Нейрогимнастика

Гурьева Татьяна Юрьевна

Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogimnastika_aprel.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог: Гурьева Т.Ю.

Что такое Нейрогимнастика

Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.

Как понять, что ребенку нужна Нейрогимнастика?

  • Для общего развития
  • Для развития памяти
  • постоянная рассеянность;
  • невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды:
  • плохая моторика пальцев рук или отсутствие ловкости кистей;
  • явные проблемы с ориентацией в окружающем мире (например, ребенку сложно запоминать дорогу домой и самостоятельно добираться в школу, которая расположена в пешей доступности);
  • уровень физического или интеллектуального развития не соответствует возрастному показателю;
  • снижены способности к усвоению информации, которая поступает от воспитателя дошкольного учреждения.

 

         Примеры упражнений для развития мозга

Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений подбирается с учетом умственных способностей ребенка) создана, чтобы обеспечить качественное развитие ЦНС. Для каждой возрастной категории существует свой комплекс занятий по развитию головного мозга.

Для детей 4-5 лет

Для детей возрастом от 4 до 5 лет необходимо обеспечивать самую простую нейрогимнастическую нагрузку.

Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»

Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» направлено на развитие памяти, синхронную работу верхних конечностей и концентрацию внимания.

Данный вид тренировки для мозга проводится следующим образом:

  1. По команде родителя ребенок сжимает руку в кулак.
  2. Затем ребенок поворачивает руку в кисти и разжимает кулак так, чтобы ладонь была повернута вверх.
  3. После этого ребенок еще раз поворачивает верхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро.

Данные действия дети могут выполнять по памяти, либо же повторяют за родителями. Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» позволяет достичь положительного нейрогимнастического эффекта, если вышеперечисленные движения повторяются по 10-15 раз ежедневно.

Упражнение «Слон»

Упражнение «Слон» создано для улучшения синхронной работы центров мозга, отвечающих за интеллект, а также функции мышечной системы.

Данное занятие проходит с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Ребенок принимает положение стоя.
  2. Затем наклоняет голову в бок, касаясь ухом поверхности плеча.
  3. После этого указательным пальцем руки ребенок должен нарисовать в воздухе слона или любимого животного.

Во время выполнения данного упражнения ребенку необходимо следить глазами за кончиком пальца. Продолжительность занятия составляет 1-2 мин. для каждой руки.

Упражнение «Часики»

Занятие «Часики» предназначено для развития координации движений и укрепления функций мозолистого тела.

Данное упражнение выполняется следующим образом:

  1. Необходимо занять положение, стоя или сидя.
  2. После этого ребенок кладет правую руку на поверхность тела ниже левой ключицы.
  3. Левая рука фиксируется на животе в области пупка.
  4. Проговаривая слова «Часики так-так», ребенок массирует мышцы в области ключицы, а затем резко меняет руки.
  5. Аналогичные действия выполняются в области правой ключицы.

Для достижения положительного эффекта тренировки мозга достаточно выполнять по 10 повторений данного упражнения.

Для детей 5-6 лет

Детям возрастом от 5 до 6 лет рекомендуется выполнять более сложные упражнения, которые активируют большее количество центров мозга.

Упражнение «Перекрестные шаги»

Для выполнения упражнения «Перекрестные шаги» необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. Занять положение стоя.
  2. Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки.
  3. После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки

Данные действия повторяются по 10-15 раз. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок делал упражнение правильно, а также не запутался в движениях.

Упражнение «Шаг с палками»

Для выполнения этого упражнения потребуются лыжные палки или другие предметы, которые их имитируют.

Тренировка проходит следующим образом:

  1. На счет «раз» ребенок делает шаг левой ногой и одновременно перемещает палку правой рукой.
  2. На счет «два» ребенок выполняет шаг правой ногой и переставляет палку левой рукой.

Данное упражнение необходимо повторять по 15 раз ежедневно. Усложнение тренировки происходит путем ускорения выполняемых движений.

Упражнение «Шаг на развитие координации»

Данное упражнение направлено на улучшение функций опорно-двигательного аппарата ребенка, его координации движений и ориентирования в пространстве.

Этот вид тренировки проходит следующим образом:

  1. Необходимо занять положение стоя.
  2. Ребенок делает шаг правой ногой.
  3. Затем поджимает левую ногу назад и касается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки.
  4. После этого делается шаг левой ногой, выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.

Упражнение «Шаг на развитие координации» необходимо повторять по 15 раз ежедневно.

Для детей 6-8 лет

Для детей возрастом от 6 до 8 лет процесс тренировки центров головного мозга предусматривает использование расширенного комплекса упражнений.

Упражнение «Шаг с проговариванием стихотворения»

Для выполнения этого упражнения нейрогимнастики необходимо соблюдать правила:

  • Ребенок поочередно шагает правой и левой ногой.
  • С каждым шагом ребенок проговаривает по несколько слов стихотворения, заученного наизусть.

Данное упражнение выполняется по 15 раз ежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которые разучиваются с ребенком до начала занятий.

Упражнение «Двойные каракули»

«Двойные каракули» считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга.

Данное занятие проходит следующим образом:

  1. Необходимо занять положение, стоя или сидя.
  2. Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой.
  3. Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрические фигуры.

Это упражнение следует повторять по 10 раз ежедневно. Средняя продолжительность тренировки от 5 до 7 мин.

Упражнение «Ленивая восьмерка»

Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды.

Тренировочный процесс проходит следующим образом:

  1. Ребенок занимает положение сидя.
  2. Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку.
  3. Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8».
  4. После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.

Для каждой верхней конечности потребуется сделать не менее 15 повторений. При этом все движения большим пальцем руки должны быть плавными и неспешными.

Рекомендации по занятиям для родителей

Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений включает в себя полноценное развитие мелкой моторики рук) должна быть организована так, чтобы ребенок проявлял интерес к каждому занятию. В данном случае тренировка мозга станет хорошей привычкой и веселым занятием, которое не будет ассоциироваться с каким-либо негативным процессом.

Родителям детей, которые проходит курс нейрогимнастики, необходимо помнить о рекомендациях:

  • Укрепление мозолистого тела должно выполняться ежедневно, но без принуждения.
  • Регулярность проведения нейрогимнастических занятий — это залог быстрого достижения положительного результата.
  • Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась функциональность ЦНС, достаточно выполнять по 1-2 упражнения в день.
  • Общая продолжительность всего комплекса нейрогимнастических упражнений должна находиться в пределах от 5 до 7 мин., так как ребенок может устать.
  • Чтобы дети сохраняли интерес к развивающим занятиям, их необходимо выполнять в разных местах. Например, сегодня в квартире, завтра на прогулке в парке, послезавтра по пути в школу.
  • Усложнение тренировочного процесса должно происходить постепенно по мере того, как ребенок приобретает навыки, наблюдаются реальные результаты его развития.
  • Нейрогимнастические упражнения можно выполнять в положении лежа, сидя за столом или стоя.
  • Перед тем, как внедрять новое занятие, взрослый должен повторить все движения самостоятельно, показав их ребенку. Затем следует проконтролировать, чтобы сын или дочь повторили данные действия правильно и без ошибок.

В том случае, если ребенку необходимо учить уроки, либо ему предстоит другая умственная нагрузка, лучше сначала провести нейрогимнастическую тренировку, а уже затем переходить к мыслительному процессу. Данные рекомендации будут полезны для родителей, которые заинтересованы во всестороннем развитии своих детей. Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, который направлен на развитие центров головного мозга, сбалансированное взаимодействие его полушарий.

Данный метод тренировки центральной и периферической нервной системы может потребоваться ребенку, у которого наблюдаются признаки рассеянности, проблемы с концентрацией внимания, освоением письма и чтения. Плохое ориентирование в пространстве и нарушения координации движений также могут быть исправлены с помощью нейрогимнастики. Достижение положительного результата по улучшению функций головного мозга, возможно только при условии регулярного выполнения развивающих упражнений.

Нейрогимнастическая тренировка может проводиться в домашних условиях, в кабинете детского психолога, в саду, парке или на детской площадке. Главное, чтобы ребенок находился в доброжелательной и благоприятной обстановке.