Конспект занятия по эмоционально-волевому развитию детей старшей группы дошкольного возраста «Путешествие в страну Эмоций»

Калиянц Инна Владимировна

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, знакомство воспитанников с оборудованием психологического уголка в группе.

Задачи: закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния; создать комфортный психологический микроклимат в группе, радостное настроение; формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций; формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками; упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре; рассказать и показать, как использовать оборудование психологического уголка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_emotsiy.docx437.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Конспект занятия по эмоционально-волевому развитию детей старшей группы

дошкольного возраста

 «Путешествие в страну Эмоций»

Подготовил:

педагог-психолог

Калиянц И.В

Кропоткин 2024 г.

Конспект занятия по эмоционально-волевому развитию детей

старшей группы дошкольного возраста

 «Путешествие в страну Эмоций»

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, знакомство воспитанников с оборудованием психологического уголка в группе.

Задачи: закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния; создать комфортный психологический микроклимат в группе, радостное настроение; формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций; формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками; упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре; рассказать и показать, как использовать оборудование психологического уголка.

Форма: групповая.

Участники: педагог-психолог, воспитанники старшей группы.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Оборудование: клубок ниток, пиктограммы эмоций (грусть, страх, злость), изображение паровоза, карточки с изображением эмоций; магнитная доска, мяч, психологический бокс с различным оборудованием, коробка-мирилка, подушка-колотушка, гусь-обнимусь.

Ход занятия:

Приветствие «Волшебный клубочек»

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!

- Дети, а что это у меня в руках? (ответ детей). Но это не простой клубок, а волшебный, сегодня он поможет нам поприветствовать друг друга и подарить каждому хорошее настроение. Мы будем передавать «волшебный клубочек» друг другу поочереди и называть рядом сидящего товарища ласково по имени. 

Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называя рядом сидящего ребёнка по имени передаёт ему клубок и т.д.

Психолог: Ребята, в нашей группе появился новый уголок, он называется психологическим. Этот уголок будет вашим помощником. В нем будут храниться вещи, которыми вы сможете пользоваться если у вас появится необходимость в этом. А вот как именно пользоваться этими вещами и когда, я вам расскажу дальше.

          Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную Страну Эмоций! Эта страна очень большая, мы не успеем посетить все ее города, а побываем лишь в некоторых. Но сначала давайте вспомним какие эмоции мы с вами знаем. (Психолог показывает детям карточки с изображением эмоций, дети хором их называют.) Замечательно! Вы знаете все эмоции и это поможет вам догадаться в каких городах нашей волшебной страны мы сегодня будем останавливаться!

- Поедем мы на поезде и будем останавливаться на остановках, а на каких вам нужно будет догадаться! Ну что? Готовы? Тогда давайте построим сказочный поезд. Я буду паровозом, а вы вагонами. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит...

(Произносятся слова, и дети идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка «Грусть»

Дети останавливаются возле первого кружка, на котором изображена пиктограмма «Грусть». Пиктограмма лежит на полу лицевой стороной вниз.

Психолог: Вот и наша первая остановка. Послушайте стихотворение и отгадайте как эта остановка называется:

Отложены детские книжки,
Не хочется даже гулять.
Оставлены куклы-малышки,
Не буду сегодня играть.
Так плохо мне что-то сегодня,
На улице дождик идет.
Мелодия песни далеко
О чем-то печальном поет. (грусть)

- Верно! (психолог поднимает с пола, показывает пиктограмму грусть и закрепляет ее на магнитной доске). Это грусть. Нам всем иногда бывает грустно.  Давайте сейчас каждый вспомнит свои грустные моменты, а тот, кому я брошу мяч о них нам расскажет. (Психолог поочередно кидает мяч детям, ребенок рассказывает грустный момент из своей жизни и возвращает мяч психологу).

Психолог: А давайте заглянем в наш психологический уголок и посмотрим, что у нас там есть для того, чтоб грусть прогнать? (Психолог демонстрирует детям набор карточек с изображением смешных животных и объясняет, что, если ребятам станет грустно, они могут посмотреть карточки и настроение обязательно улучшится!).

Психолог: Еще в нашем психологическом уголке есть различные игры, например, лабиринт или шнуровки и т. д. они тоже помогут вам отвлечься! (Психолог демонстрирует игры из психологического бокса). Ну и главный наш дружок – гусь-обнимусь, если вам стало грустно, просто обнимите его.

Психолог: в стране грусти мы побывали, давайте продолжим наше путешествие. Садимся в наш поезд и в путь. (произносятся слова и поезд движется к следующему кружку с пиктограммой злость).

2 остановка «Злость»

Поезд останавливается возле следующего кружка, и психолог читает загадку:

Её трясёт, глаза горят.

Сама пряма, как гвоздь!

Кидается на всех подряд.

Кто это, дети?  (злость)

        Психолог: Верно! Речь идет о злости. (психолог поднимает с пола, показывает пиктограмму злость закрепляет ее на магнитной доске). Как вы догадались, что это именно злость? Давайте посмотрим, как меняется лицо во время злости? Что происходит со ртом? Губы сжимаются, рот может быть даже перекошенным у злого человечка. Что происходит с бровями? Брови сдвигаются, между ними образуются складки. Что происходит с глазами? Глаза становятся узкими, как щелочки. Давайте все сделаем злое лицо.  Дети, а в каких случаях испытывают такую эмоцию?  (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

        Психолог: А давайте поиграем в игру «Когда мамы злятся». Я расскажу, в каких ситуациях мамы могут злиться, а вы определите, правильно я говорю или нет. Если то, что я прочитала верно – выговорите «да», а если неверно – топаете ногами.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда их не совсем слушаются.

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

        Психолог: А теперь давайте заглянем в наш психологический уголок и посмотрим, что там есть для борьбы со злостью? (Психолог демонстрирует подушку-колотушку, коврик гнева, бумагу для разрывания и объясняет детям как их использовать на практике, предлагая детям представить, что они злятся и попробовать провзаимодействовать с предложенными предметами). А еще в нашем боксе есть вот такие волшебные клубочки, если вы так сильно злитесь, что даже раздражаетесь и нервничаете, разматывая и сматывая эти клубочки вы обязательно упокоитесь (Психолог предлагает детям попробовать).

        Психолог: Ну что, едем дальше? (Дети снова «садятся в вагоны», проговариваются слова, и все отправляются к следующей остановке).

        

3 остановка «Радость»

        Психолог: А вот ребята и наша последняя остановка. И чтобы понять, как она называется послушайте загадку:

Она у каждого бывает,
Кто про невзгоды забывает.
Ты хочешь петь и веселиться,
Ей можно с другом поделиться,
Она - любимая, как сладость.
Она – отрада наша, … (радость).

Психолог: да, наша конечная остановка называется радость. А что такое радость, кто знает? (ответы детей).  Как вы думаете какое настроение должно быть у всех на этой остановке? (ответы детей). Точно, только хорошее настроение. А бывает у вас такое, что вы ругаетесь со своим другом? (ответы детей). А если вы поругались у вас может испортиться настроение? (ответы детей). И значит на остановке радости вам уже нельзя находится и нужно обязательно мириться! А вы если помиритесь настроение улучшится? (ответы детей).

Психолог: Но ведь не всегда можно быстро помириться, бывает, что кто-то упрямится и так можно очень долго ходить с плохим настроением. Но у нас есть наш психологический уголок, в котором есть специальная коробка, с ее помощью все очень быстро мирятся! (психолог показывает коробку-мирилку и предлагает разыграть сценку с участием детей).

Психолог: Давайте представим, что Захар и Руслан поругались и не хотят мириться, но на помощь к ним приходит коробка-мирилка. (Психолог предлагает детям просунуть руки внутрь коробки и помириться на пальчиках). Вот и отлично! Теперь вы знаете, как можно быстро помириться!

Психолог: Ну, что ж ребята, кажется нам пора возвращаться обратно в детский сад (Дети «садятся в вагоны», произносятся слова и поезд отвозит их на свои стульчики).

Психолог: Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). Я рада, что вам понравилось! Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей).

Прощание «Ласковые ладошки»

Психолог: А теперь давайте попрощаемся.

Дети благодарят друг друга за хорошую работу, встают в круг (смотрят в затылок впереди стоящего) и гладят ребёнка, стоящего впереди, расслабленными ладошками по спине, плечам, голове. Потом разворачиваются на 180 градусов и так же гладят ребёнка, оказавшегося впереди, ладошками по спине, плечам и голове.

Психолог: На этом наше занятие подошло к концу. До новых встреч!