«Фантазии на песке» Психолого-педагогическая поддержка творческого, интеллектуального и личностного развития ребенка.

Экзарян Оксана Сагаковна.

 

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Как сказал Сухомлинский другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Песочная поле, как ресурс в коррекционно-развивающей работе, как возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnoe_pole.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=5c12cb64f7b5f9fb&mb=imgdb_preview_474

   «Песочная поле, как ресурс в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками»

Тема: «Фантазии на песке»

Психолого-педагогическая поддержка творческого, интеллектуального и личностного развития ребенка.

Провела: Экзарян О.С.

педагог – психолог

высшей категории

г. Сочи 2024г.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Как сказал Сухомлинский другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Песочная поле, как ресурс в коррекционно-развивающей работе, как возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Цель: Психолого-педагогическая поддержка эмоционального и творческого развития ребенка. Развитие мелкой моторики, координации движений, межполушарной асимметрии. Развитие психических процессов.

Задачи:

1. Способствовать  развитию коммуникативных навыков ребенка.

2. Развивать тактильную чувствительность как основу   раскрепощения сознания детей.

3. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.

4. Формировать у дошкольников базовые умения и навыки, плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук, координировать движение руки и глаза.

5.  Восполнять внутренний потенциал, ресурс.

Вся работа идет в три этапа.

1 Этап  Диагностика.

 Следующие направления психологической диагностики

а) эмоционально - волевая сфера;

б) творческие способности, предпосылки одаренности;

в) познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление,  речь). 

Опираясь на эти направления психологической диагностики, мы подбираем методы и методики, которые  будем использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик я вас сейчас ознакомлю.

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей

  • Методика «Эмоциональные лица» (Наталья Яковлевна Семаго)  Цель: оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.)
  • Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) (Цель: определение уровня тревожности).
  • Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках» (Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет).
  • Восьмицветовой тест Люшера (Цель: исследование эмоционального состояния ребенка).
  • Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. (Цель: исследование самооценки).
  • Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) (Цель: определение особенности эмоционального состояния ребёнка).
  • Методика исследования детского самосознания (Н.Л. Белопольская) (Цель: исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста).
  • Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» (Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности).
  • Методика «Волшебная страна чувств» (Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка).
  • Махортова Г.Х. Проективная методика исследования личности «Расскажи историю». (Цель: исследование личности).

Диагностика детско-родительских отношений

  • Проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика направлена на диагностику эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.
  • Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). Данный тест направлен на изучение эмоциональных отношений ребёнка в семье.

Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости

  • Экспресс-анкета  «Одарённый ребёнок»
  • Методика «Карта способностей»
  • Анкета «Определение уровня проявления способностей ребёнка» (Сизанов А.Н.)
  • Анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника»
  • Анкета «Оценка склонностей ребёнка родителями и воспитателями»
  • Тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена»
  • Методика «Дорисовывание фигур»

Диагностика познавательных процессов

  • Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
  • Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.
  • Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Куражева Н.Ю., Козлова И.А., Тузаева А.С. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 3-7 лет.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей.

Диагностика готовности к школе

  • Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе.
  • Региональный пакет диагностических методик, рекомендованный пакет диагности нашим ЦПДК.
  • Семаго Н.Н., Семаго М.Я «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».
  • Вархатова Е.А., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. «Экспресс диагностика готовности к школе».
  • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностейдетей6-7-летнеговозраста (МЭДИС)

2 этап.  Коррекционная работа.

а) групповые занятия с детьми например по программе Е.А Тупичкиной «Программа обучения детей рисованию песочных картин с элементами арт-терапии (техника «SEND-ART»)»

Групповые занятия если мы проводим с детьми с ЗПР, у нас не более 4 человек, норма дети до 8 человек. Но это тоже, вы исходите из возможностей своего кабинета и наличие планшетов. Один планшет, один ребенок. Но в некоторых случаях, если например, дети в ссоре, мы это видим, либо нам сказал воспитатель, мы этих детей сажаем за один планшет и даем задание, которое требует совместную работу.

б) проектная деятельность; включает в себя несколько этапов. В целом занятия по программе в течение года, это и есть проект на год. Например: У нас в саду реализуется программа «Классическая музыка с элементами песочной терапии»

в) составление мини – рассказов;

Этот пункт непосредственно связан с восполнением внутреннего ресурса. Например, берем любую сказку «Красная шапочка», там отрицательный герой волк… Вы подводите детей с помощью наводящих вопросов и предложений к тому, что сделать его нужно положительным, добрым. И тут у детей включается фантазия, поколоть дрова, принести воды, нарвать целебных трав, но вы обязательно делаете акцент на том, что волк не справится без вашей помощи… Помогая волку, дети наполняются ресурсом, повышают свою самооценку и т.д.

г) релаксация; В этом пункте позволено все, что ребенку хочется сделать, но не забываем напомнить детям про правила поведения на песке, которые они на любом этапе соблюдают. Здесь можно включить и музыку, и попеть с ними.

д) работа по предложенным схемам.

Например изучение сторон право-лево, верх-низ, ориентировка на листе бумаги с переносом на планшет, который повторяет форму листа. Тут упражнение правый верхний угол нарисуй треугольник, левый нижний квадрат и так далее…

3 этап Работа с родителями.

Здесь у нас открытые занятия с участием родителей, раздаточный материал, фотовыстовка. В рамках этой формы работы, родителей ориентирую на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме бесед, раздаточного материала.

Мы все понимаем, что у нас минимальный процент детей  у которых имеется дома оборудованный центр песка, но это для нас не помеха! Конечно мы не агитируем родителей на покупку цветного песочного планшета, но предлагаем альтернативные методы решения. Например, как темную противень, либо поднос  у которых выражены бортики и туда засыпаем не песок, а к примеру сахарный песок, манку и т.д. у меня родители перемалывали гречневую крупу, черный рис, это если светлая поверхность. Но еще можно предложить покрасить манку, эту манипуляцию вы можете проделать в своём учреждение в совместной работе воспитатель, родитель, ребенок, в рамках любой актуальной тематики.

Принципы проведения занятий:

1.        Системность подачи материала.

2.        Наглядность обучения.

3.        Цикличность построения занятий.

4.        Доступность.

5.        Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Структура: 

Групповые занятия. Количество детей зависит от категории. Если группа с задержкой психического развития, то я беру 3-4 человека, дети с тяжелыми нарушениями речи 4-6 человек, норма дети не более 8 человек. Но может с нормой можно будет взять больше детей, я не проверяла, у меня всего 9 планшетов. Вы берете в зависимости от своих возможностей.

Индивидуальная работа. В основном у меня индивидуальная работа с детьми аутистического спектра. Но бывает, что приведет воспитатель ребенка, со словами сделай с ним что-нибудь, успокой, здесь тоже на помощь приходит песок.

Продолжительность занятий  25-30минут, 6-8человек, 5-6лет.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.        Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Здесь тоже мы присматриваемся к детям, с каким настроем они к нам пришли.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей. Например «Ладошка, ребро, кулачек»

Вводная часть - ритуал «входа» в занятие: приветствие, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую изобразительную деятельность.

2.        Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3.        Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

        Основная часть занятия.

а) подготовительная работа. Проведение упражнений для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию. Повторение освоенных приемов песочного рисования. Выполнение репродуктивных графических упражнений, игр, заданий. Например берем кочан капусты, мы её нарисовали, затем нащенковали, помяли, посолили, перемешали, поместили в емкость для засаливания.

б) просмотр страницы мультимедиа-журнала «Тайны жизни песка».

в) творческая работа. Творческое применение освоенных приемов рисования.

г) песочная анимация. Придумывание и анимация мини-сказки, истории по теме занятия.

д) минутка свободного рисования (рисование по замыслу или по просмотренному фрагменту «песочной истории», сказки, мультфильма)

4.        Рефлексивный этап (заключительный).

а) анализ песочных картин и фрагментов, анализ всей деятельности.

б) «ритуал выхода» из занятия.

Необходимо отметить, что структура занятия в зависимости от выбранных сроков прохождения программы, времени, отводимого на занятия, а также индивидуальных особенностей детей может быть скорректирована. Так, например, при увеличении количества часов в программе основную часть можно разделить на три занятия по одной тематике, где первое занятие будет посвящено репродуктивной деятельности, второе — творческой, а третье занятие — созданию анимационных песочных картин.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя (в начале и в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы.

Вывод:  В процессе работы с песком, гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).

В процессе рисования на песке активируются мыслительные резервы, пробуждается детская  любознательность, происходит концентрация внимания, проявляется увлечённость деятельностью, усидчивость, развивается воображение.

Помимо развития психических процессов,  работа с песком способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, его творческого начала.

За время работы с песком, я могу сказать, что эти занятия необходимы всем детям, кому-то они помогают снизить уровень агрессивности и тревожности, для кого-то песок становится помощником в повышении самооценки и уверенности в себе, кому-то помогает в преодолении трудностей в обучении, а главное это восполнение внутреннего потенциала, восполнение ресурса.

Практическая работа.

Ну, сейчас предлагаю вам некоторые элементы занятий попробовать выполнить сейчас.  

Рассказать про техники рисования, на песке, песком. Показать.

1). Ориентировка на листе бумаги;

2). Времена года на примере рисования деревьев;

3). Рисунок по рассказу: Ярко светит солнце, ребята отправились на море, но вдруг налетела тучка-злючка и пошел сильный дождь, дождь прекратился и появилась радуга… И т.д.