УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Психология общения

Бочкарникова Анна Викторовна

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

Психология общения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_psih.obshch.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

Специальность: 33.02.01 Фармация

Тема занятия: Психология общения

 Количество часов: 2

Место проведения:  кабинет

Форма проведения: комбинированный урок

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

 

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного  

                                  материала.

Цели занятия: изучение нового материала

  1. Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися новых знаний о  структуре личности; функциях и средствах общения; закономерностях общения.

Задачи: после изучения темы студент должен

 Знать

З1 взаимосвязь общения и деятельности;

З2 цели, функции, виды и уровни общения;

З7 этические принципы общения;

Уметь:

У1 применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

У2 использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

З8 источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

2. Воспитательная: Формировать сознательное отношения к процессу обучения.

3. Развивающая:  Повышать мотивацию к учебе. Развивать устойчивый интерес к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Межпредметные связи:  история, психология

 

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать: структуру личности; функции и средства общения; закономерности общения.

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14

 

 Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.

Домашнее задание: конспект лекции, Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2021 стр. 113-120

 

Задания для внеаудиторной работы студентов:

Работа с дополнительной литературой: составление рекомендаций «Как сделать разговор доходчивей»

 

Перечень литературы:

Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2021- 414 с.

Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2019.-400с

Средства обучения: компьютер, мультимедийная доска (телевизор), тесты

 

 

 

 Ход занятия

 

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

        Формируемые

 компетенции

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

ОК1; ОК4, ОК7;

ПК1.1; ПК2,1

4.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель- сформировать знания по основам социальной психологии

65 мин

 

 

 

Проблемный метод изложения материала

 

 

ОК1, ОК4, ОК7, ОК8,

ПК1.1, ПК2.1

5.

Физкультминутка

реализация ОК 13, ОК 14 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет цель и ход самостоятельной работы: выполнение тестовых заданий.

ОК1, ОК4, ОК7,ОК8,

ПК1.1, ПК2.1

7.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 2.7. (приложение №3)

Цель: сформировать знания по основам социальной психологии

10 мин.

Выполнение студентами  заданий предложенных преподавателем.

ОК1, ОК4, ОК7,ОК8,

ПК1.1, ПК2.1

8.

Подведение итогов. Рефлексия.

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Задание на дом

2 мин.

Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д:

 Феникс,2021 стр. 113-120

ОК4, ОК8

 

Всего

90 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   Приложение№1

Жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек, а самая большая роскошь в этой жизни — роскошь человеческого общения.

                                                                                                                            А. Сент-Экзюпери

Научиться общаться труднее, чем слетать на Луну.

                                                                                              В. Леей

       Способность эффективно общаться — это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий медработник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками и друг с другом.

       Этому и будет учить вас раздел психологии — психология общения.

Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизненные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют понятие «общение». Человек — существо общественное, и он постоянно общается с другими людьми (дома, на работе, в транспорте, в гостях и т.д.).

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей: общественные и межличностные.

Общение — универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Однако есть профессии (журналисты, педагоги, медики, юристы, политики и многие другие), для которых разговор (беседа, интервью, переговоры) — приоритетная форма и преобладающий способ решения профессиональных задач.

Узнать, выведать, заполучить необходимые мнения, сведения, факты — не с этого ли начинается любое дело?

Все люди ежедневно и не раз задают вопросы и выслушивают ответы. Задача, как правило, благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор, создавать положительную психологическую атмосферу.

Таким образом, общение — сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.

Социальная психология, как отрасль общей психологии, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: большие и малые группы, коллективы, а также взаимоотношения людей в коллективах, положение личности в них и другие вопросы.

Процесс, технология общения включает, по меньшей части, три главные части:

1)    познание собеседника;

2)    формирование доверительных отношений с ним;

3)    собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.). В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

 

1.  Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

2.  Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности — например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

3.  Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.  Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2.  Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.  Ориентировка в личности собеседника.

4.  Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5.  Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6.  Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7.  Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения утеряно, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным.

В последние годы в науке наряду с понятием общения используется понятие коммуникация. Но это не одно и то же.

Общительность — склонность общаться.

Коммуникабельность — способность общаться.

Коммуникация — более широкое по объему понятие, нежели общение.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латинского языка обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно:

1)   достижение взаимопонимания партнеров;

лучшее понимание ситуации и предмета общения.

■ Особенности человеческой коммуникации

Для общения человеку необходима информация.

Информация не только передается, но и создается, уточняется, развивается, условием чего является понимание.

В общении проявляется взаимовлияние, т.е. воздействие на поведение другого человека, изменение типа отношений между участниками коммуникации. Для взаимовлияния необходима единая и сходная система кодификации и декодификации для обеспечения понимания (т.е. говорить так, чтобы тебя поняли).

Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этих целей, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку, — коммуникатор, а тот, кто ее принимает, — реципиент. Они для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на «одном языке». Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности. Например: медработник при общении с больным использует латинскую терминологию, собеседник использует в своей речи иностранные слова.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

►стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

►«предвзятые представления» — склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

►плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

►отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя, с помощью этой информации можно получить желаемое;

►пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы — заключения — при отсутствии достаточного числа факторов;

►ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

►неверный выбор стратегии и тактики общения.

■ Содержание общения

Содержанием общения выступают научные и житейские знания и опыт.

Например: преподаватели передают научные знания из области медицины студентам, старшие по возрасту (родители) — житейский опыт.

В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержанием общения может выступать сам человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д. Содержанием общения является коллективное (групповое) решение задачи, совместная деятельность.

Например: коллектив медработников обсуждает состояние тяжелобольных. Педагогический коллектив школы решает вопрос о состоянии успеваемости в выпускном классе.

Группа конструкторов создает новый самолет.

Во всех этих случаях содержанием общения оказывается дело, задача, их выполнение и решение.

От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.

■ Функции общения

1.  Познавательная, или информативная (получение, обмен информацией).

2.  Эмоциональная, или эмотивная (улыбка — первый эмоциональный отклик, начальный момент появления общения, обмен эмоциями между партнерами).

3.  Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).

4.  Регуляторная.

5.  Контактная.

6.  Оказание влияния.

7.  Установление отношений.

8.  Понимание.

Ш Виды общения

1.             «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости). Это — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2.  Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект; если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные, грубые реплики.

3.  Ролевое общение, когда регламентированны содержание и средства общения социальной ролью партнеров по общению.

4.  Деловое общение — вид общения, содержание и средства которого определяются интересами дела, особенности личности характер, настроение партнера оказываются менее важными. Направлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере.

5.  Духовное, межличностное общение — это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6.  Ритуальное общение — представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении представлена минимально.

7.  Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.

8.  Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

9.  Личностно-ориентированное — вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Физкультминутка

 

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Контролирующий материал

Заполните пробелы

1.      Процесс восприятия лежит в основе _____ стороны общения.

2.      Общаясь на стандартизированном уровне, мы обычно надеваем ________.

3.      Высший уровень человеческого общения _________.

 

Верно или неверно

1.      Коммуникативная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

2.      Общение – это и биологическая потребность, и социальная необходимость.

3.      Процесс общения можно оценить.

 

 

 

Эталон ответов

 

Заполните пробелы

1.      Перцептивной

2.      Маску

3.      Духовный

 

Верно или неверно

1.      Неверно

2.      Верно

3.      верно