмоционального тонуса, а также для улучшения общения, обучения и т.п.

Признаки транса:

- расширение зрачков;

- фиксация взгляда;

- замедление мигательных движений;

- замедление глотательных движений;

- поза становится неподвижной;

- мышцы расслабляются;

- дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным;

- снижается частота пульса, частота сердечных сокращений;

- расслабляются мышцы лица, которое разглаживается, особенно щеки, лоб, губы;

- снижается реакция на внешние шумы;

- меняется цвет лица (побледнение или покраснение);

- запаздывают моторные реакции;

- появляются спонтанные идеомоторные реакции (подрагивание рук, дрожание щек, вздрагивание).

Цель транса – создание физиологического состояния, в котором человек (ребенок) мог бы начать создавать новые образы достижений, что дает возможность по-новому направить свою жизнь. Транс – это не какое – то исключительное состояние, а часто встречающееся явление (второе дыхание, полеты во сне, поездка на машине, стояние в очереди, слушание лекции, ожидание встречи и др.). Человек постоянно испытывает состояние транса. Входя в транс, он становится более гибким для того, чтобы глубже измениться и тем самым приспособится к жизни.

Итак, мышечная релаксация помогает лучше войти в трансовое состояние, через это решить многие сложные задачи внушения желательных изменений в поведении.

Этапы обучения релаксации дошкольников по И.Г. Выгодской, Е.Л. Пелингер, Л.П. Успенской (1993).

  1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

Ведущий объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть на стульчик, слегка сдвинувшись вперед, спиной опереться на спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления должна войти в привычку и помогать детям быстрее сосредоточиться, переходя от подвижной игры к внушению. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной форме.

Ведущий показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Дети, которые медленно поддаются расслаблению, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения.

Интонация и темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии.

На этом этапе дети учатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота.

Пример упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса:

«Штанга»

Цель упражнения: Снятие мышечных зажимов.

Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую» штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

Ведущий сопровождает действия детей следующими словами:

Штангу с пола поднимаем

Крепко держим и бросаем

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали

Нам становится понятно

Расслабление приятно

  1. Мышечная релаксация по представлению.

Внушение состояния покоя и расслабленности. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой ведущий произносит формулу внушения. Голос должен быть тихим, успокаивающим, речь – четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения. Во время внушения необходимо внимательно следить за позой детей. Можно тихо пройти вдоль ряда сидящих, приподнять слишком опущенную голову и сползающую с колен руку ребенка, слегка погладить от плеча к пальцам, фиксируя ощущение расслабленности. С целью усиления состояния релаксации в сеансе внушения вводятся сравнения типа «Будто мы лежим на травке..». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.

Например, игра «Фея сна»

Цель игры: снятие мышечных зажимов.

Ход игры. Дети сидят на стульях, приняв позу покоя. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна. Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой.. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.

  1. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации.

Введение текстов внушения, направленных на коррекцию улучшения общения, обучения, снятия тревоги, заторможенности, повышения уверенности в себе. Здесь расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Голос ведущего должен звучать императивнее. Воспринимаемые речевые формулы или текстовые внушения в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часто сами вспоминают эти формулы в соответствующей ситуации, настраиваясь тем самым на правильное поведение.

Приведем пример текста внушения, направленного на укрепление уверенности в себе дошкольника.

Текст внушения. «… и сегодня ты как будто принял теплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по телу и все оно согревается от пяток до головы, от пяток до головы. Чувствуешь тепло от горячей ванны и еще от того, что рядом мама. Вспомни это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда, ты сейчас уверен в себе, собран, внимателен. (Пауза молчания). Ты улыбаешься. И эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Резкий выдох, глаза открываем, встаем, потянулись, сбросили руки свободно, еще раз потянулись, еще раз бросили руки. Наше занятие продолжается.»

Описав этапы обучения релаксации, отметим, что при создании текстов внушения необходимо учитывать следующие моменты:

- использовать ощущения по типу естественных условий (езда на автомобиле, поездка в поезде, автобусе, слушание читающего книгу, принятие горячей ванны, мечтание), эти состояния усиливают состояние транса;

- отказаться от использования при внушении частицы «не»;

- текст должен быть составлен таким образом, чтобы ребенок не только увидел себя в диссоциированном состоянии, но и побывал в ассоциированном состоянии во время внушения, которое должно сопровождаться положительными эмоциями.

- внушение будет более эффективно, если в тексте используются обороты речи, символы и образы, присущие клиенту (ребенку);

- опираясь на личные ощущения клиента используйте мягкую, ненавязчивую, косвенную манеру внушения.

Тест

  1.      Понятие «дизонтогенез» означает _____

а)  установленная норма в развитии ребенка;

б) психические недостатки, которые приводят к отклонениям в общем развитии

в) различные формы нарушения онтогенеза; (+)

г) неправильность в развитии.

2. Психологическая коррекция – это _______
а) деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели; (+)

б) деятельность, направленная на изменение социально-психологического портрета личности;
в) деятельность, направленная на разработку средств и методов по управлению поведением человека;
г) совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
 3. Коррекционно-педагогическая деятельность – это ________
а) планируемый и особым образом организуемый процесс, направленный на исправление отклонений в развитии детей, находящихся в специальных учебных заведениях;
б) является составной и неотъемлемой частью педагогического процесса, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, нацеленного на решение развивающих и образовательных задач; (+)
в) сложное социальное явление, направленное на гармонизацию отношений «взрослый-ребенок»;
г) характеризуется направленностью на детей, имеющих отклонения в развитии, организуемое и проводимое специалистами в области аномального развития.
4. Автор о компенсаторных возможностях человеческого организма, о зонах актуального и ближайшего развития – это _______

а) В.П. Кащенко;

б) Г.И. Россолимо;

в) А.С. Макаренко;

г) Л.С. Выготский. (+)

5. Наука, занимающаяся вопросами обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в развитии называется______
a) педагогическая антропология;
b) социальная педагогика;
c) специальная педагогика и психология; (+)
d) антропософия.

6. Автором  классического психоанализа является_______

а)  К.Г. Юнг;

б) З. Фрейд; (+)

в) Р. Вудвортсем;

г) М. Маллер

  1. Из конфликта между «Оно», «Эго» и «Супер-Эго», З. Фрейд различал три вида боязни ________

а) невротическую;

б) реалистическую;

в) социальную;

г) моральную.

8.     Психоанализ заключается в _______

а)  организации психологических мероприятий, направленных на выявление скрытых патологий;

б)  поиске болезненного очага с использованием метода ассоциаций и оказании помощи человеку, имеющему психологическую травму;

в)  поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний;

в) во вскрытии очага возбуждения в психике человека и изменении его системы установок;

  1. В состав коррекционной педагогики и психологии входят различные отрасли специальной педагогики и психологии _______

а) сурдопедагогика и сурдопсихология изучают развитие, обучение и воспитание детей с нарушением…

б)  тифлопедагогика и тифлопсихология изучают  развитие, обучение и воспитание детей с нарушением…

в) олигофренопедагогика и олигофренопсихология  изучают  развитие, обучение и воспитание детей с нарушением…

г) логопедия изучает развитие, обучение и воспитание детей с нарушением…

10. Психокоррекция А. Адлера подразумевает, что человек, как сознательное существо, стремится к _______

а)  самовыражению;

б)  самореализации;

в)  самоактуализации;

г)  саморазвитию.

11. Автор концепции, утверждающий, что способность развивается только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи_________

а) К. Роджерс;

б) А. Адлер;

в) Э. Берн;

г) Ф. Перлз.

12.  Ученый считающий, что если у человека возникает состояние потери смысла жизни, то ему необходимо понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности _______

а) У. Глассер;

б) А. Бек;

в) В. Франкл;

 г) А. Эллис.

13.  Теория, являющаяся фундаментом, на котором была построена современная поведенческая коррекция называется__________

а) теория архетипов К.Г. Юнга;

б) теория психоанализа З. Фрейда;

в) когнитивный подход к эмоциональным расстройствам А. Бека;

г) классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова

14.  «Социальная норма»  понимается как ________

а) социальная норма является механизмом, сдерживающим поведение людей в определенных рамках;

б) совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений;

в) социальная норма есть форма выражения социальной власти для поддержания установившегося общественного порядка;

г) культурные предписания, возникающие как закономерность исторического развития.

15. Социальные отклонения это_________

а) нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью;

б) прежде всего отклонение в социально-психологическом развитии человека;

в) нарушение личностью принятых норм поведения в обществе;

г) последствия дизонтогенеза.

  1. Выделяют три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений___________

а) социально-правовой;

б) клинический;

в) психологический;

г) социально-педагогический.

17. Поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее общественному порядку и благополучию окружающих людей называется_________

а) асоциальное;

б) аддиктивное;

в) антисоциальное;

г) фанатическое.

18.  К основным вариантам социального поведения относят _______

а) нормативное;

б) маргинальное;

в) нестандартное;

19. Основополагающий антропологический принцип, лежащий в основе развития личности это ____

а) активность;

б) сознательность;

в) индивидуальность;

г) природосообразность.

  1. Основные четыре группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности это __________

а) внешние условия физической среды;

б) внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;

в) внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения